_____________ О.А. Рыкова
«___» _________20___г.
1) Содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению обучающихся;
2) Создание социально-психологических условий для успешной адаптации обучающихся нового набора;
3) Создание условий для развития групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в коллективе;
5) Оказание помощи педагогическому составу, администрации.
- подготовка информации по актуальным запросам.
- изучение индивидуальных психологических особенностей, обучающихся отслеживание профессионально-значимых качеств и социальной зрелости;
- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации;
- выявление внутригруппового статуса и социальной роли.
- оказание психологической поддержки развития личности обучающихся с целью сохранения ее индивидуальности;
- оказание психологической помощи и поддержки всем участникам обучающего процесса, находящимся в состоянии стресса, - конфликта, сильного эмоционального переживания;
- оказание психологической помощи и поддержки всем участникам процесса обучения в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- содействие социально-психологической адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- содействие социально-психологической адаптации обучающихся «группы риска».
- оказание психологической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- консультирование администрации, педагогического состава и законных представителей по проблемам индивидуального развития обучающихся;
- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и разработки индивидуальных развивающих и психокоррекционных программ с учетом особенностей личности обучающихся;
- подготовка материалов к выступлениям на педагогических советах, семинарах.
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственный и исполнители | Отметка об исполнении |
Просветительский блок |
1 | Групповая беседа с обучающимися нового набора «Психологическая помощь обучающимся» | Сентября | Педагоги-психологи Руководители групп | |
2 | Участие в родительских собраний по адаптации обучающихся нового набора: формирование родительских установок на партнёрство, поддержку процесса обучения. | Сентябрь | Администрация колледжа Руководители групп Социальные педагоги Педагоги-психологи | |
3 | Подготовка информационного материала для обучающихся нового набора: - Памятка «В первый раз в первый…курс!». - Буклет «Советы первокурсникам». - Памятка «Ваша адаптация в ваших руках». - Листовка «Советы первокурснику по успешной адаптации к образовательному процессу». | Сентябрь-октябрь | Педагоги-психологи | |
4 | Круглый стол для руководителей групп «Трудности и последствия адаптационного периода для успешного обучения и психологического здоровья обучающихся». | Октябрь | Педагоги-психологи Заместитель директора по ВР Социальные педагоги | |
5 | Размещение на сайте информации для обучающихся: - «Экзамены. Как снизить стресс»; - «Личность в экстремальных условиях», - «Счастье-это…», - «Советы подросткам. Как научиться не ссориться с родителями»; - «Советы подросткам. Если чувствуешь себя одиноким»; - «Как стать душой компании»; - «Самооценка»; - «Как заставить себя учиться»; - «Как не допустить переутомления»; - «Девять шагов к уверенности»; - «Как снимать нервно-психическое напряжение и усталость»; - «Мир без наркотиков»; - «Умей сказать «НЕТ!»; - «Драка и ответственность»; - «Профилактика употребления ПАВ»; - «Профилактика правонарушений»; - «Уважительное отношение друг к другу», - «Как разрешить конфликты мирным путем?», - «Жить в мире с собой и другими», - «Мир без насилия»; - «Ответственность за выбор»; | В течение года | Педагоги-психологи | |
6 | Размещение на сайте информации для педагогов: - «Памятка для педагогов по профилактике суицидов»; - «Полезные заметки для работы с первокурсниками»; - «Психологическая безопасность обучающихся»; - «Что можно сделать для предотвращения суицида»; - «Тактичное поведение преподавателей с обучающимися»; - «Стресс у подростков»; - «Проявление агрессивности и тревожности у обучающихся»; - «Методические рекомендации по работе с обучающимися с ОВЗ»; - «Памятка для педагогов по взаимодействию с родителями обучающихся с ОВЗ»; - «Правила работы с обучающимися «группы риска»; - «Классификация категорий обучающихся «группы риска»; - «Профилактика правонарушений среди обучающихся»; - «Индивидуальная работа с неблагополучными семьями»; - «Признаки употребления ПАВ»; - «Подросток находится в ситуации буллинга»; - «Признаки буллинга в колледже»; - «Рекомендации педагогу по работе с отверженными обучающимися»; - «Как остановить травлю?» | В течение года | Педагоги-психологи | |
7 | Размещение на сайте информации для родителей (законных представителей): - «Телефон доверия для обучающихся и родителей»; - «Памятка по выявлению суицидального поведения»; - «10 заповедей для понимания с подростками»; - «Способы разрешения конфликтов»; - «Рекомендации по адаптации обучающихся колледжа»; - «Рекомендации родителям первокурсников по повышению учебной мотивации»; - «Кризисные ситуации в жизни подростка: как пережить их вместе»; - «Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек»; - «Памятка родителям по предупреждению подростковой агрессивности»; - «Памятка родителям по профилактике экстремизма»; - «Это должен знать каждый родитель»; - «Психологические признаки буллинга»; - «Советы родителям для оказания помощи подростку при буллинге в колледже»; - «Кто становится жертвой буллинга?» | В течение года | Педагоги-психологи | |
8 | Профориентационные классные часы в группах нового набора: - «Всякий человек по делу узнается!»; - «Личность через призму профессий»; - «Дело мастера боится». | 1 семестр | Педагоги-психологи Руководители групп Заведующие практикой | |
9 | Встречи с интересными людьми своей профессии. | В течение года | Заведующие практикой Руководители направлений Педагоги-организаторы | |
10 | Просветительские мероприятия, направленные на профилактику здорового образа жизни: - - Видео лекторий по профилактике алкоголизма и наркомании; - Акция «Меняю сигарету на конфету»; - Классный час по профилактике ВИЧ/СПИДа «Знать, чтобы жить»; - Круглый стол «Сломай сигарету, пока она не сломала тебя»; -Классный час «Не дай себя уничтожить алкоголем»; - Викторина «Здоровье – путь к успеху!»; - Видео лекторий «Здоровье каждого – богатство всех»; - Круглый стол «Здоровый образ жизни – мода или необходимость?»; - Оформление стенда по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма; - Просмотр и обсуждение видеофильма «Каждый рассвет он единственный». | В течение года | Педагоги-психологи | |
11 | Мероприятия для обучающихся выпускных групп: - Дискуссионный практикум «Моя будущая профессия»; - Практическое занятие «Мое резюме»; - Тренинг «Деловое общение». | В течение года | Педагоги-психологи Заведующие практикой | |
12 | Совместная работа с центром развития профессиональной карьеры. | В течение года | Педагоги-психологи Заведующие практикой | |
13 | Проведение семинаров для педагогов: - «Технология взаимодействия педагога и обучающегося». - «Проблемы адаптационного периода обучающихся нового набора»; - «Профилактика суицидальных тенденций у подростков»; - «Построение общения с обучающимися «группы риска»; - «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»; - «Причины возникновения и пути решения конфликтов между преподавателем и обучающимся»; - «Буллинг: как распознать и преодолеть возникшую опасность»; - «Стресс и стресс-менеджмент в деятельности педагога». | В течение года | Педагоги-психологи | |
Диагностический блок |
1 | Изучение психологического климата в группах (беседы, наблюдения, тестирование, анкетирование). | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги Руководители групп | |
2 | Диагностика самооценки, уровня притязаний, психоэмоционального состояния, степени социализированности обучающихся нового набора. | Сентябрь- октябрь | Педагоги-психологи | |
3 | Диагностика наличия и типа имеющихся акцентуаций характера обучающихся «группы риска», склонных к асоциальному поведению. | Раз в семестр | Педагоги-психологи | |
4 | Анкетирование среди обучающихся нового набора «Трудности адаптации в общежитии». | Октябрь | Педагоги-психологи Воспитатели общежитий | |
5 | Выявление уровня познавательной активности, тревожности и негативного эмоционального фона обучающихся. | В течение года | Педагоги-психологи | |
6 | Выявление обучающихся, склонных к употреблению ПАВ, девиантному и деликвентному поведению. | В течение года | Педагоги-психологи | |
7 | Участие в социально-психологическом тестировании. | В течение года | Педагоги-психологи | |
8 | Индивидуальная психологическая диагностика по запросам обучающихся, руководителей групп, родителей (законных представителей). | В течение года | Педагоги-психологи | |
9 | Социометрическое исследование учебных групп нового набора. | В течение года | Педагоги-психологи | |
10 | Изучение мотива поступления в колледж, на выбранную специальность, профессию. | Сентябрь | Педагоги-психологи | |
11 | Диагностика уровня удовлетворенности условиями обучения и организации учебного процесса в колледже. Анкетирование «Удовлетворенность обучением в колледже». | Январь | Педагоги-психологи | |
12 | Диагностика профессиональных важных качеств обучающихся: | В течение года | Педагоги-психологи | |
13 | Опрос по питанию обучающихся. | 2 семестр | Социальные педагоги Педагоги-психологи | |
14 | Диагностика по запросу: -определение индивидуально-личностных особенностей; -мониторинг психоэмоционального состояния (как профилактика эмоционального выгорания); -профориентация; -профилактика суицидального, аддиктивного и девиантного поведения; -выявление и профилактика причин неуспеваемости. | В течение года | Педагоги-психологи | |
15 | Диагностика «Удовлетворенность проживанием в общежитии». | Раз в год | Педагоги-психологи Воспитатели общежитий | |
16 | Диагностика готовности к профессиональной деятельности | Апрель-май | Педагоги-психологи | |
17 | Анкета для обучающихся выпускных групп. | Июнь | Педагоги-психологи | |
Профилактический блок |
1 | Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений: - Классный час «Что такое Закон. Зачем нужно его соблюдать?»; - Занятие с элементами тренинга «Я в ответе за свои поступки»; - Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних»; - Встречи с юристами; | В течение года | Педагоги-психологи | |
2 | Классные часы по теме организации самостоятельной работы, эффективного обучения для обучающихся нового набора: - Тренинг-семинар «Я все могу»; - Классный час «Особенности учебного процесса в колледже»; - Классный час «Из чего складывается успех в учебе». | В течение года | Педагоги-психологи Педагоги-организаторы | |
3 | Размещение на сайте методических рекомендаций для родителей (законных представителей) по профилактике здорового образа жизни, психологического комфорта. - Буклет «Что нужно знать о современных наркотиках»; - Рекомендации по профилактике вредных привычек; - Статья «Вся правда о здоровой пище»; - Сан бюллетень «Будьте здоровы»; - «О здоровой и радостной жизни»; - «Признаки депрессии у подростков». | В течение года | Педагоги-психологи | |
5 | Проведение познавательного часа по теме «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу», «Профилактика деструктивного стресса во время подготовки к экзаменам». | Декабрь, май | Педагоги-психологи | |
6 | Совет профилактики. | В течение года | Председатель совета профилактики Члены совета профилактики | |
7 | Профилактические занятия, лекции, семинары с обучающимися, проживающими в общежитии: - Тренинг «Как построить отношения с теми, кто на нас не похож?»; - Лекция-семинар «Профилактика алкоголизма среди подростков»; - Психологические занятия направленные на снятия тревожности, с элементами тренинга «Мое состояние», - Психологические занятия с элементами тренинга «Эмоциональная тропинка»; - Круглый стол «А что потом…» (о наркомании, алкоголизме, курении); - Психологическая игра на развитие толерантности «Большой костер»; - Лекция «Обучение навыкам эффективного поведения в конфликте»; - Тренинг «Позитивное мышление»; - Беседа «Толерантность и межнациональные конфликты. Как они связаны?» | Раз в месяц | Педагоги-психологи Воспитатели общежитий | |
8 | Совместная работа с Основным отделом «Пеликан» по программе «Шагаем в здоровое будущее». | Раз в месяц | Педагоги-психологи | |
9 | Проведение совместных мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения с представителями общественных организаций. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
10 | Мероприятия, посвященные формированию интереса к выбранной профессии: - Беседа «Все дороги ведут в Рим»; - Семинар «Будущее за специалистами». | В течение года | Педагоги-психологи Педагог-организатор Заведующие практикой | |
11 | Информирование обучающихся о работе телефонов доверия и служб, способных оказать помощь в сложной ситуации. | В течение года | Педагоги-психологи | |
12 | Индивидуальные профилактические беседы с обучающимися по запросу. | В течение года | Педагоги-психологи | |
13 | Психологическая помощь обучающимся, состоящим на учете в районных КДНиЗП. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
14 | Рекомендации руководителям групп по результатам психодиагностики индивидуальных особенностей обучающихся. | В течение года | Педагоги-психологи Руководители групп | |
15 | Мероприятия, направленные на профилактику ДТП с отделом безопасности дорожного движения. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
16 | Мероприятия, направленные на профилактику коррупции: - Беседа «Коррупции нет место среди нас»; - Викторина «Что вы знаете о коррупции?»; - Круглый стол «Коррупция в нашей жизни»; - Классный час «Скажем коррупции твердое «НЕТ!»; - Видео лекторий «Мы против коррупции!». | В течение года | Социальные педагоги Педагоги-психологи | |
17 | Мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма: - Классный час «Терроризм – угроза, которая касается каждого»; - Классный час «Учимся жить в многоликом мире»; - Психологическое занятие «Толерантность и межнациональные отношения»; - Классный час о толерантности «Мы очень разные, но мы вместе…»; -Мини-тренинг «Формирование толерантного отношения друг к другу»; - Классный час «Экстремизм в молодежной среде»; - Круглый стол «Толерантность – дорога к миру»; - Беседа «Учимся жить в многоликом мире». | В течение года | Педагоги-психологи | |
18 | Мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения: - Классный час «Ценность жизни»; - Беседа-тренинг «Твоя жизнь в твоих руках»; - Тренинг-семинар «Жить здорово»; - Круглый стол «Хочу жить!»; - Тренинг «Жизнь одна»; - Групповое профилактическое занятие «Надежда творит чудеса»; - Тренинг «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»; - Семинар-практикум «Способы саморегулирования эмоционального состояния. Учимся снимать усталость»; - Лекция «Как преодолеть тревогу и усталость»; - Оформление информационного стенда на тему: «17 мая - Международный день Детского телефона доверия»; - Классный час «Телефон доверия». | В течение года | Педагоги-психологи | |
Психокоррекционный блок |
1 | Индивидуальная коррекционная работа с обучающимися требующих особого внимания (сироты, одаренные, социально-уязвимые, мигранты, иностранные граждане, обучающиеся с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями, попавшие в трудные жизненные ситуации, обучающиеся с зависимостью). | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
2 | Проведение тренингов по формированию групповой сплоченности внутри учебных групп, а также среди обучающихся, проживающих в общежитии: - Тренинг- семинар «Вместе мы сила!»; - Лекция «Как справится с конфликтом»; - Психологические занятия с элементами тренинга «Давай дружить!»; - Классный час «Мы команда». | В течение года | Педагоги-психологи Руководители групп Воспитатели общежитий | |
3 | Работа по регулированию конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса и обучающимися проживающими в общежитии. | В течение года | Педагоги-психологи Руководители групп Воспитатели общежитий Социальные педагоги | |
4 | Оказание практической помощи обучающимся, имеющим задолженности. Предупреждение и снятие у обучающихся психологического дискомфорта, связанного с учебной деятельностью. Проведение индивидуальных занятий по запросу. | В течение года | Педагоги-психологи Руководители групп Социальные педагоги Воспитатели общежитий Преподаватели | |
5 | Осуществление психологической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся из многодетных и малоимущих семей. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги Руководители групп | |
6 | Индивидуальная психокоррекционная работа личностных особенностей, поведения обучающихся, попавших в конфликтную ситуацию. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги Воспитатели общежитий Руководители групп | |
7 | Индивидуальная работа с обучающимися, относящимися к категории «группы риска». | В течение года | Педагоги-психологи Воспитатели общежитий Руководители групп | |
8 | Индивидуальная работа с обучающимися, направленная на снятие состояния тревожности, агрессии и страхов. | В течение года | Педагоги-психологи Воспитатели общежитий Руководители групп | |
9 | Индивидуальная работа с дезадаптивными обучающимися. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги Руководители групп | |
10 | Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность (волонтерское движение, кружковая работа, спортивные секции и т.п.) | В течение года | Педагоги-психологи Педагоги-организаторы Воспитатели общежитий Руководители кружков и секций | |
11 | Привлечение обучающихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д. | В течение года | Педагоги-психологи Преподаватели Руководители групп Педагоги-организаторы | |
12 | Индивидуальная работа с обучающимися оказавшимися в трудной жизненной ситуации. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
Консультативный блок |
1 | Консультирование для обучающихся нового набора: построение и реализация индивидуальной траектории обучения. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги Руководители групп | |
2 | Психологическое консультирование родителей (законных представителей) обучающихся нового набора по проблемам оказания помощи адаптационный период. | В течение года | Социальные педагоги Педагоги-психологи Руководители групп | |
3 | Индивидуальное консультирование обучающихся по запросу. | В течение года | Педагоги-психологи Социальные педагоги Руководители групп | |
4 | Консультирование педагогов по результатам диагностических процедур, профессиональным вопросам. | В течение года | Социальные педагоги Педагоги-психологи | |
Организационно-методический блок |
1 | Изучение личных дел обучающихся нового набора | Сентябрь | Руководители групп Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
2 | Выявление списков обучающихся нового набора, требующих особого внимания (сироты, одаренные, социально-уязвимые, мигранты, иностранные граждане, обучающие с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями, попавшие в трудные жизненные ситуации, обучающиеся с зависимостью.) | Сентябрь | Руководители групп Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
3 | Разработка методических рекомендаций обучающимся по повышению базового уровня знаний, организация консультаций для обучающихся, имеющих задолженности. | В течение года | Педагоги-психологи | |
4 | Оформление личных дел (социальных карт) обучающихся требующих особого внимания (сироты, одаренные, социально-уязвимые, мигранты, иностранные граждане, обучающиеся с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями, попавшие в трудные жизненные ситуации, обучающиеся с зависимостью) | Сентябрь | Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
5 | Составление индивидуальных планов работы с обучающимися требующих особого внимания (сироты, одаренные, социально-уязвимые, мигранты, иностранные граждане, обучающиеся с ОВЗ, с особыми образовательными потребностями, попавшие в трудные жизненные ситуации, обучающиеся с зависимостью) | Сентябрь | Педагоги-психологи Социальные педагоги | |
6 | Подборка психологических методик для психодиагностического обследования. | В течение года | Педагоги-психологи | |
7 | Составление характеристик, справок, заключений на обучающихся по результатам проведенных психологических исследований либо по запросу. | В течение года | Педагоги-психологи | |
8 | Разработка методического материала. | В течение года | Педагоги-психологи | |
9 | Написание планов и отчетов. | В течение года | Педагоги-психологи | |
10 | Разработка коррекционных занятий, тренингов, индивидуальных планов работы; | В течение года | Педагоги-психологи | |
11 | Оформление и ведение текущей документации. | В течение года | Педагоги-психологи | |
Педагог-психолог __________________________ М.А. Маргус
Педагог-психолог __________________________ Е.В. Половникова