Тема:Образ Петербурга в русской литературе Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание».
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит…
А.С.Пушкин
Беседа по первичному восприятию романа.
Что нового открыл вам роман? Какие чувства пробудил? О чем заставил задуматься?
Кто главные герои произведения?
Современник Ф.М.Достоевского Н.К.Михайловский назвал талант писателя “жестоким”. Согласны ли вы с этим утверждением?
На чьей стороне симпатии писателя?
Создание проблемной ситуации.
Узнайте город по описанию и автора произведения, где оно было использовано.
“…Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!.. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости , куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург… Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга…всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуар , и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои!..
С самого раннего утра … Невский проспект пуст… По улицам плетется нужный народ… В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций… Но чем ближе к двум часам…Все, что вы ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия…
В три часа – новая перемена. На Невском проспекте вдруг настает весна: он весь покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах…
Но как только сумерки упадут на дома и улицы,.. тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет…
О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!.. все дышит обманом. Он лжет во всякое время, этот Невский проспект,..” (повесть “Невский проспект”.)
“…и очутился вдруг в столице, которой, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, относительно сказать, некоторое поле жизни… Вдруг какой-нибудь эдакий, можете представить себе, Невский проспект, или там, знаете какая-нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, безо всякого, то есть, соприкосновения , – словом, Семирамида, да и полно!.. – Персия, сударь мой, такая…” (“Повесть о капитане Копейкине”ГОГОЛЬ.)
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,..
Люблю…
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный… (ПУШКИН“Медный всадник”.)
– Каков Петербург у каждого писателя? Какую роль сыграл город в судьбе героев известных вам произведений?
– Каков же Петербург у Достоевского? Какую роль сыграл он в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа “Преступление и наказание”? – эти вопросы станут сегодня нашими путеводителями по страницам романа Ф.М.Достоевского “ Преступление и наказание”.
Работа с текстом романа. Подготовка к путешествию по городу.
– Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?
“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу..”
– Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?
“Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека”.
С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты – “лохматники”, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.
Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?
Чаще всего описание города используют в качестве характеристики обстановки действия, но Достоевский вносит дополнительное значение.
№ | Составляющие образа | Характерные признаки |
1. | Пейзаж | Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”. Вызывает чувство омерзения, общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения. |
2. | Сцены уличной жизни | – ребенок, распевающий “Хуторок”; – пьяная девочка на бульваре; – сцена с утопленницей; – пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но собравшись вместе в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее. На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. |
3. | Интерьеры | Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои. Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки. Комната Сони-“уродливый сарай”. Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети. |
Сегодня мы будем говорить о Петербурге Достоевского. Но прежде, вспомните, каким предстает Петербург в известных вам произведениях 1-ой половины XIX века. Есть ли что-то общее у Пушкина, у Гоголя, у Достоевского в изображении Петербурга?
Как писатели изображали Петербург? (Город является одним из героев их произведений, он населен людьми разными по характеру, по своему социальному положению, по материальному достатку.)
У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив. В романе в стихах “Евгений Онегин” Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но Петербург Пушкина двойственен, потому что вся эта красота – это лишь ширма, которая прикрывает грязные улицы и нищие трущобы, которые предназначены для тружеников, для «маленьких людей». И неслучайно разбушевавшееся наводнение грозит гибелью всему, что видит герой. «Маленький человек» пытается искать виновного в этих народных бедствиях и находит его именно в Петербурге.
Вслед за Пушкиным продолжает Н. В. Гоголь. Петербург представлен в «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». В «Петербургских повестях» Гоголь отразил свои впечатления и жизненные переживания, которые были связаны с его личной судьбой. Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, – это Невский проспект. Он противостоит городу нищих. Но автор сам же опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди.
В 50-60 е годы Н. А. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть. Город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.
Мотивация учащихся.
А сейчас давайте посмотрим на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Каким же изобразил город писатель? Сегодня мы с вами постараемся понять, в чем же особенности этого города, как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание», найдем сходство и отличие Петербурга Достоевского от Петербурга, изображенного писателями в 1-й половине XIX века.
Объяснение нового материала.
Раскольников, главный герой романа, выходит из своей каморки на улицы города. Какая атмосфера царит на них? Подтвердите свои ответы цитатами из текста. («На улице жара стояла страшная… грустный колорит картин» ч.1 гл.1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит картины» ч.2 гл.1; «Был уже поздний вечер….» ч.3 гл.6.)
– Выявите закономерность в этих описаниях (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа.)
– Как эта атмосфера влияет на Раскольникова? (Герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие.)
– Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом “каменном мешке”. Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи процентщицы.
– А есть ли в романе упоминание о величественном городе? (Сам Достоевский говорил, что город всегда его манил какой-то своей таинственностью. Петербург – это двойственный город. С одной стороны, это красота невской панорамы. Во время прогулки, когда Раскольников попадает на набережную Невы, он любуется городом. Но при описании города Достоевский говорит: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы, духом немым и глухим была полна для него эта пышная картина». С другой стороны, Петербург – это доходные дома, нищие лачужки, ремесленники и Сенная площадь. Раскольников на улице видит страшные сцены. Это совсем не величественный, не пышный город. Герою ближе по сердцу Сенная площадь. Именно здесь ему комфортно, он чувствует себя своим.)
– Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города. Мир, который показывает Достоевский, – это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно. Между всеми людьми только безразличие, злорадная насмешка.
– Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на этих улицах
(Это пьяные, «всякого рода промышленники и лохмотники», Мармеладов с желтым отекшим лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями», старуха – процентщица с «вострыми и злыми глазками».)
– Каков сам Раскольников? (Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен, но он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».)
– Какие впечатления произвели на вас эти люди и почему? (От этих встреч остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного.)
– Итак, одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж.
– Какие сцены уличной жизни вас наиболее потрясли? (Пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, сцена с пьяной девушкой, сцена смерти Мармеладова, сцена с шарманщиком и толпой женщин, сцена на мосту с утопленницей, сцена смерти Катерины Ивановны.)
– Что отражают эти сцены?
– Для чего Достоевский показывает эти сцены?
– К какому выводу приводят нас сцены уличной жизни? (Эти сцены показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми.)
– Итак, еще одним средством изображения Петербурга являются уличные сцены.
– Перейдем к интерьерам, в которых обитают жители Петербурга. Что мы в них увидим?
(Неправильные формы домов, квартир, бедность, желтые обои, простая мебель. Жилища людей убоги и бедны так же, как и жильцы.)
– Найдите описание каморки Раскольникова.
– Как ощущает себя герой в этом жилище?
– Достоевский изображает город в период 60–70 годов 19 века, когда происходил рассвет капитализма, когда появлялось много фабрит, рабочих окраин, лачуг. И в то же самое время появлялись доходные дома, в которых сдавалось практически все, даже углы комнаты.
– Расскажите о том, как жила семья Мармеладовых.
– Найдите описания комнаты Мармеладовых и Сони, а также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов. Зачитайте их. Какие повторяющиеся детали обращают на себя внимание?
– Обратите внимание, что у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Люди в Петербурге живут в дворах-колодцах. Расскажите о них. (Дворы-колодцы, дома-колодцы. Так называет жилище обитателей города, так как плотные фасады домов не имеют прохода. Даже когда идешь по Невскому проспекту, можешь нырнуть вглубь и оказаться внутри колодца, где можно увидеть только каменные стены. Небо можно увидеть только наверху. В эти дома практически не попадает солнце, в них живут люди, которые часто болеют чахоткой. И выйти из этой ситуации люди не могут, потому что Петербург внедряется в жизни людей и уничтожает их.)
– Описания еще каких помещений мы наблюдаем в романе? (Часто встречаются описания лестниц, дворов, трактиров, полицейской конторы)
– Что мы видим в этих помещениях? Какими предстают перед нами лестницы домов? (Лестницы грязные, вонючие. «Лестница была темная и узкая, черная», «….чем дальше, тем становилась темнее… на верху этой лестницы было очень темно», «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях».)
– Итак, третье средство изображения Петербурга Достоевским – это интерьеры.
– Еще один компонент образа Петербурга у Достоевского – навязчивый желтый цвет, постоянно упоминающийся в романе. Когда и зачем он упоминается в романе?
(Этот цвет усиливает ощущение нездоровья, болезненности. «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Мы видим желтые обои, желтую мебель, картинки в желтых рамочках на стенах в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на шкаф или на сундук, каморка Раскольникова с желтенькими пыльными обоями. В комнате Сони все те же желтоватые обои, и в кабинете Порфирия Петровича также стоит мебель из желтого полированного дерева. Такие “желтые” детали подчеркивают безысходную атмосферу, в которой живут действующие лица романа. Желтый цвет является предвестником каких-то недобрых событий в жизни людей. Сам по себе желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости и общей подавленности.)
– Наблюдая весь ужас жизни, перед Раскольниковым встают вопросы: “А что же ты делаешь, чтобы этому всему не бывать? Тут надо же что-нибудь сделать”. И именно это ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния, до бешенства и почти до безумия. Он пытается спасти опозоренную девочку, отдает последние деньги, чтобы она не досталась “мерзавцу”. И вдруг он осознает, что это безнадежно, что он ничего не может изменить своим одним маленьким поступком. Ему приходит мысль, что существует множество историй, которые стали принадлежностью этого города.
– Но что он может сделать?
– Можем ли мы назвать город соучастником скрытых преступлений? (Да, он подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него.)
– Мы говорили, что Петербург в своих произведениях изображали многие писатели. Что же общего имеет Петербург Достоевского с изображаемым Петербургом его предшественников? (Петербург Достоевского роднит с Петербургом Пушкина и Гоголя детальность описания быта, а с Некрасовым – природные явления, беднота на улицах.)
– Каким предстает Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»? (Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорбленных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Это город отвратительных трущоб и домов терпимости, узких улочек и мрачных закоулков с тесными дворами-колодцами и темными задворками. Этот город перенаселен нищими ремесленниками, мелкими чиновниками, которые ютятся в каждом уголочке зданий. Все пропитано алкоголем, везде кабаки. Достоевский пишет: «Кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Этот город жестокий, угрюмый и душный. В нем и люди становятся жестокими. Они способны убить любого за медную копейку. Люди здесь отчуждены друг от друга, несмотря на тесноту. В нем душно и совершенно нечем дышать от вони, столь известной каждому петербуржцу, и грязи. Окружающая обстановка создает у человека чувство безысходности и озлобления. Читая произведение, создается впечатление, что Петербург болен и больны все его жители.)
Выводы по теме урока.– Какой же Петербург Достоевского?
Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.
Петербург Достоевского – город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.
Петербург Достоевского – это город одиночества.
Петербург Достоевского – “город, в котором невозможно быть”.
– Какую роль сыграл Петербург в судьбах героев романа?
Петербург – своеобразный герой романа, глубоко враждебный и неприятный всему здоровому, жестокий и антигуманный. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Судьбы людей ломаются им: люди продают себя и своих близких, как в случае с Соней Мармеладовой; покупают себе жену из бедных, чтобы потом над нею поиздеваться, как об этом мечтает Лужин; издеваются над детьми, как Свидригайлов – только в таком городе могла родиться теория Раскольникова.
Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры “углов”– создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает впечатление безысходности, толкает на скандалы и преступления.
Домашнее задание:
посмотрите видеоурок по ссылке https://yandex.ru/video/preview?filmId=1951238496609931541&text=%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA&path=wizard&parent-reqid=1585911116355876-1688361144649398128600156-production-app-host-man-web-yp-275&redircnt=1585912223.1
вспомните свои впечатления и напишите в тетрадь подробный, аргументированный примерами из текста ответ на следующий вопрос - Каким я увидел/увидела Петербург Достоевского.