Городской семинар-практикум учителей начальной школы по физической культуре «Организация работы по предмету» УМК под редакцией В.И. Ляха.
А.В.Гребенец ГБОУ СОО ЛНР СОШ № 9,
Г.Свердловск
Anna_Grebenets@mail.ru
Аннотация. В доступной форме показаны и описаны основные направления работы с учащимися на уроке физической культуры. Приведены примеры основных базовых упражнений для младшего школьного возраста. Использованы упражнения, не требующие особой материально-технической базы, оборудования и спортивного инвентаря. Учитываются требования техники безопасности и меры по предупреждению травматизма на уроке. Отображается коррекционная работа с детьми. В работе отмечен поурочный медико-педагогический контроль состояния здоровья учащихся. Указывается на необходимость систематического контроля за усвоением навыков, умений и развитием двигательных качеств младших школьников при сдаче учебных нормативов.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье учащихся, здоровый образ жизни, урок физической культуры, медико-педагогический контроль.
Актуальность проблемы. Учитывая цели и задачи предмета физическая культура, в связи с введением в образовательный процесс ГОС, учителям необходимо приспособить основные разделы содержания программы к непосредственной работе с младшими школьниками на уроках физкультуры. Данная статья поможет охватить основные направления учебной деятельности на уроке физкультуры.
Цель статьи. Оказание методической помощи в подготовке и проведении урока физкультуры учителям младшей школы.
Изложение основного материала. Цель учебного предмета физическая культура - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности при проведении разнообразных занятий по физической культуре, содействие развитию личности учащихся и укрепление их физического и духовного здоровья.
Задачи предмета «Физическая культура»:
· укрепление здоровья школьников и формирование умений использования средств физической культуры во благо человека (оздоровительная деятельность);
· формирование знаний по физической культуре и спорту, здоровому и безопасному образу жизни и обучение двигательным действиям (образовательная деятельность);
· формирование социально значимых качеств личности и стремлений, содействие нравственному и социальному развитию, успешному обучению, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом (воспитательная деятельность);
· формирование двигательной подготовленности, содействие гармоничному физическому развитию (развивающая деятельность).
При организации работы с учащимися 1-4 классов на уроках физкультуры учитель учитывает, что физическая культура - это система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Немаловажную роль в организации работы на уроках играют правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Учащиеся изучают теоретический материал:
Из истории физической культуры. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью. Правила поведения и ТБ учащихся при занятиях на уроках физкультуры. Специальные медицинские знания.
Физические упражнения и их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Комплексы физических упражнений для: утренней зарядки, физкультминуток

Рис.1 «Комплекс зарядки»
занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки, профилактике плоскостопия.

Рис.2 «Упражнения по профилактике плоскостопия»
Комплексы упражнений на развитие физических качеств, комплексы дыхательных упражнений, гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики, организующие команды, строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Рис.3 «Построения»

Рис. 4 «Упоры»


Рис. 5 «Висы»



Рис. 6 «Приседы и седы»
Акробатические упражнения:
упражнения в группировке, перекаты, стойка на лопатках, кувырки вперёд и назад, гимнастический мост, акробатические комбинации.



Рис. 7 «Кувырок. Стойка. Мост»
Гимнастические упражнения прикладного характера.

Рис. 8 «Пример упражнения со скакалкой»

Рис. 9 «Передвижение по гимнастической стенке»
Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Рис. 10. «Танцевальные упражнения»
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений, челночный бег, высокий старт с последующим ускорением.


Рис. 11. «Разновидности бега»
Прыжковые упражнения: спрыгивание и запрыгивание, на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением, прыжки через скакалку,

Рис.12. «Прыжки в длину с места»

Рис.13. «Прыжки в длину с разбега» Рис. 14. «Прыжки в высоту с прямого разбега»
Броски: большого мяча разными способами.

Рис. 15. «Броски мяча»
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

Рис.16. «Подвижные игры»
Эстафеты. На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту (Рис. 17).

Рис. 17.
Уроки с элементами спортивных игр.


Рис. 18. «Элементы спортивных игр»
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
На уроках систематически проводится контроль по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств учащихся.(учебные нормативы).
На каждом уроке физкультуры осуществляется медико-педагогический контроль.
Учитель визуально наблюдает и определяет степень усталости учащихся по схеме:
Таблица 1.
Схема визуального определения усталости во время физических нагрузок
Объекты наблюдения | Признаки усталости |
Цвет кожи лица | Значительное покраснение |
Мимика | Напряженное выражение лица |
Потливость | Выразительная в верхней половине тела |
Дыхание | сильно ускоренное, прерывистое дыхание ртом |
Движение | Пошатывание, неуверенный шаг |
Самочувствие | Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, удушье, шум в ушах, головокружение |
Внимание | Ошибки при выполнении команд, нечеткое их исполнение. |
Вывод: Выполнение элементарных упражнений на уроке поможет: создать достаточно интересную, комфортную обстановку при проведении занятия; заинтересовать учащегося в необходимости систематических занятий физкультурой; привить интерес к здоровому образу жизни; научить контролировать свое самочувствие; самостоятельно организовать свой досуг и общение со сверстниками с применением подвижных и спортивных игр; развивать и поддерживать свою физическую форму. На пути к достижению всех этих целей, в сложном вопросе формирования здоровья ребенка и, как следствие, здоровья целого поколения, квалифицированный современный учитель будет играть одну из ведущих ролей.
2