Семинар-практикум для родителей
«Готовимся к школе вместе».
Подготовила: педагог-психолог Мелентьева Л.Н.
Цель: формирование компетентности родителей в области психолого-педагогической готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
Обозначить роль родителей в преемственной деятельности ДОУ и начального школьного образования;
Познакомить родителей с понятием универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации и обучения в начальной школе;
Актуализировать имеющиеся проблемы по вопросу готовности ребенка к школе;
Раскрыть содержание понятий физической, педагогической и психологической готовности;
Совместно с родителями создать модель «успешного первоклассника».
Участники: родители подготовительной группы.
Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях реализации ФГОС ДО.
Демонстрационный материал: презентация, цифры 1,2,3 на спинках стульев.
Раздаточный материал: карточки с определениями качеств успешного первоклассника, информационные памятки по видам готовности, карточки-блоки для схемы «Готовность к школе», анкеты для рефлексии, памятки по универсальным учебным действиям.
Материально-техническое обеспечение: 2 магнитные доски, экран, проектор, ноутбук, стулья по количеству участников, расставленные по кругу, стол.
Ход семинара-практикума.
Теоретическая часть.
Консультация – презентация.
Цель: обозначить роль родителей в преемственной деятельности ДОУ и начального школьного образования; познакомить родителей с понятием универсальных учебных действий, как условия успешной адаптации и обучения в начальной школе.
Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рада нашей встрече с вами. Сегодня мы проведем семинар-практикум по вопросу, который для всех вас очень актуален и может быть вызывает волнение и тревогу. Этот вопрос касается подготовки детей к школе.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» и в условиях реализации ФГОС дошкольное учреждение выступает первой ступенью общего образования детей. Поэтому одной из актуальных задач выступает преемственность детского сада и школы, предупреждение дезадаптации у детей в 1-ом классе (слайд 1). Задача ДОУ заключается в том, чтобы – сформировать совокупность «универсальных учебных действий», тем самым подготовив детей к обучению в школе.
Универсальные учебные действия (УУД) (слайд 2) – это способность ребенка к саморазвитию путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность, через «умение учиться». Они выражаются в таких важных чертах мотивированной учебной деятельности детей, как самостоятельность, активность и саморегуляция поведения.
Для успешной подготовки детей к обучению в школе и овладения детьми УУД, необходимо создание единой развивающей среды, где все участники образовательного процесса должны взаимодействовать и сотрудничать (слайд 3).
Родители – равноправные участники образовательного процесса, которые вносят основной вклад в воспитание и образование детей и являются авторитетом в глазах ребенка.
Наша задача сделать вас нашими партнерами по вопросу подготовки детей к школе. И сегодня тема нашего семинара-практикума звучит так: «Готовимся к школе вместе» .
Практическая часть.
Упражнение – знакомство с элементом актуализации проблемы по вопросу готовности к школе.
Цель: повысить тонус группы, активизировать положительные эмоции, настроить на совместную работу, актуализировать проблему нехватки информации по теме.
Нашу совместную практическую деятельность предлагаю начать с упражнения.
Психологическая зарядка
Цель: сплочение родительского коллектива, настрой на работу.
Инструкция: родителям предлагается выполнить определенные движения соответственно высказываниям, если они согласны.
Все те, кто знает, что такое школьная зрелость – хлопните в ладоши.
Если вы считаете, что ваш ребенок уже готов к школьному обучению – топните ногой.
Покачайте головой все те, кто считает, что школа – это страшно и сложно.
Для кого главным критерием в выборе школы является ее престижность и современная программа – постучите себя кулаком в грудь.
Если поступление вашего ребенка в школу для вас событие важное и значимое, то подмигните глазом.
Если в вашей семье приняты единые требования в воспитании и обучении ребенка – дотроньтесь до кончика носа.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.
Улыбнитесь все те, у кого хорошее настроение.
Хорошо, спасибо за знакомство и искренние ответы по проблеме. Можно сделать вывод, что большинство из присутствующих хотели бы получить дополнительную информацию по подготовке детей к школе. И сейчас мы практическим путем эту информацию постараемся получить.
Практическое задание (совместная работа)
«Модель успешного первоклассника глазами родителей».
Цель: активизировать совместную деятельность родителей, по определению главных качеств ребенка – успешного первоклассника.
- Посмотрите на экран (слайд 5). Кого вы здесь видите?
- Да, это первоклассник. Сейчас мы с вами будем создавать, наполнять его теми качествами и умениями, которые помогли бы ему стать успешным в школе.
Каждому из вас я даю по 3 карточки – определения с качествами и умениями. Ваша задача выбрать из них те которые, по вашему мнению, необходимы первокласснику, для того, чтобы он был успешным в школе.
- Теперь, по очереди, разместите выбранные карточки на магнитной доске и назовите их. (участники на магнитной доске 1 размещают и называют выбранные качества).
- Какое качество вы не выбрали? Почему? (невыбранные качества – те, которые создают ребенку проблемы в учебной деятельности). Оставьте эту карточку на столе.
- Хорошо. Сейчас мы с вами составили модель успешного первоклассника глазами родителей.
- Теперь попрошу вас обратить внимание на вторую доску (доска 2 со схемой «Готовность к школе), где представлена модель Готовности ребенка к школе с точки зрения наук педагогики и психологии (Готовность к школе: физическая, педагогическая и психологическая. Суть этой модели мы сейчас постараемся раскрыть, взяв на себя роль педагогов.
3. Практическое задание (подгрупповая работа)
«Модель успешного первоклассника глазами педагогов».
Цель: раскрыть содержание понятий физической, педагогической и психологической готовности.
- Обратите свое внимание на спинки стульев, на которых вы сидите. На каждой из них расположена цифра. Ваша задача, не переставляя стулья, объединится в три группы по признаку у кого, какая цифра.
- Каждая получившаяся группа – это группа педагогов.
1-ая группа (3 человека) – вы учителя физкультуры, и расскажите нам, что значит физическая готовность к школе.
2- группа (3 человека) – вы учителя начальных классов, и расскажите нам, что такое педагогическая готовность.
3- группа (4 человек) – вы будете педагогами-психологами, и раскроете нам суть психологической готовности(каждой подгруппе дается информационная памятка для самостоятельного изучения).
На подготовку дается 4 минуты.
- Теперь давайте послушаем наших педагогов.
(Каждая группа раскрывает свою тему).
- Найдите, пожалуйста, на первой доске те качества и умения, которые относятся к вашему виду готовности ребенка к школе. Перенесите их на 2-ую доску к соответствующему блоку.
- Большое вам спасибо. Сейчас вы смогли посмотреть на вопрос подготовки детей к школе с точки зрения педагогов и у нас получилась общая, целостная модель готовности детей к школе, которая обеспечит успешность первоклассника.
III. Этап рефлексии.
Упражнение «Закончи предложение, выразив свою мысль».
Цель: развивать у родителей навыки рефлексии.
- В заключении, мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проведенном сегодня семинаре-практикуме и подвести итоги. Продолжим фразу любое из предложенных (слайд 6).
- Больше всего мне понравилось …
- Полученная информация для меня важна (не важна), потому что…
- Сегодня я узнал новое о ….
- Наиболее интересным для меня было …
- Полученной информацией я бы мог поделиться с …
- Спасибо за искренние ответы. В заключении, предлагаю вам памятки по формированию УУД, и хочу добавить, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека. Оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте больше внимания и времени совместной деятельности с детьми. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.
КАЧЕСТВА ПЕРВОКЛАССНИКА |
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ |
Физическая |
Педагогическая |
Психологическая |
П
амятка «Психологическая готовность»
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность включает:
мотивационную готовность. Наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника(хочет ходить в школу, интересуется школьными предметами). Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи, принимает системы требований, предъявляемой школой и учителем.
эмоционально-волевую готовность. Способность управлять своим поведением, эмоционально устойчив, умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности, сохраняет работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня,
коммуникативную готовность. Ребенок должен уметь включаться в детское сообщество, работать, играть и общаться совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, умение устанавливать контакт с учителем и детьми, умение выполнять совместную работу.
интеллектуальную готовность. Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также развитие тонких движений руки и их координации.
Памятка «Психологическая готовность»
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая готовность включает:
мотивационную готовность. Наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника(хочет ходить в школу, интересуется школьными предметами). Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи, принимает системы требований, предъявляемой школой и учителем.
эмоционально-волевую готовность. Способность управлять своим поведением, эмоционально устойчив, умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности, сохраняет работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня,
коммуникативную готовность. Ребенок должен уметь включаться в детское сообщество, работать, играть и общаться совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, умение устанавливать контакт с учителем и детьми, умение выполнять совместную работу.
интеллектуальную готовность. Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, а также развитие тонких движений руки и их координации.
П
амятка
Памятка «Физиологическая готовность»
Физиологическая готовность. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Сведения о состоянии здоровья ребенка обычно содержатся в его медицинской карте. При оценке физиологической готовности важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья ребёнка.
Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребёнок считается готовым к школьному обучению, если он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний. Физиологическая готовность включает в себя:
-соответствует нормам физического развития (рост, масса тела,смена зубов и т.д.);
-развита моторика рук (умение работать с пуговицами, шнурками, одеждой);
-активно двигается(хорошо бегает, прыгает, катается на велосипеде, лыжах,);
-выполняет движения на координацию и ловкость;
-переносит нагрузки ,связанные с началом со систематической учебной деятельностью, интеллектуального и физического напряжения.
П
амятка
Памятка «Физиологическая готовность»
Физиологическая готовность. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Сведения о состоянии здоровья ребенка обычно содержатся в его медицинской карте. При оценке физиологической готовности важно учитывать показатели физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки) и состояние здоровья ребёнка.
Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребёнок считается готовым к школьному обучению, если он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний. Физиологическая готовность включает в себя:
-соответствует нормам физического развития (рост, масса тела,смена зубов и т.д.);
-развита моторика рук (умение работать с пуговицами, шнурками, одеждой);
-активно двигается(хорошо бегает, прыгает, катается на велосипеде, лыжах,);
-выполняет движения на координацию и ловкость;
-переносит нагрузки ,связанные с началом со систематической учебной деятельностью, интеллектуального и физического напряжения.
П
амятка «Педагогическая готовность»
Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение им элементарными школьными навыками, такими, например, как знание букв и цифр, умение читать, писать и считать. Часто ошибочно считается, что именно наличие вышеуказанных навыков может говорить о хорошей подготовленности ребенка. Но на практике оказывается, что этих навыков часто бывает недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность ученика.
Указанные компоненты готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Педагогическая готовность включает в себя:
— навыки чтения;
— навыки письма;
— навыки рисования;
— звуковая культура речи (чистая речь);
— умеет развернуто ответить на вопрос;
— хороший словарный запас;
— хорошая общая осведомленность.
П
амятка «Педагогическая готовность»
Педагогическая готовность отражает уровень информированности ребенка, владение им элементарными школьными навыками, такими, например, как знание букв и цифр, умение читать, писать и считать. Часто ошибочно считается, что именно наличие вышеуказанных навыков может говорить о хорошей подготовленности ребенка. Но на практике оказывается, что этих навыков часто бывает недостаточно, чтобы прогнозировать будущую школьную успешность ученика.
Указанные компоненты готовности к школе представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для нормального начала обучения в школе по программе любой сложности, но грамотной и адекватной возрасту первоклассника. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Педагогическая готовность включает в себя:
— навыки чтения;
— навыки письма;
— навыки рисования;
— звуковая культура речи (чистая речь);
— умеет развернуто ответить на вопрос;
— хороший словарный запас;
— хорошая общая осведомленность.