Готовимся к школе вместе.
Консультация для родителей.
1. О воспитании самостоятельности.
Совсем скоро дети пойдут в первый класс. Как сложится обучение ребенка в первом классе во многом зависит от общих усилий педагогов в детском саду и родителей. "Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс!"Эти строки из стихотворения А. Барто хорошо известны всем нам. Как встретится ребенок со школой , во многом будет зависеть от того , какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.
Серьёзное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности к себе, отсутствие боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Чем характеризуется самостоятельный ребенок?
1. Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы.
2. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
3. Самостоятельный ребенок - это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих , чувствует себя уверенно.
Вся ситуация школьного обучения основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает , что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьёзные нервно - психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования, вызывают у него тревогу, чувство неуверенности в себе.
Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьёзные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей затягивается.
Как воспитывать у ребенка самостоятельность
1. Постоянно обогащать знания и умения детей.
2. Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся у него знания и навыки.
3. Воспитывать интерес к самостоятельным действиям. , регулярно предлагать новые задания.
4. Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка6 от прямых (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание)
5. Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
6. Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.
7. Постоянно расширять область самостоятельности ребенка.
8. Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.
2. О психологической готовности к школе.
Первым условием успешного обучения в школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе. Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют "школьно значимыми", познавательными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью. , сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности - организация деятельности или умение произвольно управлять собой. т. е. волевая готовность. К моменту поступления в школу происходит формирование основных элементов волевого действия - умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.
Важным показателем готовности к обучению в школе является интеллектуальная готовность. долгое время под интеллектуальным развитие м ребенка понимали наличие определенных умений и навыков, знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций. : памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.
Социальная готовность. предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установит взаимоотношения с новым коллективом взрослых, и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно какое внимание уделяют этому вопросу родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает.
приветствуют ли родители общение своего ребенка со сверстниками. во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.
Таким образом психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка.:
мотивационная готовность
волевая готовность
интеллектуальная готовность
социальная готовность.
Памятка для родителей "Как преодолеть страх перед школой"
1.Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».
2.Читайте ребёнку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.
3.Формируйте у ребёнка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
4.Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребёнок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
5.Старайтесь больше времени проводить с ребёнком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.
6.Чаще хвалите своего ребёнка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности
Портрет будущего первоклассника по ФГОС
I. Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками.
2. Общается со сверстниками, знает правила общения.
3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.
4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.
6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.
7. Не избегает общения.
II. Организация деятельности
1. Может планировать свою деятельность.
2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.
4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.
5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.
6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.
7. Не отказывается от заданий.
III. Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.
2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.
3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.
5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.
6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.
7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).
IV. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.
2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.
3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами,
туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.
6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений
(умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат,
треугольник).
V. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.
3. Различает расположение фигур (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.).
4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и
элементов.
5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.
6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
VI. Личностное развитие
1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми.
2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрослыми, и со сверстниками.
3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не
нужно присутствия взрослого.
4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен
достаточно объективно оценить результат.
5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.
6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю,умею…)
VII. Здоровье
1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).
2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.
3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.
4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).
6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).
7. В речи нет выраженных задержек в развитии.
VIII. Развитие внимания и памяти
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).
2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.
4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.
5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами
6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.
7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.