ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Гоц Лариса Николаевна
педагог дополнительного образования
МАУДО «Центр детского творчества»
г.п.Федоровский
Увеличение роли знания, стремительный рост информационного поля и развитие информационных технологий, смещающее активность человека в виртуальный мир, привели к тому, что современное общество перешло на новый этап развития – информационный. Значительные изменения закономерно происходят и в ментальной сфере. Воздействие телевидения, компьютерных игр, Интернета и даже современной литературы способствует формированию у многих представителей молодого поколения особого типа мышления и сознания, обозначаемого как «клиповое мышление», «клиповое сознание» (Н.В. Азаренок, Ф.И. Гиренок, Т.В. Семеновских, А.Б. Фельдман и др.).
Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты или журнала. Поэтому под термином «клиповое мышление» понимается привычка воспринимать информацию, как и весь окружающий мир в целом, с помощью короткого, яркого, очень выразительного образа. Главное требование к клипу — это краткость и красочность его фрагментов.
В России первым употребил термин «клиповое мышление» Федор Иванович Гиренок (советский и российский философ, доктор философских наук, профессор). Он считал, что понятийное мышление молодого человека перестало играть важную роль в современном мире, что происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным мышлением. По его мнению, европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, …реагирующее только на удар».
Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В тоже время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.
На современном этапе перед педагогами стоит задача использовать клиповое мышление современных школьников в ходе организации учебного процесса.Одним из самых универсальных и простых приемов повышения эффективности умственной деятельности с применением образов - это интеллектуальные карты.
Майндмэппинг – это способ визуального отображения мыслей и идей и того, как они связаны друг с другом. Приведем пример: если взять диаграмму, а потом идеи, задачи или другие понятия связать ветвями, отходящими от центрального понятияили идеи, – то получиться карта мыслей.
Существует специальное программное обеспечение для помощи людям, которые испытывают трудности в создании ментальных карт, например, программы «XMind», «FreeMind», «MindMapping». В добавок к ним, всегда можно воспользоваться помощью online-сервисов, таких как SpiderScribe.net.
При работе с интеллект-картами следует помнить об указаниях, которые образно можно назвать «три «П»:
«Принимай» означает, что на первом этапе следует забыть какие бы то ни было предубеждения относительно ограниченности своих ментальных возможностей и строго следовать законам интеллект-карт и рекомендациям по их составлению.
«Применяй» относится ко второму этапу. Рекомендуется, чтобы на этом этапе составлялось не менее 100 интеллект-карт, применяя законы и рекомендации, вырабатывая и оттачивая собственный стиль и экспериментируя с интеллект-картами различных видов. Если требуется излагать информацию, применять интеллект-карты необходимо до тех пор, пока не почувствуется, что они стали естественным способом организации мыслей.
«Приспосабливай» относится к последующему непрерывному совершенствованию навыков работы с интеллект-картами.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем.
Плюсы и Минусы клипового мышление
МИНУС: ЧЕЛОВЕК НЕ СПОСОБЕН ДОЛГО КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ИНФОРМАЦИИ, У НЕГО ЗАМЕТНО СНИЖАЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ
Обладатель клипового мышления не может анализировать ситуацию, поскольку любая информация не задерживается в его сознании и быстро сменяется новой.
От способа мышления зависит успешность в карьере и жизни. Например, в бизнесе умение анализировать, выделять главное и принимать на основе анализа решения — то есть наличие «продолжительного» мышления — единственная возможность стать успешным менеджером. Его главная особенность — высокий объем внимания. Во время переговоров важно быть последовательным: всегда помнить о том, какой вопрос является ключевым, и не перескакивать с темы на тему
МИНУС: ОСЛАБЛЯЕТ ЧУВСТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ
Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают люди с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. В момент, когда в мире случаются громкие трагедии, люди начинают сочувствовать и сопереживать погибшим, однако «градус сочувствия» резко падает, ведь за это время через сознание людей прошли тонны новой информации. Клиповое мышление — мышление сиюминутного восприятия, минутнойреакци
ПЛЮС: УСКОРЯЕТ РЕАКЦИЮ
Известный британский футуролог Джеймс Мартин, который предсказал появление интернета, разделил людей на два типа. Первый тип — «люди книги» — получают информацию от чтения и обладают «продолжительным» мышлением. Второй тип — «люди экрана» — наделены клиповым мышлением. Преимущество последних в том, что они обладают скоростным откликом и быстрее реагируют на любые стимулы и изменения.