Ученическая научная конференция юных филологов «Дебют-2018г»
К вопросу о фактической грамотности
Авторы:
Дементьева Нина Сергеевна,
Тюменская область, город Тюмень,
МАОУ СОШ №68, 7 «е»
Научный руководитель:
Пузырёва Ирина Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ №68 г. Тюмень
Тюмень-2018
Часть 1. Теоретическая:
План исследования ____________________________________________1-2
Глава 1. История волонтерского движения «Орфографическая полиция»_______________________________ _____________________3-6
Глава 2. Виды ошибок на стендах, рекламных вывесках, памятниках __7
Часть 2. Практическая:
Тесты ______________________________________________________7
Заключение _________________________________________________8
Список литературы___________________________________________9
Приложения 1________________________________________________10
Приложение 2________________________________________________11
Приложение 3________________________________________________ 12
Приложение 4________________________________________________ 13-16
К вопросу о фактической грамотности
Дементьева Нина Сергеевна
Тюменская область, г. Тюмень
МАОУ СОШ №68,7«е»
Аннотация
Целью нашей работы стало знакомство с российским волонтерским движением «Орфографическая полиция». В ходе работы нас интересовал история развития этого движения, цели и задачи.
В процессе исследования мы познакомились с ошибками, которые мы встречаем на стендах, памятниках культуры, объявлениях в магазинах. В результате мы решили вступить в организацию «Орфографическая полиция». Нами были найдены ошибки на стендах магазинов, улиц в разных частях города Тюмени. Мы напечатали и передали рекомендации сотрудникам магазинов.
Нами были сделаны следующие выводы: волонтерское движение «Орфографическая полиция» охраняет правила русского языка и тем самым поднимет общий уровень грамотности как подрастающего поколения, так и взрослого населения нашего города и в целом всей страны.
К вопросу о фактической грамотности
Дементьева Нина Сергеевна
Тюменская область, г. Тюмень
МАОУ СОШ №68,7«д»
План исследования
Гра́мотность (от лат. grammatica — «учение о словесности», древне-греческого. γραμματική — «словесность, грамматика») — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать, или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». В статистике под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения — доля грамотных в возрасте 15 лет и старше. Индекс грамотности (называемый иногда просто грамотность) данного народа есть отношение между числом грамотных и численностью всего населения. Отношение это обычно выражается в процентах. Индекс грамотности если и не измеряет, то, во всяком случае, характеризует уровень развития начального образования.
Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Открывая доступ к книге, она даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Однако грамотность может выступать и как орудие пропаганды той или иной идеологии в обществе. Чему и как служит грамотность, зависит от условий, в которые поставлено народное образование данной страны.
Степенью распространения грамотности характеризуется степень участия народа той или иной страны в умственной жизни всего человечества, но характеризуется лишь до известной степени, так как и неграмотные граждане участвуют и участвовали, хотя, возможно, и в меньшей мере, в накоплении умственных и нравственных сокровищ человечества.
Целью нашей работы стало знакомство и участие в работе волонтерского движения «Орфографическая полиция» и также оценка уровня грамотности в г. Тюмени
Задачи:
Изучить сведения о развитии волонтерского движения «Орфографическая полиция».
Провести тест по теме «Ошибки вокруг нас» среди учащихся 6-9 классов и проанализировать их.
3.Найти ошибки на рекламных объявлениях магазинов, улиц, банерах памятниках культуры и проанализировать их.
Гипотеза: если исправить ошибки на стендах, памятниках культуры, вывесках магазинов, которые мы встречаем каждый день,то поднимется фактическая грамотность населения
Объект исследования: волонтерское движение, стенды, памятники, указатели, реклама магазинов
Предмет исследования: грамотность
Методы: тесты, видеорепортаж, листовки, группа в социальной сети "ВКонтакте".
К вопросу о фактической грамотности
Дементьева Нина Сергеевна
Тюменская область, г. Тюмень
МАОУ СОШ №68,7«д»
Глава 1.История волонтерского движения «Орфографическая полиция»
В России появилась "Тайная орфографическая полиция" - волонтерское движение, охраняющее правила русского языка - на плакатах, памятниках и указателях, пишет "Российская газета".
Организаторы - студенты филфака МГУ, "генштаб" разместился в социальной сети "ВКонтакте".
Число последователей в группе - чуть меньше 2,5 тысяч. Часть из них - активные участники, которые выкладывают фотографии с замеченными ошибками и точным адресом, где висит объявление. Координаторы, в свою очередь, берут ошибку на карандаш, проверяют, действительно ли это ошибка. Если все подтверждается, начинают работу, а каждый свой шаг описывают в комментариях к фотографии.
При этом свои имена участники движения не называют, чтобы не было узкого круга, на котором бы лежала вся ответственность. Поэтому "полиция" - тайная.
За несколько месяцев своего существования "полиция" собрала 269 ошибок, более половины уже исправлены. Большая часть орфографических ошибок - слитное и раздельное написание "не" и "же". Синтаксических - отсутствие запятых при выделении причастных и деепричастных оборотов, неправильная пунктуация в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Но встречаются и нетривиальные примеры. "БизнеСС ланч", "Абрикос, протертАЯ с сахаром", "Разовые пропуска сдаются контрАлеру".
Движение разрастается географически. Активисты ездят в рейды по другим городам, создаются филиалы. Сейчас их четыре: во Владимире, Петербурге, Ташкенте, Екатеринбурге. На рассмотрении еще несколько городов.
Глава 2. Виды ошибок на стендах, рекламных вывесках, памятниках
Встречаются разные виды ошибок. Но мы остановимся на орфографических и речевых (стилистических) ошибках.
Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма, орфографическая ошибка.
Орфография занимает важное место в системе современного русского языка и в жизни грамотного человека.
Орфография (от др.-греч. Orfos — «правильный» и graphi — «пишу») — единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме. Также свод правил, обеспечивающий это единообразие, и занимающийся им раздел прикладного языкознания.[1]
Для определения понятия «орфограмма» часто используют такие формулировки: «...орфограммой является буква... Орфограммой может быть также слитность (или раздельность) написаний, строчность (заглавность) буквы, место переноса, объём сокращения слова» [2], или «Орфограмма – это написание, регулируемое каким-либо правилом или определяемое в словарном порядке»
Под орфографической ошибкой В. Ф. Мейеров понимает неправильный выбор знака из двух конкурирующих и выделяет следующие четыре типа орфограмм: "1) обозначение звуков в слабых позициях; 2) распределение буквосочетаний с функционально осложнённым компонентом (графические орфограммы); 3) обозначение согласных разной длительности; 4) слитные, полуслитные и раздельные написания слов (линейные орфограммы)".
Виды орфографических ошибок.
В русском письме встречаются случаи, когда написание слова вызывает затруднение. Выбрать правильное написание, можно только опираясь на правило. Но бывает, что пишущий не знает орфографических правил, и тогда он допускает орфографическую ошибку. Ошибки бывают нескольких типов:
· ошибки в написании гласных и согласных букв;
ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слова;
ошибки в написании строчных и прописных букв;
ошибки при переносе слова с одной строки на другую; ошибки в графических сокращениях.
РЕЧЕВЫЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ОШИБКИ В РЕКЛАМНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЯХ
Стилистика - раздел языкознания, в котором изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.[11]
Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочеты в построении синтаксических конструкций.[6]
Стилистические ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их. Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.
Разновидности речевых недочетов.
· употребление слов в несвойственном значении;
· нарушение лексической сочетаемости. Употребление лишнего слова (плеоназм);
· употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология);
· повтор одного и того же слова;
· употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;
· неудачное употребление личных и указательных местоимений;
· смешение лексики разных исторических эпох;
· неоправданное употребление просторечных и диалектных слов и выражений;
· нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
· бедность и однообразие синтаксических конструкций;
· неудачный порядок слов.
Речевые (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях
Речевые (стилистические) ошибки довольно частотны как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.
Возможные причины появления речевых (стилистических) ошибок
Возможно, речевые (стилистические) ошибки допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, обороты, употребление слов в несвойственных им значениям. А может быть, это обусловлено:
v незнанием лексического значения слов;
v недостаточное владение синонимикой языка (тавтология);
v неразличением значений слов;
v незнанием норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса;
Часть 2. Практическая. Тесты.
1.Где обычно вы встречаете ошибки в городе?
2.Какие ошибки встречались вам?
3.Объясните причину ошибок?
4.Что делать, чтобы не было ошибок?
5.Знаете ли вы о волонтерском движении «Орфографическая полиция»?
Если знаете, что именно?
Выводы:
В опросе участвовали 50 человек.
1.Больше всего ошибок встречается на рекламных вывесках и объявлениях магазинов.(45 человек)
2.Больше всего орфографических ошибок: безударные проверяемые чередующиеся гласные, соединительные гласные в корне, ться и тся в глаголах, имена собственные и нарицательные, правописание н и нн.
(48чел)
3.Причины ошибок: недостаточный уровень грамотности , очень мало корректоров .(47чел.-3чел.)
4.Чтобы не было ошибок, нужно хорошо учиться в школе, поднимать общий уровень грамотности населения, штрафовать за ошибки в публичных объявлениях, написание должны проверять профессионалы.
(50 чел.-7чел.-5 чел.-3 чел.)
Заключение
Нами были сделаны следующие выводы: волонтерское движение «Орфографическая полиция» охраняет правила русского языка и тем самым поднимет общий уровень грамотности как подрастающего поколения, так и взрослого населения нашего города и в целом всей страны.
Список литературы:
1. Бабайцева, В. В.Русский язык: Теория: Учеб. Для 5-9 кл. общеобразоват. Учреждений [Текст]/ В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова.– 7-е изд., ипр. – М.:Просвящение, 1с.
2. Иванова, В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография [Текст]/ В. Ф.Иванова. - М.,1966. – 313с.
3. Ожегов, С. И Толковый словарь русского языка:слов и 7 500 фразеологических выражений [Текст]/ Ожегов С. И и Шведова Н. Ю. Российская Академия Наук, Институт русского языка; Российский фонд культуры; - М.: АЗЪ, 1993.-960с.
4. Орфографический словарь русского языка: слов [Текст]/Под ред. С. Г. Бархударова и др. – 26 изд., стер. - М.: Русс. Яз. , 198с.
5. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке [Текст]/ Д. Э.Розенталь.- М.:Розельф, 1996.-368 с.
6. https://www.chitalnya.ru/commentary/14443/
7.http://www.opentown.org/news/35294/
Приложение
Полина Иванова, студентка МГУ, филологический факультет, одна из организаторов волонтерского движения «Тайная орфографическая полиция»
1.
Великая Отечественная Война(ул .Тульская , «Магнит»)
Исправляем: Великая Отечественная война
2.
Щучьи щука и сало(ул.Республики)
Исправляем: щучье сало
3.
от Тюменских фермеров (ул.Республики)
Исправляем: от тюменских фермеров
шаурма куринная (рынок «Михайловский)
Исправляем: шаурма куриная