Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 пос.Зеленый
(МБОУ СОШ № 20 пос.Зеленый)
| Утверждено приказом по школе от «___»_________201__№ ____ М.П. |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Грамматика нравственности»
(духовно-нравственное направление)
для 8 класса
на 2017/2018 учебный год
Разработчик
программы:
Мозговая Оксана Михайловна
учитель информатики
2017 год
Ногинский район
Введение
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамматика нравственности» (8 класс) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, методическими рекомендациями «Примерной программы внеурочной деятельности», авторы В. А Горский, А. А. Тимофеев, Д. А. Симонов и др.- М.: Просвещение, 2010. На основе учебно-методического пособия «Азбука нравственности», автор Э.П. Козлов –М.: ООО «Издательский дом «Новый дом» 2008.
Данная рабочая программа составлена согласно региональному учебному плану и школьному учебному плану МБОУ СОШ №20 пос.Зеленый на 2017-2018 учебный год. В 8 классе 1 час в неделю, всего 34 часа за учебный год
Формы, методы и технологии организации учебных занятий:
Поскольку ведущим в ФГОС является системно - деятельностный подход, формы, методы и технологии направлены на его реализацию:
Технология проблемного обучения;
Технология уровневой дифференциации;
Коллективный способ обучения
Игровые технологии
Технологии развивающего обучения
Мультимедиа технологии
Реализация СДП обучения опирается на методы:
активные;
интерактивные;
словесные.
Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая внеурочная работа. Занятия проводятся в форме бесед, тренингов, игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
1 .Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные:
Ученик научится:
формированию социально приемлемых моделей поведения,
участию в социальных акциях
знанию основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
развитию этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатии как пониманию чувств других людей и сопереживанию им
соблюдению правил вежливости и красивых манер.
анализировать и соотносить свои поступки с поступками героев прочитанных сказок, притч, рассказов, давать правильную оценку.
уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
быть сострадательными к чужому горю.
проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Ученик получит возможность научиться:
формированию морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Метапредметные:
регулятивные :
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Информация о проектной деятельности по курсу
Во время изучения курса, обучающийся получит возможность выполнить проект, продуктом которого может являться:
Письменная работа ( аналитические материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.)
Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие
Раздел 2.
Содержание учебного курса «Грамматика нравственности» 8 класс, 34 часа
Основное содержание темы/ курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности) |
Правила поведения в школе. (7 ч.) |
Почему нужно и нужно ли заботиться о младших. Как и в чем может выражаться эта забота. Умеем ли мы и хотим ли заботиться о младших. | Трактовка понятий забота. В чем выражается и как мы можем ее реализовать Воспитывать уважение к нравственным нормам культуры поведения. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка. Определять понятие красоты, богатства и разнообразия окружающего мира. Учиться радоваться чудесам жизни. |
Как быть аккуратным. (2 ч.) |
Как должен выглядеть аккуратный человек. В чем это выражается. Что значит «быть опрятным и аккуратным». Что такое «культура внешнего вида». Отличается ли праздничная одежда от будничной и чем. | Рассмотрение основных понятий. Введение понятия «культура внешнего вида» и в чем она выражается. Понимание важности данного принципа. Формирование базисных основ. Приводить примеры, отстаивать точку зрения |
Правила вежливости. (6 ч.) |
Что обозначают правила вежливости. Надо ли их соблюдать и зачем. Какого человека мы можем назвать заботливым. Почему нужно заботиться о других. | Формирование представления о вежливости. Правилах ее соблюдения. Характеристика заботливого человека и принципов осуществления данного понятия. Приводить примеры, отстаивать точку зрения. |
Как быть трудолюбивым. (1 ч.) |
Как стать трудолюбивым. Что для этого надо. Как трудолюбие помогает человеку в жизни. | Рассмотрение вопросов важности трудолюбия для жизни, профориентации, трудоустройства. Правильная ориентация на трудовое воспитание. Приводить примеры, отстаивать точку зрения |
Базовые моральные представления (1 ч.) |
Ответственность – это главное качество человека? Почему? | Обучающиеся знакомятся с наиболее общими нравственными обязанностями человека по отношению к обществу, к другим людям и самому себе. Приводят примеры отношений человека к обществу в целом и к отдельным видам общения и разным обязанностям. Определяют, как должен относиться человек к Родине, обществу, к труду, людям труда, общественному достоянию и собственности, к природе, к др. людям, к дружбе. Учатся отличать настоящее от ложного товарищества, определяют, на чём строится дружба. |
Общение с окружающими. (5 ч.) |
Нужно ли общаться с окружающими и как. Всегда ли нужно быть верным данному слову. Как мы понимаем. Что значит быть хорошим товарищем. Как и когда надо помогать окружающим. | Понятие общение. Значение его для формирования нравственных и моральных принципов человека. Применение понятия к различным обстоятельствам. Приводить примеры, отстаивать точку зрения |
Этикет школьника (4 ч.) |
Будни и праздники – чем они отличаются. Нужно ли делать подарки к торжествам и праздникам. Как правильно приглашать на праздник. | Понятие об этикете. Знание основ поведения в конкретных ситуациях. Базовые основы поведения, этических норм. Применение знаний в конкретной ситуации. Развитие речевых и коммуникативных навыков. |
Культура поведения (8ч.) |
Каким должен быть тон и стиль нашей речи в общении. Если вы не согласны с поведением друга, то как поступить? Чувства в общении – каковы они? Как надо их проявлять. | Понятие о культуре поведения, речевого общения. Нормы и правила поведения. Развитие представлений о правильном поведении в ситуациях. Развитие речевых и коммуникативных навыков |