«Грамотный покупатель»
дидактическая игра по финансовой грамотности
Разработала: Бурман О.В.
Педагогическая цель:
развитие финансовой грамотности учащихся начальной школы через игровую деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимание и правильное использование экономических терминов;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Личностные:
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
формирование социальной активности.
Метапредметные:
познавательные:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
регулятивные:
понимание цели своих действий;
умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
оценка правильности выполнения действий;
коммуникативные:
совместная работа в группах;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Участники игры: учащиеся 3 – 4 классов.
Материалы: ПК, медиапроектор, презентация, карточки с заданиями.
Время проведения: 30 – 35 минут.
Содержание игры:
Участникам предлагается в зависимости от своего настроения выбрать любой шарик, а затем собрать команды по 5 – 6 человек в соответствии с цветом. (Приложение 1).
Выполняя задание, команда получает жетон. (Приложение 2). Учитывается время, затраченное на выполнение задания.
Победителем становится команда, набравшая большее количество жетонов. Оценивает работу компетентное жюри. Действует правило «Поднятая рука». Не забываем об этом!
Начало игры
Ведущий: Каждый день люди приходят в магазин и совершают покупки. Они покупают еду, средства для ухода за телом и за домом, одежду, книги и журналы, технику, мебель, да и просто приятные мелочи. И в тот момент, когда вы приходите в магазин за покупками, вы становитесь… Кем? (Покупателем).
Правильно, вы – покупатель. А то, зачем вы пришли в магазин, вы назовёте, если отгадаете загадку (Презентация, слайд 2):
«Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются…»
Товар!
Молодцы, ребята. Правильно ответили. Однако всё ли можно назвать товаром и купить?
Я предлагаю вам первое задание. Посмотрите на экран. (Презентация, слайд 3). Перед вами «Облако слов», в котором спрятаны товары. Ваша задача их найти. Все ли слова относятся к понятию «Товар»?
Что мы отнесём к товарам?
конфеты,
кроссовки,
цветы,
вермишель,
книга,
джинсы,
хлеб,
шоколад,
духи,
мандарины,
блузка,
молоко,
йогурт,
ананас,
мороженное.
Остались слова, которые вы не назвали. Почему? Вы правы! Жизнь, здоровье и добро в магазине не купишь.
Но чтобы товар попал в магазин, его нужно изготовить. Людей, которые работают над созданием товара, называют «Производителями». Вы встречались в жизни с производителями? Чтобы стать производителем, нужно овладеть какой-либо профессией. Какие профессии вы можете назвать?
Следующее задание: по разговорным фразам определи, люди какой профессии беседуют, и какую продукцию они изготавливают? Вам предстоит посовещаться и принять общее решение. (Листы с заданием. Приложение 3). После обсуждения напишите верные ответы и сдайте свои работы. Если у вас все ответы правильные, команда получает 5 жетонов. Сдайте свои работы жюри.
А сейчас мы проверим, правильно ли вы ответили на вопросы. Внимание на экран! (Презентация, слайды 4 – 8).
Верные ответы:
Кондитеры, продукт – торты, пирожные.
Портниха, дизайнер и т.п., продукт – одежда.
Мастера-стеклодувы, продукт – ёлочная игрушка.
Столяр, продукт – мебель.
Гончар, стеклодув и другие специалисты по изготовлению посуды, продукт – посуда.
Товар готов и упакован надлежащим образом. Как же он попадёт в магазин? Правильно. Его нужно доставить. И этим занимаются поставщики, т.е. те, организации, которые доставляют товар в магазины для последующей реализации (продажи).
Вы хорошо усвоили, кто такие производители и поставщики? Давайте проверим! Я читаю фрагмент сказки, а вы говорите, кто это производитель или поставщик. Отвечает та команда, в которой первой подняли руку. За каждый правильный ответ команда получает один жетон.
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое». (Курочка ряба – производитель). (Презентация, слайд 9).
«Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
— Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке». (Мама – производитель, Красная Шапочка – поставщик). (Презентация, слайд 10).
«Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая». (Дед – производитель). (Презентация, слайд 11).
«Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть». (Старуха – производитель). (Презентация, слайд 12).
5. «Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:
- Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.
- Нет, - говорит медведь, - ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!» (Медведь – поставщик). (Презентация, слайд 13).
6. «И вот ровно в полночь пришли в комнату маленькие человечки. Сели они за сапожный стол, взяли своими маленькими пальчиками накроенную кожу и принялись шить.
Они так проворно и быстро тыкали шилом, тачали да постукивали молотками, что сапожник от изумления не мог отвести от них глаз. Они работали до тех пор, пока не сшили все сапоги. А когда последняя пара была готова, спрыгнули человечки со стола и сразу исчезли». (Маленькие человечки – производители.) (Презентация, слайд 14).
Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
Товар прибыл в магазин и, прежде чем его выставят в торговый зал, у него появится цена. А цены бывают разные. Какие? (Высокие и низкие, товар бывает дорогим и дешёвым).
Перед вами лист с очередным заданием. (Приложение Укажите «стрелками» какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». По окончании сдайте свои работы жюри.
Дорого Дёшево
«На вес золота»
«За бесценок»
«По божеской цене»
«Не подступиться»
«Задаром»
«Цена кусается»
«Не по карману»
«По сходной цене»
«Влетит в копеечку»
«За гроши»
Правильные ответы:
Какой бывает цена, мы разобрались. Однако в магазине много разных товаров и цены у них самые разнообразные. Но и покупатели бывают разные. В мире финансовой грамотности специалисты выделяют три категории покупателей: вдумчивый, расточительный и экономный.
У меня для вас следующее задание: посовещайтесь и решите: какой категории покупателей соответствует определение. Объедините категорию и определение (Приложение 5):
Покупает как можно дешевле расточительный
Покупает относительно цены/качества экономный
Покупает, несмотря на высокую цену вдумчивый
Правильный ответ:
Покупает как можно дешевле расточительный
Покупает относительно цены/качества экономный
Покупает, несмотря на высокую цену вдумчивый
Сдайте свои работы жюри. За правильно выполненное задание команда получает один жетон. Если в ответе допущена ошибка, команда жетон не получает.
Пока жюри оценивает ваши работы, ответьте, пожалуйста, на вопрос: каким покупателем быть экономически выгодно? (Вдумчивым). Вы абсолютно правы. Согласитесь, что совершая покупки в магазине, мы не всегда действуем обдуманно. Не зря говорят, что когда мы покупаем что-то ненужное сегодня, мы лишаем себя чего-то важного в будущем.
Предлагаю вам ответить на вопросы и аргументировать свой ответ. Если у вас готов ответ, поднимите руку. За каждый правильный ответ – один жетон.
Вы собрались в магазин за покупками. Нужно ли составить список того, что вам необходимо купить? Почему? (такой список нужен, потому что есть возможность купить то, что не запланировано, тем самым потратить больше денег).
Нужно ли брать в магазин все деньги? (Нет! Когда у вас при себе находится денег больше, чем нужно, то возникает соблазн сделать покупок больше, чем предполагалось изначально. И эти покупки могут быть лишними, т.е без них можно было бы и обойтись.
Поэтому, следует брать с собой примерно столько денег, сколько вам понадобиться для покупки товаров по вашему плану. Рассчитать примерную стоимость всех товаров, которые обозначены в вашем плане, и взять немного с запасом. Это правило поможет огородить себя от ненужных покупок, сберечь денежные средства).
Есть такие покупки, которые мы называем сезонными. Например, летом многие владельцы приусадебных хозяйств, продают излишки овощей, которые самостоятельно вырастили. Как вы считаете, сезонные покупки лучше покупать на рынке или в магазине? Почему? (На рынке. На рынках и в супермаркетах можно найти овощи в любое время года, однако наиболее полезными для организма считаются сезонные плоды, т.е. овощи и фрукты, которые выросли только сейчас и сразу же продаются, без длительного хранения на складе. Их выращивают в естественных условиях, в них сохраняются витамины и минералы. Сезонные продукты, выращенные на земле под солнцем, не только дешевле, но и полезнее тех, которые выращиваются в теплицах под лампами в питательном растворе.
Преимущество сезонных овощей — относительно низкая стоимость, потому что такого товара очень много на рынке и много продавцов с одним и тем же товаром. И каждый продавец хочет, чтобы товар купили у него, поэтому продавцы понижают цены.
А ещё к сезонным относятся те товары, которые покупать в данное время не актуально. Например, нет надобности в тёплой шубе в апреле. Но и хранить такой товар очень проблематично: он займёт место на складе, нужно будет создать специальные условия для хранения, к следующему сезону товар выйдет из моды. Поэтому такие товары продают по специальной цене: со скидкой или по акции).
Нужно ли сравнивать цены на один и тот же товар в разных магазинах? (Конечно, нужно сравнивать товар с аналогичным товаром в другом магазине и выбирать более выгодный по цене. Таким образом, мы сэкономим в деньгах).
Вы хорошо справились с заданием. Если мы запишем то, что сейчас сказали, то у нас получатся «Правила вдумчивого покупателя».
Перед вами очередное задание: используя то, что мы сейчас выяснили, закончите предложение (Приложение 6):
Перед походом в магазин за покупками… нужно составить список покупок.
Собираясь в магазин… не следует брать с собой все, имеющиеся у вас, деньги.
Летом овощи лучше покупать… на рынке, а одежду… – в магазине по акции.
Чтобы купить товар по выгодной цене, нужно… сравнить цены в разных магазинах.
Ребята, вы успешно справились с этим заданием. Вас, несомненно, можно назвать вдумчивыми покупателями.
Мы уверенно выбрали товар, а в кошельке у нас необходимая сумма денег. Нам нужно расплатиться за наши покупки, поэтому мы идём к кассе.
Внимание! Вам предстоит с помощью науки «Математика» доказать, что вы действительно можете рассчитаться за выбранный вами товар. (Приложение 7). За каждую верно решённую задачу команда получает один балл. Но, время у нас ограничено, поэтому на решение даётся 5 минут.
Задачи
У Маруси было 4 монеты по 10 р., 4 монеты по 5 р. и одна 50-рублёвая купюра. В ларьке продавались шоколадки. Шоколадка «Алёнка» стоила 30 р., шоколадка «Маринка» - 40 р. и шоколадка «Полинка» - 50 р. Какие наборы шоколадок могла купить Маруся без сдачи?
Ответ:
«Алёнка» и «Полинка», или «Алёнка» и «Маринка», или «Маринка» и «Полинка», или 2 «Алёнки», или 2 «Полинки».
Мите нужно купить пять карандашей и две ручки. Набор из одной ручки и трёх карандашей стоит 40 р., из двух ручек и двух карандашей - 60 р. У Мити есть 100 р. Как ему распорядиться своими деньгами?
Ответ: Купить два набора по 40 р.
Вот и подошла к концу наша игра. Пока жюри совещается, я предлагаю вам посмотреть «Азбуку финансовой грамотности» с любимыми Смешариками. (Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s
Во время просмотра жюри подводит итоги и подписывает наградные дипломы (Приложение 8).
Ребята, в завершении нашей игры, я хочу вас поздравить с тем, что сегодня вы не только подтвердили свой уровень финансовой грамотности, но и повысили его. Это подтверждают полученные вами дипломы. Сегодня я у с уверенностью могу сказать: вы – грамотные покупатели!
Используемые Интернет-ресурсы:
«Азбука финансовой грамотности» «Смешарики». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s
Братья Гримм «Маленькие человечки». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nukadeti.ru/skazki/grimm-malenkie-chelovechki
Демьянова Л. А. Урок финансовой грамотности "Вдумчивый покупатель". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-finansovoi-gramotnosti-vdumchivyi-pokupatel.html
Малышкина О.В. Конспект познавательного занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Как сделать покупки с умом". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/12/13/konspekt-poznavatelnogo-zanyatiya-po-finansovoy-gramotnosti-v-0
Мордовина С. Б. Методическая копилка «Занимательная экономика». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/38599
Пиликуева Е. Н. Использование игровых технологий в обучении младших школьников финансовой грамотности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/DocLib7/2019/53(1)_2019/Начальное/Фин.%20грамотность%20_Пиликуева%20Е.Н..pdf
РНС «Колобок». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://detskiy-site.ru/skazki/narodnye/russkie-narodnye/kolobok
РНС «Курочка ряба». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nukadeti.ru/skazki/kurochka_ryaba
РНС «Маша и медведь». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nukadeti.ru/skazki/masha_i_medved
РНС «Репка». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nukadeti.ru/skazki/repka
Сборник занимательного материала по предмету "Основы финансовой грамотности". [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-zanimatelnogo-materiala-po-predmetu-osnovy-finansovoj-gramotnosti-4361423.html
Ш. Перро «Красная шапочка» . [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nukadeti.ru/skazki/sharl-perro-krasnaya-shapochka