СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Малая Родина... У каждого человека своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое.

Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления №10 «Орлёнок»

г. Коряжма, Архангельская область















Опыт работы

Тема: «Гражданское – патриотическое воспитание

детей старшего дошкольного возраста на основе

знакомства с родным краем»














подготовила

Шевелева Наталья Витальевна

воспитатель

Коряжма, 2019

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни

определяет очень многое, если не сказать - всё

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Актуальность исследования обусловлена тем, что уровень развитости патриотизма у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость воспитания указанного качества у подрастающего поколения. В настоящее время патриотическое воспитание является частью социально-нравственного воспитания.

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наряду с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать работу по воспитанию любви  к родному краю и недостаточной проработкой этого процесса в условиях учебно-познавательной деятельности дошкольников.

        Одним из путей решения проблемы является:

- создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота;

- разработка перспективного тематического планирования по реализации системы работы;

- установление тесных связей с семьей.

Ведущая педагогическая идея опыта – формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Поэтому, учитывая актуальность патриотического воспитания и обучения детей дошкольного возраста, определили цель работы: поиск эффективных условий, направленных на формирование основ патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста;

2. Выявить уровень сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае.

3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, способствующих эффективности и результативности работы по формированию основ патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.











ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» в силу своей значимости привлекали к себе внимание ученых из различных областей знания: философии, психологии, педагогики, истории и т.д. ч

Что же такое «патриотизм». Понятие патриотизм очень сложное по своей природе и многогранно. Это и определяет тот факт, что в научной литературе понимание патриотизма весьма неоднозначно и разнообразно. Сущность понятия «патриотизм» (от греческого patris – родина) включает в себя «любовь к Родине, земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа». Данную интерпретацию этого понятия придерживаются многие ученые. Они сохраняют центральный контекст и добавляют свои собственные определения и важные аспекты. Так, например, по мнению Е.Н. Вороновой, патриотизм – соединение таких качеств личности, как духовно-нравственность, мировоззрение, гражданство, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли.

Серьезное внимание уделяли вопросам патриотизма и патриотического воспитания отечественные педагоги XIX века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, H.A. Корф, Л.Н. Толстой. Л.С. Выготский в своих работах отмечал тот факт, что в старшем дошкольном возрасте появляются новшества, которые свидетельствуют о необходимости в проведении работы по патриотическому воспитанию. Прежде всего, к ним относятся формирование у ребёнка нравственных чувств на основе развития и обогащения эмоциональной составляющей ребёнка. А.М. Виноградова, отмечает, что росту социального начала в чувствах способствует ознакомление детей дошкольного возраста с явлениями общественного жизни, а также происходит формирование правильного отношения к фактам жизни. О.С. Богданова и Л.И. Катаева заметили, что эмоциональные переживания в данном возрасте имеют более глубокий и устойчивый характер. И этот факт имеет большое значение в самом процессе формирования у старших дошкольников любви к Родине, к своему Отечеству. В этом возрасте ребёнок уже способен проявлять заботу о своих близких и окружающих его людяхю. И.Ф. Свадковский подчеркивает важность возникновения «ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» подрастающего ребенка, опыт его чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития». Так как в дошкольном возрасте активно развиваются волевые процессы, вследствие чего увеличивается и общая произвольность поведения, этот факт важно учесть в патриотическом воспитании. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка набирает обороты способность управлять своим поведением. Ребёнок способен сдерживать непосредственные побуждения, подчиняет свои поступки необходимым требованиям. Таким образом, все это способствует тому, что «в старшем дошкольном возрасте складываются начала действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой». Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что «в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих». Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственно-патриотических качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние, как отмечает Л.С. Выготский, «начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с интересами коллектива, общества, страны»

Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т.д.; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос этих возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого на далекое, с узкой на более широкую область социальных отношений, приобретающих в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и его взаимоотношения с родителями, с родственниками: «Любовь к матери...Любовь к Матери-Родине», «Любовь к отцу... Преданность Отчизне». Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви, привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране.

1)Воспитание патриотизма предполагает чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми жителями дома, села, города, работниками зоопарка, музея, библиотеки, театра, от знакомства с местными достопримечательностями, с природой родного края. «Родился», «родители», «родственники», «родной дом», «родной детский сад, родная улица, село, город, край» - все эти и многие другие слова и выражения постепенно формируют в ребенке понятие и чувство Родины.


  1. Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий край» и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого        - родина) чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства.

Развитие эмоций, как отмечают А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др., тесно связано с развитием мотивов поведения, с появлением у ребенка новых потребностей и интересов. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка.

  1. На каждом возрастном этапе дошкольного детства имеются свои приоритетные средства воспитания патриотизма. В младшем дошкольном возрасте это деятельность самого взрослого как носителя положительного способа поведения, а также произведения фольклора - потешки, песенки, сказки.

На следующем этапе воспитания, которое совпадает с возрастом 4-5 лет, происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него).

В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если ...»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте: оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления.

Cредством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности. Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка.

  1. Воспитание патриотизма осуществляется осуществляется через формирование в ребенке национального духовного характера. И.А. Ильин в этой связи писал: «воспитать (русского ребенка) и воспитать в нем характер — значит прежде всего, - открыть ему, его инстинкту, его глубокому иррациональному чувствилищу, его страсти способность и счастье беззаветно любить... Родину ...и верить в нее...» . Поэтому еще в семье, в детском саду необходимо создавать условия для возникновения и развития у детей уважения к трудовым умениям и творческим ремеслам предков русского народа (использовать семейные архивы, экспонаты музеев). Надо знакомить детей с характерными традициями и обычаями русского народа, вызывать интерес и стремление соблюдать их. Очень важно приобщать детей дошкольного возраста к основополагающим нравственным ценностям своего народа (в нашем конкретном исследовании — русского народа), формировать положительное отношение к ним и желание блюсти их в повседневной жизни.

Соблюдение национальных традиций и обычаев обеспечивает связь, преемственность поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Например, народные традиции дают почувствовать и понять национальные особенности своего народа (у русских людей - доброту, щедрость, оптимизм). Атмосфера праздника сближает, роднит людей, позволяет понять, почему они такие, где их корни. К. Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в годовой детской жизни и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события в нашей жизни до другого... и так тускло и серо было бы детство, если бы из него выбрать праздники» .

Душа народа, высокие традиционные национальные ценности: открытость, совестливость, ответственность и справедливость - успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки.

5) Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе мы отводим особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он — созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. Природа и жизнь признаются народом лучшими воспитателями. Свободный труд, как учил К.Д. Ушинский, нужен человеку сам по себе, для поддержания в нем чувства человеческого достоинства. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей. По мнению Г.Н. Волкова, «природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она — не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики - с естественностью народного воспитания.

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде, родник - «журавлиный глаз...».

Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитию - как зло и извращение. Этот педагогический принцип был глубоко и всесторонне обоснован Я. А. Коменским.

Обобщая различные определения, можем получить следующий перечень задач, которые в разное время определяли сущность патриотического воспитания и должны быть учтены в современных условиях:

- воспитание любви и преданности к отечеству, его истории и культуре;

- воспитание преданности, лояльности по отношению к государственному строю;

- воспитание любви к своей нации, национальным особенностям;

- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;

-воспитание любви к родному краю, к малой родине, передача будущему поколению человеческого опыта, воспитание людей высоконравственных, образованных, духовно богатых и любящих свою Родину.

Принимая во внимание сегодняшние условия, для более точного понимания задач и сущности патриотического воспитания, мы считаем необходимым рассмотреть соотношения следующих понятий: гражданское воспитание, национальное воспитание и собственно патриотическое воспитание. Эти понятия не являются, по нашему мнению, тождественными.

Гражданское воспитание (т.е. воспитание гражданина) призвано дать комплекс сведений, знаний, информации о правах и обязанностях, которые закреплены для каждого жителя данной страны в соответствующих юридических документах, проявить чувство ответственности перед обществом, сформировать навыки социального поведения на основе законов. Однако поставить знак «равно» между гражданским и патриотическим воспитанием невозможно. Говоря метафорично, не каждый законопослушный гражданин является патриотом, а успех гражданского воспитания не гарантирует достижения того уровня эмоционального отношения в своей родине, которое подразумевается понятием «патриотизм».

Национальное воспитание, ставящее своей целью сохранение национальных обычаев, традиций, религиозных верований, языка, культуры, бытового уклада и передачу этих знаний новому поколению, тоже не является панацеей в связи с активным миграционным процессом, вызванным как внешне, так и внутриполитическими обстоятельствами. Поток переселенцев из стран ближнего зарубежья, принадлежащих к иной культурно-бытовой сфере, образу жизни, национальным традициям, вероисповеданию, образует или пополняет существующие уже десятилетиями различные национальные общины (диаспоры) именно в поселках, как оптимальных местах для акклиматизации. Поэтому знание своей культуры не освобождает члена общества от изучения других культур, а любовь к своему народу не исключает уважения к другим народам.

Таким образом, особенностями патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, являются:

  • формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним; бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;

  • формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;

  • воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;

  • формирование в ребенке национального духовного характера;

  • развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края;

  • совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых;

  • тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки;

  • создание эвристической среды в детском саду и в се создание эвристической среды в детском саду и в семье;

  • создание педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Раскрывая детям красоту родной природы, приобщая к культурному наследию, формируя любовь к родному дому, пробуждая и развивая генетическую память и воспитывая чувство ответственности и заботы об окружающих, формируя действенно-практическое отношение к ним, можно говорить о воспитании любви к Родине.





ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЗНАКОМСТВА С РОДНЫМ КРАЕМ.


2.1.Организация работы по данному направлению строилась из 4 этапов и охватила период с сентября 2016 года по май 2018 года.

1 этап – подготовительный, целью которого было – изучение психолого-педагогической литературы по теме, подбор диагностических методик.

2 этап – диагностический

Цель данного этапа – изучить уровень сформированности знаний по патриотическому воспитанию. В ходе решения первой задачи на основе анализа литературы были конкретизированы критерии и показатели для оценки уровня патриотизма у старших дошкольников. На основе на основе трех тематических блоков, разработанных и выделеных Н. Г. Зеленовой , Л. Е. Осиповой.

Первый блок - «Родной город».

Второй блок – «Родная страна»

Третий блок – «Родная природа»

Первичная диагностика проводилась в сентябре 2016 года с детьми старшей группы. Обработка результатов осуществлялась по следующим критериям:

  • 15 – 22 баллов – низкий уровень

  • 23 – 35 – средний уровень

  • 36 – 45 – высокий уровень

По результатам данной методики было выявлено, что 13детей (80%) имеет средний уровень сформированности элементарных знаний по родному городу, высокого уровень знаний не выявлено и 3 детей (20%) имеет низкий уровень сформированности знаний о родном городе.

Дети испытывали затруднения в названии реки, путались в определении герб и флаг, не могли назвать элементы, украшающие герб.

По второму блоку «Родная страна» было выявлено 18 человек (81 %) со средним уровнем, 4 человека (19 %) с низким уровнем знаний. Дети затруднялись в назывании былинных богатырей некоторые с трудом вспоминали столицу – город Москва. Не могли или путались в названии климатических зон.

По третьему блоку «Родная природа» получили такие результаты высокого уровня не выявлено, 19 человек средний уровень (87 %) и 3 человека (13 %) низкий уровень.

3 этап – формирующий

Цели этого этапа:

  1. Создать благоприятные условия для патриотического воспитания старших дошкольников.

  2. Расширить и систематизировать знания детей о родном городе, крае.

  3. Активизировать познавательную деятельность детей, совместную деятельность детей и родителей.

  4. Воспитывать любовь и к своему городу и краю.

Для успешной реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников была создана развивающая пространственная среда в группе, которая пополнялась в соответствии с возрастными особенностями детей. Был оформлен уголок по патриотическому воспитанию, альбомы для рассматривания «Мой город Коряжма», приобретена папка для рассматривания «Климатические зоны нашей Родины». Были изготовлены

настольно-печатные и дидактические игры, детская художественная литература, пособия по патриотическому воспитанию (открытки, альбомы, картотеки игр и др). мини музей и т.д.




4 этап – контрольно-диагностический

По результатам организационной работы с детьми по формированию уровень сформированности знаний по патриотическому воспитанию была проведена диагностика. Результаты диагностики представлены в приложении.

Таблица1

Уровень развития сформированности знаний «Мой город»

по патриотическому воспитанию детей старшей группы и подготовительной группы.

N=22

Диагностика знаний по патриотическому воспитанию блок «Мой город»

старшая группа

подготовительная группа

н

с

в

н

с

в

Начало года

20%

80%

-

13%

68%

18 ,5 %

Конец года

13%

68%

18,5 %

4%

72%

24%


На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. Уровень развития сформированности знаний по патриотическому воспитанию блок «Мой город» детей подготовительной группы значительно повысился. Количество детей с низким уровнем понизился. Увеличилось число детей со средним и высоким уровнем развития.

Таблица2

Уровень развития сформированности знаний «Родная страна»

по патриотическому воспитанию детей старшей группы и подготовительной группы.

N=22

Диагностика знаний по патриотическому воспитанию блок «Родная страна»

старшая группа

подготовительная группа

н

с

в

н

с

в

Начало года

19 %

81%

-

13%

72%

15%

Конец года

13 %

72%

15 %

4 %

62%

34%



На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. Уровень развития сформированности знаний по патриотическому воспитанию блок «Родная страна» детей подготовительной группы значительно повысился. Количество детей с средним уровнем понизился, а с высоким повысился.

Таблица3

Уровень развития сформированности знаний «Родная природа»

по патриотическому воспитанию детей старшей группы и подготовительной группы.

N=22

Диагностика знаний по патриотическому воспитанию блок «Родная природа»

старшая группа

подготовительная группа

н

с

в

н

с

в

Начало года

13%

87%

-

4,5%

72%

23,5%

Конец года

4,5%

72%

23,5%

-

59%

41%



На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. Уровень развития сформированности знаний по патриотическому воспитанию блок «Родная природа» детей подготовительной группы значительно повысился. Количество детей с средним уровнем понизился, а с высоким повысился. Дети испытывали затруднения в назывании природных зон и животных, обитающих в тундре, степи.









Перспективное планирование


Для достижения поставленной цели и задач, использовала следующие формы организации детской деятельности:

познавательные занятия  на тему: «Моя семья», «Мой город Коряжма», «Дорожное движение в нашем городе», «Определи  животного по описанию», «Дом в котором я живу».

 - Непосредственно - образовательную  деятельность интегрированного характера на тему: «Путешествие в зимний лес», «Птицы нашего города», «Мои друзья», « Путешествие в Москву».

-НОД по рисованию «Дети гуляют зимой на участке детского сада», «Галстуки для пап», «Улица на которой я живу», «моя семья», «Дом в котором я живу», «Мой город», «Мои родители работают».

-НОД аппликация «Машины нашего города», «Галстуки для пап», «Мой дом», «Новогодние открытки сотрудникам детского сада»,

- Беседы  на тему: «Улицы нашего города»,   «Я потерялся, как быть», «Мой домашний адрес»,  «Моя фамилия мои родители, моя семья», «Что ты видел по дороге в детский сад», «Как помогаешь маме?», «Мой папа в Армии», «Знаменитые люди Коряжмы», « Беседа об экскурсии в школу и на почту», « Растительный и животный мир нашего края» и другие.

- Творческие рассказы детей  на тему: « Что было бы, если я был взрослый», « Три богатыря», «Мой любимый детский сад».

- Совместные праздники  с родителями в группе.  

- Выставки в группе « Мой город Коряжма», выставка портретов к 23 февраля «Мой папа», «Мой папа самый лучший», «К дню семьи»

- Городская выставка «Военная техника».

-развлечение к Дню защитника Отечества.

 - Вечера устного народного творчества, где дети  заучивали  потешки, загадки, пословицы, поговорки, небылицы, чистоговорки,  былины.

-в школу, в спорткомплекс Олимп,  на почту, к памятнику Войнской славы, в библиотеку, на стадион, в музей КЦБК, в пожарную часть, по  улицам  города.

- Наблюдения на участке в разное  время года за деревьями, за птицами, за цветами, за травой, за снегом, льдом, водой, за небом, облаками, за снежинками, за прохожими, за кустами, за посадками   на огороде и другими объектами.

- Опыты с живой и неживой природой, экологические исследования.

- Изготовление детьми  подарков для родных и близких к 23 февраля,  8 марта, изготовление кормушек.

Игра -  естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.

            Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников явились народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Радость движения в них сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

В ходе работы  я  составила картотеку народных и дидактических игр на тему:    Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через игру». Использовала в своей работе цикл дидактических игр по родному городу: “Узоры родного города”, “Не ошибись”, “Знаешь ли ты?” (знаменитости города), “Путешествие по городу”, “Где находится обелиск?”, “Птицы нашего города”, “Собери целое”, “Загадки о городе”, “Так бывает или нет?” Все они помогают в развитии у детей  любви к родной земле, гордости за свою малую Родину, формируют принадлежность к русскому  народу.

Большую помощь в рамках обозначенной темы мне оказали словесные игры. Их я использую  при воспитании нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово), “Река вежливости” (дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, он произнося волшебное слово выбирает себе пару), “Кто больше скажет?” (волшебных слов), “Поделись улыбкой”, “Меняемся местами” (те, кто маму любит; кто бабушке помогает и т.д.), “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

Воспитанию социально - нравственных качеств помогали   сюжетно - ролевые игры разной тематики «Семья», «Детский сад», «Больница», «Почта», «Магазин», Защитники», « Пограничники, а также  спортивные игры и эстафеты:  « В здоровом теле здоровый дух», « Кто первый к флажку», « Будь ловкий и сильный», «Передай эстафетную палочку».

Методы и приёмы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию.

Широко использовала  в работе по обозначенной теме наглядные методы:

 - иллюстрации картин  с видами столицы нашей родины  Москвы,  города Коряжмы, альбом с достопримечательностями родного города.

- демонстрация натуральных предметов быта (старинные игрушки, предметы обихода, утварь);  

- альбомы по временам года, « Птицы», «Фрукты», «Овощи».

- «Лэпбук – моя малая родина Коряжма»

Для закрепления пройденного материала применяла  словесные методы: чтение художественной литературы, отгадывание несложных ребусов, составление детьми рассказов  на тему:  «Дом», «Детский садик», про птиц и животных, о родном городе, «Улица, где я живу», разгадывание кроссвордов, ребусов.

Для создания у детей интереса по данной теме, использовала ИКТ технологии: разработала презентации на различные темы: «Животный мир  нашего края», «Моя семья», «Дикие животные наших лесов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Устное народное творчество», «Жители леса и их детеныши», «Профессии», «Русские народные сказки», подобрала видеоролики о народных традициях и обычаях.

В рамках исследовательской деятельности совместно с детьми и родителями   был сделан «Огород на окне» - были посажены семена лука, цветов, вели наблюдения.


Покраска построек из снега на участке, составили  гербарий  из листьев деревьев, цветов, трав родного края, выставки на окне «Осеннее настроение».

- Музей «Народные промыслы Архангельской области»

2. Обогащение развивающей предметно -  пространственной среды

Формирование патриотических чувств дошкольников  невозможно без обогащения развивающей предметно - пространственной среды. Для этого я оформила центр  познавательно-патриотического направления, в который включила:

          художественную  литературу, фотографии   о городе Коряжма

. патриотический уголок

         Сделала подборку  изобразительного материала для продуктивной деятельности (образцы разного вида росписи: хохлома, гжель, уральская роспись, дымка и др.)

         Оформила альбом с иллюстрациями для художественной и продуктивной деятельности.

         Достижение положительного результата по теме патриотического воспитания дошкольников невозможно без  организации тесного взаимодействия с родителями. Привлекая родителей к воспитанию у детей любви к родному городу и краю, я ставила перед собой задачи:

-  способствовать повышению педагогической культуры родителей в вопросе воспитания у детей любви к родному городу и краю;

- включение родителей как активных участников в образовательный процесс.

 На втором этапе мной были разработаны и реализованы формы взаимодействия с родителями по обозначенной теме. Наиболее эффективными считаю следующие:

- групповое родительское  собрание  по теме патриотического воспитания дошкольников;

- консультация на тему: ««Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребёнка»

- праздники, посвящённые 23 февраля совместно с папами

-походы

-экскурсии совместно с родителями: в МОУ СОШ № 4, в спорткомплекс «Олимп»

-Соревнования в спорткомплексе «Олимп»

-порядок на территории детского сада – покраска и обновление построек на территории детского сада, во дворе  своего дома. Дети трудились в группе,  наводили порядок в игровых уголках, ремонтировали книги, отбирали сломанные игрушки, мыли игрушки, стирали кукольные вещи.  

Работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей проводилась и в ходе кружковой работы «Тестопластика». Дети с большим желанием лепили  из соленого теста печенье к колядкам.

Творческая активность детей позволила им участвовать в городских конкурсах  художественно – изобразительного творчества, где они получали грамоты и благодарственные письма.

Подведя итог проделанной работы можно сделать вывод о том, что созданные мною условия были эффективны и результативны. Они  помогли сформировать у дошкольников основы патриотического сознания: гордости за свою Ро­дину, любовь к родному краю, семье, детскому саду. У детей накоплен опыт по культуре, традициям родного края, сформировано  понимание  неповторимости культуры своего народа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе изучения была раскрыта сущность педагогической работы воспитателя ДОО по патриотическому воспитанию – это систематическая и целенаправленная деятельность взрослого и воспитанников (при руководящей роли воспитателя), включающая разные методы (словесные, наглядные, практические, игровые) и средства (художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники), направленные на решение задач патриотического воспитания. Современные проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста состоят в недостаточном уровне сформированности чувства патриотизма у детей, в недостаточном владении воспитателями методами и средствами, позволяющими успешно решать задачи патриотического воспитания дошкольников по всем основным направлениям. Также трудности воспитатель испытывает при работе над данной темой – это: недостаточно художественной литературы, иллюстраций для рассматривания, фотографий.

Детям было очень интересно участвовать совместно с родителями в соревнованиях, походах, выставках. Дети были рады, когда получали грамоты, благодарности.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Алешина, Н.В. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.

2. Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов [Текст] / Алексеева, О., Петропавловская, Л. // Ребенок в детском саду. – 2010. - № 2. – С. 39-42.

3. Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду [Текст] / Баранникова, О.Н. – М.: Аркти, 2010. – 203 с.

4. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей [Текст] / Богданова, О.С., Катаева, Л.И. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.

5. Болдина, К.С. Как воспитывать патриотизм у младших школьников? [Текст] // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25.

6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений [Текст] / Болотина, Л.Р. – М: Академия, 2002. – 237 с.

7. Буйлова, Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Буйлова, Л.Н. // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48.

8. Воронова, Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие [Текст] / Воронова, Е.Н. – М.: Гардарики, 2008. – 153 с.

9. Воротынцева, О. Как научить детей любить Родину [Текст] / Воротынцева, О. // Предшкольное образование. – 2009. - № 2 – С. 34-36.

10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под. ред. Виноградовой, А.М. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 232 с.

11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Выготский, Л.С. – М.: Академия, 2009. – 420 с.

12. Гогоберидзе, А. Маленькие граждане большой страны [Текст] / Гогоберидзе, А. // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. – С. 18-21.

13. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утв. Постановлением

Правительства РФ от 5 октября 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml (дата обращения: 01.09.2017)

14. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.

15. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Средняя группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104 с.













16