УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «ЦО» с. Анюйск Куликова А. В.___________ | РАССМОТРЕНО На заседании МО классных руководителей СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО классных руководителей Никитаева И.А._____________________ Протокол заседания МО ___________________ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ С. АНЮЙСК БИЛИБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА»
Программа
«Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма в образовательном процессе»
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Гражданское население в противодействии распространения идеологии терроризма» составлена в соответствии с требованиями к дополнительному образованию Федеральных государственных образовательных стандартов второго (нового) поколения.
Настоящая Программа предназначена для учащихся образовательных учреждений в возрасте от 14 до 16 лет (8,9 классы) и ориентирована на формирование у первых основ антитеррористической идеологии. Срок обучения: один учебный год.
Программы обусловлена насущной необходимостью формирования у учащихся общих представлений о внешней и внутренней политике, проводимой Российской Федерацией в сфере обеспечения национальной безопасности в тесной увязке с проблемами, связанными с организационными и правовыми аспектами противодействия идеологии терроризма и религиозно-политического экстремизма в современных условиях.
Если говорить об актуальности противодействия распространения идеологии терроризма, то следует подчеркнуть, что в настоящее время в России получили распространение различные проявления экстремизма и терроризма, которые провоцируют нестабильность в обществе, способствуют ослаблению российской государственности, порождают в отдельных субъектах РФ сепаратистские настроения и создают для экстремистов и террористов благоприятную возможность реализации их целей и задач. Необходимость введения в учебный процесс образовательной программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма» обосновывается рядом важных причин. Во-первых, в условиях роста радикализации сознания молодежи, экстремизма, усиления распространения идеологии терроризма, а также возрастания террористических угроз именно молодежь становится основной «группой риска». Следовательно, задача по профилактике и противодействию идеологии терроризма в молодежной среде становится чрезвычайно важной. Во-вторых, уровень знаний учащихся по основным проблемам, связанным с таким сложным социально-политическим феноменом, каким является терроризма, в настоящее время однозначно недостаточен. В-третьих, молодежь, как правило, проявляют весьма высокую заинтересованность в изучении проблем и вопросов антитеррористического воспитания, формирования антитеррористической идеологии.
Основные цели и задачи реализации
Стратегическая цель настоящей Программы заключается в формировании социально-политических компетенций учащихся (обучающихся) посредством правильного понимания и умения теоретически различать виды терроризма в процессе изучения таких базовых понятий, как: терроризм, идеология терроризма, террористическая угроза, террористический акт, международный терроризм, экстремизм, сепаратизм, ксенофобия, мигрантофобия, национализм, шовинизм, межнациональные и межконфессиональные конфликты, информационная среда, национальная безопасность, безопасность личности, культура межнационального общения и др.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы противостоять распространению идеологии терроризма учащимся необходимо четко знать его сущность, разновидности, а также ключевые составные части преступной террористической идеологии (речь идет, прежде всего, об идеологиях экстремистской направленности).
Кроме того, целью этой Программы является формирование коммуникативной, социально-психологической, социально-правовой, информационной и социально-личностной компетенций у обучающихся (учащихся).
Исходя из изложенного ранее, данная Программа ориентирована на решение следующих задач.
Теоретические задачи:
понимание основных форм социально-политического насилия (социально-политическая компетентность);
знание содержания основных документов и нормативно-правовых актов противодействия терроризму в Российской Федерации, а также приоритетных задач государства в борьбе с терроризмом (политическая грамотность);
знание задач системного изучения угроз общественной безопасности, принципов прогнозирования и ранней диагностики террористических актов, методов предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных форм, разрушительных для общества (методологическая грамотность);
создание представления о процессе ведения «информационных» войн и влиянии этого процесса на дестабилизацию социально-политической и экономической обстановки в регионах Российской Федерации (информационная компетентность);
воспитание уважительного отношения к различным этнокультурам и религиям (коммуникативная компетентность);
в знании основных рисков и угроз национальной безопасности России (информационная компетентность).
2. Практические задачи:
умение выявлять факторы формирования экстремистских взглядов и радикальных настроений в молодежной среде (информационная компетентность);
знание конституционных прав и обязанностей граждан, правовых основ обеспечения безопасности (социально-правовая компетентность);
знание нормативно-правовой базы противодействия терроризму (социально-правовая компетентность);
умение критически оценивать информацию, отражающую проявления терроризма в России и в мире в целом (информационная компетентность);
повышение стрессоустойчивости за счет развития субъектных свойств личности (социально-психологическая компетентность).
Воспитательные задачи (формирование социально-личностных компетенций)
формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности обучающихся (учащихся);
формирование представления о роли семейного воспитания в преодолении негативных этноконфессиональных установок;
создание представления о межкультурном и межконфессиональном диалоге как консолидирующей основе людей различных национальностей и вероисповеданий в борьбе против глобальных угроз терроризма;
выработка умения, готовности и способности к взаимодействию в поликультурной и инокультурной среде.
Обучающийся, освоивший настоящую Программу,
Должен:
знать содержание основных понятий безопасности;
четко себе представлять из чего складываются основные элементы национальной безопасности Российской Федерации;
какие угрозы и опасности подрывают национальные интересы современной России.
иметь отчетливые представления о природе возникновения и развития различных видов вызовов и угроз безопасности общества, и особенно таких как экстремизм и терроризм;
правильно понимать сущность таких дефиниций как «терроризм» и «идеология терроризма»; знать разновидности терроризма, факторы его возникновения и уметь их выявлять;
владеть основами анализа основных видов терроризма;
адекватно понимать, что имеется в виду, кода речь идет о «молодежном экстремизме», уметь ориентироваться в главных аспектах данной проблемы;
владеть основами анализа экстремистских проявлений в молодежной среде;
иметь общее представление о социальных конфликтах и способах их разрешения в сферах межнационального и межрелигиозного противостояния, а также профилактики ксенофобии, мигрантофобии и других видов экстремизма в образовательной среде;
понимать роль средств массовой информации в формировании антитеррористической идеологии у молодежи.
Итоговой формой контроля является «открытый урок» (круглый стол).
Данная Программа является инновационным учебным продуктом, поскольку, во-первых, рассматривает учащихся (обучающихся) как неотъемлемую часть гражданского населения, входящего в качестве одного из базовых элементов в сложную социальную систему.
Во-вторых, исходя из аксиоматического тезиса, согласно которому современный терроризм представляет собой сложный социально-политический феномен, в основу этой Программы положен междисциплинарный подход к рассматриваемой проблематике, основанный на профессиональном взаимодействии преподавателей различных гуманитарных и прикладных дисциплин: истории, обществознании, психолога, социального педагога, преподавателя ОБЖ и др.
В-третьих, в большинстве формулировка названий модулей Программы главным образом коррелирует с ключевыми задачи в сфере противодействия распространения идеологии терроризма в Российской Федерации, содержащимися в Комплексном плане.
В-четвертых, концептуальный вектор настоящей Программы направлен, прежде всего, на выработку иммунитета у обучающихся (учащихся) к вербовочной пропаганде, проводимой представителями террористических организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации, в частности «ИГИЛ» (об этом свидетельствует, в частности, вводимый Программой спецкурс по выбору «Противодействие идеологии терроризма в социальных сетях).
В-пятых, в (научный) оборот вводится новый термин «зеркальная межнациональная толерантность», который, с точки зрения составителей данной Программы, представляет собой новую идеологему, маркированную позитивным смыслом (контентом) и недвусмысленно обозначающую «двустороннее движение» в процессе реализации истинного смысла понятия «толерантность».
План мероприятий программы «Гражданское население в противодействии распространению идеологии терроризма в образовательном процессе» на 2016 -2017 учебный год
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Инструктажи о правилах безопасности, гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях | каждую четверть | классные руководители |
2 | Беседа с УУП с. Анюйск «Недопущение террористических актов и экстремистических проявлений» | до 20 сентября | Потаев Н.В., Никитаева И.А., классные руководители |
3 | Цикл уроков по ОБЖ «Если вы попали в заложники?» | в течение учебного года | Никитаева И.А. |
4 | «Уроки толерантности» «Терроризм - зло против человечества» | октябрь | классные руководители |
5 | Конкурс сочинение по теме «Мир без насилия» | декабрь | Кулакова А.А., классные руководители |
6 | Викторина «Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них» | январь | Петрова М.А., участники «Пресс центра» |
7 | Тренинг по профилактики ксенофобии «Может ли «чужой» стать своим?» | февраль | Соловьянова Н.Е. |
8 | Беседа «Современный терроризм: понятие, сущность, разновидности. Идеология терроризма и «молодежный» экстремизм. | март | Никитаева И.А. |
9 | Родительские собрания «Интернет как сфера распространения идеологии терроризма» | апрель | Никитаева И.А., Введенская Е.Б. |
10 | Организация выставки книг, брошюр, альбомов по тематике: Информационное противодействие идеологии терроризма. | май | Петрова М.А., участники «Пресс центра» |