Тема | Гуманизм рассказа О. Генри «Дары волхвов» |
Цель | Создание условий для самостоятельного изучения и осознания рассказа О.Генри «Дары волхвов», закрепление навыка анализа прочитанного текста |
Задачи | Образовательные: способствовать актуализации знаний учащихся об анализе произведения; организовать учебную деятельность для понимания новеллы О.Генри; создать условия для формирования навыков анализа литературного произведения; Развивающие: развитие мышления, монологической и диалогической речи, памяти; развивать познавательную и творческую деятельность учащихся; умение самостоятельно получать знания. Воспитательные: развивать личностные качества учащихся, такие как любознательность, терпимость; толерантность, целеустремленность, аккуратность, умение работать в коллективе; содействовать формированию активной жизненной позиции.
|
УУД
УУД | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные УУД: выделять главное; определять понятия; анализировать, доказывать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную ранее на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: знать сюжет рассказа О.Генри «Дары волхвов»; уметь: рассуждать о литературном произведении, применять полученные знания, сопоставлять различные точки зрения, давать характеристику литературному герою, формулировать вывод Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; выработка умений работать с учебной информацией; готовность к сотрудничеству с одноклассниками и учителем; формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; умение ставить учебные задачи, самостоятельно делать выводы; приращение исследовательских умений и навыков: выдвижение гипотез, нахождение способов их проверки; планирование пути достижения целей; учет разных мнений, аргументация своей точки зрения |
Основные понятия | гуманизм, гуманист, псевдоним, дар, волхв, рассказ |
Межпредметные связи | английский язык, русский язык, русская и зарубежная литература |
Ресурсы: | компьютер, экран, мультимедиа, презентация по теме «Уильям Сидни Портер», учебник по литературе, толковые и этимологические словари |
Формы урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П– парная, Г – групповая |
Технология | проблемно-диалогическая |
| |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Организационный момент
| Мы с вами любим музыку, а что любит музыка? - Совершенно верно. Демокрит говорил, что надо уметь не только говорить, но и молчать. Сейчас мы послушаем музыкальную композицию в исполнении Фредди Меркьюри, а в конце урока вы скажете, как она связана с рассказом О.Генри «Дары волхвов» | - Тишину.
Ученики слушают песню на английском языке и стараются понять ее, используя распечатки текста, лежащие на партах | | | |
Проверка домашнего задания | Домашнее задание включало рассказ об авторе, чтение новеллы О.Генри, размышление о прочитанном и подготовку презентации к учебному занятию |
Изучение нового материала
Постановка проблемы
| На экране появляется презентация, посвященная О.Генри, которая называется «Уильям Сидни Портер». Как связаны О.Генри и Уильям Сидни Портер? Для эффективной работы мы разделимся на три группы. В первой будут те, кто хочет рассказать про замечательного автора, новеллу которого мы изучаем сегодня.
Что такое гуманизм? Можем ли мы назвать О.Генри гуманистом? Почему? |
- О.Генри – это псевдоним Уильяма Сидни Портера.
Желающие ученики выходят к доске и рассказывают про автора, остальные готовят для них вопросы.
Каждая пара активно работает с толковым и этимологическим словарем, обсуждает друг с другом ответы.
|
Запишите 2-3 вопроса в тетрадь, а затем задайте одноклассникам
Запишите в тетрадь слова, которые вам сложно было объяснить (гуманист, гуманизм) | Знать важные сведения об авторе и текст новеллы «Дары волхвов» Уметь рассказывать об авторе, давать толкования различным терминам, необходимым для анализа текста, работать со словарем, проверяя правильность своих предположений. | Личностные УУД: продолжение формирования положительного отношения к познавательной деятельности вообще и к учебному занятию в частности. Познавательные УУД: сопоставлять, анализировать, обобщать информацию; освоение основ исследовательской деятельности; умение выделять главное; выделять главную информацию; представлять информацию в сжатой словесной форме; умение формулировать толкование слова; выбирать и анализировать ключевые детали в новелле; устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные УУД: целеполагание; планирование путей достижения целей; самостоятельный анализ условий достижения целей; самостоятельный контроль своего времени и управление им; умение объективно самостоятельно оценивать выполненную работу; саморегуляция, самооценка. Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности; сотрудничество со сверстниками, умение работать в группе, действовать, понимая и принимая противоположную позицию; формирование действий по организации сотрудничества с учителем и сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения; делать умозаключения и выводы; умение работать в группе |
Поиск решения
Поиск решения | Первая группа сегодня рассказывала про автора. Вторая группа сейчас продемонстрирует навыки актерского мастерства и прочитает финальный диалог героев по ролям. Две группы выступили. Но у нас есть еще третья, которая расскажет о героях новеллы О.Генри. | Желающие выходят к доске, а все остальные не только слушают, но и думают над характеристикой героев, над тем, как относится к ним автор. Учащиеся рассказывают о выбранном герое по плану, который обсуждался и применялся на практике неоднократно. В ходе работы сравнивают героев, выделяя различия и сходства. | Запишите план рассказа о герое и необходимые для ответа цитаты из рассказа О.Генри |
|
Открытие нового знания | Какую часть рассказа вы считаете самой важной? В какой части рассказа содержится вывод, определенная мораль всей истории? Кто такие волхвы и почему так называется рассказ О.Генри? |
Обсуждают в парах ответ на каждый вопрос. Пары высказывается, одна из них делает вывод. | Записывают толкование слов волхв, дар и вывод в тетрадь. | | |
Выражение решения проблемы | Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | Примерный вывод по проблеме: автор-гуманист любит своих героев, не осуждает их, а старается понять и принять, даже восхищается ими. | Записывают вывод в тетрадь | | |
Закрепление нового материала | Знакомы ли вам другие авторы-гуманисты? Вы сегодня поработали и в парах и в группах, а теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте, какие записи сделал ваш коллега по работе. Не забывайте о главном правиле, которое сформулировал Конфуций: «Своим примером побуждай людей трудиться». | Отвечают на вопросы, называют русских и зарубежных авторов, поясняя, почему считают их гуманистами.
Проверяют работу одноклассников. Оценивают работу друг друга, проверяя тетради и не забывая про устные ответы. Оценки называются и выставляются в журнал. В обсуждении оценок принимает участие каждый. | Вспоминают авторов-гуманистов и самые известные их произведения.
Исправляют ошибки в тетради и выставляют свои оценки. Пишут замечания и похвалы.
| | |
Рефлексия
| Как вы думаете, мы достигли поставленной в начале урока цели? Что вам понравилось на уроке? В чем заключались трудности? -Где вы сможете новые знания применить?
Наш урок я начала с песни Фредди Меркьюри «I was born to love you». Так как связан рассказ О. Генри и эта песня? | Достигли. Поняли, чему учит автор и кого называет волхвами. -На уроке мне понравилось… - Было трудно… Новые знания могу применить при анализе других произведений русских и зарубежных авторов.
Предлагают свои варианты ответа, выявляют лучшую формулировку и записывают ее в тетрадь. |
Записывают вывод, итог работы на уроке. | | |
Домашнее задание | Домашнее задание: написать отзыв о новелле, небольшую критическую заметку. Самому прочитать еще одну новеллу О.Генри (на выбор) и рассказать о ней, сравнив ее с уже изученной. |