СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гуманная педагогика: креативность и традиции.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Гуманная педагогика: креативность и традиции" был представлен Обрезковой Н.А. на педагогическом семинаре-практикуме (в рамках курсов ПК для преподавателей по классу фортепиано) 9 февраля 2012г в ГОШИ "Гимназия искусств при главе Республики Коми" имени Ю.А.Спиридонова.

Просмотр содержимого документа
«Гуманная педагогика: креативность и традиции.»

ГОШИ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А.Спиридонова









Доклад на тему

«Гуманная педагогика: креативность и традиция»













Выполнила Обрезкова Н.А.

















Сыктывкар, 2012 год

ВВЕДЕНИЕ

Глобальные проблемы современности и поиск новой образовательной парадигмы.

Такие глобальные проблемы современности, как отчуждение научного и технического прогресса от культурных ценностей; конфликт между техносферой общества и природной средой; явное отставание духовно-нравственного развития человека от набирающего темп технологического могущества человечества представляют грозные симптомы болезни техногенной цивилизации. Их преодоление и выход к новым ценностям стали объектом пристального осмысления педагогами, философами, историками, культурологами и вообще мыслителями современности. В связи с этим целесообразно обратить внимание на педагогические аспекты гуманитаризации образования. Стремительно расширяется техническая сфера общества и вообще искусственной среды обитания человечества. Естественное явно подавляется миром искусственного. Необходимо учитывать эту общемировую тенденцию и в педагогике, и в образовании. Образование должно быть сориентировано на технологическую перспективу. Стремительной «технологизации» общества и всего образа жизни человека необходимо противопоставлять в качестве «противоядия» обновленную (креативную) педагогику, которая помогла бы нейтрализовать перекосы в образовании, вызванные неуемным восторгом перед наукой и компьютером, и помогла бы дополнить техническое могущество и прагматизм миром духовных человеческих ценностей.

В.А. Кутырев в своей книге «Культура и технология: борьба миров» диагностирует современное образование, с очевидностью вскрывая его сугубо теоретический, научно-теоретический характер. Именно это является, с его точки зрения, одной из причин переживаемого человечеством эколого-антропологического кризиса. «Образование предельно рационально и вербализовано, из него выхолощен аффективно-эмоциональный запас детства, что приводит к распространению в обществе профессионально компетентных, но бездуховных индивидов.»

Необходимость серьезной модернизации содержания образования, равно как и пристального внимания. Всему педагогическому процессу сегодня очевидна практически всем. Нужны принципиально новые отношения между учителем и учеником, иные способы обучения, организации и познавательной деятельности учащихся.





В ПОИСКАХ АДЕКВАТНОГО РЕШЕНИЯ.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

Суть этого подхода составляет обучение, центрированное но ученике, его способностях, возможностях и особенностях. Основной акцент делается на познавательной деятельности ученика и специально подчеркивается И.А. Зимней: «В целом личностно деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной личности, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной личности… Обучение «преломляется» через личность обучающегося, его мотивы, ценностные ориентации, цели, интересы, перспективы и т.д.; оно принимает их и соразмеряет с ними».

Ш.А. Амонашвили писал, что «цель личностно ориентированного образования – не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке, механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией». Он же указывал, что «… самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему источник силы и утешения в его собственной душе…».

Огромный интерес для изучения являет собой литературное наследие К.Д. Ушинского, человека, стоявшего у истоков отечественной педагогики. Примечательным, на мой взгляд, является то, что Ушинский, тонко чувствуя все оттенки значения слов, сознательно избегает употребления термина «образование». Предпочитая ему «воспитание»: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб пред его глазами ясно лежала дорога добра». В понятии «воспитание», кроме буквального смысла «прокормление» выражается естественное взращивание человека, «уход» за ним, помощь в росте. Это модель сада и садовника. Стихийная замена термина «воспитание» термином «образование» отражает возрастание искусственного в жизни людей. Образование – это модель мастерской, почти фабрики. В нем нашла свое проявление технологическая научно-промышленная революция, сделавшая человека господином природы и приведшая к его антагонизму в отношениях с ней и самим собой как живым телесным существом. Необходимо все время помнить о том, что человек нуждается во внимании, ласке, сочувствии, поддержке, живом человеческом общении, особенно в пору своего становления, то есть будучи ребенком. Именно в дошкольном и школьном возрасте происходит стремительное становление личности. Значительно возрастает ответственность взрослых к еще неокрепшим и, в силу этого, более уязвимым и ранимым детям.

Итак, взаимоотношения учителя и ученика – это сотрудничество, в котором уважительное, доброжелательное отношение друг к другу стимулирует открытость, желание общения в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию.

«Всякое общение с ребенком без любви – это общение без внимания, пустое общение. Оно пагубно для детей.» К несчастью, эти принципиально важные соображения абсолютно игнорирует псевдопедагогика, именуемая авторитарной. Ведь она основана на насилии, сухих схемах и догматах.

Несомненно, заслуживает внимания новаторская педагогика Януша Корчака, получившая название «педагогики сердца». Он был удивительно проницательным и сердечным человеком, обладал редким даром общения с детьми на основе абсолютного доверия и понимания.

Созвучно Корчаку высказывается психолог и педагог Р. Бернс, утверждая, что «важнейшей частью процесса передачи накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания».



ИНСТРУКТОР-ТЬЮТОР, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЛИ НАСТАВНИК?

Джон Дьюи, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Л. Выготский, А. Амонашвили, а до них Г. Песталоцци и М. Монтессори – все внесли свой вклад в решение этой проблемы. Великий Песталоцци писал: « Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться». А ведь это начало 19 века. Схожие мысли высказывал еще раньше и наш выдающийся соотечественник М.В. Ломоносов: «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание – вот моя цель. Это особенно важно помнить сейчас, когда принимаются государственные стандарты образования при существующей классно-урочной системе. Как решить это противоречие, не устраивая революций в образовании? Со времени Песталоцци многое в мире изменилось. Главное – неизмеримо возросла востребованность знаний, квалификации, профессионализма.

Ответ во многом дает гуманистическая педагогика, которая в основе своей опирается на идеи гуманистической психологии. В настоящее время появляется множество публикаций, в которых по-разному интерпретируются

идеи гуманизма. Поэтому предлагаю обратиться к истокам. Понятно, что никакая идея не возникает на пустом месте. Ей предшествуют идеи многих и многих мыслителей в этой области. Новое направление в любой области знания возникает, как правило, в результате обобщения ранее достигнутого и нового взгляда на явление.

Обратимся к словам К.Д. Ушинского: «Мы должны познакомиться с настоящим состоянием воспитания в русском народе прежде, чем захотим внести туда наши теории и улучшения. Русская семья со всеми своими элементами, добрыми и дурными, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные и ядовитые плоды, есть создание истории, которого нельзя заменить никакой искусственной постройкой. Напрасно м хотим ВЫДУМАТЬ воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ, с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худшие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколения России, сменяя одно другим. Ее можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к ее требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать ее невозможно». И в отечественной, и в зарубежной педагогике накоплен богатый опыт эффективного обучения и развития. В новых социально-экономических условиях, когда основной ценностью становятся знания, квалификация, умение работать с информацией, эффективные в прошлом системы обучения требуют коррекции. Крайне важно суметь сохранить глубинный сокровенный смысл воспитания, но придать процессу новую форму, адекватную эпохе. В противном случае невозможно обеспечить главного – самореализации человека в новом информационном обществе.

Поэтому будем ориентироваться на новую для нас парадигму, но не витать в облаках и не забывать ранее приобретенный опыт. Необходимо найти пути соединения несоединимого: в наших условиях реализовать на практике тот концептуальный подход, который в большей степени соответствует нынешним реалиям, создает для человека условия для самореализации, постоянного совершенствования своего интеллектуального и нравственного развития. Ведь, как подчеркивал академик Б.С. Гершунский, «смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной самореализации личности».









КОНСТРУКТИВИЗМ И ЕГО МЕСТО В КРЕАТИВНОЙ (ГУМАННОЙ) ПЕДАГОГИКЕ.

Именно конструктивизм по своей идеологии ближе других теорий стоит к личностно ориентированному подходу. Основная его идея – создание собственного знания на основе ранее приобретенного опыта, ранее усвоенных знаний. Это не новая концепция. Она имеет свои корни в философии, антропологии, в когнитивной психологии. Еще Э. Кант утверждал, что человек не является пассивным реципиентом информации. Он активно воспринимает знание, присоединяя его к ранее познанному и преобразует, создавая новое знание.

Конструктивизм рассматривает учение как активный познавательный процесс, в котором учащиеся создают новые идеи, взгляды, основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах, понятиях. Ученик отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. Познавательная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить новое знание. Роль учителя-инструктивиста заключается в том, чтобы помогать учащимся, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открытиям, новым взглядам на изучаемое явление, предмет. При этом учитель и ученик являются соучастниками этого процесса в активном диалоге. Содержание обучения по каждому конкретному предмету становится как бы отправной точкой развития, но не ограничивается им. Как видим, идеи конструктивизма действительно весьма близки, если не сказать, что они отражают идеологию личностно ориентированного подхода.

Новая информация, новый материал предлагается ученикам лишь в общих чертах, системно, как целостная концепция, теория, без деталей, без «разжевывания». Учащиеся в процессе активного диалога пытаются уяснить некоторые положения, детали, неясности. Диалог строится на проблемной основе, связанной с реальными жизненными ситуациями, знакомыми ученикам. На основании анализа этих ситуаций, собственного опыта и знаний ученики пытаются строить свои размышления, отыскивая новую информацию, новые факты, открывая для себя новое знание. Каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением других участников полилога, с мнением учителя или автора концепции. Он должен сформулировать свои аргументы. С.Хэнли в своей статье, посвященной конструктивизму, приводит слова философа 18 века Г.Вико: «Только тот обладает знанием, кто может его объяснить».

Роль учителя в личностно ориентированном обучении, использующем идеологию конструктивизма, иная, нежели в традиционном, авторитарном обучении. Они нисколько не менее значима, но принципиально иная. Если объединить рекомендации разных авторов (Брукс Дж. Г., Р.Ягер), то можно дать некоторые общие рекомендации для учителя, которые достаточно отражают специфику конструктивизма:

  1. Станьте одним из многих источников информации для ваших учеников, не единственным и не главным.

  2. Всячески поддерживайте в учащихся желание инициировать идеи.

  3. Предоставьте вашим ученикам возможность поразмышлять над имеющимся у них опытом, который в чем-то противоречит сложившимся взглядам.

  4. Позвольте вопросам учащихся «направлять» урок, помогайте им тщательно продумывать вопросы, давайте им время на обдумывание.

  5. Поощряйте альтернативные источники информации.

  6. Поддерживайте атмосферу любознательности, дискуссии, задавая открытые вопросы, требующие вдумчивости, размышления. Стимулируйте не поверхностную, а углубленную дискуссию между учениками.

  7. Поддерживайте в учащихся стремление к лидерству, сотрудничеству, взаимодействию.

  8. Стимулируйте дискуссии между учениками по серьезным концептуальным проблемам.

  9. Поощряйте самоанализ, отбор и анализ объективных данных, пересмотр высказанных ранее идей в свете новых данных.

  10. Используйте научную терминологию, как, например, «классифицировать», «анализировать», «дифференцировать» в процессе формулирования задания.

  11. Поощряйте и стимулируйте самостоятельность учащихся, их автономию и инициативу. Будьте готовы отказаться от какой-то формы классного контроля.

  12. Не отделяйте знание от процесса поиска. Используйте разнообразные источники информации.

  13. Настаивайте на ясном и логичном изложении учеником его точки зрения.

  14. Обращайте внимание учащихся на полезность их деятельности для жизни. Для будущей карьеры.

В современной системе образования вряд ли можно найти одну оптимальную теорию, реализация которой полностью и гарантированно обеспечивала бы эффективность обучения в любой культуре, в любой системе образования. Современное образование призвано решать чрезвычайно важные и сложные задачи для отдельного гражданина и для общества в целом.



ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Развитие современного образования в значительной степени зависит от того, насколько развита в нем и эффективно функционирует информационная среда. Нельзя не согласиться с Л.А. Василенко в том, что «информация представляет собой главный движущий фактор самоорганизующихся систем любой природы». Умение работать с информацией становится приоритетным для современного человека.

В настоящее время в мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. Новейший этап технологической революции – компьютерный; стратегическая перспектива образования связывается с инновационными технологиями, его информатизацией. Эта концепция, которой фактически начал придерживаться весь мир; в большинстве стран она поднята до уровня официальной политики, хотя нельзя сказать, что отношение к ней является однозначным.

В России также разработан ряд государственных и межотраслевых научно-технических программ, предусматривающих выполнение широкомасштабных проектов информатизации образования.

Здесь современная педагогика особенно подчеркивает важность реализации программы дистанционного обучения. Система дистанционного образования не имеет границ, она доступна всем и на протяжении всей жизни человека. В отличие от традиционных способов педагогической деятельности дистанционное образование позволяет построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию усвоения знаний и пройти ее, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде, позволяющих удовлетворить потребности в образовательных услугах в наиболее комфортном режиме. В дискуссиях о перспективах образования в 21 веке их почти единодушно связывают с инновационными технологиями.

Кроме того, одной из наиболее перспективных моделей обучения в будущем считают модель интеграции дистанционной и очной форм обучения.

Однако, существует принципиально иной подход. Принципиально иное отношение к повсеместному внедрению дистанционных технологий в образовании, и вообще, к глобальной информатизации общества. Например, такой авторитет в этой области, как В.А. Кутырев, анализируя тенденции современного образования, дает очень неутешительные прогнозы. Он указывает на противоречия информатизации образования и его негативное влияние на судьбу человечества, говорит о том, что в настоящее время парадигматической в развитии образования стала сциентистско-технологическая линия. «Рубрикаторское мышление, техномания, беспредметная рефлексивность – таковы болезни, угрожающие человеку, захваченному процессом автоматизации образования». Кутырев поднимает вопрос о том, что образование в целом должно ориентироваться не столько на технические науки, сколько на экологию и гуманистику. И, уже потом, на этой базе обеспечивать специализацию. Иными словами, оно призвано быть калькой не с науки, а с культуры, приобщать также к искусству, морали, этике и т.д.

«Гуманизация или технизация, образование или программирование, люди или монстры – вот поистине чудовищная дилемма, встающая сейчас перед человеком вполне реально… Особенно опасна ориентация на прогресс на этапе социализации личности, то есть в образовании. И поэтому в нем тоже должна быть своя экологическая задача. Экология образования – это его предохранение от перерастания в программирование… Образование должно ориентироваться на гуманизацию».





























«ПЕДАГОГИКА СЕМЕЙНОГО ОЧАГА»

Формирование человека происходит прежде всего в семье. На этом акцентировали внимание и Ильин, и Ушинский, и Корчак. Ильин справедливо указывал, что именно семья является лоном человеческой культуры. Семья закладывает первые основы характера, здесь ребенок прорастает в человека. Духовность семейного очага может дать человеческому сердцу «накаленный угль духовности», который будет греть его, светить ему в течение всей дальнейшей жизни. Ильин вдохновляет на воспитание чувства христианской любви («человеческая душа – христианка от природы»), передачу духовно-религиозной, национальной и отечественной традиции. Корчак убедительно говорит об ответственности, в первую очередь, родителей в деле воспитания своих чад на пути добра и истины. «Я хочу, чтобы поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной зоркой мысли внимательного наблюдения». Он сетует на то, что «… из-за книг с их готовыми формулами притупилось зрение и обленилась мысль». И, на мой взгляд, во многом он прав. Настоящий, честный, преданный своему делу педагог не позволяет себе уставать, ослаблять внимание. Он всю свою жизнь, все силы, вдохновение отдает своим питомцам , порою предавая забвению свои собственные интересы.

Замечательные, ценные мысли высказывает и Ушинский. «Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости. Что женщине врожденно стремление учить и развивать свое дитя, и вместе с тем даны и необходимые для этого способности, в этом не может быть сомнения».





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать несколько слов о творческом методе Януша Корчака, замечательного польского педагога, посвятившего детям вся свою жизнь. Его педагогика соединяет в себе бестрепетный реализм мужчины и мечтательную поэтичность ребенка. И в первую очередь он учит нас мужеству – мужеству воспитывать, мужеству любить детей такими, какие они есть. И пока читаешь Корчака, привычное понятие «любовь к детям» наполняется новым смыслом.

Хочу привести здесь целиком его напутствие, его благословение выросшим детям.

Вот квинтэссенция его педагогической философии и ответ на главный вопрос воспитателя: как учить? Чему учить? Что дать ребенку?

«Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе. Не даем Родины, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума. Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения. А прощение есть тяжкий труд, и каждый долен взять его на себя. Мы даем вам одно – стремление к лучшей жизни, которой нет, но которая когда-то будет. К жизни по правде и справедливости. И может быть это стремление приведет вас к Богу, Родине и Любви».





























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дьюи Д. Школы будущего. М.,1922

  2. Гершунский Б. С. Философия образования. М.,1998

  3. Ильин И.А. Антология гуманной педагогики. М., 2005

  4. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы . Москва-Воронеж, 2003

  5. Корчак Я. Как любить ребенка. Калининград, 2000

  6. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001

  7. Нейматов Я.М. Образование в 21 веке: тенденции и прогнозы. М.,2002

  8. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М., 2006

  9. Ушинский К.Д. Воспитание человека. М., 2000

7