Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили - в действии
(материал к аттестации и не только)
Желает ли педагог Повышения Качества Знаний школьников?
Волнует ли его Результативности Обучения Каждого школьника? Учитываются ли личные возможности ребёнка?
Непростые вопросы, требующие от учителя немалой работы и полной самоотдачи.
Гуманного учителя не покидает "любовь и преданность каждому ребенку, чувство глубокой ответственности перед судьбой каждого ребенка; стремление к пониманию каждого ребенка", по словам Амонашвили.
Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел меня к убеждению, что всякий урок русского языка и литературы должен быть обращён прежде всего к чувствам, эмоциям ребёнка, ибо то, что трогает нас, заинтересовывает, вызывает желание узнать и осмыслить, то есть приводить к серьёзной мыслительной и душевной работе.
Вот пример урока развития речи ( с использованием приёмов гуманно-личностного похода в обучении) по рисукнкам-комиксам Херлуфа Бидструпа, проводить его можно и 5, и в 6, и в 7 классе. Дети живо реагируют на рисунки и вопросы учителя и с удовольствием пишут творческие работы.
МАСТЕР-КЛАСС
Урок развития речи по рисункам-комиксам Х. Бидструпа. "Юный художник"
1. Первый этап работы (подготовительный ).
Я раздам вам комикс и предлагаю рассмотреть его ( 2-3 минуты )
В это время на экране – презентация с этим комиксом,
Зрителям читается ст. П. Хмары
Жизнь порою – вовсе не потеха,
И весельем надо дорожить.
Человеку не прожить без смеха;
Для него смеяться – это жить!
Смех – глоток прохлады из колодца,
Утоленье жажды в жаркий день!
Человек, который не смеётся, -
Самый разнесчастный из людей!..
2. Беседа:
- Понравился ли комикс и знаком ли вам его автор? (Х. Бидструп, несмотря на свою приверженность «низкому жанру» комикса, - это великолепный мастер, огромный талант, и работа с его комиксами поэтому – еще и воспитание вкуса к хорошему тонкому юмору, к яркой характерной детали.)
- Мы попробуем на основе этого комикса составить устный рассказ от имени героя.
- Как видите, название комикса «Юный художник». Как вам кажется, название серьезное или ироничное?
- А теперь давайте попробуем устно дать названия каждой картинке комикса отдельно – их всего 11. Старайтесь придумать название в стиле автора комикса – ироничные.
(некоторые названия, придуманные детьми: Картинка 1. Утренний макияж. Ах, какая я красивая!, 2. Похищение помады 3. Поднос-мольберт. Поднос превращается в мольберт. Бабушка и внучек 4. Фотомодель. Модель найдена! 5. Мастер за работой 6. Последний штрих 7. Презентация шедевра 8. Достойная награда. Удар с правой 9. «Моя помада!» 10. Возмездие.)
– Предлагаю вам поработать с рисунками. Поставьте карандашом номера под каждой картинкой и рассмотрите подробно и внимательно каждую в отдельности.
Так вы уже все все хорошо разглядели? Проверим…
Картинка 1. - Ваши впечатления: что можно сказать об этой женщине? Какого она мнения о своей внешности? Почему вы так думаете?
( Надо отметить детали: ее позу (чуть подавшись вперед), широко раскрытые глаза, поднятые брови, то, как она держит помаду.)
- А как вы думаете, ее помада – это обыкновенная дешевая помада или какая-то особенная, редкая, дорогая?
Картинка 2. - Как ведет себя мальчик? Правильно ли будет сказать: «Он вошел в комнату»? А как лучше? (пробрался, прокрался ). Почему вы так считаете? (Детали: полусогнутые ноги – чтобы мягче ступать, смотрит через плечо, глаза широко раскрыты, видимо, от возбуждения или испуга, левая рука поднята, как для сохранения равновесия – будто ему скользко идти, правой - хватает помаду).
Картинка 3. - Что мальчик говорит бабушке: правду? Что же он мог сказать? (Как вы догадались, что он соврал? Детали: быстро уходит, хитрое выражение лица).
Картинка 4. - Что говорит мальчик, понятно. А что чувствует в этот момент девочка, как она к этому относится? (она и смущена, и польщена одновременно. Детали: улыбается (ей приятно!), но опустила глазки, потупилась, спрятала руки за спину).
Картинка 5. - Посмотрите теперь на нашего «художника». Правда, самый настоящий художник? (Детали: стоит, отставив ногу, упер руку в бок, в другой держит помаду так торжественно, как будто это кисть, откинулся назад, как бы рассматривая свое произведение). - Какое у него лицо? Как вам кажется, нравится ему быть художником?
- А она? Правда, есть что-то общее с женщиной на картинке 1-й (видимо, мамой мальчика)? (Так же широко открыты глаза, губки бантиком.) - Хочется ей получиться красивой на портрете?
Картинка 6. - Нелегко быть натурщицей! А почему у нашего художника такое сердитое лицо? Почему он так нажимает рукой на «картину», будто дыру пробить хочет? ( Помада кончилась! )
Картинка 7. -Что чувствует он? Почему вы так решили? А она?.. А теперь опишите так называемый портрет (то есть то, что юный художник нарисовал ), но тоже иронично, смешно. Описывайте подробно: волосы, глаза, нос, рот, зубы, руки, платье, ноги. Попробуйте сделать это от лица девочки, которую рисовали.
( «На картине - какое-то пугало: лицо круглое, как шар, глаза выпученные, ноги как у страуса, а на голове растет какой-то куст. )
Картинка 8. - Как вы думаете, почему «художник» упал от удара? Потому что «модель» так разъярилась? Но она все же не Майк Тайсон. Может быть, он упал от неожиданности? Почему же ее реакция для него так неожиданна?
- А посмотрите на портрет. Похоже, будто и он радуется – злорадствует – правда?
Картинка 9.- Сравните нашего «художника» здесь,на картинке 10, с ним же на картинке 5. Там он такой солидный! А тут? Сколько ему лет, как вы думаете? Почему мама тоже на него взъярилась? И смотрите: «картина» тоже его наказала: упала ему прямо на голову.
Картинка 10. - Здесь уже комментарии излишни.
- Подумаем: злая ли ирония у Херлуфа Бидструпа или добрая?
Второй этап.
- На следующем этапе нашего занятии попрошу кого-то (лучше мальчиков) рассказать историю о юном художнике от имени самого «художника», а кого-то (девочек) – от имени «модели». Рассказать нужно так, чтобы были понятны чувства, переживания, мысли того, от чьего имени идет рассказ, чтобы было смешно. Нельзя говорить то, чего герой не мог видеть и знать: нужно попытаться все это увидеть его глазами.
Итак, 3 минуты на обдумывание.
ДОСКА: слайды
- Послушаем устные рассказы. Прошу вас оценить рассказ по схеме: достоинства – недостатки.
К основным достоинствам рассказа причисляются следующие:
1) Было интересно слушать.
2)Рассказчик говорит увлеченно, свободно.
3) Были найдены интересные, остроумные, оригинальные выражения, сравнения, слова.
4) Не было ничего такого, чего этот герой не мог видеть, думать, чувствовать.
5) Было понятно, какой этот герой по характеру, что он переживает, как относится к происходящему.
6) Речь героя индивидуализирована в соответствии его характером.
Образцы начала рассказа:
ХУДОЖНИК: Знаете, кем я хотел быть в детстве? Художником! Клёво так: сидишь рисуешь, потом сразу знаменитым станешь, выставки можно всякие устраивать!Везде ездить! Ну, я и думаю: стану художником…
Учитель: - Большое достоинство обоих рассказов – сохранение разговорного стиля речи, точная передача психологии «своего» персонажа и, конечно, то, что в обоих случаях мы смеялись. У каждого рассказчика свои находки. Спасибо.
(Цель нашего анализа и оценивания – учебная: важно, чтобы мы научились видеть и ценить достоинства рассказа и замечать его недостатки).
Третий этап.
-Наконец, наступил этап обобщения и осознания. Вспомним структуру рассказа: вступление – развитие действия – кульминация – развязка.
- Объясним, какая сцена здесь кульминационная, почему.
Благодарю всех за работу и прекрасное чувство юмора. В завершение – стихи Павла Хмары «Человек, который не смеётся»
И успех без смеха не даётся,
И тоска скребёт тебя вес век!
Человек, который не смеётся, -
Может, и совсем не человек!
Итак, мы исходиам из того, что:
необходимо сформировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя;
работа по развитию речи носит не ознакомительный, а практический, тренинговый характер: овладеть речевыми навыками и умениями – значит довести их до автоматизма, с возможностью их сознательного контроля;
развитие речи – это главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому работа по развитию речи учащихся – это постоянная работа на каждом уроке;
речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи;
необходимо развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на те реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни;
в процессе выработки нового речевого навыка диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.
Главными задачами я считаю формирование у школьников мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.
Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если:
а) ребенок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей (вызывать у них какие-то эмоциональные переживания и пр.);
б) поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире;
в) почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.
Приложение (кратко - о гуманно-личностной технологии)
Введение. Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучению языку и математике. Является автором гуманно-личностной технологии, которая по своему характеру является обучающей и воспитательной.
«В школе на уроке ребёнок должен находиться в гуще жизни, радоваться участию в коллективной познавательной деятельности, видеть, с каким внимание прислушиваются к его соображениям, как коллектив нуждается в нём, какое уважение проявляет к его личности. Ему должны приносить радость общения с педагогом и товарищами, их успехи, в которых он увидит результат своего участия и свои перспективы» ,- вот видение педагогом места ребёнка в школе. Ребёнку, как общественному существу, присуще стремление к познанию, общению, самоутверждению, самоотдаче. Задача педагога – создавать условия, способствующие всестороннему проявлению этих стремлений.
Рассмотрим основные принципы и методические приёмы данной технологии.
По своей организационной форме – это традиционная классно-урочная технология с элементами дифференциации и индивидуализации. Основные методы – объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества. Концептуальными положениями гуманно-личностной технологии являются положения личностного подхода педагогики сотрудничества, которая трактуется как идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Выделим основные целевые ориентации технологии:
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств.
Облагораживание души и сердца ребёнка.
Развитие и становление познавательных сил ребёнка.
Обеспечение условий для расширенного и углублённого объёма знаний и умений.
Идеал воспитания – самовоспитание.
Для анализа приёмов, используемых автором, обратимся к его основным изданиям «Здравствуйте, дети!», «Как живёте, дети?», «Единство цели».
Амонашвили Ш. А. категорически выступает против отметок. «Отметки – это костыли хромой педагогики или жезл, олицетворяющий императивную власть педагога». Вместо количественной оценки предлагает качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. «Детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений» - говорит педагог и создаёт для этого все условия.
Амонашвили Ш. А. говорит о воспитании гуманных чувств у детей, которое связывает с развитием способности к сопереживанию и переживанию вообще. «Да, я хочу, чтобы мои дети время от времени оказывались под сильными впечатлениями… Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дворцы своих эмоций, через чувства переживания, радости, гордости…»
Средством, которое активно воздействует на чувства и разум ребёнка, является литература. На уроках чтения ведётся непринуждённый разговор о книгах, о поступках людей, об отношениях между ними, о добре и зле. Он не навязывает детям своих оценок, просто «наравне» с ними размышляет вслух, что ему нравится, что не нравится, почему. Даёт возможность детям поспорить с ним, размышлять. Разговор ведётся в соответствии с нормами общения, используются выражения: «По моему мнению… Мне представляется… Извините, но я думаю иначе… Простите, что перебиваю…» Дети играют в «героя»: в Тома Сойера, в Пеппи, в Маленького принца. Каждый играет героя таким, каким представляет, а все дети ухаживают за ним как за настоящим героем, всё без шуток – таков уговор.
Урок в данной технологии – это ведущая форма жизни детей, а не только процесса обучения: урок-солнце, урок-радость, урок-дружба, урок-творчество, урок-труд, урок-игра, урок-встреча, урок-жизнь.
На уроке математики педагог вводит «3 минуты поэзии», на письме – «3 минуты музыки», когда «можно опустить голову на парту, углубиться в себя и подумать, как написать интересное сочинение». Жизнь детей в школе и вне её, и это очень важно, должна быть яркой, красочной, насыщенной игрой, романтикой, юмором, чтобы их окружали произведения искусства, музыка… Детский смех, аплодисменты на уроках, даже слёзы, когда дети сопереживают герою, на уроках не воспрещаются. Но сами дети придумали плакаты и повесили их в классе: «Твой смех не должен оскорбить чужое достоинство!», «Нужно плакать от сострадания и сочувствия, а не от того, что у тебя болит зуб!»
Автор подчёркивает важную мысль: «Для того чтобы ребёнок перестроил своё поведение, ему нужны не только прочные знания нравственно-этических правил, сколько потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам». Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми и отзывчивыми, - должны быть гуманны сами; справедливыми – не должны допускать любой несправедливости в адрес ребёнка, должны добиваться того, чтобы отношения ребят между собой, с учителями были тёплыми, уважительными.
Амонашвили Ш. А. уверен в том, что каждый ребёнок достоин уважения. И автор выражает радость в связи с успехами детей. «Спасибо тебе, что думал! Ты меня очень порадовал! Дай, я пожму твою руку!» - эти слова можно слышать на уроке. «Я говорю ребёнку «Спасибо!», если он проявляет интерес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства; надо поощрять любое старание ребёнка, его попытки подняться ещё на одну ступеньку своего развития, становления. Я не нахожу лучшего педагогического способа, чем выражать свою радость и благодарность, своё дружеское отношение к нему». Дети должны чувствовать гордость за педагога, за свой класс, за каждого ученика. Но, выражая радость в отношении отдельного ученика, учитель должен найти такую форму выражения своих чувств, чтобы достижения отдельных учеников были восприняты как радостное событие для всех.
Общение между людьми, считает автор, это не только средство достижения целей, но и самостоятельная ценность человеческой жизни. Поэтому очень важно на уроке создавать процесс не только передачи знаний, но и процесс общение между учителем и детьми. «Не нужны мне уроки передачи знаний, и вообще, не терплю это бездушное понятие. По-моему, оно заранее настраивает педагога на то, чтобы занять в классной комнате видное и возвышенное место. Нужен не процесс передачи и получения знаний, а процесс совместной духовной жизни ученика и наставника» - говорит Амонашвили.
Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом. ние, что они могут свободно высказываться, выдвигать предположения,
Амонашвили Ш. А. создаёт ситуации, в которых детям необходимо доказывать свою правоту: «Кто же прав? А вы как думаете?» Целью является и отучение детей произносить хором «Да!» без предварительного осмысления того, что требует согласия, тем самым он развивает самостоятельность детей, умение критически оценивать ситуацию, прислушиваться к мнению товарищей.
Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания Амонашвили Ш. А. вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение. Но не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность». Отсюда и темы сочинений: «Что меня радует, что огорчает», «Мой представление о счастье», «Каков я и каким могу стать», «Когда я тану большим», «Вежлив ли я». Чтобы стимулировать интерес к письменной речи, дети составляют тома собственных сочинений, выпускают газеты, книги. Во 2 классе у каждого ученика появляется тетрадь «Я среди людей». На специальных уроках дети анализируют свои поступки, размышляют по поводу разных жизненных проблем и обо всём пишут в тетради. Тетради эти никому не показывают, в них хранятся тайные откровения. Принцип, которому придерживается Амонашвили Ш. А.: «Личность рождается в борьбе с самою собою в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть направлены на то, чтобы направить ребёнка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелёгкой борьбе».
Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Амонашвили Ш. А проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.
Ш.А. Амонашвили предусматривал постоянное продвижение учащихся вперед в присвоении ими новых знаний. С помощью методической организации учебного материала повторение было включено в процесс усвоения нового. Повторению узлового материала, закреплению особо важных знаний при необходимости посвящались специальные уроки. Так, в связи с материалом по чтению Ш.А. Амонашвили установил следующий порядок. В зависимости от сложности текстов и возможности достижения с их помощью той или иной дидактической цели и задачи материал по чтению планировался на одном, двух или трех уроках. Одновременно происходила смена дидактических целей и задач. Например, если данное стихотворение на первом уроке изучалось с целью обогащения лексики, постижения его эстетического и морально-этического смысла, то на втором уроке происходила работа по формированию навыков выразительного чтения, или же, если данный рассказ на первом уроке служил формированию навыка чтения и обогащению лексики, то на втором уроке велась работа с художественной стороной и морально-этическим смыслом, а на третьем - над передачей краткого содержания, (устно или письменно). Учащимся постоянно предлагалось предварительно самостоятельно познакомиться дома с новым материалом, подлежащим изучению на последующем уроке. Так как педагог постоянно поощрял предварительное знакомство с текстом, то почти все дети приходили в класс с определенной готовностью, установкой на новое, что и позволяло начинать урок с усвоения новых знаний. В схемах уроков не находит отражение такой традиционный компонент, как исправление допущенных ошибок в письменных работах. Здесь Ш.А. Амонашвили применял способы самостоятельного обнаружения и исправления школьниками допущенных при письме ошибок на том же уроке. Учитель, исправляя письменные работы и находя не замеченные учащимися ошибки, выписывал их, анализировал причины возникновения и их значение для дальнейшего продвижения школьников в усвоении учебного материала. В зависимости от результатов такого анализа намечались пути искоренения ошибок. Если ошибки были механические, то учащихся, допустивших их, просто предупреждали быть впредь более внимательными. Ошибки могли быть связаны с тем, что соответствующий материал учащиеся еще не проходили; в таком случае учитель учитывал их на будущее. Часть ошибок можно было устранить и предупредить в повседневной работе с детьми. Во всех этих случаях учащиеся получали соответствующие рекомендации учителя в письменном виде, но не занимались специально "исправлением ошибок" на уроке. Однако если оказывалось, что в классе допущено много ошибок, которые могут задержать дальнейшее продвижение детей в учении, то в таких случаях Ш.А. Амонашвили принимал следующие методические меры: на основе этих ошибок, разделив их на несколько типичных групп, учитель строил специальные упражнения и формулировал соответствующие учебно-познавательные задачи. Эти упражнения выполнялись на отдельном уроке, с соблюдением перечисленных выше его компонентов. В структуре уроков компонент опроса, имеющий ведущее значение для традиционных уроков, тоже не нашел своего места. Тут главное заключается в изменении мотивационной роли опроса как компонента урока. В экспериментальном обучении Ш.А. Амонашвили суть выявления уровня знаний, умений и навыков видел в том, чтобы в этом же процессе, с одной стороны, усовершенствовать эти же самые знания, умения и навыки, с другой - помочь школьнику обнаружить в них пробелы, недостатки и преодолеть их. В условиях такой мотивации процесс выявления знаний, умений и навыков приобретает форму деловых отношений между педагогом и учащимися, форму анализа и самоанализа, критики и самокритики, оценки и самооценки. Выявление уровня знаний, умений и навыков школьников в экспериментальном обучении происходило как в процессе работы над новым материалом, так и при решении разных упражнений и задач, выполнении письменных работ, при применении знаний в разных условиях, в повседневных наблюдениях учителя за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся и т. д. Основной компонент урока - организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала--заключал в себе и задачу выявления качества присвоенных учащимися знаний (в таких случаях ставились такие учебные задачи: "Чему я научился?", "Есть ли пробелы в моих знаниях? Как их восполнить?" "Что я знаю и чего не знаю?" и т. д.). |
Таким образом, выделим основные установки в гуманно-личностной технологии Амонашвили Ш. А.:
Отношение добра, отзывчивости, сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности – основа совместной работы учителя и детей.
Вера в возможности каждого ученика, поощрение детей.
Радоваться вместе с детьми, проявлять интерес к их жизни, учитывать их мнение.
Учить этике общения, искусству спора, добиваться от детей обдуманных решений.
Создавать ситуации морального выбора, использовать на практике приобретённые морально-этические знания и нравственные убеждения.
Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность делу.
Литература по теме
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети! ,М.,1983
Амонашвили Ш. А. Единство цели ,М.,1987
Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. М., 2000.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 2001.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977.
Выготский А.С.: Антология гуманной педагогики. М., 1996.
Корчак Я. Антология гуманной педагогики. М., 1997. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения// Сов. Педагогика – №3, 1990. с. 138-141.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики – М., 1997.