Мотивационный этап (1-2 мин.) | Приветствует. Мотивирует к обучению. - Организует работу с эпиграфом (слайд 1): Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. И.Никитин - Прочитайте слова И.Никитина. О чем они? - Согласны ли вы с таким пониманием природы | Слушают учителя. Формулируют цели обучения. | К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества. Р.: готовность к самообразованию. П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока. Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций. |
Целеполагание (2 мин.) | Организует беседу по постановке целей урока - Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите цели нашей работы. | Участвуют в полилоге, выполняют задания. | К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение. Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание. П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний. |
Актуализация знаний (5 мин.) | Помогает в формулирование целей обучения. 1)Организует беседу: - Что такое пейзаж? - Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства? - Что важно передать в пейзажных зарисовках? 2) Работа в парах составить словарную статью в литературную энциклопедию «пейзаж» | Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог. пишут словарную статью | К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения. Р: осуществление рефлексии своей деятельности. П.: умение применять знания в конкретной ситуации. |
Освоение нового (13 мин.) | 1. Слово учителя (сопровождается слайдовой презентацией; слайды 2-6) Вторая половина XIX в. ознаменована в поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил поэтического пера и И. С. Тургенев. И все же поэзия переживала кризис. Время требовало от поэтов живого участия в поисках новых содержательных и формальных возможностей слова для выражения сложных переживаний личности. И вскоре поэзия, причем не без влияния прозы, вновь обрела себя. Поэтические жанры наполнились актуальным общественным содержанием. Немалую лепту в развитие поэзии внесли сатирики и юмористы, подвергнув едкой критике устаревшие мотивы, лишенную выразительности образность. А. К. Толстой и братья Жемчужниковы высмеяли туманность и книжную условность многих поэтов. Они создали портрет Козьмы Пруткова, поэта чиновника, покушавшегося на литературное творчество. Постепенно выходя из кризиса, русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью ее развития в 50-е и последующие годы стало углубление реализма, обращение к народной жизни. - Физкультминутка 2. Исследовательская работа в группах 1 группа – стихотворение А.К.Толстого. 2 группа – стихотворения Я.П. Полонского. . План работы в группе: 1. Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение). 2. Выразительно прочитайте стихотворение(я). 3. Проанализируйте стихотворение: - охарактеризуйте пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов; - определите настроение, передаваемое в стихотворении; - определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении. | Слушают, делают записи основных тезисов по форме: Поэты | Особенности лирики | Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П. Полонский, Н.А. Некрасов, А.К.Толстой | Пластика, живописность, общественное содержание, новые поиски формы, влияние прозы, углубление реализма; сатирические ноты. | Выполняют физкультминутку. Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, анализируют по предложенному плану стихотворения. | К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия. Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция. П.: установление правил продуктивной работы |
Этап самостоятельной работы (10 мин.) | Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности. - Представление работы в группах. | Защищают проделанную работу. | К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин.) | Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса. Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание): - Р.р. Творческая работа «Удивительный мир природы глазами поэтов» (5-10 предложений). - Сопоставление стихотворений о природе с иллюстрациями (репродукциями картин) в учебнике. | Выполняют задания по выбору. | К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания. Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток. П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели |
Этап рефлексии (3 мин.) | Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».» - Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя …. Задает д/з: наизусть стихотворение; сопоставительный анализ стихотворений Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…» | Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке | К.: отображение в речи совершаемых действий. Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений. П.: выработка маршрута по преодолению затруднений. |