СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я.П.Полонский " По горам две хмурых тучи..."," Посмотри какая мгла..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по разделу "Родная природа " в стихотворениях Я.П.Полонского

Просмотр содержимого документа
«Я.П.Полонский " По горам две хмурых тучи..."," Посмотри какая мгла..."»

Предмет: литература

Класс: 6 Дата:

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…» , «Посмотри какая мгла…»,

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи обучающихся, отработка навыка выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение.

Познавательные УУД (П.): поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации.

Личностные УУД (Л.): самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД (Р.): целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивационный этап (1-2 мин.)

Приветствует. Мотивирует к обучению.

- Организует работу с эпиграфом (слайд 1):

Звезды мерк­нут и гас­нут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зер­каль­ной воде, по куд­рям лозняка
От зари алый свет разливается.

И.Никитин

- Прочитайте слова И.Никитина. О чем они?

- Согласны ли вы с таким пониманием природы

Слушают учителя.

Формулируют цели обучения.

К.: формирование атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к самообразованию.

П.: формулирование проблемы; выделение и формулирование цели урока.

Л.: проявление интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на уроке; становление смыслообразующих функций.

Целеполагание (2 мин.)

Организует беседу по постановке целей урока

- Опираясь на тему урока и эпиграф к нему, определите цели нашей работы.

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

К.: представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование предметных понятий, систематизация знаний.

Актуализация знаний (5 мин.)

Помогает в формулирование целей обучения.

1)Организует беседу:

- Что такое пейзаж?

- Как можно создать пейзажную зарисовку в разных видах искусства?

- Что важно передать в пейзажных зарисовках?

2) Работа в парах составить словарную статью в литературную энциклопедию «пейзаж»

Выполняют задания: отвечают на вопросы, вступая в диалог.





пишут словарную статью

К.: выражение ,пояснение и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление рефлексии своей деятельности.

П.: умение применять знания в конкретной ситуации.

Освоение нового (13 мин.)


1. Слово учителя (сопровождается слайдовой презентацией; слайды 2-6)

Вторая половина XIX в. ознаменована в поэзии такими именами, как Н. А. Некрасов, А. А. Фет, А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. К. Толстой, Ф.И.Тютчев. Не оставил поэтического пера и И. С. Тургенев. И все же поэзия переживала кризис.

Время требовало от поэтов живого участия в поисках новых содержательных и формальных возможностей слова для выражения сложных переживаний личности. И вскоре поэзия, причем не без влияния прозы, вновь обрела себя. Поэтические жанры наполнились актуальным общественным содержанием. Немалую лепту в развитие поэзии внесли сатирики и юмористы, подвергнув едкой критике устаревшие мотивы, лишенную выразительности образность. А. К. Толстой и братья Жемчужниковы высмеяли туманность и книжную условность многих поэтов. Они создали портрет Козьмы Пруткова, поэта чиновника, покушавшегося на литературное творчество.

Постепенно выходя из кризиса, русская поэзия осваивала современную ей жизнь. Особенностью ее развития в 50-е и последующие годы стало углубление реализма, обращение к народной жизни.

- Физкультминутка

2. Исследовательская работа в группах

1 группа – стихотворение А.К.Толстого.

2 группа – стихотворения Я.П. Полонского.

.

План работы в группе:

1. Изучите информационную справку о поэте, расскажите о нем (Приложение).

2. Выразительно прочитайте стихотворение(я).

3. Проанализируйте стихотворение:

- охарактеризуйте пейзажную зарисовку через описание зрительных, звуковых образов;

- определите настроение, передаваемое в стихотворении;

- определите средства художественной выразительности, их роль в стихотворении.





Слушают, делают записи основных тезисов по форме:

Поэты

Особенности лирики

Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П. Полонский, Н.А. Некрасов, А.К.Толстой

Пластика, живописность, общественное содержание, новые поиски формы, влияние прозы, углубление реализма; сатирические ноты.













Выполняют физкультминутку.







Самостоятельно работают в группе: распределяют обязанности в группе; читают, анализируют по предложенному плану стихотворения.

К.: оценка суждения, сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.: осуществление рефлексии своего поведения и своей деятельности, их коррекция.

П.: установление правил продуктивной работы

Этап самостоятельной работы (10 мин.)

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

- Представление работы в группах.






Защищают проделанную работу.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения (8 мин.)

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

Организует дифференцированную работу в парах (взаимооценивание):

- Р.р. Творческая работа «Удивительный мир природы глазами поэтов» (5-10 предложений).

- Сопоставление стихотворений о природе с иллюстрациями (репродукциями картин) в учебнике.







Выполняют задания по выбору.

К.: сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в деятельность по составлению алгоритмов , памяток.

П.: определение способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии (3 мин.)

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения».»

- Сегодня на уроке я узнал…./ мне осталось непонятным…./ открыл для себя ….



Задает д/з: наизусть стихотворение; сопоставительный анализ стихотворений Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение в речи совершаемых действий.

Р.: проектирование способов и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка маршрута по преодолению затруднений.








Приложение

Полонский, Яков Петрович [1820—1898] — один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи; род. 6 декабря 1820 г. в Рязани, сын чиновника; учился в местной гимназии, потом в Московском унив., где его товарищами были Фет и С. М. Соловьев. По окончании курса П. в качестве домашнего учителя провел несколько лет на Кавказе (1846—52), где был помощником ред. «Закавказ. вестн.» и за границею. В 1857 г. женился, но скоро овдовел; во второй раз 1866 г. женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор-любительница, известная, между прочим, бюстом Тургенева, поставленным в Одессе). По возвращении в Россию он долго служил цензором в Комитете иностранной цензуры; с 1896 г. состоит членом совета Главного управления по делам печати. — В совокупности стихотворений П. нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящей рефлексией, какими отличаются, напрель, Гете, Пушкин, Тютчев. П. был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии. Типичные стихотворения П. имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения — переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины — остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у П. он чувствуется иногда в самом звуке его стихов.

Для П. характерны большая плодовитость и разнообразие жанров — от эпической поэмы до газетного сатирического фельетона. Особенно популярны были в свое время лирические стихотворения П. (многие переложены на музыку) и легкая грациозная поэма-шутка «Кузнечик-музыкант». П. продолжал традиции буржуазно-дворянского либерального западничества 40-х гг., и было бы ошибочным стирать грань между творчеством П., как это иногда делают, и творчеством таких дворянских поэтов, как Майков и Фет. Стремление к «чистому искусству», характерное для этих поэтов, отнюдь не чуждо и П. Но в то время как для Фета и Майкова это стремление было основным в их творчестве, для Полонского оно явилось лишь одной из сторон его лирики.

Творчество П. было различным на разных этапах. В пору «реформ» П. пел дифирамбы правительству и выступил против польского восстания с пасквильной пьесой «Разлад», где смыкался с лагерем Каткова. Реакционный курс после 1866 толкал влево идеолога либеральных земцев. П. этого периода не чужд заигрыванию с революционерами, выхолащивая однако из их образов боевые, действенные черты, возводя на пьедестал их жертвенность («Что мне она»).