2
Рабочая программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительная деятельность
«Я – пешеход и пассажир»
1-4 классы
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я –пешеход и пассажир» составляют следующие документы.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)
Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)
Программа составлена на основе программы «Безопасность дорожного движения»: Программа и тематическое планирование. 1-4 классы / авт.-сост. Р.П. Бабина – М.: Мнемозина, 2009 и авторской программы Н.Ф Виноградовой / Программа и поурочно-тематическое планирование по курсу «Безопасность на дорогах» для детей мл. шк. возраста – М.: ЭНАС-КЛАСС, 2007.
Программа направлена на создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности обучающихся.
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
Новизна данной программы в том, что в центре образовательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы:
создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации личности;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Задачи:
Научить основным правилам дорожного движения;
Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному
поведению на улицах и дорогах;
Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные
знания по данному вопросу;
Сформировать умение применять на практике полученные знания,
обеспечив тем свою собственную безопасность.
Развивать мотивацию к безопасному поведению;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
поведения на дорогах и улицах
Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на
улице и в транспорте.
Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность;
движения;
движения.
Основные идеи, принципы, особенности программы
Программа «Я – пешеход и пассажир» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования
учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования
универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
мировоззрения ребенка);
по нарастающей объема информации);
воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях;
Реализация данной программы рассчитана на детей 7 – 10 лет на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Место курса в учебном плане
Общее количество часов в год – 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2-4 классе.
Количество часов в неделю – 1 час.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков,
плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия,
макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданское Патриотическое направление воспитания:
Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Духовно- нравственное направление воспитания:
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое направление воспитания:
Проявляющий уважение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Физическое направление воспитания:
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и
душевному состоянию своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое направление воспитания:
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое направление воспитания:
Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.
Познавательное направление воспитания:
Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.
Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-
нравственная отзывчивость;
программе «Я - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной
форме, в том числе творческого характера;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и
других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и
результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные. В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от
собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся получат следующие знания:
Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Учащиеся усвоят следующие правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов
и светофоров в зоне видимости;
средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по
обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со
взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого
можно выезжать на улицы и дороги;
Знания обучающихся на конец 1 класса:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к
несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках;
знаков для водителей;
Умения обучающихся 1 класса:
пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении
группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Знания обучающихся на конец 2 класса: (кроме перечисленного):
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним
движением транспорта и трамвайными путями;
Умения обучающихся 2 класса:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при
посадке и высадке из маршрутного такси;
и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта,
во время движения в салоне;
Умения обучающихся 3-4 класса: (кроме перечисленного):
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких
факторов зависит;
Умения обучающихся 3-4 класса:
двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей
части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной
местности;
транспортных происшествиях;
В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Уровни воспитательных результатов
Социальные знания | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение опыта самостоятельного общественного действия |
правила дорожного движения, значимость их выполнения; сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части; сигналы светофора и регулировщика; правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог; виды транспорта, правила движения на велосипедах; правило безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира; дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные); о работниках ГИБДД, их обязанностях; культура поведения граждан на улице, в общественных местах; режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. | ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких и окружающих людей через общественные действия и мероприятия; быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни; дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками; бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома; | правильно переходить дорогу, перекрёсток; выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования; различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними; передвигаться на велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё; применять полученные знания на практике по ПДД и ОБЖ; |
Содержание курса внеурочной деятельности
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
В третьем блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала. Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
1 класс
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? |
Безопасность на улице. Видеофильм |
Наш город, где мы живём. Экскурсия |
Опасности на наших улицах. |
Встреча с представителями ГИБДД |
Мы идём в школу |
Безопасная дорога в школу |
Школа безопасности. Практическое занятие, путь в школу |
Движение пешеходов и машин |
Правила перехода через дорогу |
Школа безопасности. Практическое занятие о переходе через дорогу |
Посвящение в пешеходы. Праздничная программа |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ |
Наши друзья – дорожные знаки. Игра |
Знакомство со знаками. |
Рисуем дорожные знаки. |
Дорожные знаки – пешеходам. |
Игра «Угадай знак» |
Светофор и его сигналы |
Виды пешеходных переходов |
Чтение дорожных знаков. Практическое занятие |
Безопасный путь в школу. Художественное занятие |
А знаешь ли ты? Игра-практика, передвижение в группе |
Почитаем знаки? Заочная экскурсия |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
Правила движения в колонне |
Где можно играть? Занятие – размышление |
Где можно играть? Обучающий фильм |
Мы пассажиры общественного транспорта |
Правила поведения в транспорте |
Мы пассажиры личного транспорта. |
Загородная дорога |
Пешеход на загородной дороге |
Учимся соблюдать ПДД. |
Итоговое занятие |
2 класс
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
Основные правила поведения учащихся на улице |
Детский дорожно-транспортный травматизм. |
Ошибки поведения на дорогах. Обучающий фильм |
Движение пешеходов по улице и дорогам. Практическое занятие. |
Как мы идём в школу. Игра-путешествие |
Опасные ситуации на дорогах. Инсценирование. |
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Обучающий фильм |
Тормозной путь машины. Беседа |
«Ловушки» на дороге. Заочное путешествие |
Опасности на дороге зимой. Экскурсия |
Обобщающее занятие по теме: «Улица полна неожиданностей». |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ |
Дорожные знаки и их группы. Рисуем знаки |
Элементы улиц и дорог. Игра-путешествие |
Дорожная разметка. Рисуем дорогу |
Сигналы светофора. Игра-путешествие |
Изготовление макета светофора. |
Сигналы регулировщика. Инсценировка |
Волшебный жезл. Обучающий фильм |
Правила перехода через улицу. Экскурсия |
Перекрёстки и их виды. Видеофильм |
Сигналы подаваемые водителями транспортных средств |
Большой город. Конкурс рисунков |
Экскурсия по городу. |
Обобщающий занятие по теме: «Наши верные друзья». |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ |
Обязанности пассажиров. |
Остановки общественного транспорта |
Посадка и высадка пассажиров |
Правила перехода улицы при выходе из транспорта |
Знакомство с транспортом города |
Изготовление макета машины. |
Разметка на дорогах |
Обобщающее занятие по теме: «Это должны знать все». |
Итоговое занятие |
Экскурсия «Улицы нашего города» |
3 класс
Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» |
Основы безопасности |
Виды транспортных средств. |
Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности. |
Влияние погодных условий на безопасность движения. |
Проектная работа « Таблица определения тормозного пути» |
Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» |
Правила дорожного движения |
Скорость движения транспортных средств. |
Световые обозначения при движении. |
Правила движения транспортных средств в жилой зоне. |
Места остановки и стоянки транспортных средств |
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств |
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. |
Организация движения, технические средства регулирования движения. |
Светофорное регулирование. |
Дорожные знаки |
Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. |
Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. |
Предупреждающие знаки дорожного движения. |
Запрещающие знаки дорожного движения. |
Предписывающие знаки дорожного движения. |
Информационно-указательные знаки дорожного движения. |
Знаки сервиса. |
Знаки приоритета. |
Знаки дополнительной информации (таблички). |
Дорожные указатели |
Государственное страхование |
Страхование жизни, медицинское страхование |
Страхование имущества и транспортных средств. |
Мы – пассажиры |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров. |
Метро. Особенности передвижения. |
Практическое занятие «Настольные игры по ПДД». |
Викторина «Азбука города» |
Медицина |
Действия при ДТП. | |
Оказание первой доврачебной помощи | |
Проектные работы |
Практическое занятие по правилам дорожного движения | |
Экскурсия по городу | |
4 класс
Вводное занятие. Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров. | |
Основы безопасности |
Современный транспорт-зона повышенной опасности. | |
Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности. | |
Влияние погодных условий на безопасность движения. | |
Проектная работа «Виды транспорта». | |
Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | |
Правила дорожного движения |
Скорость движения транспортных средств. | |
Световые обозначения при движении. | |
Правила движения транспортных средств в жилой зоне. | |
Места остановки и стоянки транспортных средств. | |
Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств | |
Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | |
Организация движения, технические средства регулирования движения. | |
Сигналы светофора и регулировщика. | |
Дорожные знаки |
Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. | |
Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. | |
Предупреждающие знаки дорожного движения. | |
Запрещающие знаки дорожного движения. | |
Предписывающие знаки дорожного движения. | |
Информационно-указательные знаки дорожного движения. | |
Знаки сервиса. | |
Знаки приоритета. | |
Перекрёстки и их виды. | |
Дорожные указатели | |
Государственное страхование |
Страхование жизни, медицинское страхование | |
Страхование имущества и транспортных средств. | |
Мы – пассажиры |
Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров. | |
Метро. Особенности передвижения. | |
Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения». | |
Перевозка учащихся на общественном транспорте. | |
Медицина |
Действия при ДТП. | |
Оказание первой доврачебной помощи | |
Велосипед – друг или враг. | |
Викторина «Азбука города». | |
Формы организации и виды деятельности:
коллективная, групповая работа, парная, индивидуальная работа;
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая
педагогом);
заданий);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные),
демонстрация фильмов и видеороликов,
экскурсии, викторины на лучшее знание правил дорожного движения,
создание плакатов, стенгазет,
беседы с инспекторами дорожного движения
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Литература
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001 года, № 196-ФЗ.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 года.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1988.
В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
Л.С. Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
В.А. Великородная, О.Е. Жиренко, Т.М, Кумицкая Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М: «ВАКО», 2006 – 224 с.
Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательна работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. Пособие. – Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. – 2006.
Помощник юного велосипедиста. Пособие для начинающих велосипедистов. Издатель: ООО «ГринАритВидио»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Правила дорожного движения для детей./Сост. В. Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
Я – пешеход и пассажир
Календарно-тематическое планирование 1 ___класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | 12 | | |
1 | Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность. Экскурсия Беседы ПДД, игры сюжетные, ролевые, видеофильмы, инсценировки, рисование, практическое занятие, инсценировка Практическое занятие Игры по правилам | |
2 | Безопасность на улице. Видеофильм | 1 | |
3 | Наш город, где мы живём. Экскурсия | 1 | |
4 | Опасности на наших улицах. | 1 | |
5 | Встреча с представителями ГИБДД | 1 | |
6 | Мы идём в школу | 1 | |
7 | Безопасная дорога в школу | 1 | |
8 | Школа безопасности. Практическое занятие, путь в школу | 1 | |
9 | Движение пешеходов и машин | 1 | |
10 | Правила перехода через дорогу | 1 | |
11 | Школа безопасности. Практическое занятие о переходе через дорогу | 1 | |
12 | Посвящение в пешеходы. Праздничная программа | 1 | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | 11 | | |
13 | Наши друзья – дорожные знаки. Игра | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность. Игры ролевые и сюжетные, инсценировки, загадки, шарады, беседа ПДД, практическая работа, видеофильмы Создание схемы безопасного маршрута | |
14 | Знакомство со знаками. | 1 | |
15 | Рисуем дорожные знаки. | 1 | |
16 | Дорожные знаки – пешеходам. | 1 | |
17 | Игра «Угадай знак» | 1 | |
18 | Светофор и его сигналы | 1 | |
19 | Виды пешеходных переходов | 1 | |
20 | Чтение дорожных знаков. Практическое занятие | 1 | |
21 | Безопасный путь в школу. Художественное занятие | 1 | |
22 | А знаешь ли ты? Игра-практика, передвижение в группе | 1 | |
23 | Почитаем знаки? Заочная экскурсия | 1 | |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | 10 | | |
24 | Правила движения в колонне | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность. Экскурсия Беседы ПДД, игры сюжетные, ролевые, видеофильмы, инсценировки, рисование, практическое занятие, Игры по правилам | |
25 | Где можно играть? Занятие – размышление | 1 | |
26 | Где можно играть? Обучающий фильм | 1 | |
27 | Мы пассажиры общественного транспорта | 1 | |
28 | Правила поведения в транспорте | 1 | |
29 | Мы пассажиры личного транспорта. | 1 | |
30 | Загородная дорога | 1 | |
31 | Пешеход на загородной дороге | 1 | |
32 | Учимся соблюдать ПДД. | 1 | |
33 | Итоговое занятие | 1 | |
Я – пешеход и пассажир
Календарно-тематическое планирование 2 _____ класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | 11ч | | |
1 | Основные правила поведения учащихся на улице | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность. Экскурсии Беседы ПДД, игры сюжетные, ролевые, видеофильмы, инсценировки, рисование, практические занятия, инсценировки Игры по правилам | |
2 | Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | |
3 | Ошибки поведения на дорогах. Обучающий фильм | 1 | |
4 | Движение пешеходов по улице и дорогам. Практическое занятие. | 1 | |
5 | Как мы идём в школу. Игра-путешествие | 1 | |
6 | Опасные ситуации на дорогах. Инсценирование. | 1 | |
7 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Обучающий фильм | 1 | |
8 | Тормозной путь машины. Беседа | 1 | |
9 | «Ловушки» на дороге. Заочное путешествие | 1 | |
10 | Опасности на дороге зимой. Экскурсия | 1 | |
11 | Обобщающее занятие по теме: «Улица полна неожиданностей». | 1 | |
НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ | 13ч | | |
12 | Дорожные знаки и их группы. Рисуем знаки | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность. Экскурсия Беседы ПДД, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы, инсценировки, рисование, практическое занятие, инсценировка Практическое занятие Игры по правилам | |
13 | Элементы улиц и дорог. Игра-путешествие | 1 | |
14 | Дорожная разметка. Рисуем дорогу | 1 | |
15 | Сигналы светофора. Игра-путешествие | 1 | |
16 | Изготовление макета светофора. | 1 | |
17 | Сигналы регулировщика. Инсценировка | 1 | |
18 | Волшебный жезл. Обучающий фильм | 1 | |
19 | Правила перехода через улицу. Экскурсия | 1 | |
20 | Перекрёстки и их виды. Видеофильм | 1 | |
21 | Сигналы подаваемые водителями транспортных средств | 1 | |
22 | Большой город. Конкурс рисунков | 1 | |
23 | Экскурсия по городу. | 1 | |
24 | Обобщающий занятие по теме: «Наши верные друзья». | 1 | |
ЭТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ВСЕ | 10ч | | |
25 | Обязанности пассажиров. | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность. Экскурсия Беседы ПДД, игры сюжетные, ролевые, видеофильмы, инсценировки, рисование, практические занятия | |
26 | Остановки общественного транспорта | 1 | |
27 | Посадка и высадка пассажиров | 1 | |
28 | Правила перехода улицы при выходе из транспорта | 1 | |
29 | Знакомство с транспортом города | 1 | |
30 | Изготовление макета машины. | 1 | |
31 | Разметка на дорогах | 2 | |
32 | Обобщающее занятие по теме: «Это должны знать все». | 1 | |
33 | Итоговое занятие | 1 | |
34 | Экскурсия «Улицы нашего города» | 1 | |
Я - пешеход и пассажир
Календарно-тематическое планирование 3 ____ класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
1. | Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» | 1 | Творческая, игровая, познавательная, деятельность. | |
| Основы безопасности | 5 | | |
2 | Виды транспортных средств. | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность. Беседы ПДД, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы, инсценировки, практическое занятие | |
3 | Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности. | 1 | |
4 | Влияние погодных условий на безопасность движения. | 1 | |
5 | Проектная работа « Таблица определения тормозного пути» | 1 | |
6 | Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | 1 | |
| Правила дорожного движения | 8 | | |
7 | Скорость движения транспортных средств. | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность. Беседы ПДД, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы, инсценировки, рисование практические занятия по теме | |
8 | Световые обозначения при движении. | 1 | |
9 | Правила движения транспортных средств в жилой зоне. | 1 | |
10 | Места остановки и стоянки транспортных средств | 1 | |
11 | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств | 1 | |
12 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 1 | |
13 | Организация движения, технические средства регулирования движения. | 1 | |
14 | Светофорное регулирование. | 1 | |
| Дорожные знаки | 10 | | |
15 | Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская деятельность. Беседы ПДД, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы, инсценировки, практическое занятие | |
16 | Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. | 1 | |
17 | Предупреждающие знаки дорожного движения. | 1 | |
18 | Запрещающие знаки дорожного движения. | 1 | |
19 | Предписывающие знаки дорожного движения. | 1 | |
20 | Информационно-указательные знаки дорожного движения. | 1 | |
21 | Знаки сервиса. | 1 | |
22 | Знаки приоритета. | 1 | |
23 | Знаки дополнительной информации (таблички). | 1 | |
24 | Дорожные указатели | 1 | |
| Государственное страхование | 2 | | |
25 | Страхование жизни, медицинское страхование | 1 | Творческая, игровая, познавательная деятельность. Беседы ПДД, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы | |
26 | Страхование имущества и транспортных средств. | 1 | |
| Мы – пассажиры | 4 | | |
27 | Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров. | 1 | Творческая, игровая, познавательная деятельность. Беседы ПДД, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы, практические занятия | |
28 | Метро. Особенности передвижения. | 1 | |
29 | Практическое занятие «Настольные игры по ПДД». | 1 | |
30 | Викторина «Азбука города» | 1 | |
| Медицина | 2 | | |
31 | Действия при ДТП. | 1 | Творческая, игровая, исследовательская деятельность. Беседы ПДД, игры, видеофильмы, практические занятия | |
32 | Оказание первой доврачебной помощи | 1 | |
| Проектные работы | 2 | | |
33 | Практическое занятие по правилам дорожного движения | 1 | Творческая, игровая, исследовательская деятельность. Беседы ПДД, экскурсия, игры, видеофильмы, практические занятия | |
34 | Экскурсия по городу | 1 | |
Я – пешеход и пассажир
Календарно-тематическое планирование 4 __В__ класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата |
1. | Вводное занятие. Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров. | 1 | Творческая, игровая, познавательная, деятельность. ТБ | |
Основы безопасности | 5 | | | |
2 | Современный транспорт - зона повышенной опасности. | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, проектная деятельность. Беседы ПДД и ТБ, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы, инсценировки, практическое занятие | |
3 | Тормозной путь транспортных средств. Ремень безопасности. Удерживающее кресло. Подушка безопасности. | 1 | |
4 | Влияние погодных условий на безопасность движения. | 1 | |
5 | Проектная работа «Виды транспорта». | 1 | |
6 | Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» | 1 | |
Правила дорожного движения | 8 | | | |
7 | Скорость движения транспортных средств. | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность. Беседы ПДД и ТБ, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы, инсценировки, рисунки, практическое занятие | |
8 | Световые обозначения при движении. | 1 | |
9 | Правила движения транспортных средств в жилой зоне. | 1 | |
10 | Места остановки и стоянки транспортных средств. | 1 | |
11 | Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств | 1 | |
12 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 1 | |
13 | Организация движения, технические средства регулирования движения. | 1 | |
14 | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | |
Дорожные знаки | 10 | | | |
15 | Дорожные знаки, их группы. Значение отдельных знаков. | 1 | Творческая, игровая, познавательная, исследовательская, деятельность. Беседы ПДД, игры сюжетные и ролевые, рисунки видеофильмы, инсценировки, практическое занятие | |
16 | Установка дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. | 1 | |
17 | Предупреждающие знаки дорожного движения. | 1 | |
18 | Запрещающие знаки дорожного движения. | 1 | |
19 | Предписывающие знаки дорожного движения. | 1 | |
20 | Информационно-указательные знаки дорожного движения. | 1 | |
21 | Знаки сервиса. | 1 | |
22 | Знаки приоритета. | 1 | |
23 | Перекрёстки и их виды. | 1 | |
24 | Дорожные указатели | 1 | |
Государственное страхование | 2 | | | |
25 | Страхование жизни, медицинское страхование | 1 | Творческая, игровая, познавательная деятельность. Беседы ПДД, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы | |
26 | Страхование имущества и транспортных средств. | 1 | |
Мы – пассажиры | 4 | | | |
27 | Транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров. | 1 | Творческая, игровая, познавательная деятельность. Беседы ПДД и ТБ, игры сюжетные и ролевые, видеофильмы, практические занятия | |
28 | Метро. Особенности передвижения. | 1 | |
29 | Практическое занятие «Настольные игры по правилам дорожного движения». Промежуточная аттестация. | 1 | |
30 | Перевозка учащихся на общественном транспорте. | 1 | |
Медицина | 2 | | | |
31 | Действия при ДТП. | 1 | Творческая, игровая, исследовательская деятельность. Беседы ПДД, экскурсия, игры, видеофильмы, практические занятия викторина | |
32 | Оказание первой доврачебной помощи | 1 | |
33 | Велосипед – друг или враг. | 1 | |
34 | Викторина «Азбука города». | 1 | |