СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Я помню!Я горжусь! методическая разработка по краеведению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проведено в рамках акции"Я поведу тебя в музей" , Использована проектно-исследовательская методика

Просмотр содержимого документа
«Я помню!Я горжусь! методическая разработка по краеведению.»



Управление народного образования

Администрации Каракулинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Малокалмашинская средняя общеобразовательная школа»









разработка внеурочного мероприятия

«Я помню! Я горжусь!»



Автор: Валова Марина Александровна,

учитель истории и обществознания,

руководитель краеведческого кружка « Поиск»









Малые Калмаши 2017









Тема: «Я помню! Я горжусь!»

Разработка классного часа, который стал частью акции « Я поведу тебя в музей»

Цель: воспитание в подрастающем поколении чувства гордости за историю нашей страны, уважения к ее достижениям ; обеспечение проявления ценности коллективной деятельности и индивидуальной ответственности в достижении результата.

Задачи: 1) пробудить эмоции ребят, способствующие укреплению чувства личной ответственности за Отечество перед прошлым, нынешним и будущим поколениями;

2) организовать групповое и коллективное взаимодействие, ориентированное на общий результат;

3) согласовать общие подходы к нормам результативного взаимодействия (победы).

Ожидаемые результаты: 1.Учащиеся понимают ценность, значимость предлагаемого вида деятельности (создание музейной экспозиции)

2. Учащиеся эмоционально реагируют на экспонаты и выражают готовность действовать.

3. Учащиеся принимают нормы коллективной деятельности и примеры успешной деятельности

4.Осваивают командную деятельность на принципах сотрудничества и доброжелательности. Ребята понимают, на чем строится взаимодействие.

5. Эффективная, продуктивная работа в группе, выход на продукт. Мотив на победу.

Методы проведения: исследовательские.

Форма проведения: групповая.

Ход классного часа

1-й этап. Вводный (ввод в тему, мотивация на деятельность, пробуждение эмоций, явление цели и ее принятие учащимися)

- Вы все знаете, что в этом году, в мае мы отметили 69 лет победы в Великой Отечественной Войне. Эта великая победа, которая важна нам, сегодняшним гражданам Росси. История нашей страны богата победами.

Выступление участников краеведческого кружка « Поиск»

Обратите внимание на то, что лежит у вас на столе. Скажите ,пожалуйста, что объединяет эти предметы? (с чем связаны?) Высказывания учащихся

Посмотрите, у вас на столе медаль, фотография, кусочек мыла, отрез ткани…

- Вы знаете, мы совсем недавно сделали открытие, что все эти вещи – награды военной поры. Награда – это символ победы.

- Какие чувства, эмоции, мысли у вас возникают, когда вы смотрите на них как на символы победы, которыми отмечались люди, совершившие подвиг?!

А где мы можем узнать о людях, ковавших победу? (в музее)

- В нашем музее есть некоторые документы времен войны, есть исследовательские работы по Великой Отечественной войне. Сегодня нам с вами предстоит использовать копии музейных экспонатов и создать свою книгу о подвиге наших земляков в годы войны.

Мы предлагаем вам создать мини-экспозицию о наших земляках, жителях Малокалмашинского муниципального поселения – участниках военных событий. Создание экспозиции позволяет нам знать, помнить, учиться на примере этих людей, то есть творить историю, в том числе и современную.

Экспозицию мы предлагаем построить на материале о жителях нашего края. - Я горжусь этими людьми, мне это близко, это моя родина, я хотела бы, чтобы об этих героях сегодня узнали и вы. Эти люди уже победители. Нам, ныне живущим, важно понять как, за счет чего они победили, чему мы можем у них научиться. Именно про это мы будем создавать нашу экспозицию. Каждой команде мы раздадим краеведческий материал, с помощью которого вы оформите свою страницу в нашей школьной экспозиции.

2-й этап. Групповая работа (распределение ролей, создание экспозиции, определение правил победы и их обоснование)

1. Установка на работу в группе

Внимательно послушайте, как вы будете работать. В создании любой музейной экспозиции участвует коллектив единомышленников. Если говорить музейной терминологией, нам нужны будут лидеры, экспозиционеры, художники, редакторы



Вам предстоит:

  • во-первых, договориться в группе о распределении ролей и выполнить свои задачи;

  • во-вторых, отобрать самые ценные экспонаты для экспозиции. У вас на столах лежат тексты о ветеранах войны и тыла, копии документов и личные вещи. Экспонаты даны с избытком и вам нужно сориентироваться в ситуации выбора.

  • В-третьих, вам предстоит оформить экспозицию, разместив материалы на ватмане.

  • В-четвертых, самое важное - на основе исторического материала, попробуйте сформулировать основную идею, тезис достижения победы. Попробуйте сформулировать кратко и емко основную идею, как некое правило достижения победы, на которые мы могли бы ориентироваться.

  • И последнее, экскурсоводу предстоит кратко представить экспозицию и обосновать выдвигаемую идею.

Задайте вопросы на понимание. Все ли понятно? Время на работу – 5 минут.

2. Организация группового взаимодействия. Музыкальное сопровождение.

Лидеры групп. Ваша задача – мобилизовать деятельность группы. Проверьте, насколько эффективно распределены роли.

Экскурсовод. Вы – лицо своей команды. Вам предстоит представить экспозицию, назвать правило и его обосновать. Текст представления должен быть кратким, не надо читать все исторические материалы, которые вы поместите в экспозицию. Их нужно прокомментировать. Очень кратко! Не более 30 секунд, но постарайтесь логично!)

3-й этап презентация экспозиций. (презентация и обоснование экспозиции и правила)

Прошу экскурсоводов вывесить экспозиции.

Уважаемые ребята! Сейчас вам будут представлены экспозиции, ваша задача - выделить наиболее ценное правило достижения победы, которое мы можем использовать в современной жизни.

Слово первой группе. Вторая группа – прошу. И т.д.





Большое спасибо экскурсоводам, вы прекрасно справились с задачей, прошу садиться.( классные руководители и учителя также организовали свою группу и представили проект)

4-й этап кульминация!

Какие правила достижения победы актуальны, на ваш взгляд, и сегодня? Какие из них мы можем с достоинством поместить в нашу книгу «Наука побеждать»?

Рефлексия- Моя личная победа!

А теперь, возьмите в руки один стикер, каждый и напишите на нем свою личную маленькую, но значимую для вас победу на классном часе.(Ребята пишут под заголовком «Величайшая победа – победа над собой»



Приложения

Тексты о жителях Малокалмашинского муниципального поселения – ветеранах войны и труда

Из Удмуртской республики в ряды Красной Армии было призвано более 263 тысяч человек, из Каракулинского района 4000 тысячи человек. Из них 170 женщин. (1)Было сформировано 13 стрелковых, 9 артиллерийских, 8 авиационных частей. Мобилизовано около 365 тысяч человек. Кроме этого 30 тысяч юношей встретили войну в различных воинских частях.Из деревень Больше – Калмашинской сельской администрации ушло 200 человек. Из них только 32 вернулись с войны.

На сегодняшний день из них живы только четверо. Это Галанов М. И. , Двинянинов А. П. , Глухов М. А. , Мосин М. А. Я встретился с Галановым Михаилом Ивановичем, с которым беседовал о войне и солдатах этой войны. Михаил Иванович оказался на фронте в 1942 – 45. Служить пришлось в морской пехоте в районе Ленинграда, а затем на берегу Балтийского моря. Однажды пришлось держать оборону на льду моря, поэтому солдаты мёрзли, голодали, но даже в таких трудных условиях сражались, выполняли боевую задачу. По воспоминаниям ветерана трудностей хватало, но самое горькое, хоронить своих товарищей. Ведь на фронте все были, как братья, рядом служили люди разных национальностей, но ни каких разногласий не было. Все служили в одинаковых условиях, ели кашу из одного котелка, порой и спали под одной шинелью. Михаил Иванович считает, что служба в армии многому его научила, это и терпение, уважение к людям, самостоятельность и выносливость

Первый памятник – это памятник жертвам гражданской войны. Памятник установлен на высоком берегу реки Калмашки. Памятник представляет металлический монумент в форме пирамиды. На нем имеется памятная доска с надписью: «Борцам – коммунистам, павшим за завоевание советской власти в период гражданской войны 1918-1920» и перечислены имена людей, которые внесли свой вклад в гражданскую войну, это - Сапожников Маркел Егорович, Коновалов Иван Данилович, Сухоплюев Петр Дмитриевич, Шевяков Степан Иванович. Это были люди из деревни Большие Калмаши.

Каждый год школьники облагораживают памятник, так как он является свидетелем исторических событий времен гражданской войны 1918-1920.

2.2 ПАМЯТНИК ЛЕТЧИКАМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В годы войны, в небе над деревней Большие Калмаши, произошла катастрофа – потерпел крушение военный самолет. Очевидцами этого события были многие люди этой деревни. Они помнят об этом и рассказывают своим детям и правнукам. Вот что рассказала житель села Шергина Глафира Алексеевна: « В 1942 году я вместе с подругой везла овсяную солому. Над нами пролетели два самолета. Подруга моя сказала: « Что-то самолеты необычно гудят». На следующее утро пошли слухи о разбитом самолете. Он разбился между Поповскими и Калмашинскими полями. Потом прилетел другой самолет. Он останавливался очень долго потому, что дело было зимой, а самолет был на лыжах. Из самолета вышли люди, там был и фотограф. Они рассматривали самолет, а фотограф фотографировал место происшествия. В разбившимся самолете, было три летчика и один был возле самолета с раскрывшимся парашютом. У одного летчика обгорел левый бок и рука была как головешка, а у второго была оторвана рука. Потом ребята нашли часы с оторванной рукой. У третьего летчика не было головы, только кожа с головы болталась сзади как капюшон. Четвертый летчик был не раненый, так как он выпрыгнул из самолета с парашютом, у него были в руках сжаты камни снега – наверно за ночь он замерз и умер. Разбился самолет ночью».

Сейчас на этом месте поставлен памятник летчикам, павшим в годы второй мировой войны. Это небольшой металлический обелиск с пятиконечной звездой наверху.

    1. Памятник участникам второй мировой войн

Прошло уже более 60 лет со дня победы над фашистами. Мы знаем об этой войне из книг, телепередач, кинофильмов. Но все они не могут передать чувства и переживания людей во время войны так, как это могут рассказать очевидцы. Наш отряд краеведов встречался с ветеранами Великой Отечественной войны, которые живут в нашей деревне Малые Калмаши. На встрече мы узнавали много о войне, о подвигах наших солдат, о трудностях и невзгодах. Нам стало известно, где воевали наши земляки. Где бы они не сражались – они стояли на смерть, обороняли свой дом, свою Родину. Галанов Михаил Иванович сражался под Ленинградом, в Прибалтике на льду Балтийского моря. Глухов Михаил 8анн8евич держал оборону в 8аннчжурии. Заварзин В.Г- Подмосковье, на Дальнем Востоке. Самарин Григорий – в Харбине, Двинянинов А.П. – в Крыму. Самарин А.Ф. – на острове Сахалин, Черепанов же дошёл от Тулы до Берлина. Мы отметили их боевые пути на карте. Таким образом, мы видели, что везде пришлось послужить нашим землякам, оборонять разные районы страны. Все ветераны отвечают, что они защищали свой дом, свою землю, свою родину. Вера в победу и за правое дело, придавало им сил, и они победили такого страшного и опасного врага, как фашизм. В центре села находится памятник участникам второй мировой войны. Каждый год 9 мая на площади у памятника проходит торжественный митинг, посвященный победе над фашистами во время Второй Мировой войны.

На площади собираются жители всей деревни, гости и приезжие, приходят учащиеся и учителя школы, приглашают всех ветеранов войны и труда. Ученики поют песни о войне, про победу, читают стихи, дарят цветы односельчанам. Это праздник для всех – от мала до велика. Администрация колхоза, школы, муниципального образования, района поздравляют всех ветеранов и благодарят за их трудовые и фронтовые подвиги. С благодарностью и любовью дарят подарки, награждают медалями и орденами. После торжественной части все идут в дом культуры, где школьники показывают концерт.

Автор – скульпторы В.А. Литвинов и П.П. Юрченко, архитектор А.Ю.Клейн.

Год установки – 1970г

Боевые награды Кирьянова Сергея Ивановича5 октября 1918 года в семье Кирьяновых Ивана Васильевича и Лукии Васильевны родился сын – Сергей (Приложение № 1).

Кроме него в семье было еще четверо детей. Про детство и юность прадедушки ничего не известно. Но потому, каким он вырос, ясно, что воспитывался он в строгости, уважении к старшим, любви к Родине и труду.

В 1939 году прадедушка ушел в армию. Вернуться домой, после окончания службы у него не получилось – началась война. В общей сложности его не было дома 7 лет. О войне прадед рассказывать не любил, потому что вспоминать про это время ему было тяжело. Поэтому дедушка не смог мне передать подробности про службу прадеда на фронте. Известно, что все пять лет войны он служил в составе 211 -ого отдельного истребительного противотанкового артдивизиона в должности старшины батареи. Был трижды ранен, после прохождения лечения, вновь возвращался в свою дивизию, продолжая сражаться с фашистами. В старых бумагах сохранилась справка о лечении прадедушки в госпитале

О том, в каких боях участвовал Сергей Иванович, можно судить только по его наградам, других данных не сохранилось.

Прадедушка награжден многими орденами и медалями.

- Орден "Красная звезда" – за двух подбитых "тигров", предположительно под Курской дугой.



Орден Красной Звезды дается за мужество и отвагу, в условиях сопряженных с риском для жизни. Этот орден представляет собой пятиконечную звезду, в середине которой изображен щит с красноармейцем, держащим в руках винтовку. По ободу щита надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь".





- Медаль "За освобождение г.Варшавы" (Приложение № 4Медаль "За освобождение Варшавы" круглая диаметром 32 мм, изготавливается из латуни. На лицевой стороне медали вверху по окружности - надпись "За освобождение", в центре - "Варшавы", внизу - пятиконечная звездочка с расходящимися лучами. Медаль окаймлена бортиком. На оборотной стороне медали - дата освобождения Варшавы: "17 января 1945", над датой - пятиконечная звездочка. Изображения и надписи на медали выпуклые. Медаль при помощи ушка и кольца соединена с пятиугольной колодочкой, обтянутой синей шелковой муаровой лентой шириной 24 мм. Посредине ленты - продольная красная полоса шириной 8 мм. Лента окаймлена узкими желтыми полосками.

Медаль "За освобождение Варшавы" учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 г. Этим же Указом утверждено Положение о медали и ее описание. 31 августа 1945 года Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о порядке вручения медали "За освобождение Варшавы".
В соответствии с Положением медаль "За освобождение Варшавы" вручалась:
- военнослужащим частей, соединений и учреждений Советской Армии, НКВД и НКГБ, непосредственно участвовавшим в освобождении Варшавы в период 14 - 17 января 1945 г.;

Всего медалью "За освобождение Варшавы" награждено более 690 тысяч человек, в том числе и мой прадед.



- Медаль "За взятие Берлина" (Приложение № 5)

Медаль «За взятие Берлина» — круглая, диаметром 32 мм, из латуни. На лицевой стороне медали в центре отчеканена надпись «За взятие Берлина». По нижнему краю медали — изображение дубового полувенка, перевитого в средней части лентой. Над надписью — пятиконечная звездочка. Медаль по лицевой стороне окаймлена бортиком. На оборотной стороне медали отчеканена дата взятия Берлина советскими войсками: «2 мая 1945»; ниже — пятиконечная звездочка. Все надписи и изображения на лицевой и на оборотной стороне медали выпуклые. В верхней части медали имеется ушко, которым медаль при помощи кольца соединена с металлической пятиугольной колодочкой, служащей для крепления медали к одежде. Колодочка обтянута шелковой муаровой лентой красного цвета шириной 24 мм. Посередине ленты проходят пять долевых полосок — три черные и две оранжевые.

Медаль «За взятие Берлина» - учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года в честь взятия Берлина в ходе Великой Отечественной войны. Согласно Положению о медали «За взятие Берлина» ею награждались «военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД — непосредственные участники героического штурма и взятия Берлина, а также организаторы и руководители боевых операций при взятии этого города». Всего медалью «За взятие Берлина» награждено более 1,1 миллиона человек. Я горжусь тем, что среди такого большого количества награжденных и мой прадед – Кирьянов Сергей Иванович, так как штурм немецкой столицы советские армии начали со всех сторон к центру города. Бои шли днем и ночью. Они велись на земле, в подземных коммуникациях и в воздухе. Напряжение боев в Берлине нарастало по мере продвижения советских войск к центру города, к Рейхстагу и правительственным зданиям. Штурмовавшие Берлин армии имели заранее определенные полосы наступления, части и подразделения атаковали конкретные объекты - районы, улицы, здания и сооружения. Бои велись, как правило, штурмовыми группами и отрядами, составленными из подразделений всех родов войск; использовались танки, орудия прямой наводки, огнеметы. 29 апреля начались бои за Рейхстаг, который обороняло около тысячи человек. За что сражались эти люди, понять трудно, но каждый этаж здания приходилось брать с боем. 30 апреля в 14 часов 25 минут сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над Рейхстагом Знамя Победы. Мужество, самоотверженность и героизм советских воинов активно пропагандировались в войсках, имена героев тех боев звучали в сводках Совинформбюро на всю страну.

- Медаль "За отвагу"

Медаль "За отвагу" дается за личное мужество и отвагу. Учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 октября 1938 года. Медаль «За отвагу» серебристого цвета, имеет форму круга диаметром 37 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон. На лицевой стороне медали в верхней части изображены три летящих самолёта. Под самолётами помещена надпись в две строки «За отвагу», на буквы наложена красная эмаль. Под надписью изображён танк Т-35. В нижней части медали надпись «СССР», покрытая красной эмалью. На реверсе (оборотной стороне) — номер медали. Медаль при помощи кольца крепится к пятиугольной колодке, обтянутой шёлковой муаровой лентой. Лента серого цвета с двумя продольными синими полосками по краям, ширина ленты 24 мм. Ширина полосок 2 мм. Первоначально медаль «За отвагу» крепилась к четырёхугольной колодке, обтянутой красной лентой. Во время Великой Отечественной войны за период с 1941 по 1945 год было произведено более 4 млн награждений.

- Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г." (Приложение №6)

Учреждена 9 мая 1945 года. Медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." награждаются:
а) все военнослужащие и лица вольнонаемного штатного состава, принимавшие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД непосредственное участие на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах;
б) все военнослужащие и лица вольнонаемного штатного состава, служившие в период Великой Отечественной войны в рядах действующей Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД. Медаль круглая, изготовляется из латуни. На лицевой стороне медали профильное погрудное изображение товарища И. В. Сталина в форме Маршала Советского Союза. В верхней части медали по окружности надпись: «Наше дело правое», в нижней части по окружности надпись: «Мы победили». На оборотной стороне медали надписи: по окружности - «За победу над Германией», в центре "в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", в нижней части - пятиконечная звездочка. Изображение и надписи на медали выпуклые. Размер медали 32 мм в диаметре. Медаль при помощи ушка и кольца соединена с пятиугольной колодочкой, обтянутой шелковой муаровой лентой шириной 24 мм, На ленте 5 продольных равных по ширине чередующихся полосок - 3 черного и 2 оранжевого цвета. Края ленты окаймлены узенькими оранжевыми полосками.

Эти и остальные юбилейные награды мы храним как бесценные реликвии, которые пережили Великую Войну и Великую Победу. Реликвии, доставшиеся прадедушке тяжелым трудом. Ведь он, мой прадед, вместе с остальными солдатами пробивал с отвагой и храбростью путь к победе над немецкими оккупантам

Проведя анализ записей Книги Памяти, выяснили и подсчитали общее количество погибших по Большекалмашинскому сельскому совету: 69 погибло, 103 – пропало без вести.

Отдельно выяснили по деревне Малые Калмаши. Погибших – 8, пропавших безвести – 11. Итого не вернулось домой с войны 171 человек. Среди них рядовые, сержанты, младшие лейтенанты, майор. Также по Книге Памяти я определила географические точки, где воевали и погибли наши земляки: Москва, Сталинград, Курская дуга, Смоленск, Витебск, Житомир, Новгород, Тамбов, Латвия, Польша, Минск, Окск, Литва, Орел, Тула, Карелия, Харьков, Тверь, Ленинград, Рог.

Удивили и потрясли следующие факты того, что боец пропал без вести на второй день войны, другой погиб от ран 2 сентября 1945 года – в день полной победы всей мировой войны. Факт того, что Жижин И.Г погиб за стенами фашистского концлагеря. Шестаков Дмитрий Иванович д. Поповка 1902 года рождения, рядовой пропал без вести. 1

В нашей школьной музейной комнате имеется его прощальное письмо, которое принесла жительница села Шмыкова Елена Аркадьевна, а письмо принадлежит ее деду

Действующая РКА Военно - полевая почта

№767 985 – й полк, 3 б. 8-я рота

«Сейчас у меня табак свой вышел и все продукты тоже, денег тоже нет, т.к здесь передовая и базаров нет. Ну пока, до свидания, прощайте все мои родные и знакомые. Прощай дорогая жена Фекла. Прощайте милые дети мои: Федя, Сережа, Тося и Нюрочка. Писать больше незнаю что. Пишите ответ. Писал в избе, в которой нет хозяина и нет окон, разбита печь, а бойцов тут 50 человек. Кто сидит, а кто и сидеть не может, а тут ещё летают истребители немецкие и стреляют из пулемета.

13/ II – 1942 года.



1 Книга Памяти. Составители: Н.Г Лихачева, Л.А Веретенникова, Т.В Савина, А. Н Осипова, А. И Чухланцев и Л. Л Коробейникова. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – 512 с.