СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Январь - прогулка в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

прогулка в январе с целями, в старшей группе 

Просмотр содержимого документа
«Январь - прогулка в старшей группе»

Январь Старшая группа №9


Прогулка №1


Наблюдение за морозным солнечным деньком

Цель: продолжать расширять и углублять представление о солнце в зимних условиях. Закрепить зимние приметы.


Ход наблюдения: В солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом светло, бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). - Какое сегодня солнце? - Каждый ли день мы видим солнце? - Солнце греет? (протянуть ладошки к солнцу). Зимой солнце не греет, оно позже встает и рано заходит, поэтому день короткий, а ночь длинная. Художественное слово: Где ты, солнце, в самом деле? Мы совсем окоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди солнышко, скорей! Приласкай и обогрей! Избу осветило, всех развеселило.


Подвижная игра: «Кот и мыши».

Цели: продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.

Дидактическая игра: «Угадай, кто позвал?». Цель: учить узнавать детей по голосам, называть их по именам.


Инд. работа: прыжки до снежной бабы на двух ногах. Цель: упражнять в прыжках на дух ногах до предмета.


Труд: Уборка участка от снега

Цели: учить убирать снег лопатами; воспитывать трудовые навыки.


Исследовательская деятельность:

«Температура»

Цель. Познакомить детей с термометром, выявить различия в температурах.

Материал: термометр

Ход: Измерить температуру воздуха в группе, на улице и сравнить. 




 Прогулка №2


Наблюдение за снежинками


Цель: продолжать наблюдать за снежинками. Уточнить свойства снега. Развивать наблюдательность, память, связную речь.


Ход наблюдения: полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве куртки. Спросить, на что похожа. Почему снежинки на рукаве не тают? Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит на солнце. Закрепить свойства снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду – сыпучий, лепить нельзя. Художественное слово: Белая, узорная Звездочка – малютка, Ты слети мне на руку, Посиди минутку. Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке.


Подвижная игра: «Поймай снежинку» Цель: развитие ловкости, прыгучести, умения играть со снегом и со сверстниками.


Дидактическая игра: «Наоборот» Цель: учить подбирать антонимы к словам.


Индив. работа: метание снежков вдаль.

Цель: учить лепить снежки из снега и бросать их вдаль.


Труд: сгребать снег лопатками, расчищая дорожки. Цель: прививать желание трудиться сообща.


Исследовательская деятельность:

«Вода и снег» - закрепить знания о различных состояниях воды.

Ход: внести в группу снег и лед – что быстрее растает? В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе - утрамбованный, в третье- лед.

Что растает первым и тд? (рыхлый …)






Прогулка №3


Наблюдение за синицей

Цель: закрепить умение узнавать птицу среди других птиц. Развивать наблюдательность, связную речь.


Ход наблюдения: продолжать наблюдать за поведением синицы. Обратить внимание, что синица смелая птица, не боится людей и других птиц. - Что любит, есть синица? (семечки, зерно, сало). Повесить кусочек сала на дерево и понаблюдать, как птицы его клюют.


Художественное слово: загадать загадку: Ты с модницей этой, Конечно, знаком: Вертушке на месте Никак не сидится – Все хвастает Синим своим сюртуком И шапочкой синей гордится…(синица).


Подвижная игра: «Найди где спрятано» Цель: учить ориентироваться на участке, выполнять действия по сигналу.


Дидактическая игра: «Кто что слышит?» Цель: воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки. Развивать сообразительность.


Индивидуальная работа: катание на санках друг друга. Цель: упражнять в ловкости, умение согласовывать свои действия друг с другом.


Труд: постройка снежной горки. Цель: учить собирать снег в кучи и утрамбовывать его лопатками.


Исследовательская деятельность:

«Почему тает снег?»

Цель.  Установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: Емкости для снега.

Ход: Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с

разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике и т.д.). Через

некоторое время предлагает детям принести колобки. Выясняет, что произошло с ними и почему некоторых нет совсем (в тепле снег превратился в воду).




 Прогулка №4


Наблюдение за узорами на стекле

Цель: учить устанавливать связь морозной погоды и морозными узорами на стеклах домов. Развивать наблюдательность, внимание, связную речь.


Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть стекла группы. Объяснить, что мороз заморозил стекла, поэтому появились морозные узоры. Рассмотреть узоры, определить на что похожи.


Художественное слово: Загадать загадку: Художник – невидимка

А ночью он, пока я спал,

По городу идет:

Пришел с волшебной кистью

Всем щеки нарумянит,

И на окне нарисовал

Всех за нос ущипнет.

Сверкающие листья. (Мороз)


Подвижная игра: «Заморожу». Цель: развивать внимание, быструю реакцию.


Дидактическая игра: « Когда это бывает?» Цель: закрепить знание детей о временах года, их характерные признаки.


Индивидуальная работа: ходьба и бег, высоко поднимая колени «лошадки». Цель: учить ходить и бегать, высоко поднимая колени.


Труд: очистить снег с крылечка группы. Цель: прививать умение выполнять поручение, доводить начатое дело до конца.


Исследовательская деятельность:

Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход.  Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.




Прогулка №5

Наблюдение за рябиной

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой, рассказать, как сберечь ее от сильных морозов.

Ход наблюдения: обратить внимание на рябину зимой. По каким признакам мы узнаем рябину сразу? (по ягодам). Обратить внимание, что вокруг рябины лежат на снегу ягоды. Это птицы клевали ягоды, некоторые упали на землю. Обрывать ягоды с дерева просто так нельзя, потому, что птицы останутся голодные. Покормить птиц.

Художественное слово: Красную ягоду дала мне рябина. Думала я, что сладкая, А она как хина. То ли это ягодка просто не дозрела, Толь рябинка хитрая пошутить хотела.

Подвижная игра: «Перелет птиц» Цель: развивать реакцию на словесные сигналы.

Дидактическая игра: «Чего не стало?». Цель: развивать зрительную память, внимание.

Индивидуальная работа: ходьба и бег между предметами, поставленными в один ряд. Цель: продолжать учить ходить и бегать между предметами, не сбивая предметы.

Труд: построить дорожки тоннели из снега Цель: учить детей трудиться, помогать взрослым.

Исследовательская деятельность:

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снеж­ным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.







  Прогулка №6

Наблюдение за птицами зимой

Цель: углублять знания о жизни птиц в зимний период. Развивать умение и желание помогать им.

Ход наблюдения: обратить внимание детей на поведение птиц. Назвать птиц, прилетевших на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти корм. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Называть зимующих птиц. Художественное слово: Птичьи гнезда опустели, С нами на зиму остался. Птицы к югу улетели. Непоседа, невеличка - Оказался всех храбрей Желтая почти вся птичка Наш дворовый воробей. Любит сало, семечки… Холода не испугался.

Подвижная игра: «Птичка и кошка» Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Дидакт. игра: «Дополни словечко» (сравнение птиц) Цель: развивать внимание, сообразительность.

Индивидуальная работа: бег вокруг снежной бабы, поворот на сигнал воспитателя и бег в другую сторону. Цель: упражнять детей в умении быстро реагировать на сигнал воспитателя.

Труд: строительство снежного вала на участке. Цель: учить работать лопатками, доводить начатое дело до конца.

Исследовательская деятельность: «Опиши облако» Цель: Учить детей подбирать слова, характеризующие облако. «Назови небесные тела» Цель: Закрепить знания детей о том, что Солнце, Луна, звезды, планеты - небесные тела.



Прогулка №7


Наблюдение за работой дворника Цель: продолжать знакомить детей с работой дворника. Закрепить знание орудий труда.

Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за тем как дворник убирает снег. Какими орудиями труда он работает? (лопатой, метлой). - Лопата у него широкая, зачем? - Кому нужен труд дворника? Предложить детям помочь дворнику. Художественное слово: Тихо – тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой.


Подвижная игра: «Колпачок» Цель: учить детей запоминать слова, согласовывать их с движениями. Следить за ровным кругом.


Дидактическая игра: « Что делает?» Цель: учить детей подбирать глаголы к существительному «дворник».


Индивид. работа: ходьба и бег по извилистой дорожке. Цель: учить ходить и бегать по извилистой дорожке.


Труд: расчистить дорожки от снега. Цель: учить правильно, держать лопату и сгребать снег в одну кучу.


Исследовательская деятельность:

«Откуда берётся иней?»

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.



Прогулка №8

Наблюдение за снегом Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом. Учить называть свойства снега. Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть снег, потрогать его руками. Какой снег? (белый, пушистый, холодный, легкий). Предложить сжать снег рукой, что произошло с ним? (он рассыпается)Когда на улице мороз снег рассыпается, из него лепить нельзя. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами. Художественное слово: Падал снег, сыпал снег, а потом устал… - Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал? - Для озимых стал я теплою периною, Для осинок – кружевною пелериною, Для зайчишек стал подушкою пуховою, Для детишек – их любимою игрой.

Подвижная игра: «Зайка беленький сидит». Цель: выполнять движения в соответствии с текстом, научить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать.

Дидактическая игра: «Один, много». Цель: учить детей называть один предмет и много предметов на участке.

Индивид. работа: прыжки на двух ногах через линии. Цель: учить прыгать на двух ногах через линии, развивать ловкость.

Труд: расчистить дорожки от снега. Цель: учить правильно, держать лопату и сгребать снег в одну кучу.

Исследовательская деятельность: Почему снег мягкий? Цель. Совершенствовать знание детей о снеге. Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.


Прогулка №9


Наблюдение за ветром


Цель: формировать представление детей об одном из признаков зимы - метели. Продолжать учить определять направление ветра. Ход наблюдения: обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает ему опуститься на землю – это метель. Ветер с силой бросает снег в окно. Снег попадает в лицо, в метель трудно идти, поэтому лучше оставаться дома. Понаблюдать за метелью. С какой силой дует ветер, определять направление ветра.


Художественное слово: загадка: Я березу качну Я тебя подтолкну Налечу, насвищу Даже шапку утащу А меня не видать Кто я? Можешь отгадать? (ветер)


Подвижная игра: «Ловушки с ленточками». Цель: учить быстро бегать в разных направлениях, развивать ловкость.


Дидактическая игра: «Закончи предложение» Цель: упражнять детей в умение по смыслу заканчивать предложение, развивать мышление, внимание.


Индивид. работа: метание снежков вдаль. Цель: развивать меткость, ловкость.


Труд: насыпать корм в кормушку. Цель: прививать детям желание помогать птицам, заботиться о них.


Исследовательская деятельность: «Вертушка» Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Материал: Вертушка Ход опыта: Взрослый показывает детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки). Дети наблюдают, при каких условиях она вертится быстрее.




Прогулка №10


Наблюдение за елью


Цель: учить находить и называть ель. Развивать наблюдательность, память. Ход наблюдения: предложить найти елочку среди других деревьев. Чем она отличается от других деревьев? Ель похожа на пирамидку, веточки ее короткие вверху, книзу длинные, покрыты короткими зелеными иголками. - Какого она цвета? (Ель зимой и летом зеленая). Вспомнить песенку про елочку, зимой ее украшают разными игрушками, бусами, гирляндами.


Художественное слово: Загадка:

Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю.

(Ель)


Подвижная игра: «Раз, два, три к дереву беги». Цель: закреплять знание деревьев, учить находить заданное дерево на участке.


Дидактическая игра: «Измени слово». Цель: учить образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.


Инд. работа: ходьба и бег по извилистой дорожке. Цель: учить выполнять задание воспитателя.


Труд: Засыпка корней деревьев снегом - Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.


Исследовательская деятельность:


«Рисуем на снегу»

– предложить детям выполнить рисунки палочкой на снегу Цель: – учить заполнять контур цветной водой; развивать воображение, поддерживать интерес к рисованию, творческой деятельности.







Прогулка №11


Наблюдение за следами на участке


Цель: учить различать следы птиц, людей.

Ход наблюдения: на свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, человека. Обратить внимание, что птицы оставляют след из трех пальцев. Следы у вороны, сороки большие, а у воробья, синицы маленькие. Предложить оставить свой след и рассмотреть его. Кто еще может оставить след? Проследить за следами птиц на участке.


Художественное слово: Это кто тут наследил: Маленькие ножки Бегемот иль крокодил? Бежали по дорожке: Здесь играли дети: Топ – топ – топ! Танечки и Пети! Топ – топ – топ!


Подвижная игра: «Бегите ко мне» Цель: учить внимательно, слушать команды взрослого. Развивать умение ориентироваться в пространстве.


Дидактическая игра: «Отгадай, что за птица» Цель: Учить внимательно, слушать описание птицы, узнавать и называть ее.


Индивид. работа: ходьба и бег по извилистой дорожке Цель: продолжать упражнять в чередовании ходьбы и бега по заданию.


Труд: сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопатками. Цель: учить работать сообща, получать радость от выполнения труда и его результата.


Исследовательская деятельность:

«Замерзание воды» Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы. Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.






Прогулка №12


Наблюдение за зимними забавами


Цель: закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правило поведения на прогулке.


Ход наблюдения: познакомить детей с названиями каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке. Напомнить детям, что нельзя кричать на улице, очень холодно, может заболеть горло.

Художественное слово: Как на горке, на горе Кто потише, На широком на дворе Кто с разбегу, Кто на санках, Кто по льду, Кто на лыжах, Кто по снегу. Кто повыше, С горки – ух, Кто пониже, На горку – ух Бух! Захватывает дух!


Подвижная игра: «Найди свой цвет» Цель: упражнять детей действовать по сигналу, ориентироваться по цвету, выполнять ходьбу, бег врассыпную.


Дидактическая игра: «Сравни » Цель: учить детей находить и называть веточки разной длины и толщины.


Инд. работа по физич. воспитанию: прыжки через снежные кирпичики. Цель: развивать ловкость, учить прыгать высоко на двух ногах.


Труд: постройки из снега на участке. Цель: учить помогать взрослым, строить постройку из снега. Воспитывать дружеские взаимоотношения.


Исследовательская деятельность:

Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он от­брасывает темную тень. Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В пол­день солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени ста­новятся длинными.




Прогулка №13


Наблюдение за разными видами транспорта

Целирасширять знания о наземном транспорте, их классификации, назначения; формировать представление о назначении автобусов, их значении в жизни человека.

Ход наблюдения.

Воспитатель задает детям вопросы..

Как выглядит автобус? Что находится в нутрии автобуса? Для чего нужны поручни? Какие автобусы ездят по нашему поселку?

Через определенные отрезки пути автобус останавливается. На каждой остановке водитель нажимает специальную кнопку, чтобы открылись двери. После того как пассажиры вышли, а другие вошли, шофер закрывает двери, и автобус едет до следующей остановки.

Худ. слово: Дом на улице идет, Не на курьих тонких ножках, На работу всех везет. А в резиновых сапожках.

Подвижные игры.

«Волк и козлята»; «Мы весёлые ребята» - учить игровой деятельности с соблюдением правил; развивать быстроту и реакцию; воспитывать смелость.

«Догони свою пару» - упражнять в беге.

Индивидуальная работа.

Метание шишек вдаль - развивать меткость.

Трудовая деятельность.

Сооружение снежной клумбы - побуждать оказывать помощь взрослым.

Исследовательская деятельность:


Рассмотреть стоящий поблизости транспорт. Определить цвет, из каких частей он сделан, посчитать колеса.


Прогулка №14


«Наблюдение за домашними животными зимой»


Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зим­нее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище), воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступ­лением зимы? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

Худ. слово: Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.


Подвижные игры «По ровненькой дорожке».

Цели: учить ходить по невысокому буму; спрыгивать, сгибая ноги в коленях.
«Гуси-гуси».

Цели: учить по сигналу быстро бегать и переносить предметы по одному; — развивать точность, быстроту, ловкость.


Труд: расчистка дорожек от снега.

Цели: учить правильно, носить снег для постройки; помогать товарищам в выполнении трудовых действий.


Индивидуальная работа: Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.


Исследовательская деятельность:


«Кому что нужно для работы»

Цель: закрепить знания детей о различных инструментах, которые нужны людям разных профессий.







Прогулка №15


Наблюдение за вороной

Цели: закрепить умения детей сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).

Ход наблюдения:

Худ. слово: Голос ворона узнает каждый.

"Кру-кру-кру..." — разно­сится по всему лесу. Вороны — оди­ночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перья­ми да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышаги­вает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен. Серая ворона предвещает своей песней скорый приход вес­ны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похо­жа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпе­ньем ждет весну.


Труд: Сгребание снега на участке под деревья.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.


Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: упражнять в ориентировке на местности.


Индивид. работа Прыжки на одной ноге.

Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.


Исследовательская деятельность :

«Как согреть руки?»

Задачи : выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение, сохранение тепла

Материал: варежки тонкие и толстые

Методические приемы

Воспитатель предлагает детям надеть на прогулке разные варежки – толстые и тонкие и выяснить, что чувствуют руки ( одной тепло, другой прохладно).

Далее предложить детям похлопать в ладоши, потереть рука об руку и выяснить, что почувствовали ( рукам стало жарко). Предложить потереть обратной стороной варежки замерзшую щеку и выяснить, что почувствовали.

Вывод: предметы могут согреваться при трении и движении.


Прогулка №16

Наблюдение за светофором

Цельзакреплять знания о работе светофора и назначении цветовых сигналов.

Ход наблюдения:

Мы живем в красивом городе с широкими улицами и переулками. По ним движется много легковых и грузовых автомашин, автобусы, и никто не мешает друг дру­гу. Это потому, что есть четкие и строгие правила для машин и пешеходов. Перейти с одной стороны улицы на другую слож­но. Помогают нам в этом три сигнала светофора: красный, желтый, зеленый. Для чего нужен светофор? На какой сигнал светофора переходят пешеходы? На какой сигнал светофора нельзя переходить? Что мо­жет произойти? Почему? Если сломался светофор, то кем можно его заменить? Худ. слово: Я глазищами моргаю. Неустанно день и ночь. Я машинам помогаю, И тебе хочу помочь. (Светофор.) Подвижная игра «Светофор» - закреплять знания о значении светофора.

«Бег наперегонки» - развивать выносливость и скорость Труд: Уборка участка после снегопада - воспитывать трудолюбие, желание доводить нача­тое дело до конца Инд. работа: Прыжки на одной ноге. Цель: учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться.

Исследовательская деятельность:

«Почему снег греет?»

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Ход.  Как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло). Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить  детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.


Прогулка №17


Наблюдение за птицами возле кормушки


Цель: учить детей узнавать знакомых птиц (голубя, ворону, воробья, сороку) и называть их. Развивать память, наблюдательность.


Ход наблюдения: предложить детям покормить птиц. Обратить внимание, что птицы очень пугливые, улетают при шуме или неосторожном движении людей. Предложить рассказать какие птицы прилетели, что делают? - Кого мы сегодня кормили?- Что клевали птицы? (семечки, хлебные крошки)


Художественное слово: Среди белых, голубей Скачет шустрый воробей, Воробушек – пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей Вылетай-ка не робей.


Подвижная игра: «Ворона, воробей». Цель: учить внимательно, слушать воспитателя и выполнять действия по команде. Упражнять ориентироваться в пространстве.


Дидактическая игра: «Когда это бывает?». Цель: учить детей различать времена года и называть их.


Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в один ряд. Цель: развивать ловкость, выносливость, внимание.


Труд: расчистить от снега дорожки. Цель: прививать трудолюбие, учить работать лопатками .

Исследовательская деятельность:


Сравнить время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.

Сравнить скорость таяния снега, уложенного в стакан плотно или рыхло.




Прогулка №18


Наблюдение за снеговой тучей


Цель: расширять знания детей о зиме, явлениях природы. Развивать наблюдательность, внимание, связную речь. Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть небо. Какое оно? Обратить внимание на большую темную тучу, нависшую над городом. Туча очень тяжелая, она медленно надвигается на город, летом из такой тучи идет дождь, а сейчас на улице мороз и из этой тучи на землю будет падать снег. Обратить внимание на тучу в начале прогулки и в конце (где она находится).


Художественное слово. Загадать загадку: Нахмурилось небо

И носятся слухи, (наверное, не в духе!)

Что белые мухи Летают, летают Не только летают, Белые мухи! Но даже не тают! (Снежинки)


Подвижная игра: «Снег кружится». Цель: научить детей соотносить свои действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Снег, снег кружится,

Собрались мы в кружок,

Белая вся улица.

Завертелись как снежок.


Дидактическая игра: «Где лежит снег?». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, употреблять предлог «на» в переложениях.


Индивид. работа: метание снежков в цель. Цель: развивать меткость, ловкость.


Труд: расчистить дорожку до веранды от снега. Цель: учить работать лопатками, помогать друг другу.

Исследовательская деятельность:

Предложить посмотреть на солнце. Что вы ощущаете, когда, закрыв глаза, обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам?


Прогулка №19


Наблюдение за снегирями


Цель: расширять знания и представления о внешнем виде снегирей. Развивать наблюдательность, память, внимание. Ход наблюдения: С наступлением морозов на участке детского сада мы можем увидеть снегирей. Грудка у снегиря ярко красная, спинка синевато-серая, хвост и крылья черные. Снегири собираются в стайки, летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника, шиповника. Кричит снегирь «рюм-рюм». Снегири очень пугливые, поэтому наблюдать надо осторожно, чтобы не спугнуть. Художественное слово: Выбегай поскорей,

Посмотреть на снегирей Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.


Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: упражнять в ориентировке на местности.


Дидактическая игра: «Сосчитай птиц» Цель: упражнять в счете в пределах 10, согласовывать числительное с существительным.


Индивидуальная работа: ходьба и бег по извилистой дорожке. Цель: развивать ловкость, внимание.


Труд: почистить кормушку, покормить птиц. Цель: прививать желание заботиться о птицах.



Исследовательская деятельность: 
Провести опыт. Налить в стеклянную банку воды, плотно закрыть крыш­кой и оставить на морозе. Вскоре банка расколется, а вместо нее будет кусок льда. Замороженная вода - лед - занимает больше места, чем вода жидкая, поэтому льду в банке стало тесно, и он разорвал ее. Лед появляется на лужах, реках, прудах, как только ударит первый мороз. С каждым морозным днем ледяная корка становится все толще. Что станет со льдом, если его внести в теплое помещение? (Он растает.)


Прогулка №20


Наблюдение за прохожими, детьми

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязь между погодой и одеждой людей. Закрепить знание одежды, ее цвет. Развивать наблюдательность, внимание.

Ход наблюдения: обратить внимание детей на то, как одеты прохожие, дети. Описать одежду нескольких человек. - Какое время года? (зима) - Почему люди надели теплые вещи? (на улице мороз). На улице мороз, очень холодно. Люди надели зимнюю одежду и торопятся домой, подняли воротники, закрывают шарфом лицо. В морозный день долго гулять нельзя, можно обморозить нос, щеки.

Художественное слово. Загадать загадки: Мягкая, теплая, пушистая, Воротник и рукава, Не замерзнет детвора. (Шуба) Я зимой на голове Грею ушки детворе. (Шапка)

Подвижная игра: «Иголочка, ниточка, узелок». Цель: учить детей ходить и бегать, меняя направления, в колонне по одному, играть дружно.

Дидактическая игра: «Один, много» Цель: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе. Развивать внимание.

Индивидуальная работа: перелезть через сугроб. Цель: упражнять в ловкости.

Труд: ремонт снежных построек. Цель: прививать трудовые навыки, желание помогать друг другу.

Исследовательская деятельность: 

Рисование на снегу – предложить детям выполнить рисунки на снегу палочками, поддерживать интерес к рисованию.