СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ярмарка методических идей по теме: «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса». Тема: «Особенности технологии групповой деятельности на основе эффективности управления и организации учебного процесса»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новое поколение россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности.  Подлинный интерес к познанию у моих учеников появится тогда, когда я смогу не только дать знания, умения и навыки, но и научить самостоятельно добывать их, ведь современный мир динамичен. Объем информации в мире удваивается каждые 10 лет. Необходимо создать условия для воспитания и развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, умеющей быстро адаптироваться в информационном пространстве, помочь ей в нравственном самоопределении. 

Просмотр содержимого документа
«Ярмарка методических идей по теме: «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса». Тема: «Особенности технологии групповой деятельности на основе эффективности управления и организации учебного процесса»»

Ярмарка методических идей по теме:

«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса».

Тема: «Особенности технологии групповой деятельности

на основе эффективности управления и организации учебного процесса»

1 часть: теоретическая.(слайд 1)

Хочу начать с одной китайской притчи «Нужные знания»

 В древние времена жил человек Чжу. Он узнал, что старый охотник умеет убивать драконов, пришел к нему и попросил научить.

— Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение?

— Да, — сказал Чжу и приступил к учению.

Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился. Вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Прожил долгую жизнь, но ни разу не повстречался с драконом. И так как он больше ничего не умел делать, то жизнь его протекла в горести и нужде.

И только состарившись, Чжу понял простую истину: (слайд 2)

«Познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу».

Новое поколение россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности. Подлинный интерес к познанию у моих учеников появится тогда, когда я смогу не только дать знания, умения и навыки, но и научить самостоятельно добывать их, ведь современный мир динамичен. Объем информации в мире удваивается каждые 10 лет. Необходимо создать условия для воспитания и развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, умеющей быстро адаптироваться в информационном пространстве, помочь ей в нравственном самоопределении.

Групповые формы работы и создают, на мой взгляд, наиболее благоприятные условия для решения этих задач.

( слайд 3) Особенности технологии групповой деятельности :

  • каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное;

  • в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога;

  • и что особенно важно- групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовывать их на практике и представлять найденный совместно результат;

  • при работе в группах дети учатся внимательно слушать ответ товарища, постоянно готовятся к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), развивают умения говорить, отвечать, доказывать;

  • ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть.

Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других групп, они стараются не отвлекаться. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

(слайд 4) Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать.

(слайд 5) Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

(слайд 6 ) Задачи групповой работы:

  • в сфере коммуникативных УУД – учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество, слушать и вступать в диалог, учиться выражать свои мысли;

  • в сфере регулятивных УУД- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • в сфере личностных УУД- уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.

  • В сфере познавательных УУД- использовать спектр логических действий и операций для решения учебной задачи.





( слайд 7 ) Алгоритм работы в группе.

  1. Прочитать задание, понять учебную задачу.

  2. Проанализировать условие.

  3. Предложить пути решения учебной задачи.

  4. Обосновать и проверить свою версию.

  5. Принять совместное решение.

  6. Проговорить в группе выступление.

  7. Представить решение группы.



(слайд 8) Памятка «Как работать в группе».

  • Говори спокойно, ясно и только по делу.

  • Говори по очереди.

  • Слушай своих собеседников.

  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.

  • Обращайся к товарищу по имени.

  • Уважай мнение каждого участника группы

( слайд 9) План поэтапного освоения групповой работы:

  • 1 этап – Работа в паре.

  • 2 этап – Работа в четвёрках.

  • 3 этап – Работа в «больших» группах.

Таким образом, групповая форма работы- это форма самостоятельной работы   при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. А воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в  ФГОС.

2 часть: практическая.

Уважаемые коллеги! Организация групповой работы начинается с формирования групп. Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе.

Хочу предложить вашему вниманию план поэтапного освоения групповой работы, который я использую в своей работе .

1 этап – Работа в паре.

Я работаю по ОС «Начальная школа 21 века». («Русский язык», 2 класс, автор Иванов С.В. и др.). На экране вы видите фотографии детей, работающих в паре.

Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах, которое можно использовать на уроке русского языка при изучении темы «Корень слова». Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте.

Задание для парной работы:

Подобрать группы однокоренных слов к словам: «ель», «трава» и записать их в левом столбце, а формы одного и того же слова записать в правом столбце:


Однокоренные слова

Формы слова

ель


трава



После окончания работы идет обмен мнениями и оценка правильности выполнения задания.

Примерный ответ (слайд10)

Однокоренные слова

Формы слова

ельник

еловый

ельничек

(под) елью

(на) ели

ель

трава

травинка

травушка

трава

(на) траве

(под) травой

(в) траве



Дети находят информацию в учебнике для обоснования своего решения. Так, например, предлагаю перечислить признаки родственных слов и сформулировать выводы:

  1. слова должны иметь общую часть- корень;

  2. слова должны быть близкими по значению.

Данный вид заданий предполагает дифференцированный подход. Почему?

В паре один из них- сильный ученик, таким образом, идет взаимообучение.

2 этап – Работа в четвёрках.

Уважаемые коллеги, на экране вы видите фотографии детей, работающих в четверках. Предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме «Природные сообщества» на уроках окружающего мира.

Задание для групп - четвёрок:

Какие животные обитают на Земле.

Распределить животных в таблице по группам.

Млекопитающие

Насекомые

Пресмыкающиеся

Птицы





Слова для справок: рысь, жук, змея, пингвин, страус, черепаха, бабочка, летучая мышь, белый медведь, ящерица, муравей, полярная сова, кузнечик, дельфин.

В группе распределяются задания таким образом, чтобы каждый член группы был задействован в работе. Задания проверяются сообща и выдается общий ответ группы.

Ответ: (слайд11)

Млекопитающие

Насекомые

Пресмыкающиеся

Птицы

рысь

летучая мышь

белый медведь

дельфин

бабочка

муравей

кузнечик

жук

ящерица

черепаха

змея

страус

пингвин

полярная сова




3этап – Работа в «больших» группах.

Задание для больших групп :

Уважаемые коллеги, прошу приготовиться к работе по группам. На экране вы видите фотографии детей, работающих в больших группах. Для каждой группы (можно ряда) предлагаю задание. Результат первого примера является началом второго и так далее.  Вы должны по очереди выполнить необходимые вычисления и записать ответы, передавая лист товарищам в вашей группе. Когда последний участник запишет ответ, он должен вернуть мне лист. (По команде учителя игра начинается)









(слайд12)

Цепочка 1 ряда:

Цепочка 2 ряда:

Цепочка 3 ряда:

(Ответ: 1-82;2-8;3-0)

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

И все же, подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное, и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие, учит «добывать» знания, которые потом используются в жизни. Учит делать выбор оптимального пути, предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его, т.е., учит быстро адаптироваться в информационном пространстве: «Познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу».

(слайд 13)

Скажите, что такое обучение?

Уроков трудных вечное течение?

Учебников тяжелых утомление?

Нет!

Обучение- это миром знаний увлеченье!

Желаю успехов!