СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Языковые самородки" Фразеологизмы в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:        1. Выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;

2. Углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;

3. Формировать речевые умения, обогатить речь детей;

4. Развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;

5. Развивать творческие способности обучающихся;

6. Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

 

Просмотр содержимого документа
«"Языковые самородки" Фразеологизмы в 6 классе»

Урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе «Языковые самородки»

Урок по теме

«Фразеологизмы»

в 6 классе

«Языковые самородки»

Задание 1. Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в несвободной. Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела. (Л. Толстой) Он смазал больное место йодом.

Задание 1. Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в несвободной.

  • Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела. (Л. Толстой)
  • Он смазал больное место йодом.
Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. Фразеологизмы -

Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания.

Фразеологизмы -

Почему мы  так говорим?

Почему мы

так говорим?

Бить баклуши Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело совсем простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «баклуши бить». Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками: мол, занимаются ерундой - баклуши бьют.

Бить баклуши

Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого бревна отколоть небольшой кусочек дерева. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело совсем простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки

назывался «баклуши бить». Опытные

мастера подсмеивались над

баклушечниками: мол, занимаются

ерундой - баклуши бьют.

Реветь белугой Так говорят, когда кто-то заливается слезами и кричит очень уж громко. Возникает закономерный вопрос: при чем здесь белуга? Ведь с детства нам внушают, что рыбы не разговаривают. Оказывается, речь здесь не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. А вот он действительно  ревет очень громко.

Реветь белугой

Так говорят, когда кто-то заливается слезами и кричит очень уж громко. Возникает закономерный вопрос: при чем здесь белуга? Ведь с детства нам внушают, что рыбы не разговаривают. Оказывается, речь здесь не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. А вот он действительно

ревет очень громко.

Дело в шляпе Это выражение употребляют, когда говорят об уже почти улаженном, решенном деле или вопросе. Есть три версии происхождения этого выражения. В старину, когда требовалось решить спорное дело о наследстве, дележе земли, долгах, было принято бумаги для суда отдавать специально приглашенному чиновнику. Он клал бумаги за подкладку своей шляпы. Таким образом  получалось, что дело  просителя оказывалось в шляпе –  считай, уже было решено.

Дело в шляпе

Это выражение употребляют, когда говорят об уже почти улаженном, решенном деле или вопросе. Есть три версии происхождения этого выражения.

  • В старину, когда требовалось решить спорное дело о наследстве, дележе земли, долгах, было принято бумаги для суда отдавать специально приглашенному чиновнику. Он клал бумаги за подкладку своей шляпы. Таким образом

получалось, что дело

просителя оказывалось в шляпе –

считай, уже было решено.

Дело в шляпе 2. Оборот восходит к старинному обычаю решать всякие спорные дела жеребьевкой: в шляпу бросали монеты, шарики или другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится его вытащить – у того «дело в шляпе». 3. Фразеологизм связан со старинным способом доставки почты, когда сообщение доставлялось специальными курьерами – гонцами. Очень важные бумаги зашивались под подкладку шапки или шляпы, чтобы не привлекать внимание грабителей.

Дело в шляпе

2. Оборот восходит к старинному обычаю решать всякие спорные дела жеребьевкой: в шляпу бросали монеты, шарики или другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится его вытащить – у того «дело в шляпе».

3. Фразеологизм связан со старинным способом доставки почты, когда сообщение доставлялось специальными курьерами – гонцами. Очень важные бумаги зашивались под подкладку шапки или шляпы, чтобы не привлекать внимание грабителей.

Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы: I группа Положа руку на сердце – откровенно очертя голову – необдуманно, безрассудно диву даваться – очень удивляться чему-либо, II группа держать камень за пазухой – таить злобу как пить дать – обязательно, наверняка зубы скалить – насмехаться, шутить III группа спустя рукава – небрежно водить за нос – обманывать во весь дух – очень быстро

Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы:

I группа Положа руку на сердце – откровенно

очертя голову – необдуманно, безрассудно

диву даваться – очень удивляться чему-либо,

II группа держать камень за пазухой – таить злобу

как пить дать – обязательно, наверняка

зубы скалить – насмехаться, шутить

III группа спустя рукава – небрежно

водить за нос – обманывать

во весь дух – очень быстро

Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота. I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга плохая. II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик. III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.

Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота.

I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга плохая.

II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце концов окончательно (вошел, стал) в тупик.

III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.

Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами. I гр. – мурашки по спине бегают. II гр. – хоть лопни. III гр. – не видеть света белого

Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами.

I гр. – мурашки по спине бегают.

II гр. – хоть лопни.

III гр. – не видеть света белого

Домашнее задание: Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы.

Домашнее задание:

Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы.

Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!

Спасибо за урок! Мы сегодня работали не покладая рук. Молодцы!

Используемая литература: 1. Слайд № 5 - Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008 2. Слайд № 6 - Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008 3. Слайд № 7 - Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008 4. Слайд № 8 - Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008

Используемая литература:

1. Слайд № 5 - Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008

2. Слайд № 6 - Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008

3. Слайд № 7 - Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008

4. Слайд № 8 - Журнал «Найди клад» № 8. – М: Собеседник, 2008