Приложение 2.2.г
Муниципальное образовательное учреждение
Ярашъюская основная общеобразовательная школа
Игра «Менам дона чужан му» («Край родной навек любимый»)
Белякова Ольга Николаевна,
учитель биологии, химии, географии
пст. Ярашъю
2015г.
Игра «Менам дона чужан му»
Вступительное слово ведущего.
Если скажут слово «Родина», сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот, У реки березка-скромница да ромашковый бугор. А другим, наверно, вспомнится свой родной московский двор. Или степь, от маков красная, золотая целина. Родина бывает разная, но у всех она одна.
Родина! Это слово полно глубокого смысла. Обширна и многообразна Россия. Неиссякаемы реки, высоки горы, широки степи, океаном раскинулись леса. На многих языках говорят в России. Россия – это и столица Москва, и наш поселок, это и вы и я с нашими радостями и заботами. Россия - это и наша Коми республика, наша малая родина. Попробуйте в нескольких словах и словосочетаниях описать Коми республику. (Звучат ответы детей – лесная, красивая, богатая, родная, любимая, край лесов, медведей, северного сияния и др.). Молодцы! А как вы думаете, почему за такое короткое время вы сумели так много сказать о своей республике? ( Ответы детей – потому что хорошо ее знаем). Правильно, нельзя любить то, что ты не знаешь. Вы любите свою родину и хорошо знаете ее. А хотелось бы вам узнать больше, узнать что-то новое? ( Ответы детей – да, хотелось бы). Попробуем вместе определить, что мы можем сегодня узнать на нашем занятии, чем поделиться друг с другом. Дети самостоятельно формулируют цели занятия: повторение и обобщение знаний учащихся о природе Коми республики, об обычаях и традициях коми народа, о языковых особенностях; восприятие и осмысление новой информации, ее анализ; обмен известной информацией с другими участниками игры. Ведущий: Наша игра будет проходить в несколько туров. Баллы, набранные в разных турах, суммируются. В ходе игры вы будете выполнять как командные задания, так и индивидуальные. Итак, начали!
1 тур. Знатоки родного края (участники должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы)
зелёное золото нашего края (лес)
старое название столицы коми (Усть-Сысольск)
богатырь, герой коми народных сказок (Пера)
единственный традиционный алкогольный напиток у коми (квас)
натуральная жвачка (смола)
у какого дерева самые крупные шишки (кедр)
пушное сокровище тундры (песец)
меховая одежда коми ижемок (малица)
небольшая посуда с крышечкой из берёзовой коры (туес)
необходимые предметы для девушки на посиделках (прялка)
болотная вата (мох)
дерево с мягкой хвоёй (лиственница)
лесной рогатый великан (лось)
ночная хищная птица (сыч)
лесная кошка (рысь)
небольшая болотная птица, которая хвалит своё болото (кулик)
самый любимый и ценный гриб (боровик)
небольшая ценная промысловая птица (рябчик)
грибы с концентрическими кругами на шляпке (волнушка)
болотная красная ягода (клюква)
в старину – материал для изготовления ложек (дерево)
лесной житель, которого выручают длинные ноги (заяц)
валяная зимняя обувь (валенки)
средство передвижения охотников зимой (лыжи)
сухая трава (сено)
центр нашего района (Усть – Кулом)
колючий кустарник со сладкими ягодами (малина)
корабль пустыни – верблюд, а корабль тундры -? (олень)
лучшее средство от простуды в старину у коми (баня)
завод – гигант на Вычегде (ЛПК)
хозяин тайги (медведь)
традиционная коми выпечка (шаньга)
пушное сокровище нашей тайги (соболь)
весенние слёзы деревьев (сок)
сапоги из оленьего меха (пимы)
заплечный рюкзак из берёзовой коры (пестер)
промысловый грызун, строит плотины на реке (бобр)
грибы, которые можно есть сразу, как найдёшь (сыроежки)
хищник, родственник собаки (волк)
небольшая птица с сильно загнутым клювом (клёст)
мелкий грызун с полосатой меховой шубкой (бурундук)
солнечная болотная ягода (морошка)
крупная птица – ценная дичь (тетерев)
птица – лесной доктор (дятел)
ценная рыба с красным мясом (сёмга)
крупная ночная птица (сова)
кожаная обувь с невысоким голенищем (коты)
грибы со шляпкой ярко-оранжевого цвета (рыжики)
самая болтливая птица (сорока)
сооружение из скреплённых брёвен для передвижения по реке (плот)
самый распространённый строительный материал в Коми крае (дерево)
дискотеки в старину (посиделки)
орудие для уборки сена на лугу (грабли)
столица Коми республики (Сыктывкар)
2 тур. Обычаи, традиции, верования коми народа
1. У коми – зырян существовало два основных бога. Ваша задача - определить, о ком идёт речь в каждом конкретном случае.
Ен
Облик – лебедь, голубь. Создал Солнце, небо, куда и удалился. Создал белку человеку для охоты; петуха, утки, курицу, тетерева, куропатку, лягушку. Дал кошке шерсть, создал огонь и ветер;
Омоль
Облик – гагары, ворона. Сотворил Луну. Создал куницу, чтобы ела белку. Создал ястреба, филина, ворону, лисицу, рысь, росомаху, кошку, крысу, мышь, рыбу, вредных насекомых. Дал шерсть собаке.
2. Речь пойдёт о различных духах – лесных, домашних и др. Ваша задача – попытаться угадать, что это за духи.
Ворса: невидим, отсутствие тени, гигантский рост, ему оставляли первую дичь, мог наградить богатой добычей, мог похищать людей, скот, наказать за воровство добычи. Жил в треугольном доме в глухой чаще.
Васа: человек с большой бородой, мог представать в виде щуки. Живет в обычных избах, имеет лошадей, коров. Мог наказать за брошенный в воду мусор. Его задабривали блинами, яйцами.
Пывсян айка: наиболее грозный дух, не полагалась оставлять в бане без присмотра детей, посещать её в ночное время, мыться после ночного пара. Ему нужно подносить угощение.
Олыся: обеспечивал благополучие обитателей дома, скота. Ему оставляли угощение. При переселении приглашали его с собой. Желтоногий, красноштанный, в красных сапогах. Любит топлёное молоко, квашеную капусту. Представал в виде серой кошки, собачки, мохнатого комочка.
3 тур. Составляющие человека. Вы должны определить, о каких сторонах человеческой натуры идет речь.
Орт ( душа – тень, двойник человека)
Появляется у человека в момент рождения и сопутствует ему до самой смерти. Находится вне тела. Невидимо сопровождает человека вплоть до его смертного часа и даёт знак о приближении смерти близким человека или ему самому. Он может стать видимым, показывает, как нередко произойдёт смерть. Не всегда повторяет человека. Роняет на пол вещи, хлопает дверь, звучат маги, остаются синяки на коже от щипков. Не всегда появление этого составляющего человека предвещает смерть, просто оно ходит впереди у счастливого человека. В течение 40 дней оно должно обойти те места, где при жизни был усопший.
Лов
Находится в голове, является носителем жизненного начала, соответствует дыханию. Имеет вид облачка белого, пара, редко – бабочки, мыши, птицы.
Ёма
Излюбленным злым героем многих русских народных сказок является баба – яга. В представлениях народа, создавшего сказки, у неё костяная нога, летает на ступе, или на метле, имеет избушку на куриных ножках и постоянно замышляет недоброе. Соответствующая героиня есть и в коми сказках, но носит она другое название. Какое?
Физкультминутка
Ема Ема, ема – паськыд вома Челяль сувтӧмӧн шуалӧны да петкӧдлӧны Сюр юра, порськодь ныра. Емаӧс: киӧн вӧчӧны юрӧ крукыля сюр, Юрсиыд лезьмӧма, ыджыд ныр. Кыкнан киӧн индӧны юр, Сарапаныд киссьӧма, индӧны паськӧм вылӧ да шенасьӧны. Киыд нюкыля, Кияс нюжӧдӧны водзӧ да нюкыльтыш- Кокыд крукыля. тӧны.Петкӧдлӧны крукыля кок да варгыльтӧны.
4 тур. Традиционные лечебные средства у коми народа
В процессе многовековых наблюдений над природой коми выделили из растительного и животного мира целый ряд продуктов, обладающих целебными свойствами. Наибольшей популярностью среди лекарственных средств природного происхождения пользовались растения. Вплоть до недавнего времени в каждом доме, в каждой охотничьей избушке хранились разнообразные травы, ягоды, корни и т. д.. Таким образом, в народной медицине коми использовалось более 140 видов растений. «На лугу от всех недугов лекарства».
1. Формы лечебных средств из растений у коми – целителей были разнообразны, но отсутствовала точная дозировка сырья. Единственным правилом, существовавшим при изготовлении сырья, был принцип – «Каждому человеку - своя горсть». Попробуйте его объяснить (опытные травницы объясняли его так: «все люди разные: маленькие и большие, толстые и худые и, чтобы трава приносила пользу, каждый человек должен выпить свою норму, а определяется норма гордостью человека».
2. Интересным и самобытным является у коми поверье об аслад – цвете, имеющимся якобы в природе у каждого человека и обладающем магическими силами. По поверью, показывается этот цветок только раз в жизни, и человек, сумевший найти и распознать его, обезопасит себя от всех болезней и несчастий. С какими широко распространёнными среди европейских народов преданиями связано это поверье? ( с преданиями о папоротнике).
3. Во всех районах коми края накануне Иванова дня обязательно парились специально приготовленными вениками, составленными из берёзовых веток и различных луговых трав. Использованные веники оставляли для гаданий. Гадали, бросая использованные в Иванов день веники в реку. Что можно было узнать по гаданию? (веник утонул сразу – тяжёлая болезнь или смерть, прибило его течением к берегу – жизнь без перемен, унесло вниз по реке – дальняя дорога, для девушки – замужество).
4. Огромную оздоровительную и гигиеническую роль в народной жизни играла баня, являющаяся у коми непременным атрибутом крестьянского быта. Почти каждая крестьянская семья имела собственную баню. Но мыться в такой бане приходилось с оглядкой. При недостаточной осторожности можно было из такой бани прийти ещё более грязным, чем до мытья. Почему? (Отапливались бани по-чёрному. Огонь разводился в печи, сложенной из камней. Во время топки дым выходил в прорубленное в стене отверстие. Стены, пол и потолок в бане сплошь были покрыты копотью).
5. Широкое распространение в народной медицине коми нашли лечебные средства, приготовленные из муравьёв. Иногда из муравьёв, настоянных на спирте, готовили мазь, иногда принимали муравьиные ванны из заваренного кипятком муравейника. Но существовал очень необычный способ лечения болей в суставах конечностей, не требующий особых усилий со стороны больного, но довольно болезненный. Как вы думаете, какой? (больные конечности погружали на 10 – 15 минут в муравейник и подвергали укусам насекомых).
5 тур. Чёрный ящик. Вы должны найти ответ на вопросы этого тура среди предложенных картин, фотографий (слайдов).
1. В хлев к новорождённому телёнку входят, держа во рту этот предмет (соломинка).
2. Веточка дерева, которое не сажали во дворе, считая, что это вызовет смерть главы семьи, в него чаще бьёт молния Ильи – пророка (пихта).
3. Веточка дерева, против которого бессильны самые могучие колдуны, на срезе сок краснеет (ольховый прут, кол).
4. Единственная вещь, которую не отдавали взаймы. Покажите, как используется эта вещь для защиты ребёнка от сглаза (соль).
5. Этот предмет клали под подушку для оберега во время сна (зеркальце).
6. Этот предмет девушки клали под подушку; если приснится, что кто- то ночью за ним приходил, - быть свадьбе (ключ).
7. Веточка дерева, которое у охотников считалось наиболее безопасным в лесу для ночлега. Но для этого надо было у дерева обязательно спросить разрешения (ель).
8. Это священное дерево у коми – зырян (берёза).
9. За убийство этого животного прощалось 40 грехов. Она была хранительницей заколдованных кладов (дзодзув).
10. Элемент традиционной одежды коми. Представляет собой замкнутую окружность. На ребёнка надевали только в период появления зубов. У мальчиков – как только они начинали самостоятельно выполнять мужские работы, изготавливали собственный элемент. Вдова хранила эту вещь как память о муже. Особенно важен был для беременных женщин (вӧнь – пояс).
11. Этот предмет имела каждая девочка в семье коми – зырян. Количество этих предметов соответствовало количеству членов реальной семьи ребёнка. Раздавать эти предметы кому – либо чужому не разрешалась. Они, по поверьям, влияли на будущее семейное счастье и плодовитость девочек. Название этого предмета звучит в обращении к миловидной девушке ( акань – кукла).
6 тур.
Знатоки коми языка
Очень часто буквальный перевод с коми названия какого – либо растения дословно совпадает с русским вариантом. Я хочу, чтобы вы немного поупражнялись в переводах с коми на русский. Ваша задача – воспроизвести русские названия лекарственных растений.
Рака син (вороний глаз)
Туй дор лапкор (подорожник)
Вовшом кор (щавель конский)
Коч шом кор (кислица заячья)
Звонитан турун (колокольчик)
Сотан турун (крапива)
Тувсов вижъюр (мать – и – мачеха)
Пӧлясян турун (пухъюр) (одуванчик)
Издавна коми народ шлифовал, создавал и донёс до нас меткие пословицы и поговорки. Я буду называть коми вариант, а вы попробуйте подобрать аналогичную русскую пословицу.
Мичлунтӧ он нюв (красоту лизать не станешь). С лица не воду пить.
Эн таляв йӧз кок туй (не ходи по чужому следу) . Не живи чужим умом.
Медводздза дора гӧрӧда (первый холст с узлами) 1 блин комом.
Пестыны би ва вылын. (разводить огонь на воде) Толочь воду в ступе.
Идзас матын бурджык ыл1 турунысь (солома поблизости лучше сеня вдали) Синица в руках лучше журавля в небе.
Посводз (сени куран (грабли)
Керка ( изба) потан (люлька)
Пач ( печь) пань (ложка)
Жытник (амбар) дозмук (посуда)
Козод (погреб) гӧлик, рос (веник)
Пывсян ( баня) гид (хлев)
Юкмӧс ( колодец) чарла (серп)
Рыныш (овин) пож (решето)
7 тур. Традиционные праздники
Праздник не церковный, отмечавшийся каждую весну у коми-зырян, связанный с важным событием весной в их жизни (Йикылалом).
Об этом празднике говорили – один женский праздник в году. Женщины группой в 20 – 30 человек ходили из дома в дом; встретившихся по пути мужчин били по спине, закидывали снегом, а те не выказывали недовольства (Масленица).
В этот праздник на чурбак клали доску и по двое прыгали на ней (Ыджыд лун).
Назовите людей, стоявших у коми – зырян на втором и третьем месте по значимости после матери. Это не ближние родственники, социальный статус их высок. Поведение этих людей отражалось на здоровье детей в семье, на том свете они давали отчёт о здоровье детей, за которых несли ответственность. Влиял и распутный образ жизни. Они не должны были ругаться между собой и говорить друг другу неприятные слова (Гогинь – повитуха, вежань – крёстная).
Релаксация Ведущий: давайте немного отдохнем и послушаем отрывок из песни «Катшасинъяс» (звучит песня).
8 тур. Гонка за лидером. На представленных гербариях (рисунках, слайдах) отыщите объекты, о которых идет речь в следующих высказываниях
трава от 99 болезней (зверобой)
морс из ягод – целебный (клюква)
натуральный корнеплод заменял горчичники (редька)
соком лечат язву желудка (капуста)
из листьев готовят чай (иван-чай)
какую траву и слепой знает (крапива)
соцветия – глистогонное средство (пижма)
ягодным соком выводят веснушки (земляника)
отвар и настой из ягод – жаропонижающее (малина)
копилка витаминов (шиповник)
настой соцветий – для отваров и ингаляций (ромашка)
соцветия головки – средство от кашля (клевер)
отвар коры прибрежного кустарника исправит при лихорадке (ива)
горькие ягоды улучшают аппетит (рябина)
сок листьев – кровоостанавливающее средство (тысячелистник)
листья прикладывают к ранам и нарывам (подорожник)
отвар хвои – средство от цинги (ель)
вечнозелёный болотный кустарник, враг моли и тараканов (багульник)
настой травы при кожных заболеваниях (череда)
в дело идет все (и сок, и ветки, и почки, и листья) – (берёза)
настой травы – успокаивающее средство (валериана)
шишечки и кора используется при ЖКЗ (ольха)
сухие ягоды используют при диарее у детей (черника)
отвар из листьев и цветков первоцвета – противоспалительное (мать – и – мачеха)
сок – кровоостанавливающее (пастушья сумка) Ведущий: вот мы и завершили с вами нашу игру. Пока жюри подводит окончательный итог, оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе работу, проделанную вами в ходе игры, заполнив графически схему:
| интересно практично |
Познавательно | |
Ведущий просит нескольких учащихся поделиться впечатлениями об игре, благодарит и жюри и участников за проделанную работу.
Самоанализ мероприятия Цель занятия: обобщить знания и представления учащихся о природе Коми края, о традициях и обычаях коми народа, дополнить знания учащихся новой информацией о языковых особенностях коми языка, по истории Коми края, помочь в анализе новой информации. Задачи: обучающие: расширение знаний учащихся о флоре и фауне Коми республики, развитие межпредметных связей, воспитание экологической культуры; развивающие: развитие мыслительных функций, общеучебных и коммуникативных умений; воспитательные: формирование общеучебной мотивации, воспитание чувства патриотизма, гордости за родной край. Тип занятия: комбинированное. Форма организации занятия: внеурочное. Тип занятия: игра; обобщение и систематизация знаний. Применяемые методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, здоровьесберегающие, индуктивные, дискуссии, ассоциации. Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Необходимое оборудование: компьютер, проектор, презентация, рисунки, гербарий. Мотивация учащихся ( когнитивная, поведенческая, социально-эмоциональная) высокая. Деятельность учащихся в ходе урока активная: самостоятельно определяют способы достижения цели и предполагаемые результаты, планируют и осуществляют контроль своих действий. Коммуникация участников занятия высокая: соблюдают речевые нормы и процедуру работы на занятии, договариваются о процедуре работы в группе. УУД сформированы в полной мере, соответствуют возрастно -психологическим нормативам. Личностные УУД: представление о значении живых организмов в природе, осознание их эстетического и хозяйственного значения. Предметные результаты: знание основных представителей флоры и фауны Коми края. Метапредметные результаты: познавательные УУД: умение выделять главное в информации, представлять результаты работы в группе; личностные: умение соблюдать дисциплину, умение слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Объяснение нового материала оптимально сочетается с деятельностью учащихся. Цель занятия формулируется совместно с учащимися и носит метапредметный характер. Задания для учащихся носят творческий и поисковый характер. Преподносимый учителем материал имеет метапредметный характер. В ходе занятия осуществляется постоянное «субъект-субъектное» взаимодействие между преподавателем и учащимися, учащихся между собой. Учащиеся активно включаются в обсуждение и оценивание ответов. По окончании игры проводится рефлексия настроения и эмоционального состояния. В ходе игры применяются элементы ИКТ, проблемно-диалогические и др. Для создания позитивного эмоционально- психологического настроя проводится физкультминутка и прием релаксации. Темп ведения занятия оптимальный, регламент соблюден.