Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».
Учитель-дефектолог
Козыренко Татьяна Геннадьевна
« Речь является фундаментом формирования личности ребенка».
Квинтилиан
фонемати-
ческий
звукопро-
изноше-
слух
словарь
ние
грамма-
связная
тика
речь
Что включает в себя речь : * фонематический слух; * звукопроизношение; * словарь; * грамматический строй;
* связную речь.
И если хоть один из этих компонентов нарушен, можно говорить о речевой патологии.
СТРУКТУРА РЕЧИ
Постановка речевого дыхания
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Дыхательные упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Снегопад
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись как снежок.
А. Барто
Бабочка
Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки –
На березовой ветке!
Русская народная приговорка
Развитие моторики
Общей
Мелкой
Артикуляционной
Развитие общей моторики
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
У детей с нарушением речи очень часто страдает общая моторика. Отсюда следует вывод, что развивая общую моторику, мы будем способствовать развитию речи. Полезны такие упражнения как ползание, лазание, бег, прыжки, подскоки и т.д.
Развитие мелкой моторики
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказываются на развитии речи ребенка. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Массаж кистей рук. Пальчиковая гимнастика.
Голубь
Гули-гули-гуленьки,
Прилетели к Юленьке.
Стали гули ворковать,
Колыбелечку качать.
Очки
В Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков в 2 – 3 месяца.
Артикуляционная гимнастика
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Слон
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Часики Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.
Развитие фонематического слуха
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
« Где позвонили?"
«Сломанный телевизор»
Дом-ком
Дом-дым
жук-лук
Кошка-ложка
Зайка-майка
Так ли звучит?
Цель упражнений - научить ребенка слушать и слышать.
Постановка и автоматизация звуков
Комарик- «З- з - з»
Песенка водички – «С – с – с»
Пароходик – «Л -л -л»
Змея – «Ш – ш – ш»
Развитие словарного запаса
Активный словарь детей бывает бедным. Поэтому задача взрослых помочь детям овладеть им .
Нужно научить детей подбирать родственные и обобщающие слова, образовывать синонимы , антонимы, познакомить со сложными и многозначными словами, называть признаки предметов и т.д.
Подбери определение
Многозначные слова
У мосточка под кусточком
Две лисички, две сестрички.
Скажи наоборот
Развитие грамматического строя речи
Важно научить ребенка грамматически правильно оформлять предложения, т.е. согласовывать слова в роде, числе и падеже, понимать и использовать предложные, приставочные конструкции, устанавливать порядок слов в предложении и т.д.
Один - много
Приставки
Предлоги
Назови ласково
www.logoped.ru
Развитие связной речи
Развитие связной речи следует начинать с составления предложений (по демонстрации действий, по картинке с помощью вопросов, а затем и без них, из слов данных вразброс), заучивания стихов и небольших рассказиков. Затем учим пересказу ( рассказов, сказок),составлению рассказов (по вопросам, по плану, по заданной теме), сочинению различных историй и сказок.
Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
Рассказ по сюжетной картинке
Рассказ-описание
Схема для описания посуды
1.Цвет. 2.Форма. 3.Величина. 4.Материал. 5.Части посуды. 6.Действия с посудой.
Развитие познавательных процессов
Все психические процессы – ощущение, восприятие, внимание, память, воображение – развиваются с прямым участием речи.
Т.е., с одной стороны, речь перестраивает все психические процессы ребенка. С другой стороны, развитие психических процессов провоцирует ребенка на разговор и, т.о., положительно влияет на развитие речи.
Найди две одинаковые игрушки
Собрать картинку
4-ый лишний
а) по образцу; б) по памяти
(4 варианта ответов)
Глаз-фотограф
Познавательные процессы не даны ребенку от рождения. Их нужно развивать.
Научите ребёнка наблюдать за предметами и явлениями окружающего мира, подмечать в них главные и отличительные особенности, это будет способствовать систематизации приобретаемых им знаний. Его добрыми помощниками станут игры
«Четвертый лишний»
«Назови одним словом»
Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.
«Что общего у предметов в каждой группе?»
«Какое свойство объединяет каждую группу предметов? Соедини каждый рисунок с нужным значком.»
А также различные упражнения, которые можно сгруппировать под названием «Подбери пару»
«Выбери недостающий предмет из нижнего ряда»
Вывод
Своевременная систематическая работа по преодолению речевого дефекта (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя и связной речи) с целью формирования правильного механизма речи с учетом ведущей деятельности и параллельным развитием психических процессов поможет детям успешно общаться и познавать окружающий мир.
Список используемой литературы
* Логопедия под ред. Волковой Л.С. М.1989
* Краузе Е.Н. Логопедия Санкт-Петербург, 2002
* Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная
гимнастика. М.2001
* Косинова Е. Гимнастика для развития речи. М.2003
* Радлов И. Рассказы в картинках. 1984
* Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей.
Кызыл.2004
* http://www.rambler.ru
* Картинки из коллекции