Урок-игра ( 5 класс)
Анаграммы – игра, которая заключается в перестановке букв или звуков с целью образования нового слова.
Анаграммы.
1) Найдите анаграммы слов баня, брус, брак. ( Баян, сруб, краб.)
2) Найдите три анаграммы слова сорт. (Трос - торс - рост)
3) Трудно найти цветок пышней,
Буквы переставь – катаю детей. (Пион – пони.)
Метаграммы – игра, которая предполагает замену одних букв другими для получения нового слова.
Метаграммы.
1) Мне недолго измениться:
С С я рыба, с Ф я птица. (Сазан – фазан.)
2) Когда я с Ф меня сорвут,
Когда я с П, на мне плывут. (Плод – плот.)
3) С М я в море, с В я в поле,
С П я в доме, с Г в футболе. ( Мол – вол – пол – гол.)
В шарадах заданное слово делится на составные части , каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Шарады.
1) Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито.
Второго – корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое – весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова полетит. (Шмель.)
2) К торжественному крику
Прибавь сонорный звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг. (Урал.)
3) Начало – пища птиц, зверей,
Конец – в начале букварей,
А в целом – есть у кораблей. (Корма.)
Логогрифы – игра, в которой прибавляют или удаляют буквы, слоги, звуки, заменяют или переставляют их, получая новое слово.
Логогрифы.
1) На дне реки в прохладной тьме
Скрываюсь я века.
Но вот ты Н прибавил мне –
И я уже река. (Ил – Нил.)
2) Я мал и невелик мой вес,
От ветра в поле я качаюсь,
Но если мне прибавить С,
То я в гиганта превращаюсь. (Колос – колосс.)
3) Мы всех, и взрослых и детей,
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставишь Т,
Мы их ужасно напугаем. ( Игры – тигры.)
Урок-викторина ( 5 класс )
Цели: прививать интерес к русскому языку; развивать память; кругозор, абстрактное мышление, чувство слова.
Викторину можно проводить между командами или как индивидуальное первенство.
1. Назовите имена существительные , которые склоняются как имена прилагательные. (Столовая, гостиная, мостовая, учёный, жаркое, насекомое, парикмахерская.)
2. Чем различаются глаголы чернить и чернеть, белить и белеть, синеть и синить? (Значением и спряжением.)
3. Что нужно сделать с существительными дорога, полог, сера, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя ни одной буквы? (Переставить ударение.)
К каким частям речи относятся слова жаркое, звонок, смела? ( Примерный ответ. Жаркое – существительное и прилагательное; звонок – существительное и краткое прилагательное; смела – краткое прилагательное и глагол. В первых двух словах смысл зависит от дарения.)
5. Найдите слова, состоящие из пяти или шести согласных и одной гласной буквы. ( Взгляд, вскрик, спектр, всхлип. Слово всплеск имеет шесть согласных.)
6. Отгадайте название планеты. Оно состоит из четырёх букв. Замените первую букву – получится название хищного животного; вторую – название сладкого напитка; третью – название ценной зерновой культуры ( синоним кукурузы); четвёртую – месяц года. ( Марс: барс – морс – маис – март.)
Загадки.
1. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль.)
2. Какое слово состоит из трёх одинаковых букв ? (Трио.)
3. Как мышеловку записать пятью буквами ? ( Кошка.)
4. Какую фразу можно найти в алфавите ? (Где ёж? )
5. В названии какой птицы нужно изменить первую букву, чтобы получился доктор ? (Грач – врач.)
6. В каких словах есть по три одинаковые гласные буквы , стоящие рядом ?
( Длинношеее, тонкошеее, змеееед.)
7. Какую букву нужно спрятать за местоимение, чтобы получилось название животного ? ( ЗаЯЦ.)