Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Фоки «Светлячок»
Доклад
«Игра как форма логопедического воздействия при работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта»
Учитель-логопед
Ветчанинова Надежда Владимировна
2012 г.
Возможности игр безграничны. Они не только развивают, но и лечат, учат, исправляют.
Работаю логопедом не так давно, чуть больше пяти лет. И очень хорошо запомнила свой первый приход в детский сад, когда мне нужно было встретиться с предыдущим логопедом и принять у нее дела. Когда я вошла в кабинет, я увидела такую картину: логопед вырезала жетоны из старых коробок из-под чая. На мой вопрос, для чего она это делает, я получила ответ: «А без них дети не пойдут на занятия».
С тех пор эта фраза засела в моей голове и не давала мне покоя. Я все думала, как же так, почему дети не хотят идти заниматься? Что нужно сделать такого, чтобы завлечь их? В тот момент я твердо решила для себя: никаких фишек я вырезать не буду. Было немного страшно вначале, а вдруг не сработает? Стала пробовать разные методы логопедического воздействия.
Все оказалось очень просто: детям нужна игра.
Роль игры в полноценном и своевременном развитии ребенка переоценить очень сложно. А особенно, если у ребенка наблюдаются отклонения от нормы, в том числе и речевой.
Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению произносительных и других речевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ребенка.
Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем.
Игры следует подбирать в соответствие возрасту и структуры речевого нарушения строго индивидуально.
Игры, которые я использую на занятиях, можно условно разделить на группы:
Подготовительные.
Постановочные.
На автоматизацию и дифференциацию звуков.
Психологические.
К подготовительной серии игр относятся игры, формирующие все предпосылки для постановки звука.
Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма. Для его развития использую «Игры Веселого Язычка». Одновременно проходит работа по формированию правильного дыхания, в этом тоже помогают игры, например, «Задуй свечу», «Кто под листочком?» и др.
Еще одним важным моментом в подготовительный период является развитие фонематических процессов, так как ребенок должен быть готов к восприятию правильного звука. Сначала включаются игры на развитие слухового внимания: дифференциация неречевых звуков. Затем игры типа: «Угадай голос», «Кто за забором», «Кто за деревом» и пр. – они направлены на дифференциацию звукоподражаний в зависимости от тембра голоса. Так же можно применять игры «драматизации», когда детям необходимо изобразить того или иного персонажа, меняя голосовую окраску.
В работе я очень редко использую зонды, только в самых тяжелых случаях. Стараюсь с помощью игры вызвать звуки по подражанию – это постановочные игры. Понимаю, что этап постановки звуков в этом случае затягивается, но, тем не менее, важным считаю, чтобы у ребенка не развивалось негативного отношения к логопеду.
Очень интересная игра «Заводные игрушки», когда логопед ключиком заводит механическую игрушку – ребенка, она начинает двигаться и издавать звук. А прежде, чем, например, попасть на «Веселую полянку», нужно научиться петь песенку жука или пчелы, комара или ежика.
Когда звук поставлен, можно переходить на следующий этап – автоматизации и дифференциации звуков.
Основная цель игр данной группы – ненавязчиво автоматизировать поставленный звук. Порой, этот этап затягивается не на один месяц. Чтобы избежать однообразия на занятиях, скуки, ведь повторять один и тот же речевой материал, занятие не из интересных, приходят на помощь игры.
Игра «Веселая полянка» помогает детям превратиться в различных персонажей: пчел, листочки, жука, комара и т.д. А вот игра «Комары и осы» помогает при дифференциации звуков [с] – [з]. Игры «Веселого карандаша» способствуют не только автоматизации звука, но и способствуют развитию мелкой моторики. И таких игр существует огромное количество.
Как правило, дети с речевой патологией имеют наслоение психологических проблем. Это нарушение, как психических процессов, так и личностных качеств. Поэтому, считаю важным на логопедических занятиях уделять время играм на развитие высших психических функций, играм на развитие мелкой и общей моторики.
Огромных положительных результатов можно добиться, если использовать игру как форму логопедического воздействия. Игра вызывает эмоционально положительную мотивацию к работе с логопедом, что очень влияет на весь исход дела.
По-моему мнению, дорогого стоит, когда логопед заходит в группу, а его со всех сторон обступают дети и просят, чтобы их взяли на занятие, даже, если они сегодня там уже были.