Игра – квест «Знатоки русской словесности» для учащихся 5-7 классов. Можно провести во время Недели русского языка и литературы.
Форма проведения мероприятия: игра - путешествие.
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи: расширение и углубление учащихся о русском языке и литературе; повышение общей языковой культуры; формирование коммуникативных навыков, воспитание культуры общения, умения действовать командой; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Подготовительная работа: формирование команд, выбор капитанов команд, подготовка ассистентов, которые будут проводить конкурсы на станциях из учеников старших классов, подготовка жюри для подведения итогов квеста (с привлечением ассистентов).
Оборудование: плакаты с названием станций, карточки с заданиями, портреты писателей, маршрутные листы для отметок о прохождении этапов, на самоклеящейся бумаге распечатать маленькие тематические карточки (кроссворд для станции 5, таблетка для станции 3, гаечный ключ для станции 4 и т.д.) для вклеивания в маршрутный лист, ножницы, фломастеры, сертификаты участникам квеста.
Номера станций и их названия:
1. «Знаете ли вы?»
2. «Восстанови стихотворение»
3. «Грамотное лечение»
4. «Отремонтируй пословицу»
5. «Литературный кроссворд»
6. «Как правильно?»
7. «Художественная мастерская».
Правила игры: Команды получают маршрутные листы и идут от станции к станции в соответствии с маршрутом. Маршрутные листы вытягивают капитаны команд. На станциях находятся ассистенты, которые объясняют, что надо делать. Ребята выполняют задания, связанные со знанием русского языка и литературы. На каждое задание отводится не более 5-7 минут. Если задание пройдено успешно, команда получает специальную наклейку и вклеивает её в маршрутный лист. Ассистенты могут делать свои пометки в маршрутном листе, если хотят обратить внимание на что-то (дружная работа команды, нестандартное решение проблемы) После прохождения всего маршрута подводятся итоги. Учитывается время прохождения квеста и пометки ассистентов. Победители получают грамоты и сладкий приз.
Вступительное слово: Ребята! Приветствуем знатоков русского языка и литературы и приглашаем их на турнир! Вы знаете, что в нашей школе проходит Неделя русского языка и литературы, и сегодня вам придётся проверить, насколько вы хорошо знаете наш язык и литературу. Победит тот, кто преодолеет все препятствия! Будет учитываться правильность выполнения заданий и время прохождения всех этапов.
Далее ведущий объясняет правила прохождения квеста, проходит жеребьёвка и начинается игра.
Наше путешествие начинается! В добрый путь!
1) «Знаете ли вы?»
Необходимо правильно ответить на вопросы, чтобы вписать в клеточки название одного из разделов лингвистики. Командам выдаётся карточка с вопросами и листок для ответа (Приложение 1)
2) «Восстанови стихотворение» Конкурс капитанов команд. Капитанам выдаётся карточка с напечатанным заданием. На месте пропусков надо вписать нужное слово. По окончании выполнения задания ассистент даёт верный вариант (Приложение 1.)
3) «Грамотное лечение» Команды получают карточки, в которых слова записаны в два столбика. Слова одного столбика надо связать со словами другого столбика при помощи предлогов от и для. Записать или проговорить ответ (Приложение 2)
4) «Отремонтируй пословицу» Команде даётся карточка с распечатанным заданием, ножницы. Участники должны разрезать таблицу, и собрать правильно пословицы (Приложение 3).
5) «Литературный кроссворд» Командам выдаётся пустая сетка кроссворда (Приложение 4). Они должны найти 6 портретов писателей и поэтов, которые расположены в разных местах кабинета так, чтобы их можно было увидеть, ничего не трогая и не передвигая, и записать фамилии в сетку кроссворда.
6) «Грамотеи»
« Как правильно сказать? »
У рыбов нет зубов?
У рыбей нет зубей?
У рыб нет зубов?
У рыб нет зуб?
Исправь речевые ошибки
Папа посолил суп солью.
Я люблю своего молодого котёнка.
В нашем саду растут деревянные деревья.
Принцесса была красивой красавицей.
7) «Арт- мастерская»
Команде выдаётся лист бумаги А4 и карандаши или фломастеры. Игроки должны написать пословицу о русском языке, речи или о словах и красиво оформить её. Оценивается правильность записанного текста, его оформление.
Когда все команды пройдут маршрут, они сдают маршрутные листы, жюри подводит итоги и награждает победителей.
Список литературы:
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников: М.: ВЛАДОС, 1995
Пепеляева А.А. Использование образовательных квестов на уроках русского языка [электронный ресурс] – Электрон.дан. – Режим доступа: https://педпроект.рф/пепеляева-а-а-публикация/
Лингвистический квест «Знатоки русского языка» (по мотиву игры «Форт Боярд») [электронный ресурс] – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/5852-lingvisticheskiy-kvest-znatoki-russkogo-yazyka-po-motivu-igry-fort-boyard
Сборник сценариев Квест-игр [электронный ресурс] – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/55168
Приложение 1
Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.
С какой буквы пишем название падежа, который отвечает на вопрос КТО?
С какой буквы пишем название неизменяемой части речи ( один из вопросов к ней – как?)
Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос КЕМ?
Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.
Первая буква в названии части слова, стоящей между корнем и окончанием.
Эта буква – самый распространённый союз.
Звук, который мы слышим на конце слова ГРУЗ.
Приложение 2
У лукоморья дуб _________;
________ цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё _______ по цепи _______;
Идёт направо — песнь ________,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там ________ бродит,
_________ на ветвях сидит;
Там на ___________ дорожках
Следы невиданных _________;
Избушка там на курьих ножках
_______ без окон, без дверей;
Там лес и дол _________ полны;
Там __________ прихлынут волны
На _________ песчаный и пустой,
И тридцать витязей ___________
Чредой из вод выходят __________,
И с ними _____________ их морской;
Приложение 3
Порошок головная боль
Пилюли малокровие
Мазь опухоль
Средство прыщи
Жидкость дезинфекция
Таблетки бессонница
Гимнастика укрепление организма
Приложение 4
В своём доме | Там и пригодился |
Береги платье снову | Неучёный следом ходит |
Учёный водит | Ума наберёшься |
Не разгрызть ореха | Когда в семье лад |
Не нужен клад | И стены помогают |
С книгой поведёшься | А здоровье смолоду |
Где родился | Не съесть и ядра |
Приложение 5
1. | Л | е | р | м | о | н | т | о | в | | | | | | |
| 2. | Н | е | к | р | а | с | о | в | | | | | |
| | | 3. | К | р | ы | л | о | в | |
| | | | | 4. | М | а | я | к | о | в | с | к | и | й |
| 5. | П | у | ш | к | и | н | |
| 6. | Т | о | л | с | т | о | й | | | | | | |
Приложение 6
Маршрутный лист
Станция | Отметка о прохождении | Комментарий (если есть) |
«Знаете ли вы?» | | |
«Восстанови стихотворение» | | |
«Грамотное лечение» | | |
«Отремонтируй пословицу» | | |
«Литературный кроссворд» | | |
«Грамотеи» | | |
«Арт-мастерская» | | |
Результат | | |