Класс: 2
Тема урока: «Играй, свирель!»
Тема раздела: Музыкальные инструменты. Тембры – краски.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Приобщение детей к музыке и инструментальному, вокальному исполнительству. Совершенствовать технику игры на свирели.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить со звучанием музыкальных инструментов: жалейки, дудочки;
2. Повторить комплекс дыхательных упражнений;
3. Продолжить работу по технике игры на свирелях;
4. Совершенствовать умение анализировать музыкальный материал;
5. Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки учащихся в рамках темы.
Развивающие:
1.Развивать музыкальный уровень учащихся, способность чувствовать, понимать, любить
явления искусства.
2. Развивать память и речь, музыкальный слух, ритм.
Воспитывающие:
1.Воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, компьютер, музыкальные композиции, музыкальные инструменты свирели.
Подходы: дифференцированный, личностно-ориентированный.
Методы:
метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа);
метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (презентация, видеосюжеты игры на музыкальных инструментах);
метод стимулирования и мотивации (поощрения, создание ситуации успеха);
практический (исполнение песен, игра на музыкальных инструментах);
систематизирующий.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты:
Личностные:
участие в музыкальной жизни класса;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные:
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания, в устной и письменной форме;
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки.
Предметные:
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение воплощать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.
знать понятие духовые народные музыкальные инструменты, уметь определять на слух звучание свирели, рожка, жалейки, дудочки.
уметь сравнивать, находить сходство и различие народных духовых музыкальных инструментов. Уметь петь легато, связно. Развивать технику игры на свирели
Основное содержание темы, понятия и термины: Духовые деревянные музыкальные инструменты (свирель, рожок, дудочка, жалейка)
Образовательные ресурсы: Звучание свирели, жалейки, дудочки.
Песни: «Как под горкой под горой», «Василёк», «Камышинка – дудочка», «У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня, «Моя Россия» Г. Струве.
Ход урока
Этап урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
Организационный момент. Психологический настрой. | Эмоциональный настрой на урок. | Учитель приглашает детей в класс под музыку («Камышинка дудочка», русская народный песня) Здравствуйте, ученики! -Здравствуйте, учитель! | Учащиеся входят в класс под музыку. Музыкальное приветствие. | Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
| Обеспечение мотивации. Слайд 1 | -Ребята, какой сегодня день? -Первый день весны. Я вас всех поздравляю с этим днем. -Посмотрите на нашу фотографию, какое яркое весеннее солнце нас приветствует. Я хочу, чтобы каждый из вас улыбнулся. Подарите свои улыбки мне, соседу слева, соседу справа. Вот с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок. | 1 марта Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли. | Фронтальный. Устные ответы |
Исполнение песни. Повторение пройденного Материала. | Слайд2 Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия» Артикуляционная гимнастика | - Есть немало композиторов, воспевающих красоту природы нашей России. Перед тем, как мы исполним песню «Моя Россия» Георгия Струве, предлагаю провести музыкальную разминку. Артикуляционная гимнастика: Исполнение упражнений: «Щеточка» языком чистим зубки. «Укольчики» языком вправо, влево. Покусали язычок. Упражнение на дыхание: вдох, выдох с поворотом головы. -С кем сравнивает композитор Россию? -С какой интонацией будем исполнять песню? (исполнение песни). | Слова песни звучат неторопливо, широко, распевно, протяжно. С мамой, с девочкой. Нежно, задумчиво, ласково… | Умение плавно исполнять песню, с интонацией | Фронтальный. Исполнение песни |
Актуализация опорных знаний. | Слайд 3 Слушание песни Камышинка – дудочка | -Ребята, когда вы входили в класс, звучала песенка. О каком инструменте шла речь в песне? -К какой группе музыкальных инструментов относится дудочка? -Почему? Какие еще духовые музыкальные инструменты вы знаете? | О дудочке. Камышинка – дудочка Духовым. Чтобы инструмент зазвучал, нужно подуть. Свирель, рожок, флейта, жалейка. | Умение участвовать в диалоге, слышать собеседника, точно высказывать свои мысли. | Фронтальный. Устные ответы |
Постановка цели урока. | Принятие целей учебно- познавательной деятельности. | Сегодня мы поговорим о духовых музыкальных инструментах. Сравним их звучание, что у них общего и в чем различие. Вспомним музыкальные песенки и исполним их на свирелях. | Слушают объяснение учителя и формулируют учебную задачу. | Принимать и выполнять учебную задачу. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
Игра на свирели | Слайд 12 | Свирель запела на мосту, И яблони в цвету. И ангел поднял в высоту Звезду зеленую одну, И стало дивно на мосту Смотреть в такую глубину, В такую высоту… - Взяли свирели в руки. Выполняем упражнение лестница (вверх, вниз) покрутили между ладонями свирели. Упражнения для мелкой моторики пальцев рук. | Дети достают свирели проводится разминка для пальчиков. Умение правильно пользоваться дыханием. Выполняя движения, имитирующие игру на свирели, показывают цифровые обозначения: -1.2.3.4.5.6 - 3.6.2.1.4.5 | Осуществлять профилактику утомления. Игра на свирели по рядам По группам исполняют отдельно девочки - Отдельно мальчики Игра в группе 4 исполнителя | Коллективный. Наблюдение учителя. |
|
| Слайд 13 Слайд 14 Исполнение: русской народной песни «Как под горкой под горой». Игра на свирели «Весёлые гуси». | -Я называю цифру, вы показываете сколько отверстий на свирели закрыли. -Молодцы, справились. -Вспоминаем схему песни «Василек». Молодцы. Русская народная песня - «Как под горкой под горой» - А сейчас сыграют мальчики, а девочки послушают. -Некоторые ребята уже выучили песенку «Веселые гуси». Кто хотел бы сыграть, выходите? - Как называется группа из 4 исполнителей? Молодцы. -Кто желает сыграть песенку: «Андрей – воробей», выходим. У нас вышли 5 человек. Как называется группа из 5 человек? | - 1.2.3.4.5.6 - 3.6.2.1.4.5 Исполнение в ансамбле с учителем. Исполнение по рядам. Правильно направляем струю воздуха. Квартет Квинтет |
Исполнение песни. | Исполнение песни «У каждого свой музыкальный инструмент» эстонская народная песня. | - Сложено много песен про музыкальные инструменты. - На каких инструментах играли ребята в песне «У каждого свой музыкальный инструмент»? Как звучала песня, вспомните? — Это тоже духовые инструменты - работаем по рядам: 1 ряд- скрипка, 1 куплет в припеве поёте: «Тиль, тиль, ти-ри-риль» 2 ряд- дудочка, ваши слова: «Туту ту туру-ру »…. 3 ряд- рожок, ваши слова: «Ду-ду дуду-ду» Таким образом у нас получится 3-х голосие. -Молодцы. | Слова песни звучат весело, звонко. Имитация игры на инструментах. | Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. | Фронтальный. Исполнение песни |
Рефлексивно-оценочный. | Обобщение и оценка. Выставка и анализ работ. | - А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. - Что узнали нового? - Что особенно вам понравилось? Почему? - Почему эти инструменты называют духовые? -Из чего изготавливаются свирели? У каждого из вас на столе солнышко, чего не хватает на солнышке? Я предлагаю дорисовать улыбки, показать ваше настроение и принести на следующий урок свои солнышки. Прозвенел звонок, закончился урок. Спасибо за работу. До новых встреч. | Учащиеся отвечают на вопросы. Оценивают с помощью «Улыбки». | Уметь выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. | Наблюдение учителя Оценивание учащихся Самоконтроль и самооценка |
|