Консультация для воспитателей на тему:
«Игровая деятельность в детском саду»
Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.
Игра – не только интересное, любимое для ребёнка занятие. Многогранно её значение для человека, входящего в мир. И прежде всего – для социализации ребёнка. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации, как члена общества. В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:
Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.
Принципы организации игры:
свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я как педагог решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.
Я использую определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:
Двигательная
• Подвижные дидактические игры
• Подвижные игры с правилами
• Игровые упражнения
• Соревнования
Игровая
• Сюжетные игры
• Игры с правилами
Продуктивная
• Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Коммуникативная
• Беседа, ситуативный разговор
• Речевая ситуация
• Составление, отгадывание загадок
• Сюжетные игры
• Игры с правилами
Трудовая
• Совместные действия
• Поручение
Познавательно-исследовательская
• Наблюдение
• Экскурсии
• Решение проблемных ситуаций
• Экспериментирование
• Коллекционирование
• Моделирование
• Реализация проекта
• Игры с правилами
Музыкально-художественная
• Слушание
• Исполнение
• Импровизация
• Экспериментирование
• Музыкально-дидактические игры
Чтение художественной литературы
• Чтение
• Обсуждение
• Разучивание
Мой педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить его самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.
Выбор форм работы я планирую, в зависимости от контингента воспитанников, их возраста, от оснащённости группы, от опыта детей и творческого подхода.
Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование различных видов деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяется двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.
В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой я применяю различные методы, формирую личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. Все режимные процессы проходят в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Соединяя игру с каким-либо другим видом деятельности: например, с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями, я организую жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развиваю активность и инициативу, формирую навыки самоорганизации в игре, учу, воспитываю детей. При помощи игры я развиваю все интегративные качества ребенка.
Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.