Н.Б. Богоудинов
«Красноярский педагогический колледж №1
им. М. Горького», студент 3-го курса, отделения ПНК
Игровые приемы как средство мотивации обучающихся начальной школы.
Аннотация. Статья посвящена некоторым игровым приемам организации обучения, направленным на мотивацию учеников к изучению новых знаний, расширению их кругозора и более усердному обучению в школе. Для того, чтобы внедрять игровое обучение в свои занятия, педагог для начала должен подобрать интересные и разнообразные игровые приемы, которые непосредственно будут интересны как ребенку, так и самому педагогу.
Ключевые слова: игра, игровое обучение, игровые приемы, мотивация.
Основанием для написания статьи именно по данной темы стало то, что зачастую трудно замотивировать, заинтересовать обучающихся к изучению учебного материала. Несмотря на то, что найти способ для решения этой проблемы не так сложно, как кажется на первый взгляд, по моему мнению, подобный материал никогда не будет лишним. А так как игра является одним из самых результативных способов мотивации обучающихся, смысл в выборе мной именно этого направления становится полностью понятным.
Ученики мотивируются тем, что игра побуждает их самоутвердиться, проявить настойчивость и стремиться к успеху. Это подмечает в своем исследовании педагог дополнительного образования Сороковикова Татьяна Николаевна [1: 4].
Если быть точным, то опираясь на статью кандидата педагогических наук, а именно на работу Косякова Дмитрия Алексеевича, можно сказать, что мотивация — это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности [2].
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что для мотивации обучающихся, необходимы определенные методы. От сюда следует начало темы, которая рассматривается в данной статье, а именно игра, ведь именно данный способ мотивации наиболее успешен при работе с учениками начальной школы.
Перед тем, как перейти непосредственно к самим игровым приемам, необходимо понять суть некоторых терминов. То, что следует разобрать – это определение «Игры», «Игрового обучения» и «Игровых приемов».
Существует множество определений данных терминов. Будут описаны только те, которые являются самыми исчерпывающими в рамках рассматриваемой темы.
Игра - свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных навыков и умений [3].
Игра - соревнование или состязание между участниками (детьми или взрослыми) по заранее согласованным, строго определенным правилам (условиям), направленным на достижение определенных общепринятых целей [4]
Игровая обучение - технология обучения, ставящая своей целью обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, приобретения умений и навыков; активизирует самостоятельную познавательную деятельность, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации с помощью игровых методов вовлечения обучаемых в творческую деятельность [5].
Стоит отметить, что наиболее точными определением игры, в рамках рассматриваемой темы, будет именно второе, хотя полностью не стоит исключать первое, так как оно раскрывает некоторые другие аспекты игры.
А сейчас можно перейти к определению того, чем же являются игровые приемы обучения, а именно игровые приемы – это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей [6: 31].
Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря эти приемам обучающиеся, работая совместно с учителем, смогут с большей успешностью осваивать учебный материал, что определенно положительно повлияет на их мотивацию.
Теперь, зная, причину влияния игры на мотивацию обучающихся, суть игровых приемов в обучении, а также определения, необходимые для сути понимания игры, можно приступить непосредственно к примерам игровых приемов.
Первой игрой, направленной на мотивацию обучающихся и организацию обучения, будет игра «Хлопки». Её суть предельно проста. Учитель озвучивает некоторые факты, которые могут быть связаны с любой предметной областью, после чего ученик должен хлопать в ладоши. Если данный факт правдив, то обучающийся делает 3 хлопка, если факт не имеет ничего общего с реальностью, то 1 хлопок. Кроме того, игру можно организовать на соревновательной основе, добавив баллы для поощрения, что будет только больше побуждать учеников к соперничеству. Главным качеством этой игры является то, что в случае правильно ответа, ребенок будет заинтересован в дальнейшем накоплении знаний, ведь это позволит не терять преимущество перед своими сверстниками. Если же ученик ошибается, то он будет заинтересован более не допустить такого, для чего ему придется приложить куда больше усилий в обучении.
Вопросы могут быть разнообразными, вы можете ознакомится с примерным их перечнем:
На нашей планете существует 5 океанов. (3)
Если отнять от 45 32, то получится 14. (1)
Синонимом к слову информация будет знание. (3)
Если у треугольника все стороны равны, то он называется разносторонний. (1)
Сентябрь, октябрь и ноябрь являются весенними месяцами. (1)
Следующей игрой, которую стоит упомянуть, является «Веришь – не веришь». Её суть напоминает предыдущую игру. Исключением является то, что с подавляющим процентом вероятности ученик не будит знать правдив тот или иной факт. В процессе игры учитель зачитывает небольшой текст с каким-либо интересным фактом из любой предметной области. Обучающие должны с помощью логики и знаний, приобретенных в школе или вне её, догадаться о правдивости данного факта и попытаться обосновать свой ответ. После этого уже сам учитель объясняет прав обучающийся или нет. Благодаря данной игре ученики не только развивают свое логическое мышление, но и узнают интересные факты, также мотивируется на дальнейшее обучения как в случае успеха, так и в случае неудачи.
Далее будут приведен пример факта и его обоснования для данной игры:
«Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильный грохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое и звёздное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошо, хоть рыбаков над лунками не было…»(Верю)
Почему так может происходить?
Это происходит из-за того, что под озером есть целая огромная сеть пещер, куда через воронку в центре озера и утекает вода, так происходит каждые несколько лет
Последней игрой, которая будет рассмотрена в рамках данной темы, будет «Вот иду я по лесу». Учащемуся даётся карточка с картинкой животного и/или каким-либо текстом, прочитав который, ученик должен загадать загадку одноклассникам. К примеру, не называя животного, дать его подробное описание. Помня, что название животного произносить нельзя! Дети отгадывают. Данная игра также может быть применена в любой предметной области. Она тем же образом, что и предыдущие игры, мотивирует учеников на усердное обучение и развитие.
Далее можно ознакомиться с примером карточки для этой игры:
«Иду я по лесу и вижу… (Красный волк) исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньше его в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке…Очень похож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистый хвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. Как зарычит…»
Таким образом, нужно отметить, что к применению игровых приемов стоит подходить не менее ответственно, чем в применении любых других образовательных технологий. Стоит подготовить качественный раздаточный материал и ориентироваться в той информации, которую учитель преподносит детям. В заключении необходимо сказать, что игровые приемы в организации обучения для мотивации учеников – это неотъемлемая часть образовательного процесса. Вклад, который таким образом вноситься в мотивацию обучающихся, трудно переоценить.
Библиографический список:
Педагогическое исследование на тему «Игра как средство мотивации к деятельности обучающихся», автор: Сороковикова Т.Н.- Режим доступа: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=27268
Кандидат педагогических наук, Косяков Дмитрий Алексеевич. Статья на тему «Понятия мотива и мотивации обучения, классификация мотивов обучения и их роль». – Режим доступа: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/ponjatija-motiva-i-motivatsii-obuchenija/
Терминологический словарь современного педагога на официальном сайте ГБПОУ
"Чебаркульский профессиональный техникум". – Режим доступа: https://chpt.edusite.ru/p526aa1.html
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/polonskiy-v-m-slovar-po-obrazovaniyu-i-pedagogike_e64ac474acb.html
Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/vishnyakova-sm-professionalnoe-obrazovanie-slovar-klyuchevye-ponyatiya-terminy-aktualnaya-leksika_412b2ec4799.html
Студопедия. – Режим доступа: https://studopedia.ru/15_11196_opredelenie-igrovih-priemov-obucheniya-obshchie-trebovaniya-k-ih-razrabotke-i-primeneniyu.html