СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии как средство формирования языковой компетенции при изучении иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как средство формирования языковой компетенции при изучении иностранного языка»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Крымский многопрофильный колледж»

 

 

 

 

 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

 

 



 


Составитель: Редчиц О.А.,

преподаватель иностранного языка

 














 Симферополь, 2020

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский.


Преподаватели иностранного языка, постоянно пытаются найти способы повышения эффективности качества обучения иностранному языку, каждый день ищут ответ на вопросы: «Как сделать занятия увлекательными и интересными, как добиться того, чтобы обучающиеся усваивали языковой материал? Как сделать так, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка?» Обучение иностранным языкам актуально в наше время, но, чтобы оно было успешным, преподавателю необходимо иметь в своей «педагогической копилке» различные методические приемы.

Игра является действенным инструментом преподавания, который помогает активировать мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс интересным и познавательным. С помощью игры отрабатывается навыки произношение, вводится и активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи. Использование игр на занятиях формирует у обучающихся мотивацию к соблюдению утвержденных правил и способствует взвешенному и качественному оцениванию себя в сравнении с другими.

В процессе обучения игровые технологии выполняют следующие функции:

1. обучающую. Во время игры развиваются умения, а также навыки владения иностранным языком;

2. воспитательную. Обучающиеся учатся поддерживать друг друга, вежливо и тактично вести себя в ходе игры;

3. развлекательную. Занятие превращается в интересное и увлекательное приключение;

4. коммуникативную. В процессе игры создается атмосфера общения на иностранном языке;

5. релаксационную. В игре обучающиеся «снимают» эмоциональное напряжение;

6. психологическую. Во время игры происходит психологическая коррекция различных проявлений личности;

7. развивающую. В процессе игры развиваются личностные качества обучающихся.

Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее преподавателю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое занятие». Учебная игра воспитывает культуру общения, а также формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Всё это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-педагогического воздействия на личность.

Игровые технологии формируют у обучающихся компетенции, связанные с выстраиванием отношений с окружающими, формируют правильную речь, бесконфликтность, самоконтроль, способность регулировать свое поведение, уверенность в себе, умение убеждать, умение управлять своим временем, что позволяет установить устойчивый контакт в коллективе.

Итак, игровые технологии рассматриваются как вариативно-ситуативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения лексического минимума в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению.

Игры на занятиях иностранного языка возможно и даже нужно использовать при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности, для снятия напряжения. Игры могут быть использованы на любую тему, для отработки фонетических и грамматических правил, для усвоения лексического материала, а также для обучения монологической и диалогической речи, а также аудированию.

Нельзя забывать о наглядности. Она стимулирует создание смысловых образов. Все средства наглядности (вербальные, иллюстрированные, жесты) создают эффект присутствия в какой-то конкретной ситуации, помогают сохранить в памяти тот смысл, который нужно им передать и воспринять. Для этого можно использовать рисунки, руководство, карточки, таблички и т.д.

Играя на занятия иностранного языка всегда нужно помнить основные критерии подбора и проведения игр:

  1. выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цель использования игры;

  2. игра должна быть актуальной, вызывать у обучающихся интерес;

  3. в игре должно быть задействовано как можно больше обучающихся;

  4. уровень сложности игры должен соответствовать уровню знаний обучающихся;

  5. преподаватель всегда должен рассчитывать время проведения игры на занятии;

  6. все ресурсы и материалы, необходимые для проведения игры, должны быть заранее продуманы и подготовлены.

  7. игры должны служить для развития всех видов речевой деятельности и проводиться на иностранном языке.

Обучающимся должно казаться, что научиться говорить на чужом языке не трудно, хотя на самом деле это не так просто. Нужно, чтобы у обучающихся быстрее возникло чувство, что они понимают иностранный язык.

В процессе обучения чаще создавать речевые ситуации "не учебного характера», то есть такие, когда обучающийся не чувствует, что его учат иностранному языку, и тогда он начнет общаться.

В учебной игре есть цель и задачи. При планировании занятий и подборе к ним различных игр следует учитывать не только возрастные особенности обучающихся, но и уровень их развития, знаний и информированности.

Планирование игры должно начинаться с определения учебного задания, а уже потом нужно выстраивать саму игру, мнимую ситуацию, определять игровые правила.

В любой вид деятельности на занятии можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Использование игры на занятиях иностранного языка помогает раскрыть личностный потенциал каждого обучающегося, его личные положительные качества (самостоятельность, инициативность, активность, умение работать в парах и группах), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Ниже приведены примеры игр, которые можно использовать на занятиях иностранного языка.

1. Гонка слов (Word race).

Это отличная игра для закрепления лексического материала, которые изучали на прошлом занятии. Такая игра на занятиях английского языка позволяют оживить обстановку и сделать занятие более веселым. Данная игра подходит для обучающихся любого возраста и уровня.

Обучающиеся делятся на две команды. Доска делится на две половины и сверху обозначается тема соревнования. Затем обучающиеся начинают записывать по одному слову в соответствии с темой по очереди. Одно слово дает один бал. Побеждает та команда, которая напишет самое большое количество слов на доске за указанное определенное время.

2. Перепутанные слова (Word Scrambles) 

Такие игры помогают увеличить словарный запас и улучшить орфографию.
Обучающим дается на бумаге список перепутанных слов и их просят расшифровать их. Первый, кто справится со всеми словами, — побеждает. Слова должны быть знакомыми, на определенную тему.

3. Снежный ком (Snowball)

Целью данной игры является активизация лексического материала по нескольким темам, развитие памяти и внимания. Преподаватель называет темы, по которым обучающиеся будут называть слова. Первый игрок называет слово, второй повторяет это слово и добавляет своё слово и т.д. Когда игроки не смогут повторить много слов, которые придумали, игра заканчивается.

4. Запомни «Try to Remember». 

Целью данной игры является активизация лексики по теме. Преподаватель вывешивает на доске или выводит на экран картинки с изображениями. В течение одной минуты обучающимся предлагается запомнить названия, затем обучающиеся по памяти называют их. Побеждает тот, кто запомнил больше. 

5.Найти лишнего «Find the stranger»

Целью данной игры закрепить слова по новой теме и повторить слова по уже пройденным темам. В процессе игры развиваются и активируются навыки говорения, логического мышления и построения аргументов. Преподаватель предлагает обучающимся группы слов (от трех до пяти слов в одной группе), которые бы были логически связаны между собой. Но одно слово должно быть лишним. Обучающимся нужно найти лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит для данной категории.

6. Кроссворд (Crossword)

Этот игровой метод работы подходит практически для любого возраста и уровня. Для начального уровня можно давать определения на родном языке, а слова вписывать на английском. Для более высокого уровня уже нужно давать на английском языке. Можно усложнить задачу и предложить обучающимся создать свой собственный кроссворд на заданную тему.

7. Найди пару (Find your pair)

В данной игре требуется четное число участников и заранее приготовленные карточки.

 На половине карточек написан вопрос с активной лексикой занятия. На другой половине – ответ на данный вопрос. Карточки перемешиваются, и выдается каждому игроку по карточке. Обучающиеся встают со своих мест и ищут пары. Далее предполагаемые пары читают вопрос и ответ.

8.Самый интересный рассказ

Цель: образуются две команды. Каждой даётся задание составить рассказ на определённую тему. Выигрывает команда, составившая самый интересный рассказ и допустившая меньше ошибок. 

9.Истории по цепочке (Chain stories)

Цель: научить следить за повествованием и участвовать в нем. Это помогает лучшему восприятию на слух и выразительности речи.
Преподаватель начинает историю (используя активную лексику), а затем вызывает любого обучающегося, который продолжает рассказ и так по цепочке.

10. Викторина(Quiz)

Эта игра пробуждает соревновательный интерес. Такая игра проводится по окончанию изучения целой темы или блока тем. Обучающимся предлагается таблица, в которой по горизонтали написаны категории вопросов, т.е. изученные темы, а по вертикали баллы, которые обучающиеся может получить за правильный ответ. По мере увеличения сложности вопросов, количество баллов за правильный ответ увеличивается. Обучающийся выбирает категорию и сложность вопроса, преподаватель зачитывает вопрос. Если ответ неправильный, можно предложить сопернику попробовать ответить на вопрос. Кто наберет больше всего баллов, тот и выиграл.


11. Рассказ с ошибками

Составьте рассказ с ошибками на изучаемую тему. Предварительно приготовив раздаточный материал, с допущенными ошибками. Разделить обучающихся на группы. Каждая группа должна найти ошибки. Обсудить с группой выявленные ошибки.

Можно предложить обучающимся составить свой рассказ с ошибками для соперников и обменяться рассказами.

12. Вопросы (Questions)

Работа в группах. Одна команда загадывает слово по пройденному материалу (по пройденной теме), записывает на листочке. Вторая команда угадывает слово, задавая вопросы. Устанавливается допустимое количество вопросов, устанавливается регламент типов вопроса.

13. Крокодил (Crocodile)

Любимая игра всех обучающихся любого возраста и разного уровня владения иностранным языком. Эта игра позволяет закрепить изученный лексический минимум. Обучающийся получает слово на карточке, показывает жестами (без слов) изображение на карточке, остальные обучающиеся угадывают слово, называя его на иностранном языке. Первый, кто правильно отгадал слово, получает свою карточку.

На занятиях иностранного языка можно использовать игровые элементы через создание проблемных воображаемых ситуаций. Занятие может быть проведено в виде ролевой игры, интеллектуальной игры по теме и т.д.

В заключении хотелось бы отметить, что одна из самых важных проблем, которые существуют в методике обучения иностранным языкам - это проблема организации обучения с использованием игровой методики. Использование игры на занятиях иностранного языка имеет значение для формирования новых компетенций. Таким образом, потенциал любой игры состоит в том, чтобы вызвать интерес у обучающихся, стимулировать их умственную и речевую активность, направленную на закрепление новых лексических единиц, создавать атмосферу соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного задания. Использование различных игровых приемов на занятии также способствует формированию дружного коллектива, так как каждый обучающийся в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих одногруппников со стороны.