Игры и упражнения для гиперактивных детей
У гиперактивных детей отмечается повышенный уровень мышечного напряжения, – особенно в области рук, шеи, лица, плеч, грудной клетки и живота. Регулярное выполнение малышом релаксационных упражнений поможет стать ему более спокойным и уравновешенными, выработает саморегуляцию. После этого стоит подключать упражнения на развитие внимания.
Игры на расслабление:
Упражнение «Снеговик»
Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где ребенку предстоит сыграть роль снеговика:
Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик (нужно попросить ребенка изобразить снеговика).
Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…
Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.
Сначала у него замерзла голова (попросите ребенка напрячь голову и шею), потом – плечи (ребенок напрягает плечи), потом – туловище (ребенок напрягает туловище).
А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками (ребенок сильно напрягает ноги), и не удалось ветру ее разрушить.
Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.
Первой начала таять голова (ребенок свободно опускает голову), потом – плечи (ребенок расслабляет и опускает плечи). Затем растаяли руки (мягко опускаются руки), туловище (ребенок, как бы оседая, склоняется вперед), ноги (ноги мягко сгибаются в коленях).
Солнышко греет, снеговик – тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…
Затем, если у ребенка есть такое желание, снеговичка можно «слепить» заново.
Упражнение «Апельсин»
Р
ебенок лежит на спине или удобно сидит.
Попросите его представить, что в правой руке он держит апельсин.
Пусть малыш попробует выжать из сочного фрукта как можно больше полезного сока (рука ребенка должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).
Затем кулачок разжимается, рука отдыхает.
Потом апельсин оказывается в левой руке, и процедура выжимания из него сока повторяется.
Желательно делать упражнение два раза подряд. Выжимая сок второй раз, апельсин можно заменить лимоном.
Игры на развитие внимания:
Ежедневное выполнение ребенком этих и аналогичных упражнений, может значительно улучшить его способность к концентрации внимания. Главное – сделать занятия систематическими. Первые результаты вы увидите уже спустя два месяца.
Сыщик «Зоркий Глаз»
Для того чтобы одержать победу в этой игре, ребенку нужно быть очень внимательным и уметь не отвлекаться на посторонние вещи.
Выберите небольшую игрушку или какой-то предмет, который малышу предстоит найти.
Дайте ему возможность запомнить, что это такое, особенно если это новая вещь в доме.
Попросите ребенка выйти из комнаты.
Когда он это сделает, оставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте, но так, чтобы тот не сразу бросался в глаза.
В этой игре нельзя прятать предметы в ящики стола, в шкаф, за занавеску и подобные закрытые места. Игрушка должна располагаться так, чтобы ребенок мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, – ему нужно просто внимательно их рассматривать.
Маленький учитель
Э
та игра особенно нравится тем, кто учится в младших классах. В этом возрасте дети легко отождествляют себя с учителем и с удовольствием играют «в школу», где в качестве педагога выступает сам малыш, а в роли нерадивого ученика – папа, мама или, к примеру, любимый плюшевый мишка.
Делая домашнее задание, вам (или школьнику – медведю в вашем лице), предстоит списать несколько предложений из книги. При этом вы должны намеренно допустить в своем тексте несколько ошибок. Лучше не делать орфографических или пунктуационных ошибок, ведь ребенок может не знать некоторых правил. Зато можно допускать пропуски букв, изменения окончаний, описки, несогласованность слов в лице и падеже.
Пусть маленький учитель проверит вашу работу. Когда все ошибки будут найдены, предложите ему поставить оценку за такое списывание. Будьте морально готовы, что ваши сын или дочь с явным удовольствием «влепит» двойку в ваш воображаемый дневник.
Примеры текстов с ошибками:
Задание №1
1) Дети поют хором песня.
2) На дубе растут яблоки.
3) Бабушка вяжет носк.
4) Игорь пьет ск.
5) Воробьи сидят на ветках старой берез.
6) Завтра я ходил в библиотеку.
7) Книги, тетради, блоноты лежали на столе.
8) Мальчик рисует краками.
9) Оля моет руки с млом.
10) У павлина краивый хвос.
Задание №2
1) Вчера мама сварит малиновое варенье.
2) Заяц лакомится сладкой морковками.
3) В чемодане лежит пара роликовых конько.
4) На столе лежит красная помидор.
5) Витя будет спать на потолке.
6) Маша съела много мроженного, и у нее заболело горло.
7) Петя запускает воздушных змея.
8) Девочки плетут веночки из-за одуванчиков.
9) Иринка скачет черз скаклку.
10) На дереве стучит дятла.
Подготовлено Лилией Илюшиной, для InHa.ru «Черепаха»
У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.
«Кричалки-шепталки-молчалки»
Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного картона: красного, желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь - «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь - «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь - «молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.
«Говори!»
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».
«Царевна Несмеяна»
Один из участников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.
?«Шалуны»
Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ
«Крик в пустыне»
Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.
«Каратист»
Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами.
Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...».
«Рубка дров»
Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Вся кий раз, опуская топор, о должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
«Чайничек с крышечкой»
Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку:
Пар идет с дырочки, дырочка - в шишечке, шишечка - на крышечке, крышечка - на чайничке, сопровождая ее жестами.
Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней).
Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком),
Шишечка - на крышечке (вертикальные движения кулаками),
Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),
Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки).
При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются.
Гу-гу-гу!
Крышечка - на чайничке. И т.д.
«Кто летает?»
Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает - руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
«Чужие колени»
Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу.
Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.
«Сантики-фантики-лимпопо»
Доброволец выходит за дверь. Его задача угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».
Примечание. Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.
«Запаздывающие движения»
Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока. И т.д.
Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.
«Считалочки-бормоталочки»
По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:
Вариант 1
1. Идет - бычок - качается.
2. Идет - бычок - хлопок.
3. Идет - хлопок - хлопок.
4. Хлопок - хлопок - хлопок.
Вариант 2
1. Ехал - грека - через - реку.
2. Ехал - грека - через - хлопок.
3. Ехал - грека - хлопок - хлопок.
4. Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.
5. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.
Вариант 3
1. Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - сапожек.
2. Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - хлопок.
3. Подарил - утенку - ежик - пару -хлопок - хлопок.
4. Подарил - утенку - ежик - хлопок -хлопок - хлопок.
5. Подарил - утенку - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
6. Подарил - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
1. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
«Костер»
Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жарко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!» протягивают руки к «костру», по команде «Ой, какой большой костер!» встают и машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер принес дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично роль ведущего поручают ребенку.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К ПРОИЗВОЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ
Воспитатель предлагает детям следить взглядом по строчкам листа и последовательно зачеркивать заранее заданные буквы, например «к» и «р».
асчкльдркбюжхрьоауйчбъх зрсярбюжшщземавч
цбртиаскьлрюдзрьтмклюэз ьмквуфрнкртчызэюр
кимрекуырьбдтюхзкртвсчк итьбжзщроктьдзрьнкмасблдж юркамиьбюджщгнкптрасмжэз ьртимквсакртьоркмитьблркр аклшорыцфркмитьорне
Эти упражнения написаны для применения в детских садах, но многие из них вы можете делать и дома, подключая в игру старшее поколение.
Упражнения для работы с гиперактивными детьми
Упражнение «Разговор с руками»
Упражнение направлено на обучение контролю над поведением.
Взрослый предлагает ребенку обвести на листе бумаги силуэт кистей, затем оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно начать беседу с руками. «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, взрослый ведет диалог сам. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (следует перечислить, что именно), но иногда не слушаются хозяина. Закончить игру Нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение двух-трех дней (в зависимости от реальных возможностей ребенка, быть может только сегодняшнего вечера) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть - и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
^ Упражнение «Разговор с телом»
Упражнение обучает ребенка владеть своим телом.
Это упражнение — модификация предыдущего. Ребенок ложится на пол на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».
^ Упражнение «Клубочек»
Упражнение обучает ребенка саморегуляции.
Ребенку предлагают смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый по секрету говорит ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный: как только его начинаешь сматывать, сразу же успокаиваешься. Когда игра станет для ребенка привычной, он сам начнет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
^ Упражнение «Археология»
Игры с песком и водой успокаивают ребенка и особенно подходят для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом на пляже, их можно организовать и дома. Взрослые должны подобрать соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и т. д. и, особенно на первых занятиях, помочь ребенку организовать игру. Чтобы облегчить неизбежную уборку, песок можно заменить крупой предварительно прогретой в духовке.
Приведем только один пример такой игры, направленной на развитие мышечного контроля. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно откапывает руку — делает «археологические раскопки». При этом нельзя дотрагиваться до руки. Если ребенок коснется ладони взрослого, они меняются ролями.
^ Упражнение «Маленькая птичка»
Упражнение направлено на развитие мышечного контроля.
Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку или другого зверька. Взрослый говорит: «К тебе прилетела птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее, и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно уже не использовать игрушку, а просто сказать ребенку: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стул, складывает ладошки и успокаивается.