СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игры дома на развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентацию собраны игры на развитие: силы  и мышц рук, тонких дифференцированных движений пальцев, соотносящих действий рук.

Просмотр содержимого документа
«"Игры дома на развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата"»

Игры дома на развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата Учитель-дефектолог Авдюкова С.О. ГБОУ «Центр «Дар»

Игры дома

на развитие мелкой моторики дошкольников

с нарушением

опорно-двигательного аппарата

Учитель-дефектолог Авдюкова С.О.

ГБОУ «Центр «Дар»

Самомассаж ладоней и пальцев   Предложите разминать тесто, пластилин или глину.  Развиваются мышцы рук. Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине) надавливая на него прямым указательным пальцем (можно надавливать всеми пальцами одновременно). А далее покажите, как вдавливать детали в пластилин Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Если делать это в определенном порядке, тогда получится картинка-мозаика.

Самомассаж ладоней и пальцев

  • Предложите разминать тесто, пластилин или глину.

Развиваются мышцы рук. Можно предложить ребенку сделать «ямки» в тесте (глине, пластилине) надавливая на него прямым указательным пальцем (можно надавливать всеми пальцами одновременно).

  • А далее покажите, как вдавливать детали в пластилин
  • Развитие хватания двумя пальцами, развитие силы рук. Полезно вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина (или в тесто). Это могут быть бусины, детали мозаики, камушки или ракушки. Можно использовать фасоль, горох, семечки подсолнуха. Если делать это в определенном порядке, тогда получится картинка-мозаика.
Развитие силы рук Мять бумагу Предложите ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты. Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в «снежки». Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур Развитие движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать - сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок. Можно использовать широкую (узкую ленточку)

Развитие силы рук

  • Мять бумагу
  • Предложите ребенку смять в комки ненужные листы бумаги или старые газеты. Используя полученные бумажные комки, можно поиграть в «снежки».
  • Наматывать на клубок (на катушку) толстую нитку или шнур
  • Развитие движений кистей и пальцев рук. Можно предложить разматывать нитку, а затем наматывать - сначала на толстую палку или катушку, затем сматывать нитку в клубок. Можно использовать широкую (узкую ленточку)
Развитие мышц рук. Отстегивать и пристегивать прищепок Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине.

Развитие мышц рук.

  • Отстегивать и пристегивать прищепок
  • Развитие силы рук, соотносящих движений, дифференцирование движений пальцев. Прикрепите прищепки на край игрушечного ведерка и предложите малышу снять прищепки и сложить их в ведерко. Покажите, как следует нажимать на концы прищепки одновременно двумя пальцами. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине.
Развитие соотносящих действий рук. Нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек – разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. В начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип – сборка разных деталей в определенном порядке. Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

Развитие соотносящих действий рук.

  • Нанизывать кольца (шарики, кубики и т.п.) на стержень
  • Упражнение подразумевает наличие специальных дидактических игрушек – разнообразных деревянных и пластмассовых пирамидок и сборно-разборных игрушек. В начале работы лучше предлагать ребенку разбирать собранную игрушку, снимая по одной детали. Затем те игрушки, в основе которых лежит более сложный принцип – сборка разных деталей в определенном порядке.
  • Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок
  • В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, банки и бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.
Развитие умения хватать щепотью  или двумя пальцами Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком Подберите сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предложите малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы закройте бутылку крышкой и погремите содержимым.

Развитие умения хватать щепотью или двумя пальцами

  • Опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком
  • Подберите сосуд с узким горлышком (можно использовать небольшую пластиковую бутылку) и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики. Предложите малышу опускать их в бутылочку. Следите, чтобы ребенок брал по одной детали, обратите его внимание на то, что бутылочку нужно поддерживать второй рукой. По окончании работы закройте бутылку крышкой и погремите содержимым.
Развитие тонких дифференцированных движений пальцев Выкладывать фигуры из палочек Развитие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти.

Развитие тонких дифференцированных движений пальцев

  • Выкладывать фигуры из палочек
  • Развитие соотносящих движений рук. Предложите ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу, выполнение по памяти.
Развитие тонких движений пальцев Запускать пальцами волчки Вначале лучше научить ребенка запускать юлу, а затем предложить вращать волчки. Лучше использовать волчки крупных размеров. Не забывайте, что волчок хорошо крутится на ровной, гладкой поверхности. Можно запускать кольца пирамидки или шарики, заставляя их вращаться.

Развитие тонких движений пальцев

  • Запускать пальцами волчки
  • Вначале лучше научить ребенка запускать юлу, а затем предложить вращать волчки. Лучше использовать волчки крупных размеров. Не забывайте, что волчок хорошо крутится на ровной, гладкой поверхности. Можно запускать кольца пирамидки или шарики, заставляя их вращаться.
Развитие тонких движений пальцев рук Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии Перечисленные навыки очень полезны развития навыков самообслуживания. Начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний.

Развитие тонких движений пальцев рук

  • Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии
  • Перечисленные навыки очень полезны развития навыков самообслуживания. Начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Липучки легки в использовании, гораздо сложнее отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний.
Развитие тонких движений пальцев рук Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички . В таких играх используются толстые веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток. Сначала лучше предложить ребенку более простые действия – развязать банты, расплести косу из шнуров, распутать не туго затянутые узлы (используйте шелковую веревку: узлы на ней легче развязываются). Навыки же завязывания узлов, бантов, плетения кос и т.п. требуют специального обучения и длительной тренировки, они становятся доступны детям в дошкольном возрасте.

Развитие тонких движений пальцев рук

  • Завязывать и развязывать узелки, бантики, косички
  • . В таких играх используются толстые веревки, шнуры, ленточки, пучки ниток. Сначала лучше предложить ребенку более простые действия – развязать банты, расплести косу из шнуров, распутать не туго затянутые узлы (используйте шелковую веревку: узлы на ней легче развязываются). Навыки же завязывания узлов, бантов, плетения кос и т.п. требуют специального обучения и длительной тренировки, они становятся доступны детям в дошкольном возрасте.
Развитие тонких движений пальцев рук. Шнуровать Шнуровка – это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов – ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой). Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной (обычно такие игрушки выполнены из дерева): большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.

Развитие тонких движений пальцев рук.

  • Шнуровать
  • Шнуровка – это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов – ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки (легче пользоваться твердой основой). Кроме этого, основа для шнуровки может быть не плоской, а объемной (обычно такие игрушки выполнены из дерева): большие пуговицы (размером около 10 см); яблоки с дырочками, в которые «проползает червячок»; ботинок, который надо зашнуровать; кусок сыра с дырками и др.
Развитие соотносящих движений Нанизывать бусины на шнурок  Использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура – толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку.

Развитие соотносящих движений

Нанизывать бусины на шнурок

  • Использование инструментов (иголка). Подберите для работы крупные бусины с большими отверстиями и шнурок, научите малыша нанизывать бусины на шнурок. Учите брать бусины двумя пальцами или щепотью (в зависимости от размера), другой рукой держать шнурок и продевать его в отверстие бусины. На другом конце шнура можно сделать бант или узел, чтобы бусины не скатывались. Помимо бусин можно использовать шарики, крупные пуговицы, а вместо шнура – толстую нитку или веревочку (с иголкой), проволоку.
Хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным). Использовать мозаику Развитие соотносящих движений. Используйте разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко и др.

Хватание мелких предметов двумя пальцами (большим и указательным).

  • Использовать мозаику
  • Развитие соотносящих движений. Используйте разнообразные виды мозаик – с шестигранными пластинками, круглые, квадратные. Поначалу лучше использовать мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по размеру деталей. Предлагайте малышу вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем покажите, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием станет выполнение изображений – цветы, травка, солнышко и др.
Игры дома на развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата Учитель-дефектолог Авдюкова С.О. ГБОУ «Центр «Дар»  Используемый ресурс: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652124/

Игры дома

на развитие мелкой моторики дошкольников

с нарушением

опорно-двигательного аппарата

Учитель-дефектолог Авдюкова С.О.

ГБОУ «Центр «Дар»

Используемый ресурс:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652124/