Игра «УЗНАЙ СЛОВО ПО ОПИСАНИЮ».
Узнай слово по его лексическому значению.
Условия проведения игры: проводится по типу известной телевизионной игры
«Счастливый случай».
Проводится на уроках русского языка как словарная работа или во внеурочной
деятельности.
Этот предмет – обувь. Его носят солдаты. Они бывают резиновыми,
кирзовыми, модными, детскими.
Этот предмет – название дерева. Это дерево может переодеваться у вас на глазах:
быть зелёным и стать серебристо-серым. Это листочки поворачиваются то внешней стороной то внутренней.
Этот предмет – названия растения, овоща. По-итальянски - это помидор, а по -
индейски …
Этот предмет – название дерева. Кудрявые соцветия его в пору цветения
выделяются из общей белизны своей пестротой. «Рябые» - говорили о них в народе.
Это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности
Для общественного пользования.
Это слово пришло к нам из немецкого языка. Ломтик хлеба с маслом, сыром,
колбасой и прочее.
Это слово пришло к нам из арабского языка. Напиток, приготовленный из порошка
кофейных бобов.
Вагон или несколько вагонов, городской электрической железной дороги.
Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за
рубежом. Чаще всего это ежедневное издание.
Человек, совершающий поездку на каком - либо виде транспорта.
Надпись на письме, посылке с указанием получателя и его местожительства.
Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)
Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским
отточенным концом.
Четвёртый день недели.
ИГРА «ГАРДЕРОБ».
ГАРДЕРОБ – это слово пришло к нам из Франции, означает «хранение платьев».
Условие игры: кто больше напишет слов, которые можно объединить этим словом.
Игра может проводиться многократно. Можно брать другие обобщающие слова: посуда,
мебель, продукты питания, транспорт, календарь, неделя, огород.
Игра «Назови одним словом».
Горящая куча хвороста.
Пищевые продукты, помещённые в закрытые банки для предохранения от порчи.
Число каких-либо предметов.
Отвар из фруктов и ягод с сахаром.
Головка капусты.
Может проводиться многократно при подборе новых заданий. Проводится на уроке русского языка как словарная работа.
ИГРА С НАРЕЧИЯМИ.
Проводится на уроке русского языка как словарная работа.
Сколько? (столько);
Как? (весело, скоро, сначала, быстро, интересно, медленно, прямо, рано);
Куда? (вверх, влево, вниз, вперёд, вправо, налево, направо);
Где? (впереди, здесь, сверху, сзади, слева, снизу, справа);
Когда? (сейчас).
Игра «ФОТОАТЕЛЬЕ».
Условие проведения игры: на доске прикреплены словарные слова. Ученики читают слова, затем слова убираются. Вместо слов вывешиваются рисунки этих предметов, но одного не хватает. Напиши слово, которого не хватает.
Условия игры можно изменять: к пропавшему слову можно подбирать однокоренные слова, составлять с ним предложения, подбирать синонимы и антонимы.
Игра может проводиться многократно на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.
Игра «НАЧНИ СЛОВО НА ПОСЛЕДНЮЮ БУКВУ».
Условие игры. Называется любое слово из словаря, например – ПОНЕДЕЛЬНИК. Оно оканчивается на к , значит, следующее слово будет на к.
Можно играть вдвоём, втроём, по рядам и всем классом сразу. Игра может проводиться многократно, просто выбирается другое «дежурное слово». Игра проводится как словарная работа на уроке.
Игра «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА».
Описание проведения игры.
У ведущего в руках волшебная палочка (я приготовил их несколько). Слова пишутся на доске. Кто правильно ответит на вопрос, тот становится ведущим. Игра проводится на уроке русского языка как словарная работа.
Вот у меня волшебная палочка, а вот слова, имена существительные: молоток,
топор, этаж, человек, календарь, вагончик, завод. Кому я дам волшебную палочку, тот превращает эти слова в однокоренные с уменьшительным значением.
Вот у меня слова: бросить, исправить, кончить, красить, лаять, прыгать. Кому дам
волшебную палочку, тот называет однокоренные глаголы с приставками.
Вот у меня слова, имена существительные: коридор, пассажир, пшеница,
хозяин, хоккей, календарь. Кому дам волшебную палочку, тот превратит их в однокоренные имена прилагательные.
Вот у меня слова: капуста, картина, картофель, класс, пшеница, человек, волейбол.
Кому дам волшебную палочку, тот превратит данные слова в сочетания слов (имя прилагательное + имя существительное), в которых данные имена существительные превратятся в имена прилагательные.
Вот у меня слова: кипеть, клеить, кончить, красить, лазить, лаять, обидеть, слушать.
Кому я дам волшебную палочку, тот превратит эти глаголы в однокоренные имена существительные.
Вот у меня слова: медленно, прямо, рано, сверху, сзади, скоро, слева, снизу, справа,
часто. Кому я дам волшебную палочку, тот превратит эти наречия в однокоренные имена прилагательные.
Вот у меня слова: электричество, экскурсия, хоккей, троллейбус, прекрасный,
пассажир. Кому я дам волшебную палочку, тот превратит эти слова в два предложения, в которых эти слова будут разными частями речи.
Вот у меня слова: мороз, огород, интересно, знакомиться. Я отдам волшебную
палочку тому, кто подберёт к этим словам наибольшее количество однокоренных слов.