СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры со словарными словами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игры со словарными словами»


Игра «УЗНАЙ СЛОВО ПО ОПИСАНИЮ».

Узнай слово по его лексическому значению.

Условия проведения игры: проводится по типу известной телевизионной игры

«Счастливый случай».

Проводится на уроках русского языка как словарная работа или во внеурочной

деятельности.


  1. Этот предмет – обувь. Его носят солдаты. Они бывают резиновыми,

кирзовыми, модными, детскими.

  1. Этот предмет – название дерева. Это дерево может переодеваться у вас на глазах:

быть зелёным и стать серебристо-серым. Это листочки поворачиваются то внешней стороной то внутренней.

  1. Этот предмет – названия растения, овоща. По-итальянски - это помидор, а по -

индейски …

  1. Этот предмет – название дерева. Кудрявые соцветия его в пору цветения

выделяются из общей белизны своей пестротой. «Рябые» - говорили о них в народе.

  1. Это учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности

Для общественного пользования.

  1. Это слово пришло к нам из немецкого языка. Ломтик хлеба с маслом, сыром,

колбасой и прочее.

  1. Это слово пришло к нам из арабского языка. Напиток, приготовленный из порошка

кофейных бобов.

  1. Вагон или несколько вагонов, городской электрической железной дороги.

  2. Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за

рубежом. Чаще всего это ежедневное издание.

  1. Человек, совершающий поездку на каком - либо виде транспорта.

  2. Надпись на письме, посылке с указанием получателя и его местожительства.

  3. Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)

  4. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским

отточенным концом.

  1. Четвёртый день недели.


ИГРА «ГАРДЕРОБ».

ГАРДЕРОБ – это слово пришло к нам из Франции, означает «хранение платьев».

Условие игры: кто больше напишет слов, которые можно объединить этим словом.

Игра может проводиться многократно. Можно брать другие обобщающие слова: посуда,

мебель, продукты питания, транспорт, календарь, неделя, огород.


Игра «Назови одним словом».

  • Горящая куча хвороста.

  • Пищевые продукты, помещённые в закрытые банки для предохранения от порчи.

  • Число каких-либо предметов.

  • Отвар из фруктов и ягод с сахаром.

  • Головка капусты.

Может проводиться многократно при подборе новых заданий. Проводится на уроке русского языка как словарная работа.


ИГРА С НАРЕЧИЯМИ.

Проводится на уроке русского языка как словарная работа.

Сколько? (столько);

Как? (весело, скоро, сначала, быстро, интересно, медленно, прямо, рано);

Куда? (вверх, влево, вниз, вперёд, вправо, налево, направо);

Где? (впереди, здесь, сверху, сзади, слева, снизу, справа);

Когда? (сейчас).


Игра «ФОТОАТЕЛЬЕ».


Условие проведения игры: на доске прикреплены словарные слова. Ученики читают слова, затем слова убираются. Вместо слов вывешиваются рисунки этих предметов, но одного не хватает. Напиши слово, которого не хватает.

Условия игры можно изменять: к пропавшему слову можно подбирать однокоренные слова, составлять с ним предложения, подбирать синонимы и антонимы.

Игра может проводиться многократно на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.


Игра «НАЧНИ СЛОВО НА ПОСЛЕДНЮЮ БУКВУ».


Условие игры. Называется любое слово из словаря, например – ПОНЕДЕЛЬНИК. Оно оканчивается на к , значит, следующее слово будет на к.

Можно играть вдвоём, втроём, по рядам и всем классом сразу. Игра может проводиться многократно, просто выбирается другое «дежурное слово». Игра проводится как словарная работа на уроке.


Игра «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА».

Описание проведения игры.

У ведущего в руках волшебная палочка (я приготовил их несколько). Слова пишутся на доске. Кто правильно ответит на вопрос, тот становится ведущим. Игра проводится на уроке русского языка как словарная работа.


  1. Вот у меня волшебная палочка, а вот слова, имена существительные: молоток,

топор, этаж, человек, календарь, вагончик, завод. Кому я дам волшебную палочку, тот превращает эти слова в однокоренные с уменьшительным значением.

  1. Вот у меня слова: бросить, исправить, кончить, красить, лаять, прыгать. Кому дам

волшебную палочку, тот называет однокоренные глаголы с приставками.

  1. Вот у меня слова, имена существительные: коридор, пассажир, пшеница,

хозяин, хоккей, календарь. Кому дам волшебную палочку, тот превратит их в однокоренные имена прилагательные.

  1. Вот у меня слова: капуста, картина, картофель, класс, пшеница, человек, волейбол.

Кому дам волшебную палочку, тот превратит данные слова в сочетания слов (имя прилагательное + имя существительное), в которых данные имена существительные превратятся в имена прилагательные.

  1. Вот у меня слова: кипеть, клеить, кончить, красить, лазить, лаять, обидеть, слушать.

Кому я дам волшебную палочку, тот превратит эти глаголы в однокоренные имена существительные.

  1. Вот у меня слова: медленно, прямо, рано, сверху, сзади, скоро, слева, снизу, справа,

часто. Кому я дам волшебную палочку, тот превратит эти наречия в однокоренные имена прилагательные.

  1. Вот у меня слова: электричество, экскурсия, хоккей, троллейбус, прекрасный,

пассажир. Кому я дам волшебную палочку, тот превратит эти слова в два предложения, в которых эти слова будут разными частями речи.

  1. Вот у меня слова: мороз, огород, интересно, знакомиться. Я отдам волшебную

палочку тому, кто подберёт к этим словам наибольшее количество однокоренных слов.