СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИМПЕЛМЕНТАЦИЯ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ООН В ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

О ИМПЕЛМЕНТАЦИИ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ООН В ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Просмотр содержимого документа
«ИМПЕЛМЕНТАЦИЯ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ООН В ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Е.А. Полякова

г. Калининград, Россия

ИМПЕЛМЕНТАЦИЯ РУКОВОДЯЩИХ ПРИНЦИПОВ ООН В ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»


Одним из основных международных документов, который лег в основу создания ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», считаются «Эр-Риядские руководящие принципы». Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы») приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года. Данные принципы устанавливают рекомендации правительствам относительно национального законодательства и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. 

В ст. 2 п. 1, 2 ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» перечисляются основные принципы и задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые, по сути, полностью соответствуют Руководящим принципам ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, но немного более конкретизированы и сжаты. Основные из них сводятся к тому, что молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками, а не рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля. Следует признать целесообразность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Вместе с тем необходимо избегать криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим. Важно учитывать, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется. Каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностям и благополучию семьи и всех ее членов. Семьям, нуждающимся в помощи для преодоления внутренней нестабильности или конфликтных ситуаций, должны предоставляться необходимые услуги. Никакой ребенок или молодой человек не должен подвергаться грубым или уничижающим достоинство наказаниям в семье, в школе или в других учреждениях. Сотрудники правоохранительных органов и другие соответствующие работники должны быть готовы учитывать в своей работе особые потребности молодежи, а также знать и использовать в максимально возможной степени программы и имеющиеся службы помощи, чтобы не допускать столкновения несовершеннолетних с системой правосудия.1

В разделе III ст. 9 частях b,q,l Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних говорится о том, что четко должны быть определены организации, учреждения действующие в деятельности по предупреждению преступности несовершеннолетних, их тесное сотрудничество с национальными, государственными, местными, провинциальными органами управления с участием общины, а так же учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, здравоохранения, правоприменительных и судебных учреждений в принятии совместных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи2. В ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» этому отведена ст.4, в которой перечисляются все органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а глава II «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВНОРАШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» дает полное описание их деятельности в данной области3, что в свою очередь соответствует требованиям, прописанным в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, в разделах IV «ПРОЦЕССЫ ПОДГОТОВКИ К ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ» в пунктах В, С, Д; V «СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»; VI «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВРШЕННОЛЕТНИХ»

Таким образом, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних впервые в мировой практике сформулировали основные идеи по организации государственной политики, предупреждающей преступность несовершеннолетних. Данные принципы четко прослеживаются в ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Особое внимание в этой сфере уделено необходимости проведения научных исследований и обмена информацией, опытом и знаниями, связанными с предотвращением преступности и правосудием в отношении несовершеннолетних.

В Эр-Риядских руководящих принципах политика предупреждения преступности несовершеннолетних рассматривается через процессы подготовки к жизни в обществе детей и молодежи. Обязательными компонентами этих процессов являются: семья, община, аналогичные возрастные группы, школа, профессионально-техническая подготовка, трудовая деятельность, добровольные организации. Семье уделяется первостепенное значение как ячейке, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении физического и психического здоровья.4

Следует отметить, что в ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» вопросы участия семьи в подготовке к жизни в обществе, а также непосредственно и самого общества освещены не в полном объеме, в отличии от Руководящих принципов ООН.

Считая "важным кирпичиком" в строении правовой основы социальной политики государства в отношении несовершеннолетних Эр-Риядские руководящие принципы 1990г., важно отметить, что они главное внимание уделили порядку применения ранних превентивных и защитных мер к несовершеннолетним. Они направлены на развитие совместными усилиями позитивной роли различных социальных учреждений, включая семью, систему образования, средства массовой информации и общину, а также самих молодых людей. Нам представляется значимым, что Эр-Риядские руководящие принципы подчеркнули, что залогом предупреждения правонарушений несовершеннолетних является обеспечение благополучия, развития прав и интересов всех молодых людей.5 В российском обществе, как отмечает В. И. Абрамов, постепенно формируется адекватное отношение к проблемам прав детей, намечается ответственная государственная политика, это значит, что наступил поворот национального самосознания к проблемам прав ребенка 6

Подводя итог, можно сделать вывод о том, с точки зрения реализации международных обязательств на внутригосударственном уровне, путем трансформации международно-правовых норм в российское законодательство - ФЗ от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в общем и целом соответствует международным нормам, в данном случае Руководящим принципам ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы»).

  


Библиографический список

1. Абрамов В. И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. N 8. С. 79 - 84.

2. Ветошкин С.А. Ювенальное право. Екатеринбург, 2008. С. 207стр 37

3. Звенигородская Н. Ф. Законодательство о защите семейных прав детей: иеждкнародный и национальный компоненты // Международное публичное и частное право. 2009. N 5. С 36

4. КОНОВАЛОВА И.А. / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИХ ВНЕДРЕНИЕ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2013 г.

5. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)

6. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ





1 КОНОВАЛОВА И.А. / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ИХ ВНЕДРЕНИЕ В РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

2 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы)



3 Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями)

4 Ветошкин С.А. Ювенальное право. Екатеринбург, 2008. С. 207стр 37

5 Звенигородская Н. Ф. Законодательство о защите семейных прав детей: иеждкнародный и национальный компоненты // Международное публичное и частное право. 2009. N 5. С 36

6 Абрамов В. И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. N 8. С. 79 - 84.