СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа ученицы 6 класса Трифоновой Кати

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Данная программа строится на научных теориях Н. Ф. Виноградовой, Л. Е. Журовой; концепции Л.С. Выготского, показавшего в своих работах, что развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней психики над старыми, высшие психические функции формируются в предметной деятельности, зависящей от возрастного этапа развития ребенка, психическое развитие  идет через обучение, то есть овладение социальным опытом. В программе также используется опыт и   авторские разработки А. В. Семеновича, А. Л. Сиротюка, Н. В. Дубровинской, Л. А. Венгер, Л.М. Шипициной, Мирского С.Л. и  с учебный план ГБС(К)ОУ школы-интерната на 2014-2015 учебный год.

Программа построена по концентрическому принципу и предусматривает усложнение заданий от пятого к девятому классу, с учетом возрастных и психофизических особенностей детей

Сроки освоения программы: 1 год.

Режим занятий:  в условиях обычного общеобразовательного класса с использованием  образовательной программы.

 

Диагностический блок     

           Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

На данном этапе ставится  следующая задача:

- провести психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.

Приоритетные направления:

- диагностика познавательной деятельности учащихся;

- исследования эмоционально-личностной сферы;

- диагностика межличностных отношений;

- диагностика психологического здоровья.

Решение о включении ребенка в индивидуальную коррекционно-развивающую работу принимается  по результатам диагностики узкими специалистами совместно с учителем.

На этапе  диагностики существенным является   получение  объективных данных об особенностях когнитивной сферы учащихся с ОВЗ: внимания, памяти, мышления, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программе используются следующие диагностические методики:

  • С.Л. Мирского «Оценка обученности общетрудовым умениям и навыкам»
  • К. Роджерса,  Р.Даймонда  "Диагностика социально - психологической адаптации" (адаптированной для изучения социально-трудового аспекта развития личности).
  • В.В. Воронковой «Определение уровня сформированности общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля) у умственно отсталых учащихся»
  • Г.Н. Мерсияновой «Определение уровня сформированности самостоятельности у умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения».

При проведении диагностики выделено три уровня сформированности общетрудовых умений  учащихся: низкий (н) – выполнение задания только с активной помощью учителя, средний (с) – выполнение задания с частичной помощью учителя, высокий (в) – выполнение задания самостоятельно, без помощи учителя. Результаты диагностики представлены в Таблице №1.

 

 

 

 

 

Таблица №1

 

Уровни сформированности общетрудовых умений

 

Критерии

высокий

средний

низкий

Ориентирование в задании (выполнение анализа образца и условий труда)

29%

49,7

21,3%

Умение самостоятельно планировать предстоящую работу

29%

49,7

21,3%

Осуществление самоконтроля в процессе работы и по окончании работы (умение контролировать свои действия, используя критерии оценки, умение сравнивать свое изделие с образцом)

29%

49,7

21,3%

 

Развитие общетрудовых умений обеспечивает уровень самостоятельности в трудовой деятельности. И, как итог, умение самостоятельно выполнять работы по изготовлению изделий – высокий – 29%, средний – 49%, низкий – 21,3%.

В ходе анализа результатов мы видим, что дети с такими нарушениями в развитии  нуждаются в специальных методах обучения, в специальной  коррекционной работе. При активной работе учителя, дефекты психофизического развития учащихся поддаются коррекции и определенной компенсации путем использования специальных методических приемов.

     Психолого-педагогическая характеристика ребёнка

Фамилия, имя, отчество: Трифонова Екатерина Сергеевна

Дата рождения:  26.07.2001г.р.

Школа: ГБС(К)ОУ школа-интернат, класс 6, год обучения 6.

 

         Общее развитие Ксении на низком уровне. Знания и представления об окружающем не соответствуют возрастной норме. Моторное развитие недостаточное: грубая моторика характеризуется плохой переключаемостью.

         Физическое  развитие соответствует возрасту. Владеет всеми навыками самообслуживания.

          В школу ходит с удовольствием, но работоспособность на низком уровне. Планировать свою деятельность не умеет. Простую инструкцию понимает, но затрудняется самостоятельно выполнять. Темп работы низкий. На уроках  спокойна, в ходе урока  пассивна, отвечает на поставленные вопросы, если только спросят. Переживает за оценки, радуется  успехам и огорчается при  неудачах. Активно  участвует во всех школьных делах, не считается с собственным временем.

         Внимание неустойчивое, поверхностное, рассеянное, с трудом  сосредотачивается на задании и переключается на новый вид деятельности. Восприятие неполное, слабо-осмысленное, пассивное. Медленно усваивает все новое, лишь после многократного повторения. Развита  преимущественно зрительная память. Долговременная память развита слабо. Мышление наглядно – действенное, не умеет сравнивать, находить сходства и различия, делать простейшие обобщения, простейшие мыслительные операции осуществлять в уме не может. Воображение слабое. 

          По чтению  слоговое чтение,  осознанное,  пересказывает прочитанное выборочно, по наводящим вопросам. На вопросы учителя отвечает с трудом.      

        Девочка  организованная, миролюбивая,  послушная, ласковая. С педагогами ведет себя культурно, доброжелательно, соблюдает дистанцию в общении.  На замечания  реагирует не всегда спокойно, часто  обижается и становится замкнутой. С одноклассниками отношения ровные, доброжелательные. Прислушивается к  мнению коллектива, может высказать свое мнение. Авторитетом особым не пользуется, влиять на других не умеет.

       Постановка проблемы

  1. Объем знаний, умений и навыков ниже возрастной нормы, в пределах диагноза и интеллектуальных возможностей.
  2. Низкий уровень сформированности пространственных – временных представлений.
  3. Слабое развитие ВПФ.
  4. Низкий уровень развития мелкой моторики.
  5. Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, возрастных новообразований.
  6. Общее недоразвитие речи II уровня. Нарушение письменной речи.
  7. Мотивация к учебной деятельности снижена.
  8. Учебная деятельность проходит с большими затруднениями.
  9. Слабо развиты коммуникативные умения и навыки.
  10.  Недостаточный  уровень трудовой активности детей и подростков.

 

Цели и задачи сопровождения

Цель коррекционно-развивающих занятий - коррекция недостатков познавательной, эмоционально - личностной сферы и общетрудовых умений и навыков учащегося средствами изучаемого программного материала.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

  • Изучение индивидуальных особенностей  развития в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
  • Своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
  • Создание условий для развития сохранных функций;
  • Формирование положительной мотивации к обучению;
  • Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • Приобщение к осознанной трудовой деятельности;          
  • Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

Основания разработки индивидуальной программы

  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
  • Создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения.
  • Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи в психологическом развитии, обучении.

 

 

Направления коррекционной работы

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие артикуляционной моторики.  
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной памяти и внимания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • развитие пространственных представлений ориентации;
  • развитие представлений о времени;
  • развитие слухового внимания и памяти.
  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • навыков соотносительного анализа;  
  • навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
  1. Коррекция общетрудовых умений и навыков:
  • формировать доступные школьникам технические и технологические знания; 
  • развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;   
  • обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки; 
  • воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.); 
  • формировать коммуникативные умения;   
  • формировать мобильность. 
  1. Развитие речи, овладение техникой речи.  
  2. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.  
  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

     Содержание коррекционной работы

         Для решения задачи коррекции и развития  на уроках цветоводства и декоративного садоводства, была разработана  и применяется система упражнений направленных на коррекцию и развитие психических функций, а так же общетрудовых умений и навыков учащихся.

Программа индивидуальной помощи ученице 6 класса Трифонова Екатерина  с общеучебными, общетрудовыми трудностями  и межличностного взаимодействия.

1. Общая характеристика трудности

Неумение включаться в совместную деятельность, строить  совместную деятельность,  работа по развитию связной речи, мелкой  моторики пальцев рук, фонематического слуха, логического мышления.

Причины трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками.

2. План мероприятий.

 

 

п/п

Тема

Содержание

1.

Однолетние и многолетние  цветковые растения.

Развитие положительного отношения к школе.

Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».

Побуждение учащегося к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.

2.

Сбор семян садовых цветковых растений.

Развитие внимания, памяти, рефлексии поведения.

Игра «Объедини по смыслу».

3.

Цветковые культуры размножаемые вегетативно.

Развитие познавательного интереса к учебе, сплоченности группы.

Упражнение «Найди общее». 

 

4.

Зимующие многолетние цветковые растения.

Упражнения на сравнение и воспроизведение объектов по памяти.

Упражнение «Исправь ошибку».

5.

Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений.

Работа, в паре позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу».

6.

Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями.

Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».

Анализ исходных данных.

7.

Осенний уход за декоративными кустарниками.

Работа, в паре позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Внимательно слушай другого».

8.

Обмолот и расфасовка цветочных семян.

Работа с семенами цветковых растений.

Упражнение «Найди общее». 

9.

Уход за комнатными цветковыми растениями.

Работа, в паре позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Поправь друга».

10.

Почва.

Дополнительное повторение нового познавательного материала.

Ознакомление с природой  и явлениями  природы.

11.

Основные полевые культуры.

Упражнение «Найди общее». 

Игра «Объедини по смыслу».

12.

Зимние работы в сквере и парке.

Анализ исходных данных.

Упражнение «Исправь ошибку».

13.

Строение цветкового растения.

Упражнения на сравнение и воспроизведение объектов по памяти.

Описание предмета после зрительного восприятия.

14.

Весенний уход за декоративными кустарниками.

Упражнения: определение нужной операции по указанной учителем карточке, сообщение плана работы по расставленным карточкам, поиск ошибок в расставленных карточках плана, самостоятельное расставление карточек плана. 

Упражнение «Исправь ошибку».

15.

Ранневесенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями.

Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».

Анализ исходных данных.

16.

Уход за зимующими многолетними растениями из группы лилейных.

Упражнения на сравнение и воспроизведение объектов по памяти.

Побуждение учащегося к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.

17.

Подготовка цветника к весенне-летнему сезону.

Дополнительное повторение нового познавательного материала.

18.

Посев семян однолетних  цветковых растений в цветнике.

Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».

19.

Уход за однолетними цветковыми растениями.

Работа, в паре позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Внимательно слушай другого».

 

Индивидуальные консультации для родителей: планирование выполнения домашних дел и поручений.

 

 

Планируемые результаты кор