Пояснительная записка
Данная программа строится на научных теориях Н. Ф. Виноградовой, Л. Е. Журовой; концепции Л.С. Выготского, показавшего в своих работах, что развитие мозга ребенка идет путем надстройки новых уровней психики над старыми, высшие психические функции формируются в предметной деятельности, зависящей от возрастного этапа развития ребенка, психическое развитие идет через обучение, то есть овладение социальным опытом. В программе также используется опыт и авторские разработки А. В. Семеновича, А. Л. Сиротюка, Н. В. Дубровинской, Л. А. Венгер, Л.М. Шипициной, Мирского С.Л. и с учебный план ГБС(К)ОУ школы-интерната на 2014-2015 учебный год.
Программа построена по концентрическому принципу и предусматривает усложнение заданий от пятого к девятому классу, с учетом возрастных и психофизических особенностей детей
Сроки освоения программы: 1 год.
Режим занятий: в условиях обычного общеобразовательного класса с использованием образовательной программы.
Диагностический блок
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
На данном этапе ставится следующая задача:
- провести психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
Приоритетные направления:
- диагностика познавательной деятельности учащихся;
- исследования эмоционально-личностной сферы;
- диагностика межличностных отношений;
- диагностика психологического здоровья.
Решение о включении ребенка в индивидуальную коррекционно-развивающую работу принимается по результатам диагностики узкими специалистами совместно с учителем.
На этапе диагностики существенным является получение объективных данных об особенностях когнитивной сферы учащихся с ОВЗ: внимания, памяти, мышления, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию. В программе используются следующие диагностические методики:
- С.Л. Мирского «Оценка обученности общетрудовым умениям и навыкам»
- К. Роджерса, Р.Даймонда "Диагностика социально - психологической адаптации" (адаптированной для изучения социально-трудового аспекта развития личности).
- В.В. Воронковой «Определение уровня сформированности общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля) у умственно отсталых учащихся»
- Г.Н. Мерсияновой «Определение уровня сформированности самостоятельности у умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения».
При проведении диагностики выделено три уровня сформированности общетрудовых умений учащихся: низкий (н) – выполнение задания только с активной помощью учителя, средний (с) – выполнение задания с частичной помощью учителя, высокий (в) – выполнение задания самостоятельно, без помощи учителя. Результаты диагностики представлены в Таблице №1.
Таблица №1
Уровни сформированности общетрудовых умений
Критерии
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Ориентирование в задании (выполнение анализа образца и условий труда)
|
29%
|
49,7
|
21,3%
|
Умение самостоятельно планировать предстоящую работу
|
29%
|
49,7
|
21,3%
|
Осуществление самоконтроля в процессе работы и по окончании работы (умение контролировать свои действия, используя критерии оценки, умение сравнивать свое изделие с образцом)
|
29%
|
49,7
|
21,3%
|
Развитие общетрудовых умений обеспечивает уровень самостоятельности в трудовой деятельности. И, как итог, умение самостоятельно выполнять работы по изготовлению изделий – высокий – 29%, средний – 49%, низкий – 21,3%.
В ходе анализа результатов мы видим, что дети с такими нарушениями в развитии нуждаются в специальных методах обучения, в специальной коррекционной работе. При активной работе учителя, дефекты психофизического развития учащихся поддаются коррекции и определенной компенсации путем использования специальных методических приемов.
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
Фамилия, имя, отчество: Трифонова Екатерина Сергеевна
Дата рождения: 26.07.2001г.р.
Школа: ГБС(К)ОУ школа-интернат, класс 6, год обучения 6.
Общее развитие Ксении на низком уровне. Знания и представления об окружающем не соответствуют возрастной норме. Моторное развитие недостаточное: грубая моторика характеризуется плохой переключаемостью.
Физическое развитие соответствует возрасту. Владеет всеми навыками самообслуживания.
В школу ходит с удовольствием, но работоспособность на низком уровне. Планировать свою деятельность не умеет. Простую инструкцию понимает, но затрудняется самостоятельно выполнять. Темп работы низкий. На уроках спокойна, в ходе урока пассивна, отвечает на поставленные вопросы, если только спросят. Переживает за оценки, радуется успехам и огорчается при неудачах. Активно участвует во всех школьных делах, не считается с собственным временем.
Внимание неустойчивое, поверхностное, рассеянное, с трудом сосредотачивается на задании и переключается на новый вид деятельности. Восприятие неполное, слабо-осмысленное, пассивное. Медленно усваивает все новое, лишь после многократного повторения. Развита преимущественно зрительная память. Долговременная память развита слабо. Мышление наглядно – действенное, не умеет сравнивать, находить сходства и различия, делать простейшие обобщения, простейшие мыслительные операции осуществлять в уме не может. Воображение слабое.
По чтению слоговое чтение, осознанное, пересказывает прочитанное выборочно, по наводящим вопросам. На вопросы учителя отвечает с трудом.
Девочка организованная, миролюбивая, послушная, ласковая. С педагогами ведет себя культурно, доброжелательно, соблюдает дистанцию в общении. На замечания реагирует не всегда спокойно, часто обижается и становится замкнутой. С одноклассниками отношения ровные, доброжелательные. Прислушивается к мнению коллектива, может высказать свое мнение. Авторитетом особым не пользуется, влиять на других не умеет.
Постановка проблемы
- Объем знаний, умений и навыков ниже возрастной нормы, в пределах диагноза и интеллектуальных возможностей.
- Низкий уровень сформированности пространственных – временных представлений.
- Слабое развитие ВПФ.
- Низкий уровень развития мелкой моторики.
- Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, возрастных новообразований.
- Общее недоразвитие речи II уровня. Нарушение письменной речи.
- Мотивация к учебной деятельности снижена.
- Учебная деятельность проходит с большими затруднениями.
- Слабо развиты коммуникативные умения и навыки.
- Недостаточный уровень трудовой активности детей и подростков.
Цели и задачи сопровождения
Цель коррекционно-развивающих занятий - коррекция недостатков познавательной, эмоционально - личностной сферы и общетрудовых умений и навыков учащегося средствами изучаемого программного материала.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
- Изучение индивидуальных особенностей развития в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
- Своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии;
- Создание условий для развития сохранных функций;
- Формирование положительной мотивации к обучению;
- Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- Приобщение к осознанной трудовой деятельности;
- Воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.
Основания разработки индивидуальной программы
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения.
- Создание социально-психологических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения.
- Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи в психологическом развитии, обучении.
Направления коррекционной работы
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
- Коррекция общетрудовых умений и навыков:
- формировать доступные школьникам технические и технологические знания;
- развивать общетрудовые умения, то есть умения: ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- обучать школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности и прививать им соответствующие трудовые навыки;
- воспитывать у учащихся устойчивое положительное отношение к труду и формировать необходимые в повседневной производственной деятельности качества личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.);
- формировать коммуникативные умения;
- формировать мобильность.
- Развитие речи, овладение техникой речи.
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Содержание коррекционной работы
Для решения задачи коррекции и развития на уроках цветоводства и декоративного садоводства, была разработана и применяется система упражнений направленных на коррекцию и развитие психических функций, а так же общетрудовых умений и навыков учащихся.
Программа индивидуальной помощи ученице 6 класса Трифонова Екатерина с общеучебными, общетрудовыми трудностями и межличностного взаимодействия.
1. Общая характеристика трудности
Неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность, работа по развитию связной речи, мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха, логического мышления.
Причины трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками.
2. План мероприятий.
№
п/п
|
Тема
|
Содержание
|
1.
|
Однолетние и многолетние цветковые растения.
|
Развитие положительного отношения к школе.
Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».
Побуждение учащегося к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.
|
2.
|
Сбор семян садовых цветковых растений.
|
Развитие внимания, памяти, рефлексии поведения.
Игра «Объедини по смыслу».
|
3.
|
Цветковые культуры размножаемые вегетативно.
|
Развитие познавательного интереса к учебе, сплоченности группы.
Упражнение «Найди общее».
|
4.
|
Зимующие многолетние цветковые растения.
|
Упражнения на сравнение и воспроизведение объектов по памяти.
Упражнение «Исправь ошибку».
|
5.
|
Деление и посадка зимующих многолетних цветковых растений.
|
Работа, в паре позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу».
|
6.
|
Осенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями.
|
Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».
Анализ исходных данных.
|
7.
|
Осенний уход за декоративными кустарниками.
|
Работа, в паре позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Внимательно слушай другого».
|
8.
|
Обмолот и расфасовка цветочных семян.
|
Работа с семенами цветковых растений.
Упражнение «Найди общее».
|
9.
|
Уход за комнатными цветковыми растениями.
|
Работа, в паре позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Поправь друга».
|
10.
|
Почва.
|
Дополнительное повторение нового познавательного материала.
Ознакомление с природой и явлениями природы.
|
11.
|
Основные полевые культуры.
|
Упражнение «Найди общее».
Игра «Объедини по смыслу».
|
12.
|
Зимние работы в сквере и парке.
|
Анализ исходных данных.
Упражнение «Исправь ошибку».
|
13.
|
Строение цветкового растения.
|
Упражнения на сравнение и воспроизведение объектов по памяти.
Описание предмета после зрительного восприятия.
|
14.
|
Весенний уход за декоративными кустарниками.
|
Упражнения: определение нужной операции по указанной учителем карточке, сообщение плана работы по расставленным карточкам, поиск ошибок в расставленных карточках плана, самостоятельное расставление карточек плана.
Упражнение «Исправь ошибку».
|
15.
|
Ранневесенний уход за зимующими многолетними цветковыми растениями.
|
Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».
Анализ исходных данных.
|
16.
|
Уход за зимующими многолетними растениями из группы лилейных.
|
Упражнения на сравнение и воспроизведение объектов по памяти.
Побуждение учащегося к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.
|
17.
|
Подготовка цветника к весенне-летнему сезону.
|
Дополнительное повторение нового познавательного материала.
|
18.
|
Посев семян однолетних цветковых растений в цветнике.
|
Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».
|
19.
|
Уход за однолетними цветковыми растениями.
|
Работа, в паре позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Внимательно слушай другого».
|
Индивидуальные консультации для родителей: планирование выполнения домашних дел и поручений.
Планируемые результаты кор