СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план профессионального развития педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

представлен план опытно-эксперимнетальной работы педагога. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план профессионального развития педагога»

ПЛАН ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Ф.И.О. педагога: Сыздыкова Асия Нугмановна

Тема опытно-экспериментальной работы (далее - ОЭР): Диалогическое обучение, как фактор формирования иссследовательской культуры и средство развития критического мышления личности

Актуальность темы:

Мы живем в XXI веке и являемся свидетелями перехода от индустриального общества к инновационному, информационному обществу, требующему высококвалифицированных специалистов. Научно-техническая цивилизация предъявляет высокие требования к человеку, правящая триада «образование – наука – инновации», формирует новые ценностные ориентиры.

В контексте этого, современное общество ста­вит перед школой основную цель — созда­ние и постоянное совершенствование усло­вий, необходимых для получения каждым учеником образования в соответствии со своими интересами и потребностями, пре­доставления всем обучающимся возмож­ностей для самоопределения.

Мы понимаем, что человек XXI века должен уметь справляться с информационно-техническим прогрессом, а готовит его школа, следовательно, школа не может оставаться прежней. Именно поэтому моделью навыков 21 века является проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный ОЭСР (1).

Ответом на вопрос, какой должна быть школа, могут быть слова А. Тоффлера «Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться переучиваться. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться».

Ж.Пиаже также писал о том, что «Школы должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

Как показывают исследования ОЭСР, приоритетом в современной школе являются четыре основополагающих подходах: критическое мышление, групповая работа, проектная методика и компетентностный подход. Сейчас уже не достаточно развивать только знаниевый вектор образования, становится очень важным прикладной вектор, т.е. то, насколько хорошо выпускники смогут применить свои знания в практической деятельности, ставится во главу угла.

Результаты международных исследований, таких как TIMSS, РISА и РIRLS обозначили проблемы образования.

Проведенные исследования РISА дали возможность проследить динамику и результативность обучения в 57 странах мира, сравнить обучение в кросс-национальных культурах. Практическую направленность этого исследования характеризуют:

  • политическая ориентация – направленность на разработку рекомендаций для решения правительственными структурами выявленных проблем в области образования школьников;

  • инновационная «грамотность» – концептуальная направленность на выявление умений школьников анализировать, объяснять причины и эффективно взаимодействовать (коммуникационные умения) по мере того, как они формулируют, излагают, ставят вопросы, решают и интерпретируют проблемы в различных предметных областях;

  • соотнесенность к обучению на протяжении всей жизни – РISА не ограничивается оцениванием учебных и межучебных компетенций учащихся (программные и кросспрограммные компетенции), а выявляет умение рассказать о собственном отношении к обучению и планах на будущее, собственную мотивацию к учению, надеждам (веры в свои возможности) и выбираемым школьниками учебным стратегиям;

  • системность – регулярность, исследования проводятся каждые три года (с 2000 по 2015гг.), что дает возможность странам-участницам проводить национальный мониторинг результатов (достижений) и прогресса в реализации ключевых учебных целей.

На основе результатов этих исследований делаются международные сравнения деятельности школьных систем, при этом государственные деятели имеют достоверную информацию для принятия политических решений в области национального школьного образования»

Школа, в которой я работаю - это многофункциональное учреждение, реализующее образовательные и воспитательные задачи в объединенной структуре и опирается на три рода ценностей: ценности индивидуального развития, уважение к культурному наследию, ценности социальной интеграции.

Для развития инновационной деятельности необходимо, чтобы каждый член педагогического коллектива, каждый учитель осознавал необходимость перестройки своей практики преподавания, необходимость обновления методов и форм преподавательской деятельности.

После проведения анкетирования среди учителей, родителей и детей и проведения исследования мы выявили проблемные зоны, которые требовали незамедлительного разрешения. Надо сказать, что до проведения исследования проблема низкой мотивации учащихся и учителей была предметом анализа в образовательном пространстве. На педагогических советах эта тема проходила неоднократно в процессе обсуждения итогов учебной деятельности. Однако именно проведенное исследование заставило по-новому посмотреть на поиск путей решения этой проблемы.

Цель проведенного аудита – определение потребности в изменении школы. Мы использовали в качестве методов сбора данных анкетирование, анализ статистических данных, наблюдение и собеседование. После проведенного анализа перед нами предстала картина, которая заставила задуматься.

24% учеников и 23% родителей считают, что причиной низкого уровня личных достижений является недостаточная вовлеченность в образовательный процесс. Ученик не является активным участником обучения. 45% учеников, 40% учителей и 41% родителей считают, что им редко или иногда предоставляется возможность быть лидерами.

После проведенного исследования назрела необходимость в изменении существующего положения, потому что отсутствие лидерских качеств или слабо развитые лидерские качества ведут к снижению уровня мотивации в достижении высоких результатов как учащихся, так и педагогов. Необходимо обратить внимание на консолидацию и повышение качества профессиональных, управленческих и лидерских качеств; формирование стратегического видения путей развития школы; обучение передовым технологиям педагогического менеджмента и оценивания эффективности деятельности; развитие навыков стратегического планирования для наращивания потенциала школы, и начать преобразования надо с урока.

Современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием новых технологий. Ученикам больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать, заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Учитель не просто объясняет новую тему, но и координатор, наставник, человек с богатым жизненным опытом, квалифицированный специалист. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально ме­няющую ее содержательную и процессуальную сторо­ны. Современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся, с этой целью в основу педагогической практики педагогов нашей школы необходимо внедрять конструктивистскую теорию обучения, а в качестве дидактической модели, обеспечивающей этот процесс, использовать концепцию американского педагога Блума, согласно которой самое важное в обучении – точное определение целей, а также положение о том, что для освоения этих целей разным детям необходимо разное время.

Анализируя количественные и качественные параметры преподавательского состава школы, следует отметить, что педагогический коллектив школы обладает достаточным потенциалом для решения поставленных перед ним задач, педагоги обладают глубоким пониманием сущности процесса обучения, способностью к интегрированию различных стратегий, подходов и методов для улучшения процесса обучения и развития учеников. Анализ качественного состава кадрового потенциала педагогических работников свидетельствует об устойчивой тенденции по сохранению педагогов с высшей и первой категорией, имеющих стаж работы более 10 лет, при этом администрация также уделяет внимание молодым педагогам, профессиональный уровень которых растет.

Одно из важных условий эффективного руководства — системное видение внутришкольной методической работы. Анализ работы методической службы свидетельствует о том, что всё многообразие организационных форм методической работы в школе можно представить в виде трех взаимосвязанных групп:

  • общешкольные формы методической работы

  • групповые формы методической работы

  • индивидуальные формы методической работы.

Основным направлением в организации опытно-экспериментальной работы школы обозначено «формирование среды взаимодействия, сотрудничества и содружества ученика и учителя, обеспечивающей способность учащегося и учителя к саморазвитию и самосовершенствованию на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий».

Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально ме­няющую ее содержательную и процессуальную сторо­ны. Современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Понимая, что в основе качественного обучения стоит УРОК, было проведено социологическое исследование. Субъектами исследования стали педагоги, учащиеся и родители. Проведенная диагностика позволила понять, что такое современный урок для учителя школы, учеников и их родителей, какова позиция современных учеников по отношению к образованию, чего ждут родители от современной школы.

Результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием ИКТ-технологий. Ученикам больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Если первые только как объясняющего новую тему, то вторые как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста.

Таким образом, анализ стартового состояния школы перед началом преобразований ее практики свидетельствует о том, что в целом итоги работы школы по реализации Программы развития характеризуются стабильностью, динамикой, позитивностью, качественными изменениями во многих направлениях деятельности.

Исходя из анализа стартовых возможностей, ключевая проблема, которую придется решать школе при переводе ее в новое состояние – это совершенствование урока, как основной формы организации учебной деятельности путем внедрения новых подходов в обучении. Урок как основная форма организации учебной деятельности нуждается в совершенствовании. Трудности у педагогов связаны с умением создавать такие учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную познавательную деятельность учащихся в меру их способностей и склонностям, умением комплексно применять различные средства обучения, направленные на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материла, сложностью формирования мотивов учения, познавательного интереса учащихся к данному предмету.

Приоритет:

  • Улучшение процесса школьной практики путем применения диалогического обучения как фактора развития критического мышления личности

Цель педагогического исследования:   

Совершенствование школьной образовательной среды путем внедрения новых педагогических подходов в практику работы учителя.

Гипотеза ОЭР: Если системно внедрять применять диалогическое обучение, то это способствует развитию критического мышления личности

Задачи ОЭР:

  • Улучшить процесс преподавания через применение диалогического обучения на уроках

  • создать модель современного урока, как способа обучения школьников в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями, учитывающую существенную дифференциацию содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.

  • обеспечить условия для внедрения новых подходов в преподавании, основанных на конструктивисткой теории обучения

  • изучение и внедрение диалогического обучения, как способа развития критического мышления учителей и учащихся, способствующего улучшению качества преподавания и учения;

  • развитие исследовательских и коммуникативных навыков личности, применяя метод диалогическое обучения, беседу

  • развитие навыков рефлексивного преподавания

  • создание в школе коллаборативной среды, способствующей развитию критического мышления личности

  • развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей ученика, навыков самообразования

  • создание условий для более полной самореализации ученика;

  • повышение мотивации достижения успеха, повышение уровня социальной адаптации и культуры взаимодействия;

  • создание условий для развития у учащихся навыков групповой работы через возможности диалогового обучения

Объект исследования: процесс формирования критического мышления

Предмет исследования: психолого-педагогические возможности развития критического мышления

Диагностический инструментарий

Для контроля знаний, умений и навыков учащихся рекомендуется использование следующих форм:

-тематический контроль;

-итоговый контроль;

-выполнение творческих работ (сочинений, рефератов, проектов);

-проведение творческого экзамена.

Для тематического и итогового контроля применим поэлементный анализ и оценочная (по баллам) система.

Качество ученической продукции оценивается следующим образом:

-по количеству творческих элементов, содержащихся в ответе;

-по степени оригинальности элемента ответа:

-по степени новизны ответа для самого ученика и его одноклассников;

-по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения;

-по многогранности человеческих возможностей, использованных для ответа;

-по практическому использованию полученного продукта.

Для оценки развития личностных качеств используются:

1.Тестовые образовательные характеристики ученика

2.Результаты образовательных достижений учащегося

3.Рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика

4.Результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов, сопровождающих обучение.

Этапы ОЭР:

ДИАГНОСТИЧЕСКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анализируется состояние учебно-воспитательного процесса по проблеме

Обосновывается актуальность избранной темы на основе изучения истории и современного состояния вопроса

Определяется объект исследования, устанавливается предмет исследования

Формулируется цель исследования, выдвигается научная гипотеза

Ставятся задачи исследования, планируются методы и средства исследования – определяется оптимальное их сочетание, наиболее эффективное применение

Определяются сроков эксперимента

Обеспечиваются условия для реализации программы ОЭР

Определяются сроки и база исследования

Составляется план экспериментальной работы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

изучение литературы и документации по проблеме;

разработка (подбор) и уточнение методики эксперимента с критериями результативности; сбор и обработка эмпирических данных;

уточнение аппарата исследования

организация экспериментального исследования

оформление теоретического материала по проблеме

корректировка методик и построчное проведение ОЭР

сбор дополнительных сведений (при необходимости).

Обобщающий этап

Обработка и анализ результатов, корректировка гипотезы.

Оформление демонстрационного материала.

Обобщение опыта работы по проекту ( статья)

Проведение семинаров

База ОЭР: Учащиеся 8 классов

Ожидаемый результат:

Учитель:

  • Знает теоретические основы конструктивисткой теории обучения

  • Знает, как организовать диалогическое обучение для содействия  развитию критического мышления.

  • Умеет организовывать диалог как «учитель - ученик», так и «ученик-ученик», применяя различные типы бесед.

  • Умеет формулировать вопросы высокого порядка.

  • Обладает навыками рефлексивного преподавания.
  • Умеет создавать на уроках коллаборативную среду

  • Умеет организовать обратную связь на уроке

  • Поддерживает и развивает лидерские качества учеников

 Ученик

  • Имеет навыки групповой работы, умеет вести диалог , открыто высказывает свои   мысли.

  • Умеет формулировать вопросы и задания высокого порядка.

  • Развивает саморегуляцию и рефлексивную оценку результатов обучения.

  • Имеет креативное мышление.

  • Умеет примененять знания в новой ситуации

  • Умеет оценивать информацию.

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Уровень развития критического мышления учащихся диагностируется учителем на начало и конец учебного года по параметрам, сгруппированным в три блока:

  • Креативные качества

  • Когнитивные качества

  • Организационные качества

Мероприятие

Форма проведения

Категория (Для кого)

Ресурсы

Критерии успеха (как мы узнаем, что мы этого достигли)


Мониторинг и эволюация (как мы проследим и оценим успешность?

Как долго мы продвигались? Как хороша? В какой степени достигли цель?

Определение стартовых условий школы и перспектив в развитии

анкетирование учеников, экспресс-опрос среди учителей

Учащиеся школы, учителя - выборочно

Анкеты, вопросы Программа развития школы, анализ работы школы за прошлый год,  методика SWOT-анализ.

результаты которого показали, что некоторые из них не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности, некоторые видят в интернете только негатив, у большинства педагогов наблюдается большая загруженность, нехватка свободного времени.


Составление  SWOT-анализа

обзор прогресса в преподавании по школе – результаты анкетирования на входе, после практики - на выходе


Анализ и обработка информации (стартовые возможности школы)

анализ исходных позиций, методом контент-анализа, определение приоритета развития

Для группы развития

Сводные таблицы

Встреча с руководителями МО обоснование необходимости преобразований в обучении и преподавании


беседа

Руководители МО

Данные анкеты о необходимости внесения корректировки в программу развития

Сформирована команда единомышленников

Обзор прогресса в отношении стартовых условий школы и перспектив в развитии, аналитическая информация

Представление проекта плана развития школы (одно приоритетное направление) и обсуждение подходов к его реализации с коллегами в составе мобильной группы администрацией, руководителями кафедр, заинтересованными учителями (используемые способы и методы внедрения преобразований).

Обсуждение

Для группы развития

Проект плана развития школы

Логическая взаимосвязь всех этапов программы развития школы.

Актуальность проводимых мероприятий.

Отчет о реализации плана развития

Реальность разработанного плана развития, отслеживание выполняемости каждого этапа

Выступление на педагогическом совете


Проблемная лекция

Педколлектив

Презентация

Проведён анализ сложившейся ситуации

Выбор учителя (далее – подопечные учителя) для обучения (процесс менторинга)

Цель: определение стартовых возможностей подопечного, его представлений о необходимости перемен в своей учительской практике, видения им собственного метода и учеников.


Собеседование

Для учителя, который не использует диалогическое обучение

Портфолио учителя

Создание доверительных отношений.

Желание подопечного участвовать в реализации плана развития школы, Подопечный понимает и осознает необходимость перемен в своей учительской практике.


Эссе подопечного «Я и мой урок….»

Проведение панорамы открытых уроков «RWCT -технологии в образовательном процессе: инновационный аспект»

Цель: инициирование деятельности педагогов по внедрению диалогического обучения в практику преподавания


Панорама открытых уроков

Для всех педагогов школы

Презентации материалы открытых уроков

Учителя школы, участвовавшие в панораме реализуют идеи   посредством проведения серии последовательных уроков и реализации ДО


Краткосрочное планирование

Проведение коучинга «Диалогическое обучение»

Цель - знакомство педагогов со спецификой диалогического обучения, побуждение учителей к пониманию необходимости  того, что педагог  должен не учить, а помогать учиться.


Коучинг

Педагоги, не знакомые с диалогическим обучением

Материалы коучинга, Руководство для учителя.

Интерактивная доска, раздаточные материалы, стикеры, маркеры

Учителя школы, участвовавшие в коучинг сессии реализуют идеи   посредством проведения серии последовательных уроков и реализации ДО

Учителя будут знать, как применять диалогическое обучение на уроках, знать о диалогической технологии.


«Рефлексивный экран»

Закончить фразы одним предложением выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске и прикрепить стикеры:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я попробую…

  9. меня удивило…

  10. занятие дал мне для жизни…

  11. мне захотелось…


Проведение менторинга с целью улучшения эффективности преподавания подопечного учителя с помощью новых подходов в обучении и преподавании


Беседа Обсуждение литературы, просмотр презентации по диалогическому обучению Содействовать формированию знаний учителей о диалогическом обучении. Выработать рекомендации по использованию беседы в классе, по обучению составлению вопросов высокого и низкого порядка учениками..


подопечный

Книги и пособия по ДО

Подопечный знает концептуальные основы диалогического обучения

Понимает необходимость изменения  позиции педагога в процессе обучения.

Имеет навыки формулирования вопросов высокого и низкого порядка в соответствии с таксономией Блума

Материалы урока

Обратная связь участников менторинга, информация

Формирование профессионального сообщества обучающихся в школе, с выходом на другие сообщества учителей через сеть Интернет и участие в конференциях, публикации в журналах- тематическое по ДО

Интерактив

Для сертифицированных педагогов

Интернет

Создано Сетевое сообщество учителей

определены формы его существования и функционирования

Количество регистраций в СС

Эффективность системы взаимопомощи и профессионального совершенствования

Профессиональное взаимодействие в рамках профессионального сообщества внутри школы и оказание консультативной помощи учителям в подготовке материалов на НПК

Интерактив

Для сертифицированных педагогов

Интернет

Сетевое сообщество учителей

Доклады на НПК

коучинг «Современный урок: пути совершенствования»

Цель: На основе анализа посещенных уроков в группе создать модель современного урока, акцентировать внимание на характер взаимодействия «учитель-ученик» в современном обазовании, провести сравнительную характеристику традиционного и современного урока

Ключевая идея: Современный урок. «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи


НМС, Коучинг

Для педагогов школы

Материалы НМС, коучинга

Руководство для учителя.

Интерактивная доска, раздаточные материалы, стикеры, маркеры

Учителя школы, участвовавшие в НМС реализуют идеи   посредством проведения серии последовательных уроков и реализации ДО

Учителя узнают об истории урока, об особенностях построения современного урока, смогут акцентировать внимание на положительные аспекты посещенных уроков, смогут определить пути повышения эффективности урока в нашей школе




Рефлексия, Листы обратной связи

Чемодан (то что я заберу с собой). Корзина (Мне это не нужно), Мясорубка (Мне нужно это переработать)


Проведение профессиональных бесед по обсуждению новых подходов в обучении и преподавании в соответствии с выбранным направлением развития

беседа

Для педагогов

Интернет

Учителя понимают необходимость учить по-новому

Рефлексивный отчет

Проведение коучинг-занятия: Критическое мышление в современной интерпретации

Цель: инициирование деятельности педагогов по внедрению диалогического обучения в практику преподавания


коучинг

Для педагогов

Материалы коучинга Руководство для учителей 1, 2 уровень, Интернет-ресурсы, интерактивная доска, стикеры, маркеры

Учителя школы, участвовавшие в коучинге реализуют идеи   посредством проведения серии последовательных уроков и реализации ДО

Учителя оценят важность использования критического мышления в процессе обучения

Листы обратной связи, интервью участника коучинг- сессии.

Обобщение системы работы в книге


Пособие

Для педагогического сообщества

Пособие

Получение ISB

Рецензия, книга

Осуществление процесса менторинга подопечных учителей

Цель: Оценить влияние происходящих преобразований на работу учителя, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения.

Беседа


подопечный

Книги и пособия по ДО

Подопечный применяет технологию диалогического обучения

самоанализ урока

Обобщение опыта по теме ОЭР – выступление на ПС

Презентация

Для педагогического сообщества

Мастер-класс

Подведены итоги

Решение ПС






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ОЭР

Теоретические положения

1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: итоги научно-практической конференции. // Исследовательская работа школьников. 2008 № 3 (секции по проблемам)

2. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006 № 4 (основные понятия, содержание и цели обучения, формы реализации, результаты)

3. Фролова П.В. Коллективное творчество и жизненный успех ребенка. // Исследовательская работа школьников. 2010 № 3 (по книге Савенкова А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников)

4. Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. 2009 № 3

5. «Ученику необходимо предоставить возможность самому строить свои знания…» // Исследовательская работа школьников. 2009 № 3 (смысл исследовательской деятельности)

Развитие исследовательской деятельности учащихся

1. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2011 № 3. (теория, этапы исследования и проектирования, список литературы)

2. Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте. // Исследовательская работа школьников. 2010 № 4

3. Корженкова А.А. Развитие исследовательской позиции учащихся для сохранения целостности и индивидуальности личности. // Исследовательская работа школьников. 2012 № 4 (психология исследовательского поведения, исследовательская позиция, включение в исслед. деят-ть)

4. Савенков А.И. Учебные исследования детей // Исследовательская работа школьников. 2012 № 3 (проблемы включения в самост. исслед. деят-ть)

5. Жозеф Н. Поведенческие потребности человека: познавательное функционирование // Исследовательская работа школьников. 2006 № 3

6. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2008 № 3

Практика организации исследовательской деятельности

1. Шабалина С.С Проведение творческих исследовательских работ учащимися под руководством учителя. // Исследовательская работа школьников. 2012 № 3

2. Аникина Г.О. Программирование как средство исследования процессов и явлений. // Исследовательская работа школьников. 2009 № 3

3. Лахтионова И.Н. Реализация программы по развитию интеллектуальной одаренности гимназистов // Исследовательская работа школьников. 2006 № 3 (НОУ)

4. Кузнецова О.Н. Поисковая и исследовательская деятельность учащихся в области литературы и краеведения: формирование мировоззрения личности // Исследовательская работа школьников. 2006 № 5

Развитие одаренности

1. Кандерова О.Н. Одаренные учащиеся и студенты как резерв научной элиты // Исследовательская работа школьников. 2012 № 1.

2. Проект Концепции развития системы работы с одаренными детьми. // Исследовательская работа школьников. 2010 № 4

3. Кулекеев Ж.А. Талант во имя будущего. // Исследовательская работа школьников. 2009 № 4(проблемы одаренности)

4. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская работа школьников. 2008 № 6

5. Иванова Н.Д. Инновационные педагогические технологии в совершенствовании обучения одаренных детей. // Исследовательская работа школьников. 2010 № 5

6. Савенков А.И. У колыбели гения. М., 2012 №1

7. Ладыгина С.А. Опыт работы с индивидуальными маршрутами изучения материала на уроках литературы. // Исследовательская работа школьников. 2010 № 3