СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный образовательный маршрут

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут»







Индивидуальный образовательный маршрут

Для разработки индивидуального образовательного маршрута была выбрана ситуация:

Мальчик семи лет недавно пошёл в первый класс. В школе учителя жалуются на него. Он может не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, может обижаться, в усвоении учебной программы испытывает трудности.

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИОМ

У учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проявляются: снижение интереса к учению, несформированная мотивационная сфера (ребёнок продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов, преобладают игровые мотивы поведения); несформированность учебной деятельности; не сформировано умение подчиняться школьным требованиям (не реагирует на замечания педагога, играет на уроках, обижается).

Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающегося с низкой мотивацией и испытывающего трудности в обучении, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учётом уровня его подготовленности и индивидуальных особенностей.

Цели и задачи ИОМ:

- осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка;

- способствовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИОМ

Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание.

1. Диагностическое. Цель: выявление уровень учебной мотивации в школе и оценка эффективности коррекционных воздействий, направленный на анализ изменений мотивационной сферы, личностных реакций у учащихся в результате коррекционных воздействий.

2. Коррекционно - развивающее. Цель: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у младших школьников.

Коррекционно-развивающее направление обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.


СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Тема /название мероприятия

Цель/задачи мероприятия

Способы взаимодействия с обучающимся

Форма контроля

Периодичность

Диагностика уровня сформированности школьной мотивации [1].


Выявить отношение учащегося к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

краткая анкета, состоящая из десяти вопросов, отражающих отношение ребёнка к школе, учебному процессу

Составление карты результативности «Уровень сформированности школьной мотивации»

(в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы)

Наблюдение

Выявление различных сторон мотивации младших школьников.

в условиях учебной и внеучебной деятельности

«Карта наблюдений»

(в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы )

Диагностическая беседа с ребенком,

Беседы с учителями-предметниками.

Изучение психологических особенностей личности.


Протокол

«Диагностическая беседа»

(в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы )

Школьная документация

Определение успеваемости учащегося

ученические тетради, дневник, классный журнал

Анализ школьной документации

(в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы )


Диагностика уровня сформированности школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Анкета представлена в приложении А.

Проведение ряда предложенных диагностик совместно с педагогом-психологом.

Выявление особенностей и индивидуальных возможностей.


КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ

«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»


Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов.

Данная программа рассчитана на 12 занятий с периодичностью 1 раз в неделю (в течение первого полугодия).

Длительность каждого занятия примерно 40-45 минут [2].

Тема занятия

часы

Игры, упражнения

1.

«Что такое школа?»

Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность.

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете".

Основная часть:

упражнение «Что я знаю о школе?»

игра «Первоклассник»

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

2

Внимание

Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете".

Основная часть:

игра «Зеваки»

игра «Не пропусти растение»

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

3

Знаки и символы

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете".

Основная часть:

игра "Игра художников".

игра "Четыре стихии".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

4

Зашифрованная информация

Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора; снятие двигательной расторможенности, негативизма.








1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете".

игра "Найди отличия".

Основная часть:

игра "Опорные сигналы".

игра "Разведчики".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".



Тема занятия

часы

Игры, упражнения

5

Противоположности

Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков.

1

Организационная часть:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

Основная часть:

игра "Рисование на заданную тему".

упражнение "Четвертый лишний".

Рефлексия:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

6

Ассоциации

Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях.

1

Организационная часть:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

Основная часть:

игра "Ассоциации".

игра "Дорисуй предмет".

Рефлексия:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

упражнение "Шкала роста".

7

Читаем. Думаем. Говорим

Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других; развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки.

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете"

Основная часть:

упражнение "Рассказ по картинке".

игра "Самый - самый".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

8

"Умное предложение"

Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других.

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете"

Основная часть:

упражнение "Составь предложение".

игра "Неоконченное предложение".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

9

Математический урок

Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей.

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете"

Основная часть:

упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах",

рисование на тему "Кто чего боится".

Рефлексия:

Тема занятия

часы

Игры, упражнения




игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

10

Что меня окружает

Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы.

1

Организационная часть:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы

Основная часть:

упражнение "Что меня окружает",

игра "Найди общее".

Рефлексия:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

упражнение "Шкала роста".

11

Мир профессий

Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности.

1

Организационная часть:

игра "Настроение в цвете"

Основная часть:

игра "Мир профессий".

игра "Кем я хочу быть".

Рефлексия:

игра "Настроение в цвете" на конец занятия.

упражнение "Шкала роста".

12

Обобщение. Подведение итогов

Цель: проанализировать свои умения и навыки.

1

Организационная часть:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

Основная часть:

игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться".

рисование на тему: "Наш дружный класс".

Рефлексия:

игра "Настроение" с помощью пиктограммы.

упражнение "Шкала роста".

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

Включение в работу психолога через организацию консультативных, диагностических мероприятий.

Методические рекомендации по взаимодействию учащегося и классного руководителя.





СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Консультирование родителей по теме «Что такое мотивация? Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников? Что с этим делать?»

Цель: создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у школьников.

Задачи:

  • формировать учебно-познавательные мотивы;

  • способствовать удержанию внутренней позиции ученика;

  • продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

  • повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;

  • формировать самосознание и адекватную самооценку;

  • обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;

Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ

Личностные результаты:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- сформированность внутренней позиции ученика,

- возникновение эмоционально - положительного отношения к школе,

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- повышение мотивационной готовности школьников к обучению,

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- повышение уровня самооценки.

Критерии оценивания:

Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств), качественная характеристика.

Достоинство наблюдения: позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания; педагог получает фактические сведения, а не мнения других. Наблюдение проводится согласно заданной карте наблюдения за особенностями личностного развития ребенка [3].



























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/anketa-dlya-ocenki-urovnya-shkolnoy-motivacii-kl-metodika-n-g-luskanovoy-g-2639139.html, свободный (дата обращения: 20.05.2020). – Загл. с экрана.

  2. Коррекционно – развивающая программа «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/11/29/korrektsionnaya-programma-formirovanie-motivatsii-uchebnoy, свободный (дата обращения: 20.05.2020) – Загл. с экрана.

  3. Оценка личностных результатов обучающихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/ocenka-lichnostnih-rezultatov-obuchayuschihsya-2236981.html, свободный (дата обращения: 20.05.2020). – Загл. с экрана.



ПРИЛОЖЕНИЕ А

(обязательное)

Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой

Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»

Стимульный материал методики

1.Тебе нравится в школе?

-не очень

-нравится

-не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома

-бывает по-разному

-иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю

-остался бы дома

-пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится

-бывает по-разному

-нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы

-не хотел бы

-не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю

-не хотел бы

-хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто

-редко

-не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю

-хотел бы

-не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

-мало

-много

-нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да

-не очень

-нет

Обработка результатов

- ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;

- нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.

Интерпретация результатов

25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.