Индивидуальный образовательный маршрут
Для разработки индивидуального образовательного маршрута была выбрана ситуация:
Мальчик семи лет недавно пошёл в первый класс. В школе учителя жалуются на него. Он может не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, может обижаться, в усвоении учебной программы испытывает трудности.
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИОМ
У учащихся с низким уровнем учебной мотивации и трудностями в обучении проявляются: снижение интереса к учению, несформированная мотивационная сфера (ребёнок продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов, преобладают игровые мотивы поведения); несформированность учебной деятельности; не сформировано умение подчиняться школьным требованиям (не реагирует на замечания педагога, играет на уроках, обижается).
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие обучающегося с низкой мотивацией и испытывающего трудности в обучении, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учётом уровня его подготовленности и индивидуальных особенностей.
Цели и задачи ИОМ:
- осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка;
- способствовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.
ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают его основное содержание.
1. Диагностическое. Цель: выявление уровень учебной мотивации в школе и оценка эффективности коррекционных воздействий, направленный на анализ изменений мотивационной сферы, личностных реакций у учащихся в результате коррекционных воздействий.
2. Коррекционно - развивающее. Цель: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов у младших школьников.
Коррекционно-развивающее направление обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.
СОДЕРЖАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Тема /название мероприятия | Цель/задачи мероприятия | Способы взаимодействия с обучающимся | Форма контроля | Периодичность |
Диагностика уровня сформированности школьной мотивации [1]. | Выявить отношение учащегося к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. | краткая анкета, состоящая из десяти вопросов, отражающих отношение ребёнка к школе, учебному процессу | Составление карты результативности «Уровень сформированности школьной мотивации» | (в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы) |
Наблюдение | Выявление различных сторон мотивации младших школьников. | в условиях учебной и внеучебной деятельности | «Карта наблюдений» | (в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы ) |
Диагностическая беседа с ребенком, Беседы с учителями-предметниками. | Изучение психологических особенностей личности. | | Протокол «Диагностическая беседа» | (в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы ) |
Школьная документация | Определение успеваемости учащегося | ученические тетради, дневник, классный журнал | Анализ школьной документации | (в начале года) и контрольную (по окончании реализации программы ) |
Диагностика уровня сформированности школьной мотивации Н.Г. Лускановой. Анкета представлена в приложении А.
Проведение ряда предложенных диагностик совместно с педагогом-психологом.
Выявление особенностей и индивидуальных возможностей.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Цель программы: развитие учебной мотивации и учебно-познавательных мотивов.
Данная программа рассчитана на 12 занятий с периодичностью 1 раз в неделю (в течение первого полугодия).
Длительность каждого занятия примерно 40-45 минут [2].
№ | Тема занятия | часы | Игры, упражнения |
1. | «Что такое школа?» Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях, воспитывать у них желание учиться, собранность, аккуратность. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение в цвете". |
Основная часть: |
упражнение «Что я знаю о школе?» |
игра «Первоклассник» |
Рефлексия: |
игра "Настроение в цвете" на конец занятия. |
2 | Внимание Цель: развитие у детей способности к переключению внимания. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение в цвете". |
Основная часть: |
игра «Зеваки» |
игра «Не пропусти растение» |
Рефлексия: |
игра "Настроение в цвете" на конец занятия. |
3 | Знаки и символы Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение в цвете". |
Основная часть: |
игра "Игра художников". |
игра "Четыре стихии". |
Рефлексия: |
игра "Настроение в цвете" на конец занятия. |
4 | Зашифрованная информация Цель: показать учащимся методы шифровки и дешифровки информации, развитие внимания, словарного запаса, кругозора; снятие двигательной расторможенности, негативизма. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение в цвете". |
игра "Найди отличия". |
Основная часть: |
игра "Опорные сигналы". |
игра "Разведчики". |
Рефлексия: |
игра "Настроение в цвете" на конец занятия. |
упражнение "Шкала роста". |
№ | Тема занятия | часы | Игры, упражнения |
5 | Противоположности Цель: развитие умения обобщать предметы по существенным признакам, развитие умения дифференцировать признаки на существенные и несущественные, развитие коммуникативных навыков. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение" с помощью пиктограммы |
Основная часть: |
игра "Рисование на заданную тему". |
упражнение "Четвертый лишний". |
Рефлексия: |
игра "Настроение" с помощью пиктограммы |
6 | Ассоциации Цель: формирование наблюдательности, воображения; обогащение словарного запаса; углубление знаний о предметах, явлениях, состояниях. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение" с помощью пиктограммы |
Основная часть: |
игра "Ассоциации". |
игра "Дорисуй предмет". |
Рефлексия: |
игра "Настроение" с помощью пиктограммы |
упражнение "Шкала роста". |
7 | Читаем. Думаем. Говорим Цель: развитие навыков кодирования и перекодирования информации, развитие навыка выступления на публике, развитие умения оценивать себя и других; развитие уверенности у ребенка своей уникальности, неповторимости, адекватной самооценки. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение в цвете" |
Основная часть: |
упражнение "Рассказ по картинке". |
игра "Самый - самый". |
Рефлексия: |
игра "Настроение в цвете" на конец занятия. |
упражнение "Шкала роста". |
8 | "Умное предложение" Цель: расширить знания о соответствии причины и следствия; увидеть общее и частное; развитие навыка оценивания себя и других. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение в цвете" |
Основная часть: |
упражнение "Составь предложение". |
игра "Неоконченное предложение". |
Рефлексия: |
игра "Настроение в цвете" на конец занятия. |
упражнение "Шкала роста". |
9 | Математический урок Цель: снятие негативных переживаний, препятствующих нормальному самочувствию детей. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение в цвете" |
Основная часть: |
упражнения "Задачи на движение", "Заполни пропуски в равенствах", |
рисование на тему "Кто чего боится". |
Рефлексия: |
№ | Тема занятия | часы | Игры, упражнения |
| | | игра "Настроение в цвете" на конец занятия. |
упражнение "Шкала роста". |
10 | Что меня окружает Цель: расширение знаний о предметах, явлениях живой природы. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение" с помощью пиктограммы |
Основная часть: |
упражнение "Что меня окружает", |
игра "Найди общее". |
Рефлексия: |
игра "Настроение" с помощью пиктограммы. |
упражнение "Шкала роста". |
11 | Мир профессий Цель: выявить у учащихся имеющиеся профессиональные знания и определить их наклонности. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение в цвете" |
Основная часть: |
игра "Мир профессий". |
игра "Кем я хочу быть". |
Рефлексия: |
игра "Настроение в цвете" на конец занятия. |
упражнение "Шкала роста". |
12 | Обобщение. Подведение итогов Цель: проанализировать свои умения и навыки. | 1 | Организационная часть: |
игра "Настроение" с помощью пиктограммы. |
Основная часть: |
игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". |
рисование на тему: "Наш дружный класс". |
Рефлексия: |
игра "Настроение" с помощью пиктограммы. |
упражнение "Шкала роста". |
СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ
Включение в работу психолога через организацию консультативных, диагностических мероприятий.
Методические рекомендации по взаимодействию учащегося и классного руководителя.
СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Консультирование родителей по теме «Что такое мотивация? Почему происходит снижение и потеря мотивации к обучению у школьников? Что с этим делать?»
Цель: создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у школьников.
Задачи:
формировать учебно-познавательные мотивы;
способствовать удержанию внутренней позиции ученика;
продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
формировать самосознание и адекватную самооценку;
обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
Рекомендации родителям по повышению уровня учебной мотивации у младших школьников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Личностные результаты:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- сформированность внутренней позиции ученика,
- возникновение эмоционально - положительного отношения к школе,
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- повышение мотивационной готовности школьников к обучению,
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- повышение уровня самооценки.
Критерии оценивания:
Целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств), качественная характеристика.
Достоинство наблюдения: позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания; педагог получает фактические сведения, а не мнения других. Наблюдение проводится согласно заданной карте наблюдения за особенностями личностного развития ребенка [3].
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/anketa-dlya-ocenki-urovnya-shkolnoy-motivacii-kl-metodika-n-g-luskanovoy-g-2639139.html, свободный (дата обращения: 20.05.2020). – Загл. с экрана.
Коррекционно – развивающая программа «Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2019/11/29/korrektsionnaya-programma-formirovanie-motivatsii-uchebnoy, свободный (дата обращения: 20.05.2020) – Загл. с экрана.
Оценка личностных результатов обучающихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/ocenka-lichnostnih-rezultatov-obuchayuschihsya-2236981.html, свободный (дата обращения: 20.05.2020). – Загл. с экрана.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой
Цель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Инструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»
Стимульный материал методики
1.Тебе нравится в школе?
-не очень
-нравится
-не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью
3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?
-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу
4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
-не нравится
-бывает по-разному
-нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы
7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?
-часто
-редко
-не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы
9.У тебя в классе много друзей?
-мало
-много
-нет друзей
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
-да
-не очень
-нет
Обработка результатов
- ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
- нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.) оценивается в один балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Интерпретация результатов
25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.