Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка старшей возрастной группы с диагнозом «Общее недоразвитие речи». (ОНР)
Индивидуальная карта
Фамилия, имя, отчество ребенка: Магомедов Ахмед Магомедович
Дата рождения 12.05.2011 г.р.
Дата поступления в речевую группу МКДОО №1: 01.09.2016
Поступил из общеразвивающей группы МКДОО №1
Медицинские сведения.
Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.
Психологическая характеристика
Мышление: образное.
Внимание: рассеянное.
Восприятие: носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.
Воображение: репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
Память: лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.
На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.
Поведение: ребенок спокойный, умеет управлять своим поведением.
Психомоторное развитие: характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.
Педагогическая характеристика: общительный, коммуникативный.
Социально-коммуникативное развитие: в пределах нормы.
Легко вступает в контакт с взрослыми: легко.
Взаимодействия со сверстниками: экстраверт.
Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.
Умение попросить о помощи: способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.
Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам: не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.
Физическое развитие.
Группа здоровья: 2-ая группа здоровья.
Уровень физической подготовки: средний.
Речевое развитие: слабо развито.
Артикуляционная моторика: нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.
Состояние просодической стороны речи: снижена интонационная выразительность.Снижен объём речевого дыхания.
Состояние звукопроизношения: полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности.
Звукослоговая структура слов: затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.
Состояние фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия.
Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов: различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями), формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Состояние экспрессивной речи: произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки. Диалогическая речь в основном развита.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии. Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.
Состояние грамматических процессов:
Словообразование: сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение: значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
Диагноз: ТНР, ОНР 2 уровень, стертая форма дизартрии.
Познавательное развитие: Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи.
Художественно-эстетическое: не всегда правильно выполняет работы по лепке и аппликации; трудности в создании предметного схематического рисунка по образцу.
Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки. Проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Не умеет правильно держать карандаш, кисть
Неровно рисует прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные линии. Планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого. Узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Музыкально-ритмические движения затруднены.
Мотивация к различным видам деятельности: потребность во внимании, доброжелательном отношении, выражение эмоций. Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.
Обучаемость: выраженная способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.
Особенности общения: без особенностей.
План индивидуального сопровождения ребенка в
2016 /2017 учебном году.
Медицинское:
- Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.
- Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.
- Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.
- Занятия физкультурой в носках.
Психологическое:
- Развитие познавательной активности.
- Развитие процессов мышления: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.
- Развитие навыков общения.
Логопедическое:
Артикуляционная моторика.
- Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.
- Упражнения для губ, для щек, для языка.
- Элементы массажа и самомассажа.
Просодическая сторона речи.
- Комплекс упражнений для развития силы голоса.
- Игры на звукоподражание, игры- драматизации,
- Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.
Звукопроизношение.
- Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш» , автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З».
- Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»
Звукослоговая структура слов.
- Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.
-Учить передавать ритмический рисунок слова.
- Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»
- Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.
Развитие фонематического восприятия.
- Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков.
- Подбор слов на заданный звук.
- Учить слышать заданный звук в ряду других звуков.
- Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.
Формирование экспрессивной речи.
- Развивать диалогическую речь.
- Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
- Учить составлять предложения из 2-3 слов.
- Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений.
- Заучивание стихов.
- Игры: «Придумай необычное существо» «Поиграем в Репку», «Помоги Колобку» «Волшебные очки».
Формирование грамматических процессов.
Словообразование.
- Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.
- Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме).
- Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.
- Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.
Словоизменение.
- Игра «Один – много».
-Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
- Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
- Игра «У кого похожая картинка?».
- Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
- Игра «Измени слово», закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
- Игра «С какого дерева упал листок?».
- Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
- «Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Педагогическое:
- Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
- Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
- Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
- Дидактические игры («Правда или нет»).
- Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
- Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
- Чтение художественной литературы;
- Дидактические игры природоведческого содержания;
- Уход за растениями в уголке природы и на участке.
Составила: Учитель - логопед МКДОУ № 1 Гамзатова А.А.
Заведующая МКДОУ № 1 Магомедова З.И.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
воспитанницы младшей группы
ФИО ребёнка: Магомедова Хадижат Годжоевна
Возраст: 3 года
Группа: младшая
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
План индивидуального сопровождения ребенка:
Месяц Неделя | Режимные моменты, цели, задачи ООД | Совместная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Ноябрь 1 неделя | Развитие слухового внимания, восприятие речевого слуха, Д/и «Кто как кричит?» | При одевании на улицу назвать, что изображено на шкафчике | Консультация- практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» |
2 неделя | Освоение речевых умений и навыков Д/и «Кто поет?» | Д/и «Кто у кого есть?» | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
3 неделя | Освоение в правильном употреблении названия детенышей животных Д/и «Кто есть у кого?» | Рассматривание картинок «Мам и малыши» | Поход в зоопарк |
4 неделя | Освоение связной речи при повторении текста, повторение текста стиха | Чтение стихотворения А.Барто «Зайка серенький сидит» | Повторение разученного стихотворения |
Декабрь 1 неделя | Развитие связного высказывания сначала совместно с воспитателем, затем самостоятельно проговаривая что оденем на прогулку | С-р/и «Оденем куклу Аминат на прогулку» | «Консультация «Развиваем логическое мышление» |
2 неделя | Развитие громкости, плавности речи. Игра «Ветерок» | | Беседа «Значение пальчиковых игр для детей» |
3 неделя | Обогащение качественного словаря, правильное названия предметов. Д/и «Картинки-половинки» | Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был? | Составить зимнюю композицию дома |
4 неделя | Подвести к составлению короткого рассказа, совместно с воспитателем, описание рассказ об игрушке | Демонстрация, рассматривание, описание петушка | Прослушивание и повторение песенки «Петя, Петя, Петушок» |
Январь 1 неделя | Учимся правильно мыть руки перед едой, декламируя потешку «Водичка, водичка!» | Д/и «Кто как кричит?» | Консультация «Математика – это интересно!» |
2 неделя | Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Д/и «Что в мешочке?» | Д/и «Картинки-половинки» | |
3 неделя | Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. Д/и «Что в мешочке?» | «Где постучали?», «Угадай, чей голосок» | Самодиагностика «Какой вы родитель?» |
4 неделя | Развивать мелкую моторику рук. Игра «Мозаика», сложить цветок и описать его | Пальчиковая игра «Я и моя семья» | |
Февраль 1 неделя | Прогулка «Что изменилось на участке?», упражнение «Покажи, как котенок лакает молоко?» | Презентация о животных «Кто есть кто» | Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» |
2 неделя | Повторить имена друзей- одногруппников ,коммуникационная игра «Ласковое имя» | Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, где ты был?» | |
3 неделя | Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. | Дыхательная гимнастика «Дровосек» | Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» |
4 неделя | Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. Упражнение «Ветерок» | | |
Март 1 неделя | Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). Д/и «Что звучит?» | Игра «Кто как поет?» | Консультация «Правильная речь родителей в семье, и вне дома» |
2 неделя | Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).Разучивание стихотворения А. Барто «Уронили Мишку на пол» | Чтение цикла стихотворений А.Барто | Чтение цикла стихотворений А.Барто |
3 неделя | Обогащать, расширять и активизировать словарный запас на основе представлений о предметах. «Картинки-половинки» | Игры «Жарко - холодно», «Быстро - медленно», «Весело - грустно» | Консультация «У меня игрушки есть, все их мне не перечесть» |
4 неделя | Учить осуществлять подбор действий к предмету, объекту. Игра «Выбери нужную картинку» | Игра «У кого такая картинка» | Пальчиковая гимнастика «Моя семья» |
Апрель 1 неделя | Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть). | Игра «Друг за другом» | |
2 неделя | Рассматривание сюжетной картины и игры (упражнения) на обогащение и активизацию словаря | Рассматривание картины «Весенний лес» | Советы родителям «Учим детей рассказывать» |
3 неделя | Знакомить с приемами словообразования существительных.Д/и «Кто чей малыш» | Игра «Найди друзей» | Домашнее задание «Поразмышляем, понаблюдаем, поиграем…» |
4 неделя | Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности. Упражнение «Мы веселые зверушки» | Театр «Теремок» | Чтение русской народной сказки «Теремок» |
Май 1 неделя | Формировать устойчивый интерес ребенка к литературе как к виду занятия. Разучивание стихотворения А.Барто «Лошадка» | Чтение цикла стихотворений А.Барто | Консультация для родителей «Вечерние игры» |
2 неделя | Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных. Д/и «Кто чей малыш?» | Рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» | Пальчиковая игра «Пять весёлых братьев» |
3 неделя | Способствовать формированию диалогической речи. Учить правильно, называть строительные детали и их цвета. «Какой предмет какого цвета?» | Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье» | Игра «В гости к нам» |
4 неделя | Учить рассматривать сюжетную картину, помогая определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Д/и «Что изменилось?» | Рассматривание картины «Дети играют в кубики» | Консультация «Как отвечать на детские вопросы?» |
Составила: Учитель - логопед МКДОУ № 1 Гамзатова А.А.
Заведующая МКДОУ № 1 Магомедова З.И.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
воспитанника средней группы
ФИО ребёнка: Абдулаев Гасан С.
Возраст: 4 года.
Группа: средняя
Трудности: Отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией, очень стесняется незнакомых людей.
Цель реализации ИОМ: Вызвать желание разговаривать, стимулировать активное звукоподражание, способствовать формированию позитивного отношения к детям и сотрудникам детского сада.
План индивидуального сопровождения ребенка:
Сентябрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья» 2. Лепка из соленого теста «Рыбки» |
Октябрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Прятки» 2. Рисование ладошкой «Веселые рыбки» |
Ноябрь | 1.Упражнение для развития артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул», «Зайку приняли за волка» 2. Дидактическая игра «Домашние животные» |
Декабрь | 1. Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик» 2. Дидактическая игра «Кто как кричит» 3. Упражнение «Покажи, как котенок молоко лакает» |
Январь | 1. Пальчиковая гимнастика «Капуста» 2.Упражнение для губ «Иголочка» 3.Дидактическая игра «Пуговицы и бантики» 4. Коммуникативная игра «Ласковое имя» |
Февраль | 1. Пальчиковая гимнастика «Повстречались» 2.Упражнениедля губ «Лошадка цокает копытом» 3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (развитие осязания) 4. Рисование пальчиком «Ласковое солнышко» |
Март | 1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики» 2. Артикуляционная гимнастика «Лягушка» 3. Дидактическая игра «Игрушки» 4. Рисование «Цветы» (Тампонирование) |
Апрель | 1. Пальчиковая гимнастика «Цыплята». 2. Артикуляционная гимнастика «Хоботок» 3. «Чудесный мешочек» (профессии) 4. Пластилинография «Ласковое солнышко» |
Май | 1. Пальчиковая гимнастика «Зайки» 2. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» 3. Коммуникативная игра «Ты-мое зеркало, я-твое зеркало» 4. Рисование «Одуванчик» (ватные палочки) |
Июнь | 1. Пальчиковая гимнастика 1, 2, 3, 4, 5 вышли пальчики гулять 2. Артикуляционная гимнастика «Месим тесто» 3. Дидактическая игра «Чей малыш» 4. Тесто - пластика «Солнышко лучистое» |
Июль | 1. Пальчиковая гимнастика «Два кулачка» 2. Артикуляционная гимнастика «Паровозик» 3. Дидактическая игра «Кто как кричит». 4. Аппликация обрыванием «На что похожи облака». |
Август | 1. Пальчиковая гимнастика «Дружная семья» 2. Артикуляционная гимнастика «Часики» 3. Дидактическая игра «Бантики», «Пуговки» 4. Рисование «Солнечные зайчики» |
Составила: Учитель - логопед МКДОУ № 1 Гамзатова А.А.
Заведующая МКДОУ № 1 Магомедова З.И.
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2017-2018 учебный год.
Для воспитанницы: Магомедова Фатима Магомедовна
Возраст ребенка: 5 лет
Социальная характеристика семьи | Большую роль в воспитании ребёнка играет участие мамы. |
Эссе на ребёнка | Фатима обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у девочки богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству. Она легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, любить инсценировать сказки, подражать голосам героев, передает содержание мультфильмов. |
Область одарённости ребёнка | Литературная и творческая. |
Формы сопровождения данного ребёнка | - занятия в малых группах. |
Группа сопровождения | - родители - воспитатели |
Рекомендации | Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Не делайте излишнего упора на занятии. Выделите ребенку место для его любимых занятий. Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции. В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. |
План индивидуального сопровождения ребенка:
Педагогическая коррекция |
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Вовлечение в специфические детские виды деятельности | -Литературная мастерская -Метод проекта -Исследовательская деятельность - Участие в конкурсах | в течение учебного года | Воспитатели, родители. |
Участие в творческих конкурсах | - Участие в литературных конкурсах | По мере желания ребёнка | воспитатели |
Применение технологий методик | - Образовательная методика "Добрые Сказки" | Сентябрь, январь,1 раз в неделю. | воспитатели |
- Введение в художественную литературу, пособие «Наши книжки» Чиндилова О.В., Баденова А.В. | Октябрь, февраль, май, 1 раз в неделю. |
- Ознакомление с окружающим миром, пособие «Здравствуй, мир!» Вахрушева А.А., Кочемасова Е.Е. | Ноябрь, март, 1 раз в неделю. |
-Пособие «Ты – словечко, я – словечко …» Курцева З.И., Ладыжеской Т.А. | Декабрь, апрель, июнь, 1 раз в неделю. |
Взаимодействие с социальными партнёрами | Посещение кукольного театра, детских библиотек, литературных выставок | 1 раз в квартал | родители |
Взаимодействие с семьей | «Как развивать уверенность» «Словесные формы позитивной оценки действий ребёнка» Беседы Консультации Поддержание интереса ребёнка, участие в конкурсах. Работа с портфолио. | По мере необходимости постоянно | воспитатель Родители, воспитатель Родители |
Составила: Учитель - логопед МКДОУ № 1 Гамзатова А.А.
Заведующая МКДОУ № 1 Магомедова З.И.