Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект-основа исследовательской деятельности студентов»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ-ОСНОВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Хакимова Л.С.
Россия, Челябинская область
ГБПОУ «Южно-Уральский агропромышленный колледж»
Современная жизнь и рынок труда требует от специалиста большой спектр не только предметных, но и личностных и коммуникативных универсальных действий. Будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Выпускники должны обладать такими навыками как умение грамотно говорить, аргументировать, доказывать, правильно преподносить свои результаты, применять знания на практике. Соответственно, возникает проблемы поиска новых средств, методов и технологий обучения. Меняется подход к обучению и воспитанию в целом. Компетентностно-ориентированное образование становится ответом системы образования на запросы общества и работодателей [3]. Проектная и исследовательская деятельность – и есть тот самый инструмент, который реализует запросы общества и требования ФГОС. Так что представляет собой проектная и исследовательская деятельность? Какие цели и задачи они преследуют? Что общего между индивидуальным проектом и исследовательской работой?
Проектная и исследовательская деятельность имеют свои особенности, но в целом обладают общей структурой. Рассмотрим критерии, объединяющие проектную и исследовательскую деятельность [1,2].
Таблица 1.
Общие черты проектно-исследовательской деятельности
в образовательном процессе
Критерии | Проектная деятельность | Исследовательская деятельность |
Цель | Создание условий для развития у обучающихся самостоятельности, творчества, ответственности и мотивации непрерывного образования. |
Задачи | 1.Умение самостоятельно работать с литературой, выделять и анализировать информацию из разных информационных источников 2.Владение основами самоконтроля, самооценки, 3.Развитие исследовательских умений и навыков 4.Принимать стандартные и нестандартные решения 5.Умение презентовать свою работу (Использовать информационно-коммуникационные технологии) 6.Умение организовывать совместное учебное сотрудничество (учатся работать в группе). 7. Умение планировать и организовывать свое рабочее время, выставлять приоритеты | 1.Умение работать с разными источниками информации 2.Овладение методами научного познания, углубленное и творческое усвоение учебного материала, умение применять теоретических знаний на практике 3. Обучение методике и средствам самостоятельного решения научных и технических задач и навыкам работы в научных коллективах; ознакомление с методами организации их работы; 4. Развитие у студентов умений грамотного оформления и представления научных результатов |
Практическая значимость | Имеют общую практическую ценность |
Структура | Титульный лист Содержание Введение Основная часть (теоретическая и практическая части) Заключение Источники Приложение | 1. Титульный лист 2. Содержание (Оглавление) 3. Введение 4. Основная 5. Заключение 6. Источники 7. Приложение |
Этапы работы | Выбор темы Формулировка проблемы, цели, задач работы Подготовка материалов к работе. Определение форм выражения итогов проектной работы Работа над проектом 6. .Оформление результатов. 7. Презентация 8. Рефлексия | Студент вместе с научным руководителем: Выбор темы; Формулировка проблемы; Определение объекта и предмета исследования; Гипотеза; Цель и задачи; Методы работы; Сбор и анализ литературы по теме; Подтверждается гипотеза или наоборот; Выводы и предложения; Публикация работы, если выявлена практическая ценность. |
Представление | Защита работы в итоговой конференции- выступление, презентация, представление продукта Рефлексия | Защита работы в итоговой конференции-выступление , презентация (стендовый доклад, или иные формы) Рефлексия |
Какие компетенции развивает | 1.Ценностно-смысловые 2.Общекультурные 3Учебно-познавательные 4.Информационные 5. Коммуникативные 6.Социально-трудовые |
Таким образом, индивидуальный проект является основой для научно-исследовательской деятельности студентов. В том числе проектная деятельность закладывает основные навыки работы студентов над курсовыми и дипломными квалификационными работами.
Список информационных источников:
1.https://ipk74.ru/upload/iblock/2c4/2c4f99d0d0cfc552bac19339d76489dd.pdf
2. Галеева Н. Л. Интегрированные декады: Планирование, организация, содержание.- М.:5 за знания, 2017.-96с.- (методическая библиотека)
3. Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров/ЧИППКРО.-М.; Челябинск, 2018.-354 с.