Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
Научное общество учащихся «Первые шаги в науку»
Создание электронного справочника объектов всемирного природного и культурного наследия России.
Проект
Секция «География»
Крылов Роман Михайлович,
ученик 9б класса
Руководитель проекта:
Зорина Наталья Николаевна, учитель биологии и географии
г. Шахунья
2022 г.
Содержание:
Краткая аннотация проекта (введение).............................................................3
Обоснование необходимости проекта..............................................................4
Цели и задачи проекта........................................................................................5
Основное содержание проекта..........................................................................6
Ресурсы...............................................................................................................11
Партнеры............................................................................................................12
Целевая аудитория............................................................................................14
План реализации проекта.................................................................................15
Ожидаемые результаты и (или) социальный эффект...................................16
Перспективы дальнейшего развития проекта................................................17
Литература.........................................................................................................18
Приложение 1 Карта географического расположения объектов…………..19
Краткая аннотация проекта (введение)
Проект «Создание электронного справочника объектов всемирного природного и культурного наследия России» направлен на отбор, составление и распространение информации об объектах всемирного природного и культурного наследия России.
Электронный справочник создан для учащихся 1-11 классов и их родителей, учителей МБОУ «Гимназия», жителей г. Шахунья и предполагает ознакомление с информацией об объектах всемирного природного и культурного наследия России. Данная информация поможет выбрать цель путешествия, расширить свой кругозор и привить любовь к Родине и бережному отношению к природе, а так – же побудить интерес к изучению родной истории.
Обоснование необходимости проекта
Тема моей работы очень актуальна в настоящее время. Туристическая отрасль – одна из тех отраслей российской экономики, которая в числе первых попала под удар новой коронавирусной инфекции. Речь идет об ударе не только вирусном, медицинском – ведь первая вспышка заболеваемости в России стала последствием возвращения граждан из зарубежных путешествий, но и ударе финансовом – из-за распространения COVID-19 по всему миру текущие туры пришлось прервать, а запланированные на более поздний срок – отменить или перенести. Большинство зарубежных стран было закрыто для российских туристов.
Соотечественники стали чаще путешествовать по России. Поскольку большую часть своих туристических поездок россияне организуют индивидуально без помощи туристических фирм, я и предлагаю обобщить информацию о наиболее привлекательных и полезных местах для отдыха. Как известно, наша страна имеет богатое культурное наследие – материальную и духовную культуру, созданную прошлыми поколениями, выдержавшую испытания временем. Чтобы прикоснуться к историческим памятникам, которые хранят в себе настроения людей того времени, можно организовать поездку в эти места.
Поэтому я решил создать электронный справочник «Объекты всемирного природного и культурного наследия России».
Цели и задачи проекта
Цель проекта: создать электронный справочник по теме «Объекты всемирного природного и культурного наследия России».
Задачи проекта:
1. Собрать информацию об объектах всемирного природного и культурного наследия России.
2. Осуществить отбор нужной информации для создания электронного справочника.
3. Создать электронный справочник по теме «Объекты всемирного природного и культурного наследия России».
4. Распространить электронный справочник среди учащихся, родителей, педагогов Гимназии, жителей г. Шахунья.
Основное содержание проекта
1.1. Что такое ЮНЕСКО?
Организация Объединенных Наций учредила ЮНЕСКО - это особое подразделение по вопросам образования, науки и культуры. ЮНЕСКО ведет проекты в 5 основных категориях: образование, естественные науки, социальные и гуманитарные науки, культура, коммуникация и информация. Всемирное наследие ЮНЕСКО относится к сфере культуры. В 1972 ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.).
А всемирное наследие – это природные или созданные человеком объекты, над которыми ЮНЕСКО берет шефство и делает все, чтобы их сохранить и сделать популярными. Ратифицировали конвенцию в начале 1992 года 123 страны-участника, в их числе Россия.
1.2. Какие именно объекты попадают в Список?
Чтобы попасть в список, объект должен быть признан «как имеющий выдающуюся мировую ценность». Это означает, что он настолько исключителен в культурном или природном плане, что его значимость выходит даже за пределы национальных границ, и объект ценен для всего человечества.
Конвенция делит такое наследие на три больших категории: культурное, природное и смешанное.
1.3. А какие преимущества дает статус объекта всемирного наследия?
Главная цель Списка всемирного наследия – сделать известными уникальные объекты, а также защитить их и помочь в восстановлении. Вот преимущества, которые дает статус объекта всемирного наследия (по крайней мере, так протоколируют в ЮНЕСКО):
- помогает сохранить целостность достопримечательностей. Конечно, в первую очередь каждое государство само обязано сохранять свое наследие, но не всегда это возможно в силу финансовых и культурных обстоятельств, или вообще не является приоритетом. Тогда ЮНЕСКО может профинансировать и помочь проконтролировать процедуры по сохранению и восстановлению наследия;
- повышает престиж территорий, где находится объект и делает известными не самые приметные на мировой арене страны;
- помогает привлечь туристов в конкретное место, а в случае с природным наследием – развить альтернативные виды туризма, например, экологический;
- позволяет расставить финансовые приоритеты в поддержке объектов культурного и природного наследия, которые поступают из Фонда всемирного наследия и из казны государства. Кстати, став участницей Конвенции, страна обязуется вкладываться в свои объекты.
Объект постоянно мониторят и контролируют состояние его сохранности.
И последнее из очевидного – включение объектов в список Всемирного наследия стимулирует местную экономику через туризм.
1.4 Российские объекты всемирного наследия
В настоящее время на территории Российской Федерации расположен 31 объект всемирного наследия: 20 объектов культурного (имеют в Списке всемирного наследия буквенное обозначение С – cultural) и 11 объектов природного (обозначаются буквой N – natural) наследия.
Три из них являются трансграничными, т.е. расположенными на территории нескольких государств: Куршская коса (Литва, Российская Федерация), Убсунурская котловина (Монголия, Российская Федерация), Геодезическая дуга Струве (Беларусь, Латвия, Литва, Норвегия, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина, Финляндия, Швеция, Эстония)1
Первые объекты – «Исторический центр Санкт‑Петербурга и связанные с ним группы памятников», «Кижский Погост», «Московский Кремль и Красная площадь» – включены в Список всемирного наследия на 14-й сессии Комитета всемирного наследия, прошедшей в 1990 году в канадском городе Банфф.
________________
1 См. Приложение 1 Карта географического расположения объектов
2. Результаты опроса «Знаешь ли ты об объектах всемирного культурного и природного наследия России?».
В опросе приняли участие 15 учеников 9 б класса.
1. Нравится ли тебе путешествовать?
2. Знаешь ли ты об объектах всемирного культурного и природного наследия России?
3. Хотел бы ты посетить эти объекты?
4. Интересно ли тебе узнать информацию об этих объектах?
По результатам опроса все ученики любят путешествовать. Только 7 человек знают об объектах всемирного культурного и природного наследия России. 13 человек хотели бы ты посетить эти места. Таким образом, ученики 9б класса частично осведомлены об объектах всемирного культурного и природного наследия России. Поэтому им необходимо напомнить об этих объектах.
Ресурсы
Ресурсы проекта - это совокупность условий, которые дают возможность достичь цели.
1. Человеческие ресурсы (мои силы, помощь мамы и научного руководителя).
2. Временные ресурсы (время, затраченное на создание проекта и продукта).
3. Материальные ресурсы (оборудование, техника, деньги).
4. Информационные ресурсы (учебная литература, интернет-ресурсы).
На выполнение проекта и создание продукта потребовалось 2 месяца.
Партнеры
Целевая аудитория
1. Ученики Гимназии.
2. Родители учеников.
3. Работники Гимназии.
4. Жители г. Шахунья
План реализации проекта
Этап работы над проектом | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Дата фактически | Подпись руководителя |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающегося. Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. | сентябрь-октябрь | октябрь | |
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач. Определение последовательности и сроков работы. | ноябрь-декабрь | декабрь | |
Достигнутый результат | Самостоятельная работа. Оформление электронного справочника. | январь-март | февраль-март | |
Защита | Окончательное оформление проекта для защиты. | март-апрель | апрель | |
Ожидаемые результаты и (или) социальный эффект
Реализация проекта приведет к тому, что жители г. Шахунья будут информированы об Объектах всемирного природного и культурного наследия России и смогут выбрать цель путешествия. Вся информация об Объектах всемирного природного и культурного наследия России размещена в электронном справочнике, поэтому людям не нужно искать информацию. Она у них будет всегда под рукой. Они смогут поделиться этой информацией с другими людьми.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект может быть реализован в дальнейшем при обучении в других учебных заведениях. Электронный справочник может тиражироваться и раздаваться населению г. Шахунья и соседних районов.
Литература
Алексеев А.И. География. 9 класс. - М.: Просвещение, 2019
Ануфриев Г.А. Научные исследования и состояние природных комплексов заповедников и национальных парков ассоциации «Средняя Волга», 1999
М.А. Ильин Архитектурные памятники Подмосковья. Издательство «Аврора», 2007
Интернет-ресурсы:
https://kgiop.gov.spb.ru/nasledie/rossijskie-obekty-vsemirnogo-naslediya/
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/854087
https://ru.unesco.org/about-us/introducing-unesco
Приложение 1
Карта географического расположения объектов