СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный прогресс ученика на материале предметной области "Русский язык". Разноуровневые задания.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В статье представлены задания,  позволяющие увидеть индивидуальный прогресс ученика на материале предметной области "Русский язык". Задания к разделу "Морфемика и словообразование" напрямую связаны с темами школьного курса русского языка, показывают иную логику освоения предмета: от действий с языковым материалом по заданному образцу к свободному владению языковыми средствами для решения  исследовательских задач.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный прогресс ученика на материале предметной области "Русский язык". Разноуровневые задания.»

Индивидуальный прогресс ученика

на материале предметной области «Русский язык»

Новые федеральные государственные стандарты образования сделали актуальной оценку индивидуального прогресса учеников. Сегодня сочетание индивидуальный прогресс понимается очень широко – практически как любое продвижение ученика относительно собственных результатов. Предметом измерений является не объём усвоенной информации и не темп изучения программ, а качественные изменения компетенций учащегося – новые ресурсы, которые у него появляются (или не появляются), уровни освоения культурного действия, которыми он овладевает (или не овладевает), другими словами, индивидуальный прогресс учеников. Что это за уровни?

Первый уровень – это прямое воспроизведение учеников того, чему его учили. В той же форме, по освоенному образцу, с опорой на внешнюю сторону действия.

Второй уровень – выделение общего способа действия, его основания, когда важна не внешняя форма, а суть, принцип. На этом уровне ученик может действовать правильно, когда ситуация и языковой материал незнакомы, часто вопреки привычным представлениям и «зашумлениям».

На третьем уровне обобщённый способ действия превращается в личный ресурс ученика – средство, с помощью которого он может решать бесконечное разнообразие учебных и практических задач. При этом он понимает границу освоенного способа действия, на которой от известного правильного способа нужно отказаться и так или иначе его преобразовать.

Примеры уровневых заданий.

1 уровень.

Обведите номера слов, которые разделены на морфемы правильно.

  1. дом-ищ-е

  2. перемен-к-а

  3. гриб -очк-и

  4. осен-ня-я

2 уровень

Прочитайте текст. Разберите по составу выделенное слово.

Кое-где прорезает крепость елового леса речка или ручей с сырыми кочковатыми берегами. А то вдруг ляжет среди добрых ельников суболоть – сосновый лес на болоте.

3 уровень

Прочитайте текст.

Отец колол дрова, а его пятилетний сын Вася носил их по одному в поленницу и каждый раз говорил, что несёт «колено». «Растёт парень, а давно ли с коленей не слезал!»- удивлялся отец.

  • Разберите по составу слово колено с учётом того, как его понимает Вася.

  • Разберите по составу слово колено из фразы Васиного папы.



В задании первого уровня все знакомо: привычная форма задания, регулярная словообразовательная модель, морфемы, которые ученик может выделить, «узнав в лицо».

В задании второго уровня слово суболоть ученику незнакомо, с приставкой су- на уроках он тоже не сталкивался. Но если он владеет общим способом анализа состава слова, то по контексту выделит корень – болот- и приставку су-, сопоставив неизвестную суболоть с известным сустав, сумрак.

В задании третьего уровня ребенок должен выйти за границы своего речевого опыта, увидеть, что одно и тоже слово в разных ситуациях для разных говорящих может иметь разное значение и разную структуру. Ему нужно восстановить по контексту новую словообразовательную модель и новый смысл, который в ней заложен. В данном случае ученик должен понять, что если папа употребляет слово колено в стандартном значении («часть ноги»), то оно для него состоит из корня колен- и окончания –о. Вася же употребляет это слово вместо слова полено как производное от колоть – «то, что колют». Следовательно, для него это слово членится на корень кол-, суффикс –ен- и окончание –о.

Определить уровень освоения учеником предметных действий и управлять их формированием позволяют специально сконструированные системы заданий – уровневые задачи. При помощи таких задач можно определить , какое предметное средство (правило, общий способ, ключевую идею) уже освоили или еще осваивают ученики.

Выделение уровней освоения действия позволяет видеть растущее мастерство ученика, которое проявляется в перестройке его действия (действие ребёнка прогрессирует, развивается). При этом прогресс может быть линейным и уровневым. В первом случае ребенок правильно решает все больше заданий одного и того же уровня. Во втором он переходит с одной ступени владения предметным средством на другую, более высокую.



Морфемика и словообразование. Разбор слова по составу и значения морфем.

Примеры уровневых заданий.

1 уровень.

    1. Прочитайте предложение. Разберите по составу слово накопитель.

Флеш – накопитель имеет объём памяти 1 Гб, на нём можно хранить около 1000 фотографий или 250 песен.



Подсказка 1

Для того, чтобы правильно определить, из каких частей состоит слово, надо объяснить его через более простое по количеству морфем однокоренное слово, а затем посмотреть, встречается ли эта часть слова в других родственных словах. Например, летчик – тот, кто летает (полёт, самолёт, взлететь и т.п.)

Подсказка 2

1

2

3

4

5

нет накопителя

отбеливатель

копить

скопить

скапливаться

повернуться к накопителю

проигрыватель

копилка

подкопить

накапливать

пользоваться

накопителем

обогреватель

скопление

прикопить



осветитель

накопление



Ответ: НАКОПИТЕЛЬ (в слове накопитель выделены приставка на- , корень –коп-, суффикс –и-, суффикс – тель – и нулевое окончание)

2 уровень

2-1. В каких словах суффикс имеет то же значение, что и суффикс – тель в слове накопитель из задания 1-1? Запишите номер колонки в пустой квадрат.



1

2

3

4

водитель

учитель

строитель

подъёмник

кипятильник

приёмник

накопить

скопить

информация

компьютер

ноутбук







Ответ: выбрана колонка №2.

Комментарий. Во второй колонке приведены слова с суффиксом – ник, который имеет такое же значение, как и суффикс – тель в слове накопитель («предмет, которым что-то делают»). Это суффиксы- синонимы: у них одно и тоже значение, но разная форма выражения этого значения.

3 уровень

3-1. Восстановите пропущенное слово.

Не выключая пылесоса, Карлсон начал вытаскивать занавески, но тщетно – пылесос решительно не хотел их отдавать.

- Зря упираешься, - сказал Карлсон пылесосу. – Ты имеешь дело с Карлсоном, который живёт на крыше, - с лучшим в мире __________________________________ занавесок.

(А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)

Ответ: с лучшим в мире вытаскивателем занавесок.

Значение корня (однокоренные слова)

Примеры уровневых заданий.

  1. уровень ( 2 уровень)

    1. Прочитайте фрагмент рассказа Веры Чаплиной «Фомка – белый медвежонок». Выпишите однокоренные слова.

Фомка уже понимал, когда приземляется самолёт, соскакивал с кресла и занимал место около двери. А как он спешил выскочить, когда открывали её! Кубарем скатывался он с крутой лесенки на землю, и вот тут-то начинались его игры. Фомка без удержу катался по траве, переворачивался на спину, на живот или ловил свою заднюю лапу, обхватывал её и боролся сам с собой.

____________________________________________________________________________________

Ответ: приземлялся – по земле, скатывался – катался (данные ответы ученика говорят о сформированных действиях первого уровня – умеет действовать по образцу);

соскакивал – выскочить, понимал – занимал (если ребенок видит, что однокоренными являются слова, в которых есть чередование в корне, и слова со связанным корнем, то он усвоил это действие на втором уровне – умеет выделять существенное)

2 уровень

2-1. Прочитайте текст.

Донник любит засушливые степи. Когда – то вся не тронутая плугом придонская степь пахла медвяным донником.

Говорят, что в Сибирь донник тоже пришёл вместе с донскими казаками, сподвижниками Ермака. Прежде он в тех краях не рос.

А может, название у него вовсе и не от Дона? Может, так нарекли его потому, что растёт он на дне? Ничего подобного. Он любит солнце, свет, простор, а там, куда приходит, и землю обновляет, и пески закрепляет.

Дело-то, оказывается, вот в чём. У древних славян днами назывались болезни, а донник (как и тысячелистник) – отличный лекарь. Вот и дали ему имя донная трава. Из листьев и цветов донника готовили мелилотный (зеленый) пластырь.

(В. Моложавенко «Тайна красоты»)

  • Автор текста предлагает три способа толкования значения слова донник. Запишите их.

  1. Донник – это ___________________________________________________________.

  2. Донник – это ___________________________________________________________.

  3. Донник – это ___________________________________________________________.

  • В каком случае слово придонская будет однокоренным к слову донник?

___________________________________________________________________________

Ответ: В одном толковании значения слова донник есть указание на то, что название травы связано с рекой Дон (в Сибири донник появился вместе с донскими казаками). Например, донник – это трава, которая появилась в Сибири с берегов Дона.

В другом толковании значения слова донник есть указание на то, что название травы связано с болезнью. Например, донник – это трава для лечения болезней («днами назывались болезни»).

В третьем толковании есть указание на то, что трава растёт на дне.

Слово придонская будет однокоренным к слову донник, если оно имеет первое значение ( « трава с берегов Дона»).

3 уровень

3-1. Прочитайте текст.



Первая группа вулканологов высадилась вблизи извержения через несколько часов. Был там форменный ливень из шлака и пепла. Пять суток носа нельзя было высунуть из палаток. Но засыпало, надо было откапываться. Откапывались. Насыпали бугры из песка. Переносили палатки на эти бугры. А через сутки их снова надо было откапывать. Еда, сон и всё остальное – пополам с пеплом.

(В. Песков «Чаепитие у Толбачика»)

  • Придумайте к этому тексту разные заголовки из одного слова, которое будет однокоренным слову пепел. Запишите их.

Заголовок 1. ____________________________________

Заголовок 2. ____________________________________

Заголовок 3. ____________________________________

Ответ: в словах, предложенных в качестве заголовков, должен быть корень пепел (пепл-). Например: пеплопад, пеплоливень, пеплобуря и т.п.



Используемая литература. Рябинина Л.А. «Русский язык для уверенных пользователей», 2015 г.