Индивидуальный прогресс ученика
на материале предметной области «Русский язык»
Новые федеральные государственные стандарты образования сделали актуальной оценку индивидуального прогресса учеников. Сегодня сочетание индивидуальный прогресс понимается очень широко – практически как любое продвижение ученика относительно собственных результатов. Предметом измерений является не объём усвоенной информации и не темп изучения программ, а качественные изменения компетенций учащегося – новые ресурсы, которые у него появляются (или не появляются), уровни освоения культурного действия, которыми он овладевает (или не овладевает), другими словами, индивидуальный прогресс учеников. Что это за уровни?
Первый уровень – это прямое воспроизведение учеников того, чему его учили. В той же форме, по освоенному образцу, с опорой на внешнюю сторону действия.
Второй уровень – выделение общего способа действия, его основания, когда важна не внешняя форма, а суть, принцип. На этом уровне ученик может действовать правильно, когда ситуация и языковой материал незнакомы, часто вопреки привычным представлениям и «зашумлениям».
На третьем уровне обобщённый способ действия превращается в личный ресурс ученика – средство, с помощью которого он может решать бесконечное разнообразие учебных и практических задач. При этом он понимает границу освоенного способа действия, на которой от известного правильного способа нужно отказаться и так или иначе его преобразовать.
Примеры уровневых заданий.
1 уровень.
Обведите номера слов, которые разделены на морфемы правильно. дом-ищ-е перемен-к-а гриб -очк-и осен-ня-я |
2 уровень
Прочитайте текст. Разберите по составу выделенное слово. Кое-где прорезает крепость елового леса речка или ручей с сырыми кочковатыми берегами. А то вдруг ляжет среди добрых ельников суболоть – сосновый лес на болоте. |
3 уровень
Прочитайте текст. Отец колол дрова, а его пятилетний сын Вася носил их по одному в поленницу и каждый раз говорил, что несёт «колено». «Растёт парень, а давно ли с коленей не слезал!»- удивлялся отец. Разберите по составу слово колено с учётом того, как его понимает Вася. Разберите по составу слово колено из фразы Васиного папы. |
В задании первого уровня все знакомо: привычная форма задания, регулярная словообразовательная модель, морфемы, которые ученик может выделить, «узнав в лицо».
В задании второго уровня слово суболоть ученику незнакомо, с приставкой су- на уроках он тоже не сталкивался. Но если он владеет общим способом анализа состава слова, то по контексту выделит корень – болот- и приставку су-, сопоставив неизвестную суболоть с известным сустав, сумрак.
В задании третьего уровня ребенок должен выйти за границы своего речевого опыта, увидеть, что одно и тоже слово в разных ситуациях для разных говорящих может иметь разное значение и разную структуру. Ему нужно восстановить по контексту новую словообразовательную модель и новый смысл, который в ней заложен. В данном случае ученик должен понять, что если папа употребляет слово колено в стандартном значении («часть ноги»), то оно для него состоит из корня колен- и окончания –о. Вася же употребляет это слово вместо слова полено как производное от колоть – «то, что колют». Следовательно, для него это слово членится на корень кол-, суффикс –ен- и окончание –о.
Определить уровень освоения учеником предметных действий и управлять их формированием позволяют специально сконструированные системы заданий – уровневые задачи. При помощи таких задач можно определить , какое предметное средство (правило, общий способ, ключевую идею) уже освоили или еще осваивают ученики.
Выделение уровней освоения действия позволяет видеть растущее мастерство ученика, которое проявляется в перестройке его действия (действие ребёнка прогрессирует, развивается). При этом прогресс может быть линейным и уровневым. В первом случае ребенок правильно решает все больше заданий одного и того же уровня. Во втором он переходит с одной ступени владения предметным средством на другую, более высокую.
Морфемика и словообразование. Разбор слова по составу и значения морфем.
Примеры уровневых заданий.
1 уровень.
Прочитайте предложение. Разберите по составу слово накопитель. Флеш – накопитель имеет объём памяти 1 Гб, на нём можно хранить около 1000 фотографий или 250 песен. |
Подсказка 1
Для того, чтобы правильно определить, из каких частей состоит слово, надо объяснить его через более простое по количеству морфем однокоренное слово, а затем посмотреть, встречается ли эта часть слова в других родственных словах. Например, летчик – тот, кто летает (полёт, самолёт, взлететь и т.п.)
Подсказка 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
нет накопителя | отбеливатель | копить | скопить | скапливаться |
повернуться к накопителю | проигрыватель | копилка | подкопить | накапливать |
пользоваться накопителем | обогреватель | скопление | прикопить | |
| осветитель | накопление | | |
Ответ: НАКОПИТЕЛЬ (в слове накопитель выделены приставка на- , корень –коп-, суффикс –и-, суффикс – тель – и нулевое окончание)
2 уровень
2-1. В каких словах суффикс имеет то же значение, что и суффикс – тель в слове накопитель из задания 1-1? Запишите номер колонки в пустой квадрат. |
1 | 2 | 3 | 4 | водитель учитель строитель | подъёмник кипятильник приёмник | накопить скопить | информация компьютер ноутбук |
|
Ответ: выбрана колонка №2.
Комментарий. Во второй колонке приведены слова с суффиксом – ник, который имеет такое же значение, как и суффикс – тель в слове накопитель («предмет, которым что-то делают»). Это суффиксы- синонимы: у них одно и тоже значение, но разная форма выражения этого значения.
3 уровень
3-1. Восстановите пропущенное слово. Не выключая пылесоса, Карлсон начал вытаскивать занавески, но тщетно – пылесос решительно не хотел их отдавать. - Зря упираешься, - сказал Карлсон пылесосу. – Ты имеешь дело с Карлсоном, который живёт на крыше, - с лучшим в мире __________________________________ занавесок. (А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне») |
Ответ: с лучшим в мире вытаскивателем занавесок.
Значение корня (однокоренные слова)
Примеры уровневых заданий.
уровень ( 2 уровень)
Прочитайте фрагмент рассказа Веры Чаплиной «Фомка – белый медвежонок». Выпишите однокоренные слова. Фомка уже понимал, когда приземляется самолёт, соскакивал с кресла и занимал место около двери. А как он спешил выскочить, когда открывали её! Кубарем скатывался он с крутой лесенки на землю, и вот тут-то начинались его игры. Фомка без удержу катался по траве, переворачивался на спину, на живот или ловил свою заднюю лапу, обхватывал её и боролся сам с собой. ____________________________________________________________________________________ |
Ответ: приземлялся – по земле, скатывался – катался (данные ответы ученика говорят о сформированных действиях первого уровня – умеет действовать по образцу);
соскакивал – выскочить, понимал – занимал (если ребенок видит, что однокоренными являются слова, в которых есть чередование в корне, и слова со связанным корнем, то он усвоил это действие на втором уровне – умеет выделять существенное)
2 уровень
2-1. Прочитайте текст. Донник любит засушливые степи. Когда – то вся не тронутая плугом придонская степь пахла медвяным донником. Говорят, что в Сибирь донник тоже пришёл вместе с донскими казаками, сподвижниками Ермака. Прежде он в тех краях не рос. А может, название у него вовсе и не от Дона? Может, так нарекли его потому, что растёт он на дне? Ничего подобного. Он любит солнце, свет, простор, а там, куда приходит, и землю обновляет, и пески закрепляет. Дело-то, оказывается, вот в чём. У древних славян днами назывались болезни, а донник (как и тысячелистник) – отличный лекарь. Вот и дали ему имя донная трава. Из листьев и цветов донника готовили мелилотный (зеленый) пластырь. (В. Моложавенко «Тайна красоты») Донник – это ___________________________________________________________. Донник – это ___________________________________________________________. Донник – это ___________________________________________________________. ___________________________________________________________________________ |
Ответ: В одном толковании значения слова донник есть указание на то, что название травы связано с рекой Дон (в Сибири донник появился вместе с донскими казаками). Например, донник – это трава, которая появилась в Сибири с берегов Дона.
В другом толковании значения слова донник есть указание на то, что название травы связано с болезнью. Например, донник – это трава для лечения болезней («днами назывались болезни»).
В третьем толковании есть указание на то, что трава растёт на дне.
Слово придонская будет однокоренным к слову донник, если оно имеет первое значение ( « трава с берегов Дона»).
3 уровень
3-1. Прочитайте текст.
Первая группа вулканологов высадилась вблизи извержения через несколько часов. Был там форменный ливень из шлака и пепла. Пять суток носа нельзя было высунуть из палаток. Но засыпало, надо было откапываться. Откапывались. Насыпали бугры из песка. Переносили палатки на эти бугры. А через сутки их снова надо было откапывать. Еда, сон и всё остальное – пополам с пеплом. (В. Песков «Чаепитие у Толбачика») Заголовок 1. ____________________________________ Заголовок 2. ____________________________________ Заголовок 3. ____________________________________ |
Ответ: в словах, предложенных в качестве заголовков, должен быть корень пепел (пепл-). Например: пеплопад, пеплоливень, пеплобуря и т.п.
Используемая литература. Рябинина Л.А. «Русский язык для уверенных пользователей», 2015 г.