СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация и знания

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация. Свойства информации.Предмет информатика. ПТБ в кабинете информатики

Просмотр содержимого документа
«Информация и знания»

Тема: Роль информации в жизни человека Информация  и знания. Предмет информатика.

Тема: Роль информации в жизни человека

Информация

и знания.

Предмет

информатика.

Несколько определений понятия «информация» Термин «информация» произошел от латинского «informatio», что в переводе означает – изложение, разъяснение, рассуждение.

Несколько определений понятия «информация»

  • Термин «информация» произошел от латинского «informatio», что в переводе означает – изложение, разъяснение, рассуждение.

 Информация – это отражение реального мира с помощью знаков и сигналов.

Информация – это отражение реального мира с помощью знаков и сигналов.

Информация передается в виде сообщений. Сообщение – это форма каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.д.
  • Информация передается в виде сообщений.
  • Сообщение – это форма каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.д.
ИНФОРМАЦИЯ  –  это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, людей с которыми мы общаемся.

ИНФОРМАЦИЯ это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, людей с которыми мы общаемся.

Информация – это обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
  • Информация – это обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Получение информация уменьшает неопределенность знаний.   Полученная информация позволяет человеку получить сведения об объекте (предмете, явлении или процессе)
  • Получение информация уменьшает неопределенность знаний.

Полученная информация позволяет человеку получить сведения об объекте (предмете, явлении или процессе)

Чем данные отличаются от информации? Данные – это результаты наблюдений за объектами и явлениями, которые по каким-либо причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использоваться в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию. Информация – это используемые данные.

Чем данные отличаются от информации?

  • Данные – это результаты наблюдений за объектами и явлениями, которые по каким-либо причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использоваться в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию.
  • Информация – это используемые данные.
Примеры информации и данных. Справочник по высшей математике – эта книга для математика является источником информации, а для биолога или филолога окажется непонятной и поэтому всё, что в ней написано будет данными для этих специалистов

Примеры информации и данных.

  • Справочник по высшей математике – эта книга для математика является источником информации, а для биолога или филолога окажется непонятной и поэтому всё, что в ней написано будет данными для этих специалистов
достоверность актуальность репрезентативность . Свойства информации : адекватность , полнота  Доступность (ясность)  ценность

достоверность

актуальность

репрезентативность .

Свойства

информации :

адекватность ,

полнота

Доступность

(ясность)

ценность

Достоверная информация соответствует реальности.

Достоверная информация соответствует реальности.

Ценность  - определяется объектом, о котором идет речь в суждении.

Ценность

- определяется объектом, о котором идет речь в суждении.

Полной информации хватает для того, чтобы сделать выводы или принять решения.

Полной информации

  • хватает для того, чтобы сделать выводы или принять решения.
Ясная информация представлена на понятном языке,

Ясная информация

представлена на понятном языке,

актуальность – это своевременность информации.

актуальность

– это своевременность информации.

Адекватность – это соответствие описания (информационной модели) реальному объекту или явлению.

Адекватность

– это соответствие описания (информационной модели) реальному объекту или явлению.

Репрезентативность – это правильный выбор информации из различных источников для получения достоверной, ценной, актуальной и т.д. информации.

Репрезентативность

– это правильный выбор информации из различных источников для получения достоверной, ценной, актуальной и т.д. информации.

Единицей измерения информации является бит. 1 бит информации уменьшает неопределенность знаний в 2 раза. 1 бит в ячейке памяти это 1 или 0. Информация о том, что произошло одно из двух равновероятных событий = 1 биту.
  • Единицей измерения информации является бит.
  • 1 бит информации уменьшает неопределенность знаний в 2 раза.
  • 1 бит в ячейке памяти это 1 или 0.
  • Информация о том, что произошло одно из двух равновероятных событий = 1 биту.
Мир, окружающий нас вещество энергия информация

Мир, окружающий нас

вещество

энергия

информация

Какие из представленных объектов и явлений являются веществом : Книга  – Сочинение  Конфета Снег  – Звонок телефона

Какие из представленных объектов и явлений являются веществом :

Книга

Сочинение

Конфета

Снег

Звонок телефона

Какие из представленных объектов и явлений являются энергией : Книга – Сочинение –  Атомный взрыв Звонок телефона – Горение бумаги 

Какие из представленных объектов и явлений являются энергией :

Книга

Сочинение

Атомный взрыв

Звонок телефона

Горение бумаги

МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК  РЕАЛЬНЫЙ МИР Представления человека о реальном мире Научные знания ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ НАУКИ       МАТЕМАТИКА Социальные Природные процессы процессы   ИНФОРМАТИКА Информационные процессы

МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК

РЕАЛЬНЫЙ МИР

Представления

человека

о реальном мире

Научные знания

ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

НАУКИ

НАУКИ

МАТЕМАТИКА

Социальные

Природные

процессы

процессы

ИНФОРМАТИКА

Информационные

процессы

ИКТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ  ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ  делопроизводство  отраслевые информационные  системы  автоматизированные системы  управления  геоинформационные системы НАУКА компьютерное моделирование электронные библиотеки ЭВМ в управлении экспериментом икт СМИ  информационные службы ИНТЕРНЕТ  цифровое телевидение ОБРАЗОВАНИЕ  образовательные электронные издания  информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ  дистанционное обучение ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОТДЫХ и пр.

ИКТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

  • делопроизводство
  • отраслевые информационные

системы

  • автоматизированные системы

управления

  • геоинформационные системы

НАУКА

  • компьютерное моделирование
  • электронные библиотеки
  • ЭВМ в управлении экспериментом

икт

СМИ

  • информационные службы ИНТЕРНЕТ
  • цифровое телевидение

ОБРАЗОВАНИЕ

  • образовательные электронные издания
  • информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ
  • дистанционное обучение

ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОТДЫХ и пр.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»  Формирование основ научного мировоззрения  (формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира) Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией  (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс) Овладение средствами ИКТ, формирование основ информационно-коммуникационной компетентности  (подготовка к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации с использованием ИКТ) Освоение правовых и этических норм поведения человека в информационной сфере деятельности Информация и информационные процессы Компьютер Информационные модели Алгоритмы и программы Информационные и коммуникационные технологии Социальная информатика

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

  • Формирование основ научного мировоззрения (формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира)
  • Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс)
  • Овладение средствами ИКТ, формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (подготовка к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации с использованием ИКТ)
  • Освоение правовых и этических норм поведения человека в информационной сфере деятельности

Информация

и информационные

процессы

Компьютер

Информационные

модели

Алгоритмы

и программы

Информационные

и коммуникационные

технологии

Социальная

информатика

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНЫЕ НОРМЫ   САНИТАРНЫЕ НОРМЫ  РЕЖИМ РАБОТЫ  Непрерывная продолжительность работы на компьютере не должна превышать: Освещенность на поверхности стола в рабочей зоне должна быть 300 – 500 лк. Компьютерный класс должен быть оборудован системой кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляции Для учащихся 1 – 5 классов 10 - 15 мин Для учащихся 6 – 9 классов 20 - 25 мин  ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

РЕЖИМ РАБОТЫ

Непрерывная продолжительность работы на компьютере не должна превышать:

  • Освещенность на поверхности стола в рабочей зоне должна быть 300 – 500 лк.
  • Компьютерный класс должен быть оборудован системой кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляции
  • Для учащихся 1 – 5 классов 10 - 15 мин
  • Для учащихся 6 – 9 классов 20 - 25 мин

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ   ПРАВИЛА РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ :  расстояние от экрана до глаз 70 – 80 см.  вертикально прямая спина  плечи опущены и расслаблены  локтевые, тазобедренные, коленные суставы под прямым углом  при ухудшении самочувствия (резь в глазах, резкое ухудшение зрения, боль в пальцах, усиление сердцебиения) немедленно покинуть рабочее место, сообщить преподавателю и обратиться к врачу  во время учебных занятий выполнять все требования преподавателя (лаборанта) ?

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

ПРАВИЛА РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ :

  • расстояние от экрана до глаз 70 – 80 см.
  • вертикально прямая спина
  • плечи опущены и расслаблены
  • локтевые, тазобедренные, коленные суставы под прямым углом
  • при ухудшении самочувствия (резь в глазах, резкое ухудшение зрения, боль в пальцах, усиление сердцебиения) немедленно покинуть рабочее место, сообщить преподавателю и обратиться к врачу
  • во время учебных занятий выполнять все требования преподавателя (лаборанта)

?

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    Нельзя приходить в класс в грязной обуви и одежде. В кабинете информатики должна быть чистота. Это нужно для нормальной работы компьютеров

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Нельзя приходить в класс в грязной обуви и одежде. В кабинете информатики должна быть чистота. Это нужно для нормальной работы компьютеров

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    Нельзя приносить в кабинет информатики продукты питания, крошки питания и жидкость могут попасть в клавиатуру и испортить ее.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Нельзя приносить в кабинет информатики продукты питания, крошки питания и жидкость могут попасть в клавиатуру и испортить ее.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    В кабинет информатики категорически запрещается приносить и жевать жевательную резинку!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

В кабинет информатики категорически запрещается приносить и жевать жевательную резинку!

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    Мойте руки перед уроком информатики. Если ваши пальцы грязные – испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши клавиатуры.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Мойте руки перед уроком информатики. Если ваши пальцы грязные – испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши клавиатуры.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    Соблюдайте дисциплину в кабинете информатики. Ваша шалость может привести к поломке компьютера.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Соблюдайте дисциплину в кабинете информатики. Ваша шалость может привести к поломке компьютера.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    Не нажимайте без разрешения учителя кнопку включения компьютера. Это может привести к потере работоспособности компьютера.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Не нажимайте без разрешения учителя кнопку включения компьютера. Это может привести к потере работоспособности компьютера.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    Не трогайте провода, подключенные к компьютеру. Это опасно для жизни и может привести к серьезной поломке компьютера.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Не трогайте провода, подключенные к компьютеру. Это опасно для жизни и может привести к серьезной поломке компьютера.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    Нажимая клавиши на компьютере, не прилагайте больших усилий. Помните, что, сильно ударяя по клавишам, вы быстро выведете клавиатуру из строя.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Нажимая клавиши на компьютере, не прилагайте больших усилий. Помните, что, сильно ударяя по клавишам, вы быстро выведете клавиатуру из строя.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ    Не трогайте экран монитора даже чистыми руками – на нем все равно останутся следы (отпечатки пальцев)

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Не трогайте экран монитора даже чистыми руками – на нем все равно останутся следы (отпечатки пальцев)

ИНФОРМАТИКА –  это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютера.

ИНФОРМАТИКА – это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютера.

Информатика 50-е гг XX в : дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации; 60-е гг XX в: калька с французского «informatique» - наука о компьютерах и их применении, «computer sience» 70-е гг XX в : название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации

Информатика

  • 50-е гг XX в : дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации;
  • 60-е гг XX в: калька с французского «informatique» - наука о компьютерах и их применении, «computer sience»
  • 70-е гг XX в : название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации
Истоки информатики: кибернетика Первоисточником научной области информатики принято считать кибернетику, рождение которой связывается с выходом в 1948 г. книги Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».

Истоки информатики: кибернетика

Первоисточником научной области информатики принято считать кибернетику, рождение которой связывается с выходом в 1948 г. книги Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».

Истоки информатики: теория информации К первоисточникам современной информатики относится теория информации, зародившаяся в 1930-х гг. в работах Ральфа Хартли и Клода Шеннона

Истоки информатики: теория информации

К первоисточникам современной информатики относится теория информации, зародившаяся в 1930-х гг. в работах Ральфа Хартли и Клода Шеннона

Истоки информатики: теория алгоритмов К первоисточникам современной информатики относится теория алгоритмов, основоположниками которой являются Алан Тьюринг, Эмиль Пост, Андрей Андреевич Марков.

Истоки информатики: теория алгоритмов

К первоисточникам современной информатики относится теория алгоритмов, основоположниками которой являются Алан Тьюринг, Эмиль Пост, Андрей Андреевич Марков.

Истоки информатики: архитектура ЭВМ К первоисточникам современной информатики относится работы Джона фон Неймана по архитектуре ЭВМ.

Истоки информатики: архитектура ЭВМ

К первоисточникам современной информатики относится работы Джона фон Неймана по архитектуре ЭВМ.

Наука информатика Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.  ИНФОРМАТИКА Теоретическая информатика Средства информатизации Информационные технологии Социальная информатика

Наука информатика

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

ИНФОРМАТИКА

Теоретическая информатика

Средства информатизации

Информационные технологии

Социальная информатика

Этапы информационного развития человечества IV тыс. до н.э. - изобретение письменности, позволившее накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня.

Этапы информационного развития человечества

IV тыс. до н.э. - изобретение письменности, позволившее накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня.

Этапы информационного развития человечества XVI в. - изобретение книгопечатания , обеспечившее возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.

Этапы информационного развития человечества

XVI в. - изобретение книгопечатания , обеспечившее возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.

Этапы информационного развития человечества Конец XIX в. – появление средств связи (телеграф, телефон, радио), позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния.

Этапы информационного развития человечества

Конец XIX в. – появление средств связи (телеграф, телефон, радио), позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния.

Этапы информационного развития человечества 70-е гг. XX в. - появление микропроцессорной техники и персональных компьютеров; возникновение компьютерных телекоммуникаций, радикальное изменение систем хранения и поиска информации. 

Этапы информационного развития человечества

70-е гг. XX в. - появление микропроцессорной техники и персональных компьютеров; возникновение компьютерных телекоммуникаций, радикальное изменение систем хранения и поиска информации. 

Информационное общество новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Информационное общество

новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Информатика в школе Как самостоятельный предмет изучается в школе с 1985 г. Андрей Петрович Ершов  (1931-1988)

Информатика в школе

Как самостоятельный предмет изучается в школе с 1985 г.

Андрей Петрович Ершов (1931-1988)

Изучение информатики позволит: освоить систему знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира

Изучение информатики позволит:

  • освоить систему знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира
Изучение информатики позволит: уверенно оперировать понятиями и методами информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях

Изучение информатики позволит:

  • уверенно оперировать понятиями и методами информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях
Изучение информатики позволит: эффективно работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ

Изучение информатики позволит:

  • эффективно работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ
Изучение информатики позволит: создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность

Изучение информатики позволит:

  • создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность
Я знаю, … Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца. Я знаю, что Байкал – самое глубокое в мире пресное озеро. Я знаю, как собрать радиоприемник. Я знаю, как обработать фотографию в PhotoScape. Я знаю, как перемножать две простые дроби.

Я знаю, …

  • Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.
  • Я знаю, что Байкал – самое глубокое в мире пресное озеро.
  • Я знаю, как собрать радиоприемник.
  • Я знаю, как обработать фотографию в PhotoScape.
  • Я знаю, как перемножать две простые дроби.
Классификация знаний ЗНАНИЯ Декларативные Процедурные

Классификация знаний

ЗНАНИЯ

Декларативные

Процедурные

Сообщение, которое пополняет наши знания, называется информативным .

Сообщение, которое пополняет наши знания, называется информативным .

Сообщение принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщения сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Сообщение принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщения сведения являются для этого человека новыми и понятными.

Подведем итоги Какие из представленных объектов и явлений являются веществом : Книга  – Сочинение  Конфета Снег  – Звонок телефона

Подведем итоги

Какие из представленных объектов и явлений являются веществом :

Книга

Сочинение

Конфета

Снег

Звонок телефона

Подведем итоги Какие из представленных объектов и явлений являются энергией : Книга – Сочинение –  Атомный взрыв Звонок телефона – Горение бумаги 

Подведем итоги

Какие из представленных объектов и явлений являются энергией :

Книга

Сочинение

Атомный взрыв

Звонок телефона

Горение бумаги

Найди в приведенном рисунке действия, которые можно совершать с информацией.

Найди в приведенном рисунке действия, которые можно совершать с информацией.