Тема: Роль информации в жизни человека
Информация
и знания.
Предмет
информатика.
Несколько определений понятия «информация»
- Термин «информация» произошел от латинского «informatio», что в переводе означает – изложение, разъяснение, рассуждение.
Информация – это отражение реального мира с помощью знаков и сигналов.
- Информация передается в виде сообщений.
- Сообщение – это форма каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.д.
ИНФОРМАЦИЯ – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, людей с которыми мы общаемся.
- Информация – это обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
- Получение информация уменьшает неопределенность знаний.
Полученная информация позволяет человеку получить сведения об объекте (предмете, явлении или процессе)
Чем данные отличаются от информации?
- Данные – это результаты наблюдений за объектами и явлениями, которые по каким-либо причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использоваться в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию.
- Информация – это используемые данные.
Примеры информации и данных.
- Справочник по высшей математике – эта книга для математика является источником информации, а для биолога или филолога окажется непонятной и поэтому всё, что в ней написано будет данными для этих специалистов
достоверность
актуальность
репрезентативность .
Свойства
информации :
адекватность ,
полнота
Доступность
(ясность)
ценность
Достоверная информация соответствует реальности.
Ценность
- определяется объектом, о котором идет речь в суждении.
Полной информации
- хватает для того, чтобы сделать выводы или принять решения.
Ясная информация
представлена на понятном языке,
актуальность
– это своевременность информации.
Адекватность
– это соответствие описания (информационной модели) реальному объекту или явлению.
Репрезентативность
– это правильный выбор информации из различных источников для получения достоверной, ценной, актуальной и т.д. информации.
- Единицей измерения информации является бит.
- 1 бит информации уменьшает неопределенность знаний в 2 раза.
- 1 бит в ячейке памяти это 1 или 0.
- Информация о том, что произошло одно из двух равновероятных событий = 1 биту.
Мир, окружающий нас
вещество
энергия
информация
Какие из представленных объектов и явлений являются веществом :
Книга
–
Сочинение
Конфета
Снег
–
Звонок телефона
Какие из представленных объектов и явлений являются энергией :
Книга
–
Сочинение
–
Атомный взрыв
Звонок телефона
–
Горение бумаги
МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК
РЕАЛЬНЫЙ МИР
Представления
человека
о реальном мире
Научные знания
ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ
НАУКИ
НАУКИ
МАТЕМАТИКА
Социальные
Природные
процессы
процессы
ИНФОРМАТИКА
Информационные
процессы
ИКТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
- делопроизводство
- отраслевые информационные
системы
- автоматизированные системы
управления
- геоинформационные системы
НАУКА
- компьютерное моделирование
- электронные библиотеки
- ЭВМ в управлении экспериментом
икт
СМИ
- информационные службы ИНТЕРНЕТ
- цифровое телевидение
ОБРАЗОВАНИЕ
- образовательные электронные издания
- информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ
- дистанционное обучение
ТРАНСПОРТ, ТОРГОВЛЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ОТДЫХ и пр.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
- Формирование основ научного мировоззрения (формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира)
- Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс)
- Овладение средствами ИКТ, формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (подготовка к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации с использованием ИКТ)
- Освоение правовых и этических норм поведения человека в информационной сфере деятельности
Информация
и информационные
процессы
Компьютер
Информационные
модели
Алгоритмы
и программы
Информационные
и коммуникационные
технологии
Социальная
информатика
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНЫЕ НОРМЫ
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ
РЕЖИМ РАБОТЫ
Непрерывная продолжительность работы на компьютере не должна превышать:
- Освещенность на поверхности стола в рабочей зоне должна быть 300 – 500 лк.
- Компьютерный класс должен быть оборудован системой кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляции
- Для учащихся 1 – 5 классов 10 - 15 мин
- Для учащихся 6 – 9 классов 20 - 25 мин
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
ПРАВИЛА РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ :
- расстояние от экрана до глаз 70 – 80 см.
- вертикально прямая спина
- плечи опущены и расслаблены
- локтевые, тазобедренные, коленные суставы под прямым углом
- при ухудшении самочувствия (резь в глазах, резкое ухудшение зрения, боль в пальцах, усиление сердцебиения) немедленно покинуть рабочее место, сообщить преподавателю и обратиться к врачу
- во время учебных занятий выполнять все требования преподавателя (лаборанта)
?
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
Нельзя приходить в класс в грязной обуви и одежде. В кабинете информатики должна быть чистота. Это нужно для нормальной работы компьютеров
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
Нельзя приносить в кабинет информатики продукты питания, крошки питания и жидкость могут попасть в клавиатуру и испортить ее.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
В кабинет информатики категорически запрещается приносить и жевать жевательную резинку!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
Мойте руки перед уроком информатики. Если ваши пальцы грязные – испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши клавиатуры.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
Соблюдайте дисциплину в кабинете информатики. Ваша шалость может привести к поломке компьютера.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
Не нажимайте без разрешения учителя кнопку включения компьютера. Это может привести к потере работоспособности компьютера.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
Не трогайте провода, подключенные к компьютеру. Это опасно для жизни и может привести к серьезной поломке компьютера.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
Нажимая клавиши на компьютере, не прилагайте больших усилий. Помните, что, сильно ударяя по клавишам, вы быстро выведете клавиатуру из строя.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ
Не трогайте экран монитора даже чистыми руками – на нем все равно останутся следы (отпечатки пальцев)
ИНФОРМАТИКА – это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютера.
Информатика
- 50-е гг XX в : дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации;
- 60-е гг XX в: калька с французского «informatique» - наука о компьютерах и их применении, «computer sience»
- 70-е гг XX в : название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации
Истоки информатики: кибернетика
Первоисточником научной области информатики принято считать кибернетику, рождение которой связывается с выходом в 1948 г. книги Норберта Винера «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».
Истоки информатики: теория информации
К первоисточникам современной информатики относится теория информации, зародившаяся в 1930-х гг. в работах Ральфа Хартли и Клода Шеннона
Истоки информатики: теория алгоритмов
К первоисточникам современной информатики относится теория алгоритмов, основоположниками которой являются Алан Тьюринг, Эмиль Пост, Андрей Андреевич Марков.
Истоки информатики: архитектура ЭВМ
К первоисточникам современной информатики относится работы Джона фон Неймана по архитектуре ЭВМ.
Наука информатика
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
ИНФОРМАТИКА
Теоретическая информатика
Средства информатизации
Информационные технологии
Социальная информатика
Этапы информационного развития человечества
IV тыс. до н.э. - изобретение письменности, позволившее накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня.
Этапы информационного развития человечества
XVI в. - изобретение книгопечатания , обеспечившее возможность не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной.
Этапы информационного развития человечества
Конец XIX в. – появление средств связи (телеграф, телефон, радио), позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния.
Этапы информационного развития человечества
70-е гг. XX в. - появление микропроцессорной техники и персональных компьютеров; возникновение компьютерных телекоммуникаций, радикальное изменение систем хранения и поиска информации.
Информационное общество
новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Информатика в школе
Как самостоятельный предмет изучается в школе с 1985 г.
Андрей Петрович Ершов (1931-1988)
Изучение информатики позволит:
- освоить систему знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира
Изучение информатики позволит:
- уверенно оперировать понятиями и методами информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях
Изучение информатики позволит:
- эффективно работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств ИКТ
Изучение информатики позволит:
- создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность
Я знаю, …
- Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.
- Я знаю, что Байкал – самое глубокое в мире пресное озеро.
- Я знаю, как собрать радиоприемник.
- Я знаю, как обработать фотографию в PhotoScape.
- Я знаю, как перемножать две простые дроби.
Классификация знаний
ЗНАНИЯ
Декларативные
Процедурные
Сообщение, которое пополняет наши знания, называется информативным .
Сообщение принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщения сведения являются для этого человека новыми и понятными.
Подведем итоги
Какие из представленных объектов и явлений являются веществом :
Книга
–
Сочинение
Конфета
Снег
–
Звонок телефона
Подведем итоги
Какие из представленных объектов и явлений являются энергией :
Книга
–
Сочинение
–
Атомный взрыв
Звонок телефона
–
Горение бумаги
Найди в приведенном рисунке действия, которые можно совершать с информацией.