В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Просмотр содержимого документа
«Инновации в современном образовании: практика и результаты.»
Иновации в современном образовании: практика и результаты
Выполнила: Дериглазова Л.Н.
учитель географии
На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе — не предмет.
Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:
● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);
● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);
● образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).
- Что же такое сегодня «инновационное образование»? — Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
- Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
- Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
- В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
- 1. Информационно-коммуникационные
технологии
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника
4. Мониторинг интеллектуального развития
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
- Инновационные технологии в образовании представляются комплексом из трех элементов:
- 1. Содержание, которое передается ученикам. Оно направлено на формирование компетенций, адекватных современному миру. Это содержание должно быть хорошо структурировано, наглядно представлено в форме мультимедиа и передаваться посредством современных коммуникаций.
- 2. Метод обучения, который должен быть направлен на активное привлечение учащихся. Знания должны усваиваться не пассивно, а при непосредственном участии детей.
- 3. Средства обучения, включающие информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.
- К основным целям современных образовательных технологий можно отнести:
- – формирование у учащихся фундаментальных знаний, которые позволят им в дальнейшем получать новые знание, работать и переучиваться;
- – формирование креативного типа личности, способностей к групповой и аналитической работе, толерантности, формирование проектного мышления.
- Инновационные технологии в предметном обучении можно разделить на две группы:
1. Общие технологии:
– информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
– информационно-аналитическое сопровождение обучения и управление качеством образования;
– дидактические;
– здоровьесберегающие.
2. Технологии, в основу применения которых ставится личностный подход к обучению:
– личностно-ориентированные;
– психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий;
– мониторинг интеллектуального развития;
– воспитательные;
– технология перспективно-опережающего обучения.
- Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс образования предполагает под собой интеграцию различных областей знаний с информатикой. Это приводит к информатизации мышления учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном мире.
- В соответствии со стандартами в итоговую оценку ученика должна быть включена накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе . Оптимальной системой сбора такой информации является портфолио. Технология портфолио заключает в себе много функций: мотивирование, целеполагание, диагностику, содержательную, корректирующую, обучающую.
Основные цели инновационного обучения:
- Развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся;
- Формирование личностных качеств обучающихся;
- Развитие различных типов мышления;
- Формирование качественных знаний, умений и навыков.
В процессе обучения географии эффективно использовать следующие педагогические технологии:
- 1. Коммуникативно-развивающие технологии .
- 2. Информационные технологии - обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.
- 3. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).
- 4. Технология проблемного обучения – в его основе решение какой-либо проблемы. Например, завтра ожидается холодный южный ветер. Противоречие: южный, но холодный. Почему? Потому что циклон.
- 5. Компьютерные технологии (использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).
- 6. Дифференцированного обучения.
- К дифференцированной технологии относится технология учебно-игровой деятельности.
- 7. Технология критического мышления.
- Цель ее научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.
Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Приём «Шесть шляп»
- Формирует:
- - умение осмысливать свой опыт;
- - умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
- - ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.
- Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
- Пример.
- Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
- Желтая шляпа – позитивные суждения.
- Черная – отражает проблемы и трудности.
- Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
- Зеленая – творческие суждения, предложения.
- Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.
Приём “Жокей и лошадь”.
- Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Приём "Ромашка" Блума
- Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
- Пример.
- Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
- Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Приём “Диаграмма Венна”
- Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.
- Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования... Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
- Развитие инновационных процессов в образовании на современном этапе является объективной закономерностью, что обусловлено: интенсивным развитием информационных технологий; обновлением содержания современного образования; необходимостью повышения уровня активности и ответственности педагога за собственную профессиональную деятельность, направленную на формирование творческой личности воспитанника, готовности к восприятию и активной деятельности в новых социально-экономических условиях.
- В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.