Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»
Одной из актуальных и основных задач системы образования является воспитание школьников. Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Воспитание детей является наиболее организованной и массовой практикой общественного воспитания. На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования, прогнозировании, организации, контроле и анализе повседневной жизни и деятельности учащихся своего класса. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.
Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования выпускников. Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Инновационная работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения; реализация нововведения; закрепление новшества, превращение в традиции.
Этим объясняется необходимость применения классным руководителем в работе не только традиционных форм воспитательной работы, но и новых форм работы с ученическим коллективом. В связи с этим возникает необходимость исследования данной проблемы. Новая система воспитания базируется на современных технологиях. Являясь одним из средств воспитания, инновационные технологии способствуют получению определенных результатов: позитивного социального опыта учащихся: опыта совместной деятельности и общения. Все инновационные процессы в школе являются управляемыми. Под управлением инновационными процессами подразумевают грамотный отбор новшеств, являющихся движущей силой развития воспитательной системы в целом. Характерными чертами инновационной деятельности выступают целостность и системность. Актуальность использования инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя бесспорна, так как современный ребенок находится в сложной ситуации: в сети интернет и с экранов телевизоров следует огромный поток разной информации, в котором сложно сориентироваться не только ребенку, но и взрослому. В такой ситуации юный человек легко может подвергнуться негативному влиянию и совершить ряд ошибок. В этой ситуации ему могут помочь только родители и классный руководитель, заинтересованные в его дальнейшей судьбе.
Эта проблема касается и моих воспитанников. Анализ мониторинга, входящих и промежуточных диагностик показал, что благодаря инновационным технологиям улучшается качество воспитательной работы в классе, развивается познавательный интерес, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты.
Тема:«Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»
Объект исследования: воспитательный процесс в классном коллективе.
Предмет исследования: инновационные методы, формы и технологии.
Задачи:
1) Анализ состояния данной проблемы в литературе, в школах страны, изучение опыта;
2) Выявление наиболее эффективных технологий для работы классного руководителя;
3) Разработка программы воспитания и социализации учащихся на основе данных технологий;
4) Апробация программы;
5) Обобщение опыта.
В воспитательном процессе можно выделить несколько приоритетных направлений и по возможности в каждом направлении стараться использовать различные инновации.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования
Передача социального опыта
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Социализированная оценка ученика
Организация творческого дела
Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии
коллективное творческое дело
информационно – коммуникативные (создание сайтов, видеосюжеты, Интернет, медиатека)
нестандартные технологии (импровизация, Новый год, День матери)
здоровье-сберегающая технология
личностно- ориентированная технология
кейс – технологии
арт-технологии
шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
«информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Гипотеза: Если в системе воспитательной работы классного руководителя освоить и распространить инновационные технологии, то у учащихся появится мотивация к самореализации, они будут творческими, инициативными, компетентными, социально активными.
Прогнозируемый результат:
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- адаптация к жизни в обществе;
- приобщение к ЗОЖ;
- успешность в школе будет способствовать развитию социальной активности;
- сформируется ответственность, навыки самообразования и самореализации, способность адаптироваться к меняющимся условиям.
Литература
1. Журнал “Воспитательная работа в школе” №6, 2015 г.
2. Журнал “Воспитательная работа в школе №1, 2017 г.
3. Е. Б. Сотникова. Интеграция традиционных и инновационных технологий.
«конкурентные преимущества», «конкурентная среда» 2010.
4.Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 320.
5. Шепитько Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №22.