СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»

Тема: «Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»

Одной из актуальных и основных задач системы образования является воспитание школьников. Соответствующие нормы и положения закреплены в законодательстве, включены в основные документы, регламентирующие учебно-воспитательную деятельность, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Воспитание детей является наиболее организованной и массовой практикой общественного воспитания. На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования, прогнозировании, организации, контроле и анализе повседневной жизни и деятельности учащихся своего класса. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.

Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования выпускников. Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности. Инновационная работа в школе в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения; реализация нововведения; закрепление новшества, превращение в традиции.

Этим объясняется необходимость применения классным руководителем в работе не только традиционных форм воспитательной работы, но и новых форм работы с ученическим коллективом. В связи с этим возникает необходимость исследования данной проблемы. Новая система воспитания базируется на современных технологиях. Являясь одним из средств воспитания, инновационные технологии способствуют получению определенных результатов: позитивного социального опыта учащихся: опыта совместной деятельности и общения. Все инновационные процессы в школе являются управляемыми. Под управлением инновационными процессами подразумевают грамотный отбор новшеств, являющихся движущей силой развития воспитательной системы в целом. Характерными чертами инновационной деятельности выступают целостность и системность. Актуальность использования инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя бесспорна, так как современный ребенок находится в сложной ситуации: в сети интернет и с экранов телевизоров следует огромный поток разной информации, в котором сложно сориентироваться не только ребенку, но и взрослому. В такой ситуации юный человек легко может подвергнуться негативному влиянию и совершить ряд ошибок. В этой ситуации ему могут помочь только родители и классный руководитель, заинтересованные в его дальнейшей судьбе.

Эта проблема касается и моих воспитанников. Анализ мониторинга, входящих и промежуточных диагностик показал, что благодаря инновационным технологиям улучшается качество воспитательной работы в классе, развивается познавательный интерес, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты.

Тема:«Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя как залог успешности выпускника»

Объект исследования: воспитательный процесс в классном коллективе.

Предмет исследования: инновационные методы, формы и технологии.

Задачи:

1) Анализ состояния данной проблемы в литературе, в школах страны, изучение опыта;

2) Выявление наиболее эффективных технологий для работы классного руководителя;

3) Разработка программы воспитания и социализации учащихся на основе данных технологий;

4) Апробация программы;

5) Обобщение опыта.

В воспитательном процессе можно выделить несколько приоритетных направлений и по возможности в каждом направлении стараться использовать различные инновации.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование

  • Целеполагание

  • Проектирование

  • Конструирование

  • Организационно – деятельностный компонент

  • Контрольно – управленческий компонент

Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования

  • Передача социального опыта

  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

  • Социализированная оценка ученика

  • Организация творческого дела

  • Создание ситуации успеха

Инновационные воспитательные технологии

  • коллективное творческое дело

  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, видеосюжеты, Интернет, медиатека)

  • нестандартные технологии (импровизация, Новый год, День матери)

  • здоровье-сберегающая технология

  • личностно- ориентированная технология

  • кейс – технологии

  • арт-технологии

  • шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)

  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)

Гипотеза: Если в системе воспитательной работы классного руководителя освоить и распространить инновационные технологии, то у учащихся появится мотивация к самореализации, они будут творческими, инициативными, компетентными, социально активными.

Прогнозируемый результат:

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- адаптация к жизни в обществе;

- приобщение к ЗОЖ;

- успешность в школе будет способствовать развитию социальной активности;

- сформируется ответственность, навыки самообразования и самореализации, способность адаптироваться к меняющимся условиям.

Литература

1. Журнал “Воспитательная работа в школе” №6, 2015 г.

2. Журнал “Воспитательная работа в школе №1, 2017 г.

3. Е. Б. Сотникова. Интеграция традиционных и инновационных технологий.

«конкурентные преимущества», «конкурентная среда» 2010.

4.Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 320.

5. Шепитько Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №22.