Инновационный проект:
«Повышение результативности обучения школьников математике
посредством использования информационных технологий»
Особенности типа проекта- продукционный, практико- ориентированный, творческий
Цель проекта:
Использование информационных технологий в учебном процессе с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся.
Задачи проекта:
Повысить уровень познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.
Повысить интерес и мотивацию учеников к изучению математики.
Развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся.
Разработать методику и структуру интерактивного курса для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Экспериментально проверить результативность разработанной методики.
Повысить эстетическую привлекательность урока.
- Методы исследования: анализ методической и учебной литературы, создание интерактивного курса «Подготовка к ЕГЭ», базы данных математических задач «Задания для подготовки к единому государственному экзамену» для учащихся 10, 11-х классов, статистическая обработка экспериментальных данных.
- Ресурсы- кабинет математики и информатики, Интернет, мультимедийный проектор, учителя –предметники, психолог школы, программы-тренажеры, электронные пособия.
- Предполагаемые продукты
Разработки нестандартных уроков (использование межпредметной связи, ИКТ, проектного и исследовательского метода обучения, проблемного обучения и т.д.)
Проекты и презентации учащихся.
Разработки внеклассных мероприятий с использованием продуктов проектной деятельности ребят.
«Банк тестовых заданий».
Разработка интерактивного курса подготовки к ЕГЭ .
-Экспертная оценка проекта
Критерии и показатели эффективности проекта
Для достижений целей и поставленных задач мною были определены критерии и показатели отслеживания результата педагогической деятельности.
Критерии | Показатели | Диагностический инструментарий |
Качество обученности школьников | 1.1. Уровень ЗУНов учащихся: качество знаний, показанное учащимися на контрольных работах, экзаменах; качество знаний по итогам четверти, года. участие во внеурочной работе по предмету, направленной на развитие познавательных интересов. сформированность общих и специальных умений учащихся (полнота, глубина, осознанность, прочность, оперативность, гибкость); сформированность положительной социально значимой мотивации учения; интереса к знаниям, потребности в них. 1.2.Творческое восприятие и преобразование знаний по математике. 1.3. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах. | Статистика нкетирование анкетирование Практические задания. Статистика. |
Самосовершенствование личности | 2.1. Отношение обучающихся к учебному труду. 2.2. Уровень развития: развитие психических процессов (мышление, воображение, речь, внимание, восприятие) развитие эмоционально-волевой сферы учащихся; развитие творческого воображения. 2.3.Уровень воспитанности: готовность к межличностному сформированность качеств делового человека (самостоятельность в выборе способов решения творческих задач, настойчивость в преодолении трудностей, критичность в оценке способов деятельности и полученных результатов). | Наблюдение, анкетирование. Наблюдение, анкетирование. Наблюдение, анкетирование. |
Инфор-ная культура учащ-ся | Сформированность умений использования информационных технологий в самооценке, самообразовании учащихся | анкетирование, тестирование учащихся |
Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее,
если им дают возможность самостоятельно
исследовать основы изучаемого материала.
Питер Клайн.
направлен на
повышение качества знаний, умений и навыков учащихся,необходимых для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена по математике
Инновационный проект
достигается через
опирается на принципы
наглядности
природосообразности
прочности
научности
доступности
системности
последовательности
интегрированности
приводит к результатам
Повышению мотивации к учебной, познавательной деятельности
Углублению уровня понимания учебного материала
Повышение уровня ЗУН
Эффективности развития личностных качеств
зависит от ресурсов
кадрового
информационного
временного
Пояснительная записка
Проблемная ситуация, противоречие, затруднение
Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.
Современный уровень развития требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед современной школой задачу выработать методы для развития конкурентно-способной личности. В последние годы эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных педагогических технологий.
В настоящее время информационные технологии становятся основным средством достижения наиболее приоритетных образовательных целей. В последнее время образование акцентирует внимание на создании «новой» школы, в которой большое внимание следует уделить новым технологиям, информатизации учебного процесса.
Годы преподавания позволили мне увидеть противоречия в массовой практике, ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека - отдается воле случая:
фактическим качеством математических знаний обучающихся общеобразовательных учреждений
возрастающими требованиями
современного общества к уровню математических знаний обучающихся
пассивной ролью обучающегося
в образовательном процессе
необходимостью воспитания всесторонне
развитой и творческойличности
Эти противоречия побудили меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.
«Если мы учим сегодня так, как учили вчера,
мы крадём у наших детей завтра.»
Ю. Дьюи
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
В единой образовательной среде инновационных технологий ни в коем случае не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, но они дают возможность облегчить труд учителя и повысить эффективность обучения.
Понятие «инновация» определяется как нововведение, приращение, способствующее качественному изменению образовательной среды.
В качестве результата инновационной деятельности рассматривается переход системы из одного состояния в другое, обеспечивающий повышения качества образования.
Введение новых инновационных технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Преимущества применения инновационных технологий оригинальность, новизна.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами поисковой и творческой деятельности.
Идея, подход, авторская позиция педагога-проектировщика
Идея опыта заключается:
- в адаптации содержания образования к современным социально-экономическим условиям жизни;
- в развитии творческих способностей и самостоятельной активности учащихся;
- в обеспечении целостности педагогического процесса, осуществления единства разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
- в реализации личностно-ориентированной парадигмы технологического образования;
- в сочетании лекций, самостоятельной работы за ЭВМ, поиска информации в Глобальной сети, практикумов с широкой организацией диалогического обучения;
- в многоуровневом контроле обученности учащихся.
Ведущая идея опыта: формирование математических способностей
учащихся, развития интереса к предмету, учета индивидуальных психологических особенностей на основе использования ИКТ.
Успешность реализации проекта определяется степенью заинтересованности всех его участников в положительных, лично значимых результатах.
Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником возможно при решении задачи оптимального сочетания:
учебной деятельности
Учителю довольно часто приходится «заставлять» ученика осваивать какой – либо материал. Но «навязанные» знания не очень хороши. Они, как правило, поверхностны и недолговечны. Напротив, если у ученика есть интерес к изучаемому предмету, он с радостью будет воспринимать все, что связано с этим предметом, а также будет пытаться узнать еще что-нибудь самостоятельно. Человека нельзя научить, он учит сам себя.
Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала (Питер Клайн).
Самообучение, а точнее стимуляция к нему – вот моя задача. «Добывать» знания самостоятельно невозможно без интереса, и именно его я стремлюсь «зажечь».
Передо мной встает вопрос: Как повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей?
Одним из вариантов решения данных вопросов является использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Именно ИКТ: электронные учебники, тренажеры, презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.
С 2010 учебного года я использую ИКТ во многих направлениях своей деятельности. Это и использование информационных ресурсов Интернет в учебном процессе, и оптимизация собственной работы по подготовке к урокам.
Систематическое использование ИКТ позволяет мне:
сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
рационально использовать время учебного занятия;
быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала; (приложение)
оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.
Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установки не только школьника, но и самого педагога. Ранее ее центром являлся преподаватель, а теперь – учащийся. Это дает возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
В своей практике я использую следующие современные образовательные технологии:
- технология ИКТ (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, сеть Интернет);
- технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами, библиотека);
- здоровьесберегающие технологии (классные часы о ЗОЖ, уроки здоровья, физкультминутки, динамические паузы, рефлексия);
- технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности);
- технология проблемного обучения (учитель ставит учебную задачу и создает учебную проблемную ситуацию на различных этапах урока, определяет соответствие проблемного задания интеллектуальным возможностям учащихся);
- технология проектной деятельности (мини-проекты, учебные, творческие и социальные проекты);
-проект в 8-11классах по математике и информатике;
- игровые технологии (уроки и задания в игровой форме, подвижные игры).
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам.
Ученики, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Целесообразность использования информационных технологий в образовательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как:
-научность
-доступность
-наглядность
- сознательность и активность обучаемых
-индивидуальный подход к обучению
Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную.
Наиболее приемлемыми методами обучения (наряду с ИКТ) считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, обобщение), частично-поисковые (наблюдение, синтез, анализ, абстрагирование), исследовательские (исследовательское моделирование, проектирование).
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Работа с ресурсами Интернет, где большая часть информации и так представляет интеграцию различных областей знаний, позволяет детям, используя активные методы поиска информации, формировать целостную картину мира.
Огромную роль в повышении интереса к обучению играет интерактивная доска.Монитор компьютера (интерактивная доска) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. Работа с интерактивной доской становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Интерактивные средства увлекают и призывают учащихся к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Интерактивная доска помогает детям преодолеть психологический барьер, стеснение у доски, легко вовлекает в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Ребята начинают понимать более сложный материал в результате более ясной ,эффективной и динамичной подачи материала. Ребята начинают работать более творчески. Интерактивная доска на уроке – это отличный способ сосредоточить и удержать внимание ребят. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики лучше усваивают материал..
Новизна позиции педагога, осуществляющего разработку инновационного проекта.
Мой опыт и других учителей нашей школы показывает, что овладение этими навыками протекает гораздо эффективней, если происходит не только на уроках информатики, а находит свое продолжение и развитие на уроках учителей-предметников. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся должны стать неотъемлемой частью образовательного процесса. Новые образовательные технологии в значительной степени расширяют диапазон образовательных возможностей, которые способны коренным образом изменить не только организацию учебного процесса, но и систему образования в целом. Информатизация образования в первую очередь должна способствовать решениям педагогических проблем.
Технология проблемного обучения | Технология личностно-ориентированного обучения | Технология дифференцированного обучения |
Технология модульного обучения | Технология эвристического обучения | Информационная технология |
Технология мультимедиа сегодня по прежнему представляют собой одно из передовых достижений в сфере применения компьютеров в обучении. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения.
Для того чтобы ученику успешно сдать государственный экзамен, необходима систематическая подготовка. Моя основная задача- систематизировать и углубить знания учащихся по математике за курс средней школы. Эффективное повторение материала по темам школьного курса математики, можно осуществлять с помощью программы курса подготовки к ЕГЭ, включающую в себя электронное пособие. Данная программа включает теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным.
В своей работе придерживаюсь пяти принципов:
1.Воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
2. Ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
3. Ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;
4. Сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
5. Учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
Сочетание инноваций с традиционным методом обучения приведет к созданию личности информационного общества с коммуникативными качествами, способной к сотрудничеству, предприимчивости, что и отражает переход содержания образования на компетентностный, личностно – ориентированный уровень.
Условия реализации
Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса.
Прежде чем использовать ИКТ на уроках необходимо разработать методы применения электронных пособий, а для этого необходимо было провести ряд диагностик (Приложение 1).:
1. Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива учебной деятельности, типа памяти, мышления . (тест 1)
2. Диагностика сформированности учебной деятельности класса. (тест2)
Кроме того была проведена диагностика сформированности учебной деятельности класса. Методы диагностики различные: анализ устных ответов и письменных работ учащихся; учёт количества решаемых учениками задач за одно и тоже время; уровни сложности решаемых задач; наблюдения за качеством работы на уроке.
По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:
1)положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
2)положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
3)отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
4)отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.
Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Но к какой бы группе не был отнесен ученик целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием информационно коммуникационных технологий очевидна (выборка из опросника) в таблице:
| 9 класс | 10 класс | 11 класс |
1. Какой вид организации урока больше нравится ? |
Обычный урок. | 5% | 12% | 15% |
Урок с ИКТ | 85% | 93% | 94% |
2. Какой вид работы предпочитаете? |
Работать с учителем. | 47% | 38% | 42% |
Работать в группе. | 35% | 17% | 10% |
Самостоятельно работать. | 18% | 35% | 48% |
Вывод: как видно из представленной выборки, существенных различий в выборе вариантов ответа между классами нет. Если в средних классах преобладает скорее интерес, некая интрига, дух соревнования, то ученики старших классов руководствуются личными интересами, умениями, навыками работы.
В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах; используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:
мультимедийные сценарии уроков;
проверка знаний на уроке;
подготовка к ЕГЭ (спецкурс)
внеурочная деятельность.
Мультимедийные сценарии уроков
Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, рисунки, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. А после установки универсального кабинета очень удобно создавать флипчарты. Использование флипчартов увеличивает возможности использования интерактивов в работе.
Преимущества интерактивной доски ACTIV BOARD :
двухпользовательский режим;
автоматическое распознавание касания маркером;
использование специальных маркеров предотвращает реакцию на случайное прикосновение любых предметов, отличных от маркеров.
наличие учительского и ученического маркеров позволяют разделить набор доступных функций для учителя и ученика, а значит лучше контролировать работу у доски
Преимущества программного обеспечения ActivInspire
распознавание рукописного текста, в том числе русского
возможность выбора интерфейса (детский/взрослый)
встроенный редактор формул
совместимость со всем дополнительным оборудованием (системы опроса, документ-камеры и тд)
Документ-камера позволяет быстро проверить домашнее задание. Работа в тетради с домашним заданием проецируется на экран, а ученики лишь комментируют свое решение. Это ускоряет процесс проверки и имеет большое воспитательное значение: у учеников повышается мотивация к обучению, к аккуратному и правильно решенному домашнему заданию.. Использование документ – камеры успешно при оперативном анализе контрольной или самостоятельной работе на примерах конкретных работ учеников. Работа над ошибками через показ конкретных ошибок учеников в работе с одновременным показом правильного решения на примере работ учеников. Это происходит оперативно, быстро и доходчиво с большой экономией времени. (Пример тетрадь).
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
Ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
Обсудить просмотренный материал с классом;
Совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
Индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
Выполнить некоторые задания в группах или парах.
Многократное повторение доводит до осознонного автоматизма навыков выполнения упражнений.Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование обучающих программ позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.
Например, в отдельной презентации я сохранила алгоритмы построения графиков основных функций, алгоритмы
решения уравнений(линейных,
квадратных, ригонометрических,
показательных,
логарифмических), алгоритмы
исследования функций с помощью производной, алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функций.(приложение) Так же на слайде строю графики функций и и их аналитическую запись.
Наиболее удобными в применении и, более привлекательным выглядит использование мультимедийных энциклопедий "Кирилл и Мефодий", а также появившихся в последнее время дисков-сборников электронных наглядных пособий, среди которых наиболее приятное впечатление производят диски издательства "Дрофа" и ЗАО 1С. Материалы этих источников доступны непосредственно без применения специальных интерфейсных программ. Их можно перенести в рабочую папку на компьютере, с которого во время урока ведутся демонстрации, включить эти демонстрации в мультимедийную презентацию.


Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме онлайн (приложение).
Контроль знаний на уроке
В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.

Большую роль при подготовке к ЕГЭ отдается компьютеру. Учащиеся, заинтересованные в сдаче ЕГЭ уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, консультируются у учителя по проблемным вопросам, тренируют себя.
Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации, тесты, созданные с помощью программы - конструктор тестов.
Подготовка к ЕГЭ
Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?
Первое – это вычислительные навыки. Хорошо, если работаешь с детьми, начиная с 5-го класса. В учебнике «Математики 5 и 6 кл.», под ред. Виленкина в каждой теме есть задания для повторения, первые номера предназначены для устного счета. Я никогда не пропускаю эти задания, еще добавляю разные «лесенки», «шифровки», «ромашки», «звездочки», которые малыши с удовольствием вычисляют.
Так, после изучения теоремы Виета в 8 классе, заставляю использовать ее при решении приведенных квадратных уравнений. Считаю, что в старших классах знание этой теоремы выручает на каждом шагу при решении показательных, логарифмических уравнений и неравенств введением новой переменной. Если хорошо владеть теоремой Виета, то можно решать очень быстро.
Например: в уравнении
решение очевидно:

(нет корней) и
, т.е
Хорошие вычислительные навыки позволяют не нагружать ум и память и экономить время на более сложные задания.
В 5 и 6 классах пользовались пособиями Блицконтроль знаний. Учеников уже с 5 класса готовлю к осознанной подготовке к ЕГЭ.Ученики с интересом выполняли задания в основном во внеурочное время.
С 7 класса приобрели КИМы.
Так же почти на каждом уроке 5-7 мин отвожу для устного счета. Пользуюсь таблицами- тренажерами(приложение)
Второе условие успешной подготовки к ЕГЭ – это обязательное знание правил: например, тригонометрических формул, значений тригонометрических функций основных углов, свойств и тождеств логарифмов и т.д., к ним добавляю и те формулы, которых нет в учебнике. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 7-10 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть – простейшие примеры на ее применение (с самопроверкой).
Кроме того важно обучать учащихся работать с тестом и в диалоговом режиме с компьютером, для этого использую программу для создания тестов «Simylator», Hyper Test 1.1 и My Test. а также диски - подготовка к ЕГЭ из серии «Репетиторы Кирилла и Мефодия».
Внеурочная деятельность детей
В современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому информационные технологии играют особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к. готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой.
В классах при прохождении нового материала по некоторым темам ученики по заданию учителя заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал. Учитель при этом дает необходимые пояснения и комментарии. В качестве примера можно привести несколько таких тем: тригонометрические функции- необычные способы получения синусоиды.

Важным направлением организации внеурочной деятельности является
научная и проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самыеблагоприятные условия для организации такой деятельности.
Прогнозируемые результаты.
В соответствии с поставленной целью проекта, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.
Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:
формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
повышение мотивации к обучению учащихся;
овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
модернизация учебно-воспитательного процесса;
организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе;
развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения. Использование информационных технологий ведёт к главной цели обучения: качественному обучению учащихся, успешной сдаче ЕГЭ.
На примере успеваемости одного класса
По итогом директорских контрольных работ имеет следующие результаты:
год | 2012/13 | 2013/14 | 2014/15 | 2015/16 |
% успеваемости | 82 | 90 | 95 | 100 |
% качества | 40 | 50 | 55 | 60 |
средний балл | 3,2 | 3,4 | 3,8 | 4,1 |
Результаты
контрольной работы по алгебре и началам анализа
10 класс
мая 2016 г.
По списку – 20 учащихся
Писали – 18 учащихся
Из них:
«5» - 6
«4» -7
«3» -5
«2» -нет
Успеваемость – 100%
Качество знаний – 56%
По итогом сдачи ОГЭ (ГИА) следующие результаты за 2014-2015 уч.г.
9 «а, б» классах
По списку – 37 учащихся
Писали – 37 учащихся
Из них: «5» -
«4» -15
«3» -22
«2» -нет
Успеваемость – 100%
Участие учащихся в конкурсах, олимпиадах:
| Районная олимпиада | конкурсы | Исследовательская работа |
2011-2012 | Шихшунатова Маржанат 3 место информатика | Муниципальный этап олимпиады | |
2012-2013 | Омаров Расул.7кл.,1 место инфор-ка Шейхбагандов Тагир 8класс, 3 место информатика Гаджиалиева Аминат 7 кл. 3место математика | Муниципальный этап олимпиады | |
2013-2014 | Шихшунатова Маржанат | Муниципальный этап конкурса | «Компьютерная графика» 1место |
2014-2015 | Алибеков Арслан 10 класс 1место информатика Адамов Магомед 8 класс Информатика Абдуллаев Магомед 9 класс 2место информатика | Муниципальный этап олимпиады | |
2015-2016 | Абдуллаев Магомед 10 класс 2место математика Гаджиалиева Аминат 10 класс | Муниципальный этап олимпиады Муниципальный этап конкурса | «Компьютерная графика» 1место |
Вывод:
Информационные технологии и достигаемые результаты:
Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышает познавательный интерес к предмету. Применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
15