СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект "Формирование культуры здоровья лицеистов в учебной и внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В творческой презентации представлен анализ результатов педагогической деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся, опыт применения инновационных методов, направленных на формирование ценностей культуры здоровья, а также динамика достижений обучающихся на основе применения здоровьесберегающих технологий. 

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект "Формирование культуры здоровья лицеистов в учебной и внеурочной деятельности»

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.  ФГОС впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья – в качестве одного из направления деятельности школы.   С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей, что включает как урочную, так и внеурочную деятельность.
  • Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.
  • ФГОС впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, сохранение и укрепление здоровья – в качестве одного из направления деятельности школы.
  • С внедрением ФГОС приоритетным направлением деятельности педагога становится формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей, что включает как урочную, так и внеурочную деятельность.

Здоровье  –  состояние полного физического, духовного и социального  благополучия человека  (по Уставу Всемирной организации здравоохранения)  Нравственное здоровье (система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе) Соматическое здоровье (текущее состояние органов и систем организма человека) Психическое здоровье (состояние психической сферы, душевного комфорта) Социальное здоровье  (самообладание, самоопределение личности в семье, школе, социальной группе) Физическое здоровье  (уровень роста и развитие органов и систем организма)

Здоровье состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной организации здравоохранения)

Нравственное

здоровье

(система ценностей,

установок и мотивов

поведения человека

в обществе)

Соматическое

здоровье

(текущее состояние

органов и систем

организма человека)

Психическое здоровье

(состояние психической

сферы, душевного комфорта)

Социальное здоровье

(самообладание, самоопределение

личности в семье, школе,

социальной группе)

Физическое здоровье

(уровень роста и развитие

органов и систем организма)

влияющие на здоровье детей: Стрессовая педагогическая тактика. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Интенсификация учебного процесса. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Низкая двигательная активность школьников. Введение средств обучения, основанных на работе с компьютером и другими техническими средствами.

влияющие на здоровье детей:

  • Стрессовая педагогическая тактика.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  • Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  • Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • Интенсификация учебного процесса.
  • Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
  • Низкая двигательная активность школьников.
  • Введение средств обучения, основанных на работе с компьютером и другими техническими средствами.
Сложившийся традиционный подход к здоровьесбережению обучающихся   Необходимость инновационного подхода к содержанию, формам и методам воспитания культуры здоровья школьников Признание системности и преемственности в работе классных руководителей   Отсутствие системы в деятельности классных руководителей по осуществлению воспитания культуры здоровья школьников

Сложившийся традиционный подход

к здоровьесбережению обучающихся

Необходимость инновационного подхода к содержанию, формам и методам воспитания культуры здоровья школьников

Признание системности и преемственности в работе классных руководителей

Отсутствие системы в деятельности классных руководителей по осуществлению воспитания культуры здоровья школьников

 Создание педагогических условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в учебной и внеурочной деятельности паспорт проекта Цель проекта Определить основные направления использования здоровьесберегающих технологий для воспитания культуры здоровья обучающихся. 2. Способствовать формированию у школьников не только глубоких и полных знаний относительно здоровья, но также соответствующей мотивации, умений и навыков. 3. Внедрение в образовательный процесс инновационных форм и методов (уроки здоровья в школьном курсе математики, интегрированные программы на основе межпредметных связей, диагностика культуры здоровья школьников). Задачи проекта Повышение уровня информированности и мотивации к соблюдению правил ЗОЖ, овладение учащимися умениями и навыками, характеризующими культуру здоровья и проявляемыми в реальном поведении. 2. Укрепление и улучшение физического, социального, духовного здоровья школьников. 3. Повышение качества и уровня образования. Ожидаемый результат 6

Создание педагогических условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в учебной и внеурочной деятельности

паспорт

проекта

Цель проекта

  • Определить основные направления использования здоровьесберегающих технологий для воспитания культуры здоровья обучающихся.

2. Способствовать формированию у школьников не только глубоких и полных знаний относительно здоровья, но также соответствующей мотивации, умений и навыков.

3. Внедрение в образовательный процесс инновационных форм и методов (уроки здоровья в школьном курсе математики, интегрированные программы на основе межпредметных связей, диагностика культуры здоровья школьников).

Задачи

проекта

  • Повышение уровня информированности и мотивации к соблюдению правил ЗОЖ, овладение учащимися умениями и навыками, характеризующими культуру здоровья и проявляемыми в реальном поведении.

2. Укрепление и улучшение физического, социального, духовного здоровья школьников.

3. Повышение качества и уровня образования.

Ожидаемый результат

6

1. Программа развития МОУ «Лицей №12» на 2016-2020 г.  (подпрограмма: «Здоровьесберегающая среда») 2. Собственные рабочие программы: Реализованы воспитательные программы:  - «Лестница успеха» 5-9 кл., «Путь к успеху» 10-11 кл. (направления: «Гармония здоровья», «Я среди людей», «Созвучие наших сердец» ). Разработаны и реализуются программы:  - «Через математику к здоровью» 5-6 кл. ,  - «Ступени здоровья» 5-9 кл . 3. Дидактические материалы:  - математические задачи по теме «ЗОЖ», презентации уроков  здоровья, внеклассных мероприятий по воспитанию ЗОЖ.

1. Программа развития МОУ «Лицей №12» на 2016-2020 г.

(подпрограмма: «Здоровьесберегающая среда»)

2. Собственные рабочие программы:

  • Реализованы воспитательные программы:

- «Лестница успеха» 5-9 кл., «Путь к успеху» 10-11 кл. (направления: «Гармония здоровья», «Я среди людей», «Созвучие наших сердец» ).

  • Разработаны и реализуются программы:

- «Через математику к здоровью» 5-6 кл. ,

- «Ступени здоровья» 5-9 кл .

3. Дидактические материалы:

- математические задачи по теме «ЗОЖ», презентации уроков

здоровья, внеклассных мероприятий по воспитанию ЗОЖ.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии со здоровьесберегающими технологиями. Использование психолого-педагогических технологий здоровьясбережения на уроках математики. Внедрение и апробация инновационных форм и методов, способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья. Организация внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья школьников. Взаимодействие с родителями и общественностью с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.
  • Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии со здоровьесберегающими технологиями.
  • Использование психолого-педагогических технологий здоровьясбережения на уроках математики.
  • Внедрение и апробация инновационных форм и методов, способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.
  • Организация внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья школьников.
  • Взаимодействие с родителями и общественностью с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Рациональная организация  учебного процесса Позитивный эмоциональный настрой Гигиенические условия в классе Физкультминутки и динамические паузы Использование каналов восприятия I. Здоровье- сберегающая  среда урока  Распределение интенсивности  умственной  деятельности Учет зоны работо-способности Внедрение инновационных технологий 9

Рациональная

организация

учебного процесса

Позитивный

эмоциональный

настрой

Гигиенические условия в классе

Физкультминутки

и динамические

паузы

Использование каналов восприятия

I. Здоровье-

сберегающая

среда урока

Распределение

интенсивности

умственной

деятельности

Учет зоны работо-способности

Внедрение

инновационных

технологий

9

Личностно-ориентированное обучение Технология уровневой дифференциации Проектная деятельность II. Здоровье- сберегающие  технологии на уроках математики Технология развивающего обучения Проблемное обучение Технология индивидуального обучения Технология групповой деятельности Игровые технологий 10

Личностно-ориентированное обучение

Технология

уровневой дифференциации

Проектная деятельность

II. Здоровье-

сберегающие

технологии

на уроках

математики

Технология развивающего обучения

Проблемное обучение

Технология индивидуального обучения

Технология групповой деятельности

Игровые

технологий

10

1. К онтекстное обучение: Уроки здоровья, включение информации о ЗОЖ в содержание курса математики. Преподавание математики позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, включать в уроки различные задания, математические задачи, упражнения для устного счета, дидактические игры, наборы пословиц и поговорок, крылатых выражений, сведений из жизни выдающихся русских и зарубежных ученых-математиков.  Например. Урок здоровья по математике в 7-м классе  «Рассчитываем рацион питания»  Тема:  «Решение задач с помощью уравнений». Цель: Формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни в ходе решения задач. Основной компонент здоровья: физическое, духовно-нравственное, социальное, психическое здоровье. Содержательная часть урока включает задания, сюжетные задачи на составление меню для сбалансированного питания. 10

1. К онтекстное обучение: Уроки здоровья, включение информации о ЗОЖ в содержание курса математики.

Преподавание математики позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, включать в уроки различные задания, математические задачи, упражнения для устного счета, дидактические игры, наборы пословиц и поговорок, крылатых выражений, сведений из жизни выдающихся русских и зарубежных ученых-математиков.

Например. Урок здоровья по математике в 7-м классе

«Рассчитываем рацион питания»

  • Тема: «Решение задач с помощью уравнений».
  • Цель: Формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни в ходе решения задач.
  • Основной компонент здоровья: физическое, духовно-нравственное, социальное, психическое здоровье.
  • Содержательная часть урока включает задания, сюжетные задачи на составление меню для сбалансированного питания.

10

Разработана и с 2015 года реализуется программа внеурочных занятий «Через математику к здоровью» для обучающихся 5-6-х классов. Цель программы: формировать у школьников осознанную потребность в здоровом образе жизни с помощью решения математических задач, а также научить учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье. Данный курс имеет прикладное и образовательное значение, намечает и использует целый ряд межпредметных связей с биологией, ОБЖ.  Через решение задач, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах», дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.      2. 10

Разработана и с 2015 года реализуется программа внеурочных занятий «Через математику к здоровью» для обучающихся 5-6-х классов.

  • Цель программы: формировать у школьников осознанную потребность в здоровом образе жизни с помощью решения математических задач, а также научить учащихся ценить, уважать и беречь свое здоровье.
  • Данный курс имеет прикладное и образовательное значение, намечает и использует целый ряд межпредметных связей с биологией, ОБЖ.
  • Через решение задач, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах», дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

2.

10

В 2016 году разработана и апробируется в 5-х классах интегрированная программа по здоровьесбережению «Ступени здоровья» (классный руководитель 5а класса: Каримова Е.В.) Цель программы: формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, способ­ствующего социальному, духовному, психологическому, моральному и физическому развитию личности. Основные блоки программы: педагогический (работа классных руководителей 5-х классов, учителей физической культуры, учителей-предметников); психологический (работа педагога-психолога); социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования); блок двигательной активности (физическое развитие). Ожидаемые результаты: восприятие учениками здоровья как осознанной ценности, самомотивация к здоровому образу жизни, осознанное соблюдение учащимися принципов ЗОЖ, повышение уровня психологического, социального, физического здоровья школьников.   3. 10

В 2016 году разработана и апробируется в 5-х классах интегрированная программа по здоровьесбережению «Ступени здоровья» (классный руководитель 5а класса: Каримова Е.В.)

  • Цель программы: формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, способ­ствующего социальному, духовному, психологическому, моральному и физическому развитию личности.
  • Основные блоки программы:
  • педагогический (работа классных руководителей 5-х классов, учителей физической культуры, учителей-предметников);
  • психологический (работа педагога-психолога);
  • социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
  • блок двигательной активности (физическое развитие).
  • Ожидаемые результаты:
  • восприятие учениками здоровья как осознанной ценности,
  • самомотивация к здоровому образу жизни, осознанное соблюдение учащимися принципов ЗОЖ,
  • повышение уровня психологического, социального, физического здоровья школьников.

3.

10

1.

Выявление проблем в исходном уровне культуры здоровья школьников

Низкий уровень информированности

2.

Методы диагностики

Комплекс мероприятий для каждой группы школьников

Тестирования,

анкеты

Низкий уровень мотивации

3.

Реализация мероприятий

Просветительская деятельность по ЗОЖ

Проективные методики

Нехватка поддержки референтного окружения в вопросах ЗОЖ

4.

- комплексный курс по ЗОЖ,

- тематика здоровья в предметах

Потребность в самореализации

Вовлечение в деятельность по воспитанию культуры здоровья

Опросы, метод включенного наблюдения, экспертные оценки

5.

Проективные методики, анкетирования, психологическая диагностика

- внедрение комплекса активных методов вовлечения школьников (диспуты, проекты, конкурсы, акции и т.д.)

Вовлечение во все виды командной работы – воспитание культуры здоровья при помощи коллектива

Неправильная организация досуга

- командные конкурсы,

- коллективное обучение

и др.

Вовлечение в деятельность по воспитанию культуры здоровья и возложение организационно-управленческих функций

Опросы (школьников, родителей),

метод включенного наблюдения

- участие в волонтерском движении,

- представительские функции,

- выступление в качестве наставника в вопросах ЗОЖ для более младших школьников

Мероприятия по организации здорового досуга учащихся

- хобби-ориентация,

- вовлечение в систему дополнительного образования,

- проектная деятельность,

- внеклассные мероприятия и т.д.

Тематические классные часы Акции «За здоровый образ жизни» Проектная деятельность (по тематике здоровья) IV. Внеурочная деятельность по формированию ЗОЖ Тематические конкурсы, викторины Встречи со специалистами Активный отдых (походы, экскурсии и т.п.) Дни здоровья (организация, проведение, участие) Система наставничества (мероприятия по ЗОЖ для младших школьников) 15

Тематические классные часы

Акции

«За здоровый

образ жизни»

Проектная деятельность

(по тематике здоровья)

IV. Внеурочная

деятельность по

формированию

ЗОЖ

Тематические конкурсы, викторины

Встречи со специалистами

Активный отдых

(походы, экскурсии и т.п.)

Дни здоровья (организация, проведение, участие)

Система

наставничества

(мероприятия по ЗОЖ

для младших школьников)

15

Классные часы, участие в конкурсах, акциях, походах, День здоровья, проекты по тематике ЗОЖ

Классные часы,

участие в конкурсах, акциях, походах,

День здоровья, проекты по тематике ЗОЖ

Направление

1.

2.

Мероприятие

Диагностика

Результат

Проведение регулярной диагностики уровня культуры здоровья родителей, их представлений о здоровье детей, предложений по мероприятиям, степени удовлетворенности и т.д.

Просвещение

Организация лектория с приглашением различных специалистов в области здоровьесбережения

Получение объективных данных о представлениях родителей для консолидации усилий

Методы измерения

- результаты анкетирования,

- отзывы,

- динамика статистических данных

Предоставление родителям необходимых знаний о здоровье детей

Проведение индивидуальных бесед, тематических классных собраний в различных формах (диспуты, игры, тренинги и др.)

3.

- анализ посещений,

- анкетирования

Оформление информационного стенда

Вовлечение

Проведение акций, фестивалей, конкурсов и т.д. при непосредственном участии родителей в команде

Активная роль родительской общественности в воспитании культуры здоровья у школьников,

интеграция усилий

Совместные походы, экскурсии, спортивные праздники, соревнования и т.д.

- анализ степени участия (статистические данные),

- отзывы,

- анкетирования

Спортивные школы, секции, кружки. «Центр молодежи» г. Железногорска  «Дружина» УК «Металлоинвест» Школа полезного действия  (социальное проектирование) Встречи с олимпийцами
  • Спортивные школы, секции, кружки.
  • «Центр молодежи»

г. Железногорска

  • «Дружина»
  • УК «Металлоинвест»
  • Школа полезного действия

(социальное проектирование)

  • Встречи с олимпийцами

 У моих учеников 5, 8  классов, выпускников ( 2016 г. – 11 класс) наблюдается: Положительная динамика состояния здоровья. П овышение уровня адаптации к возложенным нагрузкам. Мотивация к здоровому образу жизни, осознанное соблюдение принципов ЗОЖ. Повышение уровня психологического, социального, физического здоровья. А также: Успешная адаптация 5-классников на II ступени обучения. Положительная атмосфера в классах. 100% охват горячим питанием (классное руководство в 11 классе). Снижение количества пропусков уроков по уважительной причине в 11 классе (снижение заболеваемости) и без уважительной причины (повышение мотивации к обучению) на 15% (100% посещаемость). Увеличение школьников, задействованных в системе дополнительного образования до 85% (11 класс).  Удовлетворенность организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей (100%).

У моих учеников 5, 8 классов, выпускников ( 2016 г. – 11 класс) наблюдается:

  • Положительная динамика состояния здоровья.
  • П овышение уровня адаптации к возложенным нагрузкам.
  • Мотивация к здоровому образу жизни, осознанное соблюдение принципов ЗОЖ.
  • Повышение уровня психологического, социального, физического здоровья.

А также:

  • Успешная адаптация 5-классников на II ступени обучения.
  • Положительная атмосфера в классах.
  • 100% охват горячим питанием (классное руководство в 11 классе).
  • Снижение количества пропусков уроков по уважительной причине в 11 классе (снижение заболеваемости) и без уважительной причины (повышение мотивации к обучению) на 15% (100% посещаемость).
  • Увеличение школьников, задействованных в системе дополнительного образования до 85% (11 класс).
  • Удовлетворенность организацией образовательного процесса и условиями обучения со стороны учащихся и их родителей (100%).

Высокий уровень качества знаний по математике .  Повышение качества образования и увеличение среднего балла успеваемости по математике за счет: * учета в образовательном процессе биоресурса ученика на основе результатов мониторинга, * построения уроков с позиции здоровьесбережения, * повышения удовлетворенности. * учета в образовательном процессе биоресурса ученика на основе результатов мониторинга, * построения уроков с позиции здоровьесбережения, * повышения удовлетворенности. Высокие результаты выпускников на ЕГЭ по математике (профильный уровень). 62% моих 11-классников участвовали в различных командных спортивных соревнованиях за честь лицея, занимая призовые места на муниципальном, региональном уровнях. 100% 11-классников принимали участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях на разных уровнях, 60% становились победителями и призерами. 75% обучающихся 5, 8, 11 классов участвуют в проектной деятельности по разным направлениям, занимают призовые места.
  • Высокий уровень качества знаний по математике .

Повышение качества образования и увеличение среднего балла успеваемости по математике за счет:

* учета в образовательном процессе биоресурса ученика на основе результатов мониторинга,

* построения уроков с позиции здоровьесбережения,

* повышения удовлетворенности.

  • * учета в образовательном процессе биоресурса ученика на основе результатов мониторинга, * построения уроков с позиции здоровьесбережения, * повышения удовлетворенности.
  • Высокие результаты выпускников на ЕГЭ по математике (профильный уровень).
  • 62% моих 11-классников участвовали в различных командных спортивных соревнованиях за честь лицея, занимая призовые места на муниципальном, региональном уровнях.
  • 100% 11-классников принимали участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях на разных уровнях, 60% становились победителями и призерами.
  • 75% обучающихся 5, 8, 11 классов участвуют в проектной деятельности по разным направлениям, занимают призовые места.