Инструктивно-методическое письмо "О единых требованиях к оформлению и проверке письменных работ учащихся"
I. Оформление титульного листа.
Тетрадь
для работ по русскому языку
ученика 8 класса «Б»
средней школы № 75
г. Орска
Васильева Олега
Тетрадь
для творческих работ по русскому языку
…………………………….
II. Требования к тетрадям.
Работать в тетрадях в линию.
По русскому языку иметь две рабочие тетради по 12-18 листов для домашних и классных работ и по одной тетради для контрольных и творческих работ.
По литературе – одну рабочую тетрадь в линию (48 листов для 8-11-х классов) и одну тетрадь в линию для творческих работ.
Все записи следует оформлять аккуратным и разборчивым почерком.Работы, написанные неразборчивым почерком, оцениваются в 2 балла.
Обучающиеся должны пользоваться шариковой ручкой с пастой синего цвета.
При работе в тетради обучающиеся должны соблюдать поля, не выходить за их границу.
В рабочих тетрадях и в тетрадях для контрольных работ не рекомендуется использовать цветные карандаши, фломастеры, наклейки, аппликации, кроме тех случаев, когда это оговаривается учителем в специальном задании.
Рекомендовать обучающимся надевать на тетради прозрачные обложки.
Пользоваться ручкой-корректором запрещается.
Исправлять ошибки учащиеся должны зачеркиванием косой линией неверно написанной буквы или пунктуационного знака; части слова, слова, предложения – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения, не заключая неверные написания в скобки.
III.Записи в тетрадях ученики обязаны делать с выполнением следующих требований:
На новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку. На строке необходимо дописывать предложения до самого края полей, используя при необходимости знак переноса.
Записывать дату выполнения работы прописью по центру тетради:
Первое сентября.
Указывать, где выполняется работа. Записывать по центру тетради с прописной буквы:
Классная работа.
Домашняя работа.
Указывать назначение работы, записывая его по центру тетради с прописной буквы:
Проверочная работа.
Самостоятельная работа.
Контрольная работа.
Работа над ошибками.
Изложение.
Сочинение.
Обозначать вид выполняемой работы (план, конспект, графический диктант и т.п.).
Обязательно записывать тему урока.
При оформлении красной строки делать отступ вправо не менее 1,5 см (на 1-2 пальца).
Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях по учебнику, необходимо обязательно указывать. Слово «Упражнение» записывается без сокращений.
Упражнение 56.
Все подчеркивания, условные обозначения, таблицы выполнять аккуратно остро заточенным простым карандашом по линейке. Выделение орфограмм следует выполнять простым карандашом в соответствии с образцом.
В столбики слова выписываются с маленькой буквы, запятые не ставятся.
В строчку слова выписываются следующим образом: первое с прописной, остальные со строчной буквы, запятая ставится.
В ходе работы рекомендуется не пропускать ни одной строки.
После каждой классной (домашней, контрольной и т.п.) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
При выполнении домашнего задания после пропущенных двух строк пишется: Домашняя работа. Обязательно указывается номер упражнения (Упражнение 56.). Число можно не указывать.
IV. Требования по оформлению письменных творческих и контрольных работ по русскому языку и литературе.
Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради:
Изложение.
Сочинение.
Рассказ.
Рецензия.
и т. д. Сочинение по картине (русский язык) оформляется следующим образом:
Сочинение по картине Г.Г.Мясоедова «Косцы»
2. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради. Именительный темы не предполагает в конце знака препинания, кроме особых случаев (вопросительного и восклицательного знаков, многоточия).
Символические образы в пьесе А. А. Чехова «Вишневый сад»
Дом, который построю я...
Не допускаются записи типа: Сочинение на тему: «Дом, который построю я...»
3. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений.
4. Эпиграф записывается без кавычек с внешней (правой) стороны тетради. После эпиграфа ставится точка. На следующей строчке указывается автор, название произведения берется в кавычки. После ФИО автора и названия произведения точки обычно не ставятся.
Двенадцатое декабря.
Изложение.
Забытые герои
Двенадцатое декабря.
Сочинение.
Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
5. В диктанте слова, словосочетания, предложения для языкового разбора следует выписывать из текста. Слова и словосочетания выписываются с маленькой буквы.
V. Проверка тетрадей
Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку, проверяются:
в 5 классах и в I полугодии в 6 классах – ежедневно все работы;
со II полугодия в 6 классах и 7 классах – 2 раза в неделю;
в 8 классах – 1 раз в неделю;
в 9-11 классах – по мере необходимости.
У слабоуспевающих учащихся и учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, тетради проверяются регулярно.
Проверочные работы, выполненные в рабочих тетрадях, подлежат обязательной проверке.
Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:
В 5-11 классах после контрольного диктанта, сочинения, изложения обязательно выполняется работа над ошибками. Сокращения в написании темы не допускаются.
Работа над ошибками.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку во всех классах (5 – 11) учитель подчеркивает ошибочное написание и на полях выставляет нужный знак. При пунктуационной ошибке неверно поставленный знак также подчеркивается, а при отсутствии знака подчеркивается пробел, где знак должен быть. На полях выставляется знак “V” (пунктуационная ошибка).
В 5-11 классах при проверке контрольных и творческих работ по русскому языку ошибки классифицируются и выносятся на поля специальными знаками:
I– орфографическая ошибка
V–пунктуационная ошибка
Г – грамматическая ошибка
Р – речевая ошибка
Л – логическая ошибка
Ф – фактическая ошибка
При проверке сочинений и изложений выставляется две отметки: за содержание и грамотность. Первой отметкой – за содержание – оценивается точность фактического материала, логическое построение текста, речевое оформление, соответствие стилю.
Вторая отметка выставляется за грамотность. При ее выставлении учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Знак дроби при выставлении отметки в тетрадь обучающегося не используется.
После контрольной и творческой работы указывается количество допущенных ошибок
Порядок анализа допущенных ошибок | Запись в тетради ученика | Выставление отметки |
фактические, логические – речевые | 1 – 2 1 – 2 – 1 | 4 4 |
орфографические – пунктуационные – грамматические |
В журнал отметки за творческие и контрольные работы по русскому языку выставляются в одну клетку на одной линии (без использования знака дроби) и в ту колонку, которая соответствует дате проведения работы.
После проверки творческих работ по литературе в журнал выставляется только «верхняя» отметка, то есть отметка за содержание; «нижняя» отметка, то есть отметка за грамотность, может быть выставлена в журнал на предметную страницу «Русский язык» по желанию учащегося.
В 5-6 классах для формирования умения правильно оформлять записи рабочие тетради по литературе рекомендуется проверять не реже одного раза в четверть, выставляя отметки за ведение тетради. Все письменные работы проверяются, орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки подчёркиваются.