Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], [ж], буквы Ш, Ж
Цели:
Развитие фонематического и зрительного восприятия, слухового внимания, вербальной памяти, логического мышления, речевого слуха. Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звуков [ш] и [ж].
Коррекционно-Образовательные задачи.
Закрепить понятие «звук», дифференцировать звук на гласный и согласный.
Корректировать слуховое и зрительное восприятие на основе упражнений по соотнесению звука и его схемы. Активизировать мыслительные процессы и память на материале работы с условно-графическими схемами.
Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков [ш] и [ж] (артикуляционная гимнастика с зеркалами).
Выработать правильное произношение звуков [ш], [ж].Формировать кинестетическийе образы звуков [ш] и [ж] (ощущения положения органов артикуляции);
Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речи;
Упражнять в правильности произнесения звуков [ш] и [ж].
Дифференцировать звуки [ш] и [ж].
Совершенствовать грамматический строй речи (подбор однокоренных слов со звуками [ш] и [ж].
Обогащение словарного запаса, за счёт обучения словообразованию. (слова: шиповник, шаль, шимпанзе, кукушка, кокошник, шлёпки, клёш, лаваш, палаш, ёрш, гуляш, финиш, кувшин, шиншила.
Развивать фонематическое восприятие с помощью подбора слов с заданными звуками [ш] и [ж] и определение места этих звуков в словах.
Формировать умение анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию
Совершенствовать навык анализа слов на примере слова «МЫШИ».
Развивающие задачи:
Развивать фонематические представления о звуках [ш] и [ж] и определять место заданного звука в слове.
Развивать фразовую речь воспитанников при ответах на вопросы и составлении предложений.
Развивать артикуляционную моторику воспитанников.
Развивать мелкую моторику пальцев рук в речевом сопровождении.
Воспитательные задачи:
Показать богатство родного языка и его выразительных средств, привлечь детей к активному участию в процессе словообразования.
Формирование фразовой речи в целях активизации речевого общения.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Создание и поддержание эмоционального настроя в ходе всего логопедического занятия у каждого ребенка.
Оборудование: Магнитофон, компьютер с динамиками.
Демонстрационный материал: Символы звуков [а],[о],[у], [ы], [э], [и],[ш] и [ж]. Игрушка: медведь «Мишка». Картинки: журавль, жаворонок ,чиж, стриж , мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка, шиншилла, ёжик, шимпанзе, . , дидактические пособия «Домики для звуков», «Звуковые дорожки» и «Пирамида»
Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, листы с печатной основой, цветные символы звуков, фишки для звукового анализа, мячики с шипами, цветные карандаши,;
Артикуляционная пластика
Ход занятия орг. момент. (1 мин.)
Орг. момент: Детей в группу заводит воспитатель под музыку.
Проводиться дыхательная гимнастика. «Ветерок» (вдыхаем носом, животик надувается, выдыхаем ртом.)
Психологический настрой.
Воспитатель.
- Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня был светлый день, зимой этого очень хватает, давайте отправимся в загадочную рощу на прогулку, где мы услышим и узнаем много интересного. Вы хотите узнать много интересного? (Да!)
– Значит, узнаете. Подружкам и друзьям. Родным и близким расскажите об этом. Расскажите?
II. 1. Введение в тему. (3 мин.). Создание эмоционально-комфортного фона. Работа над дыханием и голосом, использование символов гласных звуков
Логопед.- Сегодня мы пришли на прогулку в заколдованную рощу. Если мы сегодня будем тихо себя вести, то среди звучания ветвей услышим два особенных звука, которые вам все знакомы, но их нам надо отличать от других звуков. Напомните мне, что такое звук?
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать. (воспитанник Л.)
- Ребята, глядите там впереди на полянке, что то есть. Это два дубочка, какого цвета листочки на дубочках? Ответы: Один красные, другой синие. Логопед: прислушайтесь в этих ветвях живут звуки, и почему это они разделились, и по разному стали себя называть. Одни, которые живут на дубочке с красными листочками стали называться, как? Ответ: Гласными. А, от чего они так себя стали называть?
Воспитанник Б: Они все время поют.
Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Логопед: Ой, а в других ветвях, что слышите?
Один шум, звон и треск?
Как они стали себя называть?
Здесь живут согласные звуки.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ребята, так чем отличаются гласные звуки от согласных? Ответ: гласные любят петь, а согласные нет, они только шумят.

Ребята, предлагаю прислушаться к песенке гласных, а воспитатель показывает губами, что они поют.
Гласные тянутся песенкой звонкой.
Могут в дремучей чаще аукать. АУ!
Эхом далёким в лесу отвечать: Э.
И даже, как медведь в ответ порычать Ы-Ы-Ы!
А в ответ мы засмеёмся И-И-И!
Мы давно домой ушли.
Задание. Артикуляционная гимнастика. ( 3 мин ).
Цель: формировать операции слухового, кинестетического, кинетического контроля и самоконтроля
Задачи: Сформировать правильный артикуляционный уклад звука; формировать фонематический слух; формировать внимание и навык самоконтроля за выполнением движений.
- Ребята, а что нам мешает петь согласный звук? Правильно рот, зубы, губы, язык, а звук включает горлышко. Но, чтобы красиво говорить, что надо сделать гимнастику для язычка.
А поможет нам ручеек. Глядя в него мы можем увидеть свое отражение. Сядем на стульчики возьмем зеркала и будем в них смотреться, как в маленькие ручейки. И чтобы нас, как Енота не напугал, тот кто живет в пруду, мы будем это делать красиво.
Читает воспитатель | Показывает логопед и следит за правильной артикуляцией детей. Детям раздает зеркала, у кого не получается |
Толстый плутишка приехал к нам в гости | надуваем щёки |
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости | втягиваем щёки. |
Мы все ему улыбнулись | губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), |
Поцеловать его мы все потянулись | губы тянутся вперёд. |
Утром проснулись – в улыбочку губы | снова широкая улыбка |
Чистили мы свои верхние зубы | широкий язык за верхними зубами |
Вправо и влево, внутри и снаружи | соответствующие движения широким языком |
С нижними зубками тоже мы дружим | (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). |
Губы сожмем мы, и рот прополощем | поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух |
И самоваром пыхтим, что есть мочи | одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы |
Блюдца поставим – положим блины | широкий язык лежит на нижней губе |
Блинчик жуем, завернем и прикусим | жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы |
Блинчик с вареньем малиновым вкусным | облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад |
Чашки поставим, чтоб чаю налить | широкий язык загибаем кверху чашечкой |
На нос подули – мы чай остудили | подуть с «чашечки» вверх |
Чаю попили – никто не обижен | «чашечка» двигается вперёд-назад |
Вкусный был завтрак – мы губки оближем | кончик языка облизывает губы по кругу |
Молодцы, нас ни кто не напугал, все тренировались хорошо. И ручеёк нам покажет волшебство, давайте выйдем в рощу (на середину ковра). Воспитатель, от имени ручейка: Вы пришли в мою разноцветную рощу за звуками, чтобы их услышать эти звуки надо превратиться в деревья, а чтобы звуки зазвучали, вам поможет ветер.
Шу-ши-ше, шу-ши-ше
Ты замри, пусти ту корни,
и в деревья обернись.
Ветер, ветер появись.
Характеристика звука «Ш». ( 6 мин.)
Воспитатель- Представьте, вы теперь деревья, встаньте поднимите руки вверх, руки –это веточки дубочков. Качайте руками из стороны в стороны произнесите звук ш-ш-ш-ш, затем тише качайте руками и тише говорите шш-ш-ш. Тише, тише ветер стихает, качайте руками медленно и тихо говорите ш-ш-ш-ш.
А теперь я расскажу, а вы показывайте, как правильно произносить звук [ш] и звук [ж]?
Губы округлены и выдвинуты вперед в форме «рожка». Зубы сближены друг к другу, но образуют щель. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним «жевательным» зубам Выдыхаемая струя воздуха какая? Ответ детей : теплая.
Произнесем все ШШШ.

- А если мы подключим голос то услышим звук Ж.
– Ребята, а звуки [ш] и [ж] какие они: гласные или согласные?
– Правильно, звуки [ш] и [ж] согласные, их нельзя петь, а вот какой из них звонкий, а какой глухой? Кто из них одевает наушники, а кто берет колокольчик?
- Правильно, глухой звук [ш], он любит наушники? А вот звук [ж] всегда с колокольчиком ходит.
-Приложите все руку к шее, скажем шшш…?
– В горлышке было тихо, голос одел наушники и песенку остальные не слышат.
- А если добавим голос? Правильно дрожит и получается сразу звук [ж]. Песенку громкую поет, горлышко дрожит
– Ребята, а теперь надо запомнить, что у звуков [ш] и [ж] есть особенность, они никогда не бывают мягкими, всегда твердые, как камень.
Какие мы только слышали и произносили звуки? Ответ: Ш и Ж.
- Вот, какие Вы молодцы, это и есть наши звуки чудесно рощи. А теперь, повернемся к полянке с дубочками. Тихо все скажем Ш-Ш-Ш, чтобы слышать звуки.
( на мольберте размещены деревья с синими и красными листочками, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)
-Вспомним, какие звуки живут на дубочке с красными листочками? (Гласные звуки).
- Какие звуки живут на дубочке с синими листочками? (Согласные твердые звуки).
- На какой дубочек мы поселим звуки [ш] и [ж]? (На синий, так как звуки «Ш» и «Ж» согласные, твёрдые и губы зубы и язык это преграды для теплого ветерка который мы выдыхаем ).
Фишкой какого цвета мы будем отмечать звуки [ш] и [ж]? ( фишками синего цвета).Поставьте фишку радом с домиком где живут, согласные звуки.
«Песенки поем»-элементы фонетической логоритмики (____мин)
Проговаривание слогов под музыку (Железновых) с показом символов.
Ребята, а звуки любят ходить к друг к другу в гости. И у них складные песенки получаются петь про что делают друзья вместе.
Вот возьми синий символ, ты будешь(мальчик) согласным звуком. А ты будешь гласным звуком( символ гласного – держит девочка). Два ребенка стоят с символами звуков синий круг и красный. Когда поются в песенке слоги пара поднимает символы вверх.
Ши – ши, как конфетки хороши. Шо – шо, мойте ручки хорошо. Шу-шу, я к столу вас приглашу. Ша - ша будем кушать не спеша.
Жа-жа, мы нашли в лесу ежа. Жу-жу дали яблоко ежу. Же-же съел он яблоко уже. Жи-жи, нам животик покажи.
Физкультминутка .(1 мин)
Воспитатель читает слова, логопед показывает движения.
Топай, девчушка, хлопай, мальчишка.
Приседай со мной, братишка!
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
Быстро встали, улыбнулись. Встали,
Выше-выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и песни спой..
Теперь стройся друг за другом и пойдемте гулять.(Идут под песенку мишка косолапый на стульчики к доске)
Дидактическая игра «Дорожки». (2 мин).
На фланеграфе дорожки с изображением символов (лежат рядом картинки)
Я показываю картинку и говорю, кто на ней нарисовано, а вы определяете какой звук звучит в этом слове, если звук [ш] я картинку ставлю на мольберте слева, если звук [ж] то справа. Посмотрите, кто собрался слева? Дети хором: птицы. Логопед: кто справа? Дети: « животные». Молодцы, теперь определим на каком месте стоят звуки Ж и Ш в этих словах. (называется слово ребенок выходит из круга называет звук, в каком месте он находится и показывает указкой на место).
Картинки журавль, жаворонок, чиж, стиж, мишка, лошадка, мартышка, шимпанзе, шиншилла(здесь два звука поставим ее между дорожками первой и второй.).
Воспитатель или логопед. Какие молодцы. Справились с заданиями, а загадки умеете отгадывать?
14.. Синтез слова МЫШИ.(2 мин)
- А теперь отгадайте загадку.
Кто за стенкой там шуршит,
Тонким голосом пищит.
Сыр от них не утоишь
Там живут наверно… (мыши)
А теперь давайте разгадаем загадку слова МЫШИ. Какие там спрятались звуки. Отгаданный звук отметим фишками. Что у нас получилось? Слово Мыши, Кто сможет прочитать красиво, остальные внимательно слушают. Читай и указкой показывай на символы звуков. Мыши




Молодцы, а теперь мне спать пора, пойду спать в берлогу, увидимся весной!
Пальчиковая гимнастика (1 мин.). Ёжик.(проводит воспитатель, логопед готовит рисование)
А кто еще зимой ложится спать? Лягушки, ежики. Давайте ежика тоже спать уложим.
Проводит воспитатель.
- Возьмите мячики, мы поиграем. 
8. Рисование (2мин) .
Заштриховать ежика. Сели ровно

Определение позиции звуков [ш] и [ж] в слове.
Итог (1 мин)
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Какой звук Ш? Согласный, твердый, глухой.
-Какой звук Ж? Согласный, твердый, звонкий.
- В какие игры играли? Понравилось.
Оценка речевой деятельности - Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. Вы молодцы и умницы.



