« Интегрированный подход в начальной школе как основа формирования и развития функциональной грамотности на примере урока
литературного чтения ».
Миронович Светлана Яковлевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»
г.Улан – Удэ, Республика Бурятия
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий .
Умение понимать, анализировать и использовать информацию
Функциональная грамотная личность – это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества.
Базовый навык функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность
Читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать в письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач.
Интегрированный урок
Современный урок литературного чтения , направленный на формирование метапредметных и личностных результатов – это в первую очередь интегрированный урок
Интеграция в образовании – неотъемлемая черта времени, одна из сторон социокультурного развития общества. «На нынешнем этапе развития образовательных систем, - писал академик З.Е. Гельман, - идея интеграции - это не просто методический прием. Это методологический принцип, своего рода краеугольный камень образования XXI века».
Младшие школьники по природе своей схватывают явления действительности целостно, их мышление «интегративно», школа же, расчленяя мир на «предметы», в некоторой степени идет в разрез указанной интенции детей.
Основной целью интеграции в образовании является формирование у младших школьников системности знаний как средства целостного восприятия мира и условия дальнейшего образования и самообразования .
Урок литературного чтения – особый урок
Главным результатом интегрированного урока является изменение внутри человека
Применяя элементы технологии на уроках литературного чтения , ребенок учится преобразовательной деятельности по созданию материального продукта через духовное восприятие литературного произведения. «Не из обычных людей
Тот, которого манит
Дерево без цветов». Оницура
Интегрированное обучение позволяет показать учащимся мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства.
Этапы урока Суриков И.З. В ночном
1. Организационный этап
Цель: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьников в учебную деятельность.
2. Мотивация к деятельности: актуализация знаний - создание ситуации успеха
Цель: создание мотивационной ситуации для формирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока.
Этапы урока
3 . Учебно-познавательна я деятельность. Формирование темы и цели урока. Постановка задач
Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений, создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний.
Этапы урока
4. Решение учебной практической задачи
Алгоритм работы над произведением
- Подготовка к первичному восприятию текста
Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения
- Первичное восприятие текста
Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению
- Проверка первичного восприятия текста
Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста
Этапы урока
- Мотивация перечитывания и анализа произведения
Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе.
Цель: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения
- Обобщение результатов анализа произведения
Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.
Этапы урока
5. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности
Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха.
Этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе
1 класс : учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
3-4 классы : учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
2 класс : учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
Интеграция предметов в современной школе - это реальная потребность времени и необходима всем, кто заинтересован в формировании функционально грамотной личности.
Учитель , его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать .
И.Г.Песталоцци : «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».