Интегрированный урок-квест как средство формирования метапредметных результатов
у учащихся
Лукьянова А.Ю.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «МБОУ СОШ №24»
Кемеровская область Таштагольский район пгт. Каз
Аннотация:
Данная статья основана на результатах авторского исследования практического применения в образовательном процессе интегрированных уроков-квестов. Автором были выделены основные особенности представленной технологии. Как показал эксперимент, она может использоваться как средство достижения метапредметных результатов у учащихся. Интересный сюжет «путешествия» направлен на формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД. Данные уроки помогают детям активизировать мыслительную деятельность, творческую активность, коммуникативные умения, формировать навыки целеполагания, поиска и анализа необходимой информации. Более того, элемент интеграции представляет учащимся целостную картину мира с помощью использования ими знаний из разных учебных дисциплин. В результате формируется неординарная творческая личность, в которой нуждается современное общество.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на сегодняшний день главной задачей обучения является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечили бы обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым предметом, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации. [3]
Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Однако самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени. В связи с этим необходимо введение интеграции предметов в систему образования, которое позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. [1]
Зачастую на своих уроках учителя сталкиваются со следующими трудностями:
- учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут;
- учащиеся испытывают трудности при самостоятельной постановке целей и учебных задач;
- учащиеся испытывают трудности в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач;
- неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации
- учащиеся испытывают проблемы с выделением главного, систематизацией и представлением информации;
- у учащихся возникает непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо.
Вследствие этого ребенок перестает выполнять задания, теряется интерес к предмету, снижается качество знаний по предмету. Все это приводит к состоянию психологического дискомфорта учащегося и снижению мотивации к изучению предмета. В этой ситуации педагогу необходимо:
- создать психологически комфортную атмосферу, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД);
- создать условия для максимального раскрытия личности каждого ребенка;
- показать возможное применение полученных знаний и умений в изучении других предметов, в каких-либо жизненных ситуациях;
- формировать метапредметные результаты.
Решение данных задач требует от учителя совершенствование имеющихся знаний, поиск новых форм и технологий организации образовательного процесса, которые обеспечивают системно-деятельностный подход и способствуют достижению метапредметных результатов. Метапредметные результаты представляют собой сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного обучения и оперирования информацией. Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении. Метапредметный результат помогает учащимся в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а, следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий. Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть мощный поток информации, решающие проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие.
В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций. [2]
Изучив большой спектр современных методов и технологий, имеющихся в арсенале учителей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной, отвечающей современным требованиям стандарта, будет внедрение в процесс обучения интегрированного урока-квеста. Данная образовательная форма создает условия для формирования и совершенствования у учащихся метапредметных компетенций через интеграцию и интерактивное «путешествие» по изучаемым темам предмета/предметов.
Рассмотрим основные особенности интегрированного урока-квеста:
- повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно;
- рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез;
- показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
- правильный отбор и структурирование содержания интегрированных уроков-квестов приводит к новой организованной структуре учебного процесса и к будущей самообразовательной работе учащихся;
- приобретаемые знания и навыки дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей;
- развитие логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности.
- проявление учащимися своих жизненных и реальных знаний;
- включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность;
- развитие коммуникативных умений выслушивание мнения другого, взвешивание и оценивание различных точек зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывание совместных решений;
- активизация учебного процесса, привлечение внимания к предмету, чтобы учащиеся могли применить свои творческие способности, навыки самостоятельной работы и взаимопомощи в коллективной групповой работе.
Таким образом, интегрированный урок-квест – это урок, процесс обучения в котором происходит в виде «путешествия», в котором решается проблемная ситуация путем поэтапного поиска и выделения необходимой информации, необходимой для успешного прохождения и освоения учебной темы, объединяющей несколько дисциплин.
Чтобы подтвердить данное определение на практике и показать эффективность данной технологии был проведен эксперимент в МБОУ СОШ №24, в эксперименте приняли участие 29 учащихся 5–ого класса. Выбор данной возрастной категории обусловлен тем, что для учителей-предметников пятиклассники являются особым «чистым» листом, которые перешли из начальной школы на новый этап своей учебной деятельности. На данном этапе учащиеся сталкиваются с проблемой адаптации, с увеличением количества учебных предметов, с усложнением метапредметных результатов, предъявляемых к данной возрастной категории. Поэтому эффективнее начинать использовать различные приемы и технологии, направленные на формирование у детей метапредметных результатов. Мониторинг сформированности данных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса через представленную нами технологию интегрированного урока-квеста.
Для проведения мониторинга была создана экспертная комиссия из педагогов МБОУ СОШ №24. На этапе диагностирования уровня сформированности метапредметных результатов учителя-эксперты посещали уроки, проводимые в 5-х классах, по итогам которых были составлены карты наблюдения. В данных картах комиссия фиксировала навыки владения регулятивными, познавательными и коммуникативными УУД. Также учащиеся написали проверочную работу по выявлению навыков владения УУД метапредметного блока.
В ходе наблюдения экспертная комиссия заполняла адаптационные карты к методике Э.М. Александровской и Ст. Громбах. После обработки всех материалов и оценочных карт были выявлены следующие результаты:
Класс | Метапредметные результаты |
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
| Наблюдение | Проверочная работа | Наблюдение | Проверочная работа | Наблюдение | Проверочная работа |
5 А | Низк. – 60% Средн. – 32% Высок. – 8% | Низк. – 55% Средн. – 40% Высок. – 5% | Низк. – 58% Средн. – 35% Высок. – 7% | Низк.- 59% Средн. – 35% Высок. – 6% | Низк. – 54% Средн. – 39% Высок. – 7% | Низк. – 56% Средн. – 38% Высок. – 6% |
5 Б | Низк. – 57% Средн. – 34% Высок. – 9% | Низк. – 59% Средн. – 34% Высок. – 7% | Низк. – 56% Средн. – 36% Высок. – 8% | Низк. – 55% Средн. – 39% Высок. - 4% | Низк. – 52% Средн. – 40% Высок. – 8% | Низк. – 54% Средн. – 39% Высок. – 7% |
По результатам исследования первоначальных метапредметных показателей у учащихся экспериментальных классов видно, что большинство детей имеет низкие показатели, меньшинство – средние и лишь единицы продемонстрировали высокие результаты формирования метапредметных компетенций.
Основываясь на данные наблюдательных карт и результаты проверочных работ, нами были выявлены слабые и проблемные зоны, препятствующие сформированности у обучающихся коммуникативных, регулятивных и коммуникативных УУД.
По регулятивным УУД в основном у учащихся наблюдается неумение работать с предложенной информацией, определение наиболее рациональных способов выполнения изделия. Познавательные УУД у большинства учащихся на среднем уровне, дети не знают законов композиции, выбора наиболее эффективных способов решения задачи, не проявляют оригинальности. По коммуникативным УУД учащиеся в основном не умеют находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, выражать свои мысли устно, были застенчивы.
Для увеличения представленных показателей нами были внедрены интегрированные уроки-квесты в процесс обучения учащихся 5 –х классов. Сначала учителя-предметники использовали элементы интегрированного квеста на некоторых этапах урока, затем постепенно перешли на полноценные интегрированные уроки-квесты и даже серии уроков-квестов. Спустя месяц мониторинговая комиссия провела повторную диагностику. Согласно результатам диагностических карт и проверочных работ результаты улучшились:
Класс | Метапредметные результаты |
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
| Наблюдение | Проверочная работа | Наблюдение | Проверочная работа | Наблюдение | Проверочная работа |
5 А | Низк. – 56% Средн. – 34 % Высок. – 10% | Низк. – 53% Средн. – 35% Высок. – 8% | Низк. – 54% Средн. – 38% Высок. – 8% | Низк.- 55% Средн. – 38% Высок. – 7% | Низк. – 51% Средн. – 40% Высок. – 9% | Низк. – 53% Средн. – 39% Высок. – 8% |
5 Б | Низк. – 53% Средн. – 35% Высок. – 12% | Низк. – 54% Средн. – 37% Высок. – 9% | Низк. – 53% Средн. – 37% Высок. – 10% | Низк. – 54% Средн. – 39% Высок. - 7% | Низк. – 50% Средн. – 39% Высок. – 11% | Низк. – 52% Средн. – 39% Высок. – 9% |
Экспертной комиссией было отмечено, что учащиеся в ходе интегрированного урока-квеста сохраняют концентрацию внимания на продолжительное время, заметно повысилась мотивация к процессу обучения. Гораздо большее количество учащихся стало осознавать, что и как необходимо делать в процессе решения практической задачи урока, а также благодаря интересному сюжету урока учатся навыком целеполагания (т.е. ставят учебные задачи и формируют проблему урока). Коллективная работа и соревновательный дух «разбудили» пассивных учащихся, они активизировали свою мыслительную деятельность в ходе работы в группе, благодаря этому у данных учащихся отмечается повышение уровня познавательных процессов и большая усваиваемость учебного материала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология использования интегрированных уроков-квестов позволяет повысить уровень метапредметных результатов, учит детей использовать знания и навыки из смежных дисциплин. Более того, необходимо отметить, что в процессе «путешествия» формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.
Решая различные задачи в ходе прохождения квеста, у учащихся развиваются творческие способности обучающихся. Через интересные и сюжетные задания интегрированные уроки-квесты помогают улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Список литературы:
Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 113-115. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7921/
Трубинова Е. А. Формирование метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 496-498. — URL https://moluch.ru/archive/141/39609/
Шаймарданова О. А., Гаврилова Е. М. Организация системно-деятельностного подхода средствами технологии веб квеста на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 387-389. — URL https://moluch.ru/archive/120/33300/