Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ольховская средняя школа»
Ольховского муниципального района Волгоградской области
(МБОУ «Ольховская СШ»)
Интегрированный урок литературного чтения и музыки.
Учитель начальных классов:
Сорокина Н.И.
2017-2018 учебный год
Класс : 3 (программа 1-4)
УМК: «Школа России»
Тип урока: получение нового знания
Тема урока: Средства выразительности в литературе и музыке. М.Ю. Лермонтов «Осень» .
Оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютер; монитор; доска; презентация; учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение 3 класс» 1 часть; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся, фонохрестоматия Е.С.Криткская.
Цель урока: продолжитьзнакомство учащихся с биографией М.Ю.Лермонтова и его творчеством через стихотворение «Осень». Закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально-образный тон произведения.
Задачи урока (УУД):
Образовательные: познакомить со стихотворением «Осень» и помочь учащимся понять основную мысль этого произведения. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения, определять средства выразительности речи, отображающие красоту природы, читать стихотворение наизусть (по выбору). Определять настроение лирического стихотворения.
Развивающие: учить учащихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, наблюдать за словом, его многозначностью, красотой, незаменимостью; формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;способствовать развитию у учащихся художественной речи, логического и образного мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, чувственно-эмоциональной сферы;
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся и культуру чтения, речи; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, литературного чтения; воспитание любви к природе и культуры общения;воспитывать культуру чтения, речи, общения друг с другом, с книгой, учить видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.
План урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
3. Анализ музыкального произведения романс на слова М.Ю. Лермонтова «Утес»: музыкальные средства выразительности.
4.Объявление темы урока. Целевая установка.
5. Прослушивание стихотворения. Презентация «Осень» М. Ю. Лермонтова под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня»
6. Первичное чтение стихотворения («цепочкой»).
7. Словарная работа (индивидуальные карточки, работа со словарём).
8. Чтение стихотворения детьми вслух.
9. Анализ произведения (опора на картины, иллюстрации с изображением осени).
10. Вторичное чтение стихотворения.
11.Физминутка «Осенняя прогулка».
12.Дидактическая игра «Сочини мелодию» с использованием комплекса музыкальных выразительных средств на стихотворение «Осень» М.Ю. Лермонтова.
13.Итог.
15.Рефлексия.«Дары осени». Домашнее задание. Оценив
Ход урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Мы рады приветствовать всех гостей на уроке литературного чтения и искусства.
Сегодня прекрасный день. Мне хочется узнать , что необычного и интересного вы увидели по дороге в школу?
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
а) Беседа:
- С творчеством, какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?
-Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова?
- С какими произведениями М. Ю. Лермонтова мы познакомились?
б) Выразительное чтение учащимися стихотворений «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес» наизусть.
в) Обобщение:
-Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворения «Утес»?
Какое настроение у вас возникает при чтении стихотворения «Утес»?
Анализ музыкального произведения О.Кузмичевой «Утес»: отражение характера с помощью средств музыкальной выразительности.
-Сегодня, среди осени у нас распустился волшебный цветок, который мы как называем? (цветик-семицветик) Этот цветок переносит нас в мир музыки, где правят средства музыкальной выразительности. Давайте назовем их. (мелодия, ритм, темп, лад, регистр, динамика, тембр)
- У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Если поэт, сочиняя стихи , говорит снами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. А композитор использует язык звуков, пользуясь средствами музыки.
- Вы так выразительно читали стихотворение «Утес». А можете себе представить, каким может быть музыкальное произведение на это стихотворение?
- Сейчас мы послушаем песню «Утес», композитором и исполнителем, которой является О.Кузмичева. Слушая, делаем анализ произведения в тетрадях.
(слушанье и анализ произведения)
- Сохранилось ли настроение стихотворения? Какими средствами музыкальной выразительности был передан образ Утеса-великана? (мелодия - волнистый, лад-мажор, минор, ритм – ровный, темп – уверенный, регистр _ средний, тембр – сопрано в сопровождении фортепьяно, динамика – умеренно громко) - Понравилась вам песня?
4. Объявление темы урока. Целевая установка.
- Мы продолжаем знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова. Что интересного узнали о жизни М.Ю. Лермонтова?
А теперь нас ждет знакомство со стихотворением М.Ю.Лермонтова, которое называется…, а как вы узнаете, если отгадаете загадку:
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что это за время года? Дайтеправильный ответ!
(Поздняя осень).
-Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Ученики: М. Ю. Лермонтов «Осень».
- Научиться выразительно, читать стихотворение, следить за настроением лирического героя, будем учиться наблюдать за словом, его красотой, многозначностью, незаменимостью, будем учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения и отстаивать её, и используя средства музыкальной выразительности, анализировать музыкальный материал.
5. Прослушивание стихотворения.
Это стихотворение было написано Лермонтовым в 14лет. Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже, несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию.
Попытайтесь при чтении стихотворения представить картину описываемого. Может быть, вас что-то заставит задуматься, переживать или что-то удивит вас.
6. Первичное чтение стихотворения («цепочкой»).
7. Словарная работа (индивидуальные карточки, работа со словарём).
Учащиеся работают в тетради. Игра «Словарная мозаика».(На карточках записаны слова.Учащиеся пытаются самостоятельно дать им объяснение с помощью дополнительных карточек).
Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении?
БОР - хвойный лес.
ПОНИКШИ – от слова “никнуть”, т.е. опускаться, пригибаться, становиться вялым, бессильным.
ПАХАРЬ – человек, который пашет землю, взрыхляет почву (иллюстрация).
ПОНЕВОЛЕ – вопреки желанию, не зависимо от него.
ТУСКЛЫЙ – малопрозрачный, мутный, матовый, не блестящий, слабый, не яркий, безжизненный, невыразительный.
8.Чтение стихотворения детьми вслух.
- Постарайтесь прочитать стихотворение так, как бы прочитал стихотворение сам Лермонтов.
- Как вы думаете, кому лучше удалось передать мысли и гамму чувств Лермонтова при чтении стихотворения?
- Кому удалось увидеть и прочувствовать красоту природы, которую видел поэт?
- Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении “Осень”? (Картины тихо увядающей природы.)
- Что, по вашему мнению, хотел показать поэт, создавая это произведение?
- С каким лирическим героем мы встречаемся здесь?
- Как вы думаете, какие чувства переживал поэт, создавая эту картину природы?
- Люди, какой профессии могут помочь нам легче представить картину описываемого при чтении стихотворения?
(художники-иллюстраторы - работники живописи, имеющие художественный вкус)
- Что на ваш взгляд можно изобразить на иллюстрации к данному произведению?
- Какие краски будут преобладать в вашей картине и почему?
9. Анализ произведения (опора на картины, иллюстрации с изображением осени).
- Стихотворение Лермонтова, рисует как бы обобщенную картину осенней поры, включающую в себя и пейзаж, и жизнь зверей, и настроение людей.
- Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам, анализировать слова и выражения.
а)Найдите 1 строфу. Прочитайте её.
- Какие признаки осени здесь показаны? (пожелтели листья, летят, кружатся)
- Что чему противопоставляется? (жёлтый цвет - зелёному, радость листьев – унынию елей)
- Для чего на ваш взгляд Лермонтов это делает? (сопоставляются краски времён года и настроение природы).
- Чему рады листья?
- Что произошло с елями?
- Почему они поникли?
- Что это значит?
Вывод:Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели, зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. В первой строфе показан момент расставания между природой, а также человека с летней природой.
б) Найдите и прочитайте 2 строфу.
- О ком идёт речь в данных строках стихотворения?
- Подумайте и выскажите свои предположения, почему пахарь не любит отдыхать там, где любил отдыхать летом? (Нет той листвы, которая давала прохладу, тень, укрытие, красоту, спокойствие).
в) Найдите и прочитайте 3 строфу.
- О ком упоминает Лермонтов в этом четверостишье?
- Как вы думаете, почему он вспоминает и о животных? (Им тоже приходится нелегко: и полакомиться сложнее и спрятаться негде, т.к. всё становится голым)
- Возможно, кто-то заметил, что Лермонтов показывает нам смену суток в данном стихотворении, а каких?
В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.
- Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой?
- Чтобы передать настроение и донести свои мысли читателям поэты используют различные средства выразительности. Давайте их вспомним. (Метафора, олицетворение, эпитеты.)
10. Работа в группах.
- Выберите средства выразительности и соедините их с подходящими строчками.
Ели зелень мрачную хранят… | | Метафора |
Поле серебрит… | Олицетворение |
Нависшая скала… | |
Месяц сквозь туман серебрит… |
Листья летят и кружат… | Эпитет |
Поникшие ели… | |
10. Вторичное чтение стихотворения.(4 мин.)
Стихотворение Лермонтова “Осень” поначалу кажется печальным.
- Но, вчитываясь в стихотворение, вскоре понимаешь, что не грустное чувство удручённости хотел выразить автор, а совсем иное.
- Да, лето закончилось. Но пришла пора отдыха, а не уныния.
Нет в стихотворении безысходности. Поэт рассказывает о естественных изменениях в природе. Осень не будет длиться вечно. Все пойдёт своим чередом. Да и осень не так ужасна. Ночной осенний туман рассеивается днём, и что мы видим?
Мы видим яркие краски осени: желтизну листьев, подобных кусочкам летнего солнышка, зелень елей.
Ребята, люди каких творческих профессий помогут нам легче представить нам картину описываемого при чтении стихотворения? (Художники, композиторы.)
Стихотворение, с которым мы сегодня познакомились, спокойное, интонация только повествовательная. Автор наблюдателен и точен.
11.Разминка «Осенняя прогулка». Исполнение песни «Осень» музыка и слова З.Роот
- Ребята, вы столько уже говорили о красоте осенней природы, что, думаю, пришло время нам послушать звуки осени. Предлагаю совершить небольшую прогулку . Хотите? Итак – разминка.
12. Дидактическая игра «Сочини мелодию
- Вы уже отмечали, что М.Ю. не только выдающийся писатель, поэт, но и художник. А еще, ребята, Лермонтов – один из самых музыкальных русских писателей. С первых шагов его короткой, тревожной жизни музыкальные образы и впечатления прочно овладели его сознанием. Многие композиторы брали стихи Лермонтова и писали музыку к ним. Например, на короткое стихотворение «Горные вершины» написали музыку свыше 40 композиторов, что говорит о большой популярности композитора.
- Мы вновь возвращаемся к стихотворению, с которым мы сегодня познакомились. Как оно называется? Осень.
- Как ни странно , но это стихотворение не было использовано композиторами для сочинения музыки. Может потому что темы осени много у других поэтов. Как вы считаете, легко ли быть композитором? Чтобы сочинить мелодию надо любить природу, уметь наблюдать, слушать звуки природы.
- Я предлагаю сейчас вам стать композиторами и сочинить свою мелодию на стихотворение «Осень». Устно. Конечно, не обойтись здесь без средств выразительности. Ведь так? Главное, так передать настроение, чтобы всем запомнилось ваше исполнение.
-Вы работаете группами. Можете предлагать свои варианты исполнения или по отдельности или коллективно.
13. Прослушивание.
14. Итог урока.
Сегодня мы соприкоснулись с вами с миром искусства , где царили литература и музыка. Ни литература, ни музыка не смогут обойтись без средств выразительности. Писатель создает мир своего художественного произведения с помощью слов, используя для живописания средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты и др.) Композитор использует средства музыкальной выразительности – лад, тембр, динамику, темп. и т.д.
- С помощью этих средств литературные и музыкальные произведения получаются ярче. Эмоциональнее, красочнее. Только они способны донести до человека тонкие нюансы мыслей и образов.
15. Рефлексия «Дары осени». Оценивание. Домашнее задание. (3 мин)
- А теперь поделитесь своим впечатлением от урока.
Красное яблоко – все хорошо понял(а), мне было интересно.
Желтое яблоко – было трудно, но интересно.
Зеленое яблоко не было желания работать. (На доске нарисована яблоня без плодов и листьев. Дети берут половинки яблок , обмакивают их в краску нужного цвета и делают оттиск на ветвях яблони.)
- Хочется отметить ребят, которые отлично и хорошо работали на уроке.
Д/З
1.Вам предоставляется возможность побывать в роли художника-оформителя и нарисовать образ осени, которую представили вы, читая это произведении.
2.Выучить или научиться выразительно, читать это стихотворение.
3.Попытаться придумать своё четверостишье об осени (по желанию).
Заключение.
- Захотелось ли вам познакомиться с другими произведениями М.Ю. Лермонтова, прослушать музыкальные произведения , написанные на его стихи?
- А сколько интересных встреч с произведениями Лермонтова вас жжет впереди!
- Наш урок окончен, Спасибо за работу.